Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектр (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)

Работа №122446

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы48
Год сдачи2023
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База: КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125».
Выборка: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройством аутистического спектра 13
1.3. Развитие коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра в соответствие с программой обучения 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 27
2.1. Организация экспериментального исследования 27
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра 30
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 42

Расстройства аутистического спектра представляют собой нарушения детского психического развития, в клинической картине которых искажение коммуникативных функций сочетается с нарушением когнитивной сферы, воображения и наличием стереотипных форм поведения. Представляются сложности в развитии коммуникативных навыков, проявление которых характеризуется недоразвитой или полностью отсутствующей разговорной и письменной речи, избеганием собеседника, неспособностью поддержания разговора и его инициации, напряженностью во время коммуникации, являются одним из препятствий успешной адаптации.
Анализ исследований, посвященных проблемам развития детей с РАС, показывает, что нарушения коммуникации при аутистических расстройствах проявляются в раннем детском возрасте и сохраняются на протяжении всей жизни человека. Диапазон нарушений коммуникативного развития детей с РАС очень широк. Как правило, наблюдаются повреждения в формировании коммуникативных умений.
С точки зрения педагогов и психологов коммуникативные навыки детей с РАС являются значимым фактором личностного созревания и готовности ребенка старшего дошкольного возраста к дальнейшему вхождению в школьную жизнь (С.В. Архипова, Б. Беттельхейм, Д.В. Бузмакова, Ю.В. Подун и др.). Дети с РАС не владеют средствами коммуникации со сверстниками, кроме того, общение с другим человеком не мотивирует их к установлению контакта, поддержанию длительности взаимодействия осваивают коммуникативные эталоны и способы социального реагирования. Все сторонние искажения, возникающие при расстройствах аутистического спектра на разных этапах онтогенеза, нарушают последовательное и полное формирование коммуникации, препятствуют освоению моделей коммуникативного поведения, тем самым ограничивая возможности ребенка в способах переживания социального опыта.
В отечественной дефектологии и специальной психологии достаточно подробно описано клиническое состояние детей, страдающих расстройством аутистического спектра, дана характеристика специфических особенностей речи и общения таких детей (В.В. Васина, Т.К. Игнатова, И.А. Конева и др.). В тоже время отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных навыков. Описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом (А.Н. Кудинова, И.В. Леонова, О.С. Никольская и др.). В связи с этим возникает необходимость в подборе методов оценки уровня сформированности коммуникативного поведения, разработке и экспериментальной проверке дифференцированной системы педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с растройством аутистического спектра.
Объект исследования: коммуникативное поведение дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования коммуникативного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования коммуникативного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– выявить особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– изучить психолого-педагогическую характеристику детей с расстройством аутистического спектра;
– рассмотреть развитие коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра в соответствие с программой обучения;
– установить особенности и уровень сформированности коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 125». Экспериментальная выборка составила 4 человека из числа детей старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативного поведения детей с расстройствами аутистического спектра можно сделать, вывод, что у детей данной группы нарушение средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, что затрудняет межличностное взаимодействие, негативно отражается на развитии ребенка.
Коммуникативные нарушения у детей дошкольного возраста с РАС имеют особенности: трудности в установлении контакта с окружающими, снижение потребности в общении, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм, несформированность форм коммуникации, низкая речевая активность.
Результаты диагностической работы позволили заключить, что коммуникативное поведение старших дошкольников с РАС сформировано на низком уровне: все четверо старших дошкольников с РАС (Сабина, Ольга, Максим и Сергей) имеют низкий уровень развития коммуникативной сферы по методике «Коммуникация» Т.А. Фотековой; 4 старших дошкольников с РАС имеют низкий уровень коммуникативного взаимодействия по методике «Коммуникативное взаимодействие» М.И. Лисиной; 4 старших дошкольников с РАС имеют низкий уровень развития связной речи по методике «Обследование связной речи детей старшего дошкольного возраста с РАС» В.П. Глухова. У детей дошкольного возраста с РАС отмечаются такие особенности, как негативизм по отношению к речевому общению, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной и коммуникативной деятельности, недоразвитость эмоционально-волевой сферы.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Е. Алексеева. – М.: Юрайт, 2020. – 196 с.
2. Алиева, А.А. Комплексный подход формирования речевой коммуникации у дошкольников с РАС [Текст] / А.А. Алиева // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 9. – С. 28-31.
3. Архипова, С.В. Особенности актуального развития дошкольников с расстройством аутистического спектра [Текст] / С.В. Архипова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 14-18.
4. Беттельхейм, Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я [Текст] / Б. Беттельхейм. – М.: Академический Проект: Традиция, 2014. – 783 с.
5. Бузмакова, Д.В. Особенности нарушений поведения детей с аутизмом [Текст] / Д.В. Бузмакова // Вопросы педагогики. – 2016. – № 10. – С. 10-14.
6. Васина, В.В. Психологические аспекты социализации дошкольников с РАС [Текст] / В.В. Васина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-2. – С. 411-414.
7. Васина, В.В. Фасилитация динамики развития социального взаимодействия у дошкольников с РАС [Текст] / В.В. Васина // Инклюзия в образовании. – 2021. – Т. 6. – № 2 (22). – С. 57-69.
8. Евтушенко, И.В. Особенности процесса формирования вербальной коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И.В. Евтушенко // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 224-236.
9. Иванова, Е.В. Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с РАС с помощью методики VB-MAPP [Текст] / Е.В. Иванова // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 111-114.
10. Игнатова, Т.К. Специфика вербальной коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т.К. Игнатова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11-1. – С. 150-156.
11. Конева, И.А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И.А. Конева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1. – С. 161-163.
12. Короткова, К.А. Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра [Текст] / К.А. Короткова // Проблемы современного педагогического образования. –2019. – № 63-1. – С. 451-454.
13. Кречетова, Г.В. Возможности использования карточек PECS в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра [Текст] / Г.В. Кречетова // В сборнике: Традиции и перспективы науки XXI века. Материалы Х Всероссийской научно-практической (педагогической) конференции. – Тамбов, 2021. – С. 223-227.
14. Кудинова, А.Н. Организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Н. Кудинова // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2022. – № 3. – С. 35-41.
15. Леонова, И.В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И.В. Леонова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 2. – С. 157-162.
16. Мустаева, Е.Р. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с расстррйствами аутистического спектра [Текст] / Е.Р. Мустаева // В сборнике: Fundamental science and technology. Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2023. – С. 192-196.
17. Никольская, О.С. Дети с аутизмом: варианты развития / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 25-32.
18. Панасенкова, М.М. Особенности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами [Текст] / М.М. Панасенкова // Педагогическая перспектива. – 2022. – № 2. – С. 20-27.
19. Подун, Ю.В. Проблемы социализации и интеграции детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в социокультурном пространстве [Текст] / Ю.В. Подун // В сборнике: Дефектология и образование в наши дни. – Краснодар, 2022. – С. 441-447.
20. Рахматуллина, И.Р. Диагностика сформированности коммуникативных умений и навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И.Р. Рахматуллина // Аллея науки. – 2022. – Т. 1. – № 5 (68). – С. 686-689.
21. Солдатенкова, Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Н. Солдатенкова // Современная зарубежная психология. – 2013. Т. 3.– № 3. – С. 52–64.
22. Старикова, О.В. Применение программы ранней помощи на основе денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС [Текст] / О.В. Старикова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20. – № 1. – С. 29-36.
23. Терновская, Е.А. Теоретические аспекты изучения речевого подражания у дошкольников с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.А. Терновская // Студенческий вестник. – 2022. – № 41-1 (233). – С. 60-62.
24. Тихонова, К.А. Исследование вербально-коммуникативных навыков у детей С РАС [Текст] / К.А. Тихонова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2021. – № 12 (88). – С. 169-174.
25. Шрам, Р. Детский аутизм и ABA. ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] / Р. Шрамм. – М.: Рама Паблишинг, 2014. – 208 c.
26. Щукина, Д.А. Теоретические основы исследования предпосылок к общению у дошкольников с расстройствами аутистического спектра на логопедических занятиях [Текст] / Д.А. Щукина // Школа будущего. – 2016. – № 6. – С. 168-178.
27. Финько, А.А. Основные аспекты организации коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра / А.А. Финько // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале. Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2022. – С. 118-122.
28. Цветков, А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии [Текст] / А.В. Цветков. – М.: Спорт и Культура-2000, 2015. – 532 c.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ