Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектр (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База: КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125».
Выборка: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройством аутистического спектра 13
1.3. Развитие коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра в соответствие с программой обучения 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 27
2.1. Организация экспериментального исследования 27
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 30
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42
База: КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125».
Выборка: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройством аутистического спектра 13
1.3. Развитие коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра в соответствие с программой обучения 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 27
2.1. Организация экспериментального исследования 27
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 30
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42
Расстройства аутистического спектра представляют собой нарушения детского психического развития, в клинической картине которых искажение коммуникативных функций сочетается с нарушением когнитивной сферы, воображения и наличием стереотипных форм поведения. Представляются сложности в развитии коммуникативных навыков, проявление которых характеризуется недоразвитой или полностью отсутствующей разговорной и письменной речи, избеганием собеседника, неспособностью поддержания разговора и его инициации, напряженностью во время коммуникации, являются одним из препятствий успешной адаптации.
Анализ исследований, посвященных проблемам развития детей с РАС, показывает, что нарушения коммуникации при аутистических расстройствах проявляются в раннем детском возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Диапазон нарушений коммуникативного развития детей с РАС очень широк. Как правило, наблюдаются повреждения в формировании коммуникативных умений.
С точки зрения педагогов и психологов коммуникативные навыки детей с РАС являются значимым фактором личностного созревания и готовности ребенка старшего дошкольного возраста к дальнейшему вхождению в школьную жизнь (С.В. Архипова, Б. Беттельхейм, Д.В. Бузмакова, Ю.В. Подун и др.). Дети с РАС не владеют средствами коммуникации со сверстниками, кроме того, общение с другим человеком не мотивирует их к установлению контакта, поддержанию длительности взаимодействия осваивают коммуникативные эталоны и способы социального реагирования. Все сторонние искажения, возникающие при расстройствах аутистического спектра на разных этапах онтогенеза, нарушают последовательное и полное формирование коммуникации, препятствуют освоению моделей коммуникативного поведения, тем самым ограничивая возможности ребенка в способах переживания социального опыта.
В отечественной дефектологии и специальной психологии достаточно подробно описано клиническое состояние детей, страдающих расстройством аутистического спектра, дана характеристика специфических особенностей речи и общения таких детей (В.В. Васина, Т.К. Игнатова, И.А. Конева и др.). В тоже время отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных навыков. Описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом (А.Н. Кудинова, И.В. Леонова, О.С. Никольская и др.). В связи с этим возникает необходимость в подборе методов оценки уровня сформированности коммуникативного поведения, разработке и экспериментальной проверке дифференцированной системы педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с растройством аутистического спектра.
Объект исследования: коммуникативное поведение дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования коммуникативного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования коммуникативного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– выявить особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– изучить психолого-педагогическую характеристику детей с расстройством аутистического спектра;
– рассмотреть развитие коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра в соответствие с программой обучения;
– установить особенности и уровень сформированности коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125». Экспериментальная выборка составила 4 человека из числа детей старшего дошкольного возраста.
Анализ исследований, посвященных проблемам развития детей с РАС, показывает, что нарушения коммуникации при аутистических расстройствах проявляются в раннем детском возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Диапазон нарушений коммуникативного развития детей с РАС очень широк. Как правило, наблюдаются повреждения в формировании коммуникативных умений.
С точки зрения педагогов и психологов коммуникативные навыки детей с РАС являются значимым фактором личностного созревания и готовности ребенка старшего дошкольного возраста к дальнейшему вхождению в школьную жизнь (С.В. Архипова, Б. Беттельхейм, Д.В. Бузмакова, Ю.В. Подун и др.). Дети с РАС не владеют средствами коммуникации со сверстниками, кроме того, общение с другим человеком не мотивирует их к установлению контакта, поддержанию длительности взаимодействия осваивают коммуникативные эталоны и способы социального реагирования. Все сторонние искажения, возникающие при расстройствах аутистического спектра на разных этапах онтогенеза, нарушают последовательное и полное формирование коммуникации, препятствуют освоению моделей коммуникативного поведения, тем самым ограничивая возможности ребенка в способах переживания социального опыта.
В отечественной дефектологии и специальной психологии достаточно подробно описано клиническое состояние детей, страдающих расстройством аутистического спектра, дана характеристика специфических особенностей речи и общения таких детей (В.В. Васина, Т.К. Игнатова, И.А. Конева и др.). В тоже время отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных навыков. Описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом (А.Н. Кудинова, И.В. Леонова, О.С. Никольская и др.). В связи с этим возникает необходимость в подборе методов оценки уровня сформированности коммуникативного поведения, разработке и экспериментальной проверке дифференцированной системы педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с растройством аутистического спектра.
Объект исследования: коммуникативное поведение дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования коммуникативного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования коммуникативного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– выявить особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– изучить психолого-педагогическую характеристику детей с расстройством аутистического спектра;
– рассмотреть развитие коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра в соответствие с программой обучения;
– установить особенности и уровень сформированности коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125». Экспериментальная выборка составила 4 человека из числа детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативного поведения детей с расстройствами аутистического спектра можно сделать, вывод, что у детей данной группы нарушение средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, что затрудняет межличностное взаимодействие, негативно отражается на развитии ребенка.
Коммуникативные нарушения у детей дошкольного возраста с РАС имеют особенности: трудности в установлении контакта с окружающими, снижение потребности в общении, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, несформированность форм коммуникации, низкая речевая активность.
Результаты диагностической работы позволили заключить, что коммуникативное поведение старших дошкольников с РАС сформировано на низком уровне: все четверо старших дошкольников с РАС (Сабина, Ольга, Максим и Сергей) имеют низкий уровень развития коммуникативной сферы по методике «Коммуникация» Т.А. Фотековой; 4 старших дошкольников с РАС имеют низкий уровень коммуникативного взаимодействия по методике «Коммуникативное взаимодействие» М.И. Лисиной; 4 старших дошкольников с РАС имеют низкий уровень развития связной речи по методике «Обследование связной речи детей старшего дошкольного возраста с РАС» В.П. Глухова. У детей дошкольного возраста с РАС отмечаются такие особенности, как негативизм по отношению к речевому общению, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной и коммуникативной деятельности, недоразвитость эмоционально-волевой сферы.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Коммуникативные нарушения у детей дошкольного возраста с РАС имеют особенности: трудности в установлении контакта с окружающими, снижение потребности в общении, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, несформированность форм коммуникации, низкая речевая активность.
Результаты диагностической работы позволили заключить, что коммуникативное поведение старших дошкольников с РАС сформировано на низком уровне: все четверо старших дошкольников с РАС (Сабина, Ольга, Максим и Сергей) имеют низкий уровень развития коммуникативной сферы по методике «Коммуникация» Т.А. Фотековой; 4 старших дошкольников с РАС имеют низкий уровень коммуникативного взаимодействия по методике «Коммуникативное взаимодействие» М.И. Лисиной; 4 старших дошкольников с РАС имеют низкий уровень развития связной речи по методике «Обследование связной речи детей старшего дошкольного возраста с РАС» В.П. Глухова. У детей дошкольного возраста с РАС отмечаются такие особенности, как негативизм по отношению к речевому общению, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной и коммуникативной деятельности, недоразвитость эмоционально-волевой сферы.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования способности к коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



