Геополитические интересы Грузии
|
Введение 3
1) Геополитические интересы в системе геополитических отношений 6
1.1. Определение геополитических интересов 6
1.2. Соотношение понятий национальных, государственных и геополитических интересов 11
1.3. Структура геополитических интересов 19
2) Внутренние геополитические интересы Грузии 21
2.1. Территориально-политические интересы 21
2.2. Экологические интересы 38
2.3. Экономические интересы 43
3) Внешние геополитические интересы Грузии 57
3.1. Субрегиональный уровень 57
3.2. Региональный уровень 68
3.3. Глобальный уровень 73
4) Инструменты "мягкой силы" по достижению ГПИ Грузией 78
4.1. Институциональные механизмы и СМИ 78
4.2. Геополитика православия 82
4.3. Туризм 85
4.4. Визовая и паспортная геополитика 87
4.5. Образование и здравоохранение 89
Заключение 92
Список использованной литературы 97
Приложения 105
1) Геополитические интересы в системе геополитических отношений 6
1.1. Определение геополитических интересов 6
1.2. Соотношение понятий национальных, государственных и геополитических интересов 11
1.3. Структура геополитических интересов 19
2) Внутренние геополитические интересы Грузии 21
2.1. Территориально-политические интересы 21
2.2. Экологические интересы 38
2.3. Экономические интересы 43
3) Внешние геополитические интересы Грузии 57
3.1. Субрегиональный уровень 57
3.2. Региональный уровень 68
3.3. Глобальный уровень 73
4) Инструменты "мягкой силы" по достижению ГПИ Грузией 78
4.1. Институциональные механизмы и СМИ 78
4.2. Геополитика православия 82
4.3. Туризм 85
4.4. Визовая и паспортная геополитика 87
4.5. Образование и здравоохранение 89
Заключение 92
Список использованной литературы 97
Приложения 105
Актуальность. Данная научно-исследовательская работа является первой, где рассматриваются геополитические отношения и интересы Республики Грузии с общественно-географических, а не политологических позиций. В данной работе впервые представлены механизмы воздействия Республики Грузии, как геополитического субъекта, а не объекта, на внутренние геопространственные отношения страны и на внешних акторов международных отношений.
Объектом исследования является Республика Грузия как субъект международных отношений.
Предметом исследования являются геополитические интересы Республики Грузия.
Цель исследования состоит в определении системы геополитических интересов Республики Грузия и их структуры
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ теоретических представлений о геополитических интересах и смежных понятиях;
2. Интерпретация геополитических интересов с политико-географических позиций на основе деятельностно-геопространственного подхода;
3. Определение структуры геополитических интересов, их классификация;
4. Анализ структуры внутренних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации
5. Анализ структуры внешних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации;
6. Оценка инструментов «мягкой силы» для реализации геополитических интересов Грузии.
Научная новизна этого исследования заключается в том, что впервые с политико-географических позиций исследуются геополитические интересы не крупнейших мировых или региональных держав, таких как Россия, США, Китай или Турция, а Грузии, кавказской страны, сравнительно небольшой по территории. Как в зарубежной, так и в отечественной геополитической науке проблемы и рассмотрение геополитических интересов малых стран практически не представлены. Автором дается собственное определение геополитических интересов и используются карты-анаморфозы для выражения общественно-географической деятельности в пространстве.
В данной работе используются такие методы исследования (подходы) как аналитический, статистический, деятельностно-геопространственный, библиографический, сравнительно-географический, картографический и историко-географический.
По структуре работа включает в себя введение, 4 главы и заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе дается теоретическое обоснование геополитических интересов. Дается сравнительная характеристика геополитических, национальных и государственным интересов в исследованиях различных авторов. Выявляется структура зарождения геополитических интересов. Даётся деятельностно-геопространственная модель структуры геополитических интересов.
Во второй главе рассматриваются внутренние геополитические интересы Грузии. Глава включает в себя тематику территориальной целостности Грузии, взаимодействие с непризнанными сепаратистскими образованиями на территории Грузии. Уделяется большое внимание региональным проблемам окружающей среды Грузии, изменению пространственной роли ООПТ в стране.
В третьей главе рассматриваются геополитические интересы Грузии на субрегиональном, региональном и глобальном уровне. Рассматривается географическое положение Грузии и связанные с этим разнообразные геоэкономические, геополитические и институциональные возможности взаимодействия с зарубежными странами. Здесь представлены геополитические интересы Грузии в отношении стран Кавказского региона.
В четвертой главе исследуется возможность применения Грузией «мягкой силы» для реализации своих внутри- и внешнеполитических стратегий. Она включает в себя использование следующих неформальных институтов: СМИ; геополитику православия; развитие туристического потенциала; трансграничное сотрудничество; контактную и барьерную функцию границ; а также образовательные и здравоохранительные программы.
В качестве картографического материала, выполненного автором работы, представлены карты-анаморфозы и карты-схемы, созданные с применением ГИС-технологий в программе QuantumGIS.
Объектом исследования является Республика Грузия как субъект международных отношений.
Предметом исследования являются геополитические интересы Республики Грузия.
Цель исследования состоит в определении системы геополитических интересов Республики Грузия и их структуры
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ теоретических представлений о геополитических интересах и смежных понятиях;
2. Интерпретация геополитических интересов с политико-географических позиций на основе деятельностно-геопространственного подхода;
3. Определение структуры геополитических интересов, их классификация;
4. Анализ структуры внутренних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации
5. Анализ структуры внешних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации;
6. Оценка инструментов «мягкой силы» для реализации геополитических интересов Грузии.
Научная новизна этого исследования заключается в том, что впервые с политико-географических позиций исследуются геополитические интересы не крупнейших мировых или региональных держав, таких как Россия, США, Китай или Турция, а Грузии, кавказской страны, сравнительно небольшой по территории. Как в зарубежной, так и в отечественной геополитической науке проблемы и рассмотрение геополитических интересов малых стран практически не представлены. Автором дается собственное определение геополитических интересов и используются карты-анаморфозы для выражения общественно-географической деятельности в пространстве.
В данной работе используются такие методы исследования (подходы) как аналитический, статистический, деятельностно-геопространственный, библиографический, сравнительно-географический, картографический и историко-географический.
По структуре работа включает в себя введение, 4 главы и заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе дается теоретическое обоснование геополитических интересов. Дается сравнительная характеристика геополитических, национальных и государственным интересов в исследованиях различных авторов. Выявляется структура зарождения геополитических интересов. Даётся деятельностно-геопространственная модель структуры геополитических интересов.
Во второй главе рассматриваются внутренние геополитические интересы Грузии. Глава включает в себя тематику территориальной целостности Грузии, взаимодействие с непризнанными сепаратистскими образованиями на территории Грузии. Уделяется большое внимание региональным проблемам окружающей среды Грузии, изменению пространственной роли ООПТ в стране.
В третьей главе рассматриваются геополитические интересы Грузии на субрегиональном, региональном и глобальном уровне. Рассматривается географическое положение Грузии и связанные с этим разнообразные геоэкономические, геополитические и институциональные возможности взаимодействия с зарубежными странами. Здесь представлены геополитические интересы Грузии в отношении стран Кавказского региона.
В четвертой главе исследуется возможность применения Грузией «мягкой силы» для реализации своих внутри- и внешнеполитических стратегий. Она включает в себя использование следующих неформальных институтов: СМИ; геополитику православия; развитие туристического потенциала; трансграничное сотрудничество; контактную и барьерную функцию границ; а также образовательные и здравоохранительные программы.
В качестве картографического материала, выполненного автором работы, представлены карты-анаморфозы и карты-схемы, созданные с применением ГИС-технологий в программе QuantumGIS.
Главная цель научно-исследовательской работы – определение системе геополитических интересов Республики Грузия и их структуры, была выполнена успешно. В ходе сравнительного анализа определений геополитических интересов зарубежной и отечественной академической литературе, автор работы дал собственное определение данному термину, что было частью задачи по анализу теоретических представлений о геополитических интересах и смежных понятиях.
Геополитические интересы, таким образом, – это совокупность разнонаправленных ГПО (геополитических отношений) отношений и мотиваций, нацеленных на реализацию потребностей геополитического субъекта (т.е. субъекта, расположенного на географической оболочке и в геотории) в контроле над территорией, в национальной безопасности, в международном сотрудничестве и в конфронтации. Данные 4 потребности геополитического субъекта могут находится в конфликте и могут противопоставляться друг другу.
Второй успешно выполненной задачей являлось интерпретация геополитических интересов с политико-географических позиций на основе деятельностно-геопростиранственного подхода. В результате анализа многочисленных источников и анализа контекста использования данных терминов в теоретических и прикладных целях, автор приходит к выводу, что все три термина, в большинстве случаев, являются взаимозаменяемыми и дополняют друг друга.
Термин «геополитические интересы» используется намного реже чем национальные, либо по причине отрицания геополитики конкретным автором, в целом, как области знаний и науки, либо он используется в геостратегическом аспекте представителями «школы реализма» международных отношений.
Термин «национальные интересы» используется намного чаще в самых разных контекстах. Представители «школы либерализма» трактуют «национальный интерес» как способ достижения экономического благополучия, а «реалисты» и «неореалисты» как экспансию и поддержание национальной безопасности.
Термин «государственные интересы» в англоязычной научной среде не используется. Вместо него используют национальные интересы, ввиду концепта «национального государства», подразумевая, что государства без нации нет, а также ввиду особенностей самого английского языка. На постсоветском пространстве термин «государственный интерес» является синонимичным «национальному интересу» и в некоторых случаях употребляется в связке с ним, как национально-государственные интересы.
Автор приходит к выводу, что отличие между национальными интересами и геополитическими заключается в определении субъекта интересов. Для национальных интересов субъектом является либо государство, как институт власти, со всеми ее ветвями и исполнительным аппаратом, либо нация, как культурно-политическая общность. Однако, при определении геополитических интересов субъектом является политический субъект, государство, его административная единица или отдельный регион, как геотория или, другими словами, совокупность территории, акватории и аэротории, занимающая конкретное положение на географической оболочке. Объект национальных интересов и геополитических интересов может пересекаться и совпадать. Как в национальных, так и в геополитических интересах могут использоваться институциональные, экологические, экономические и социальные механизмы достижения поставленных целей, но первые могут руководствоваться ими в полной мере и более масштабно, а вторые лишь в контексте географических и геополитических отношений.
Третья задача научно-исследовательской работы заключалась в определении структуры геополитических интересов, их классификации. Геополитические интересы, исходя из модели автора (рис.2) представляют собой субъект-объектное взаимодействие посредством геополитических отношений, на следующем этапе деятельно-геопространственной модели, выражаются в виде геополитических целей. Геополитический субъект представляет собой политический субъект, расположенный на геотории, а объектом являются геопространственные условия, детерминирующие общественно-географическую деятельность.
Четвертая задача заключается в анализе структуры внутренних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации. В рамках научно-исследовательской работы, автор пришел к выводу, что наиболее оптимально при их определении использовать масштабные горизонтальные иерархические уровни. Внутренние геополитические интересы рассматривались лишь в контексте локального внутригосударственного уровня.
Таким образом, первейшими внутренними геополитическими интересами Грузии являются реинтеграция и деоккупация Цхинвальского региона и Абхазской Автономной Республики, как необходимость предотвращения угрозы государственности и суверенитету страны.
Второе, пересмотр административно-территориального устройства Грузии, что выражается в упразднении республик, образованных по конфессиональному и этническому принципу в ранний советский период.
Третье, пересмотр «Военной стратегии» Грузии, что должно выражаться в качественном и количественном росте вооруженных сил страны, адекватному вызовам национальной безопасности и угрозам извне, посредством усиления роли ВС страны в системе глобальной безопасности НАТО.
Четвертое, предотвращение «ползучей оккупации» вглубь территории Грузии посредством прекращения политики «игнорирования» проблемы, посредством размещения на временной основе необходимых военных и пограничных сил с грузинской стороны на линии оккупации.
Пятое, пересмотр неофициального договора Грузии с де-факто властями Абхазии о распределении энергии с Ингури – ГЭС в пропорции 40 на 60 и использование зависимости Абхазии от энергии Грузии и удобного размещения данного энергообъекта в интересах Грузии.
Шестое, деконструкция Рокского тоннеля, построенного в поздний советский период, соединяющего Цхинвальский регион и РФ, в противовес геополитическим интересам Грузии, что отторгает его не только от Грузии, но и от всего Южного Кавказа в целом.
Седьмое, развитие целевых программ, направленных на повышение качества жизни грузин, компактно проживающих в Гальском и Ахалгорском районе, в оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона, соответственно.
В рамках экологической безопасности Грузии необходимо пересмотреть пространственный подход к размещению и развитию существующих ООПТ согласно «экосистемному принципу» и с помощью поддержки систем частных охраняемых территорий. Наличие в Грузии крупных запасов ресурсов пресной воды и лесных ресурсов может стать основанием для лидерства Грузии в Кавказском регионе.
В контексте экономической безопасности Грузии и конкурентоспособности страны необходимо предпринимать меры по поощрению прямых иностранных инвестиций в транзитные и энергетические отрасли экономики страны во всех регионах, а не только в столице. Демографическая безопасность Грузии, по мнению автора, должна быть приоритетной в системе геополитических интересов страны, ввиду депопуляции горных районов страны и высоких показателей эмиграции, которые несмотря на общий естественный рост населения приводят к снижению численности населения страны.
Пятая задача, посвящена анализу структуры внешних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации. Здесь главным интересом на субрегиональном уровне в отношении Азербайджана, Армении, Турции, Ирана является развитие долгосрочных трансграничных транзитных проектов, позволяющих стране обеспечивать энергетическую, транзитную и продовольственную безопасность. В отношении России интересы Грузии ограничены необходимостью пересмотра признания Абхазии и «Южной Осетии» и выводом ее вооруженных сил с территории Грузии.
На региональном уровне Черноморской и Каспийской интеграции, интересы Грузии обусловлены участием в организациях ОЧЭС и BLACKSEAFOR, в развитии собственного глубоководного порта – «Анаклия», создании собственных военно-морских сил, становлением Грузии «мостом» многих евразийских проектов, таких как «Новый шелковый путь» и «Персидский залив - Черное море». На глобальном уровне геополитическими интересами Грузии являются интеграция в военно-политический блок НАТО и экономико-политический Европейский союз. Здесь рассматриваются возможности и риски Грузии по вступлению в данные организации
Выполнение шестой задачи исследования, по оценке инструментов «мягкой силы» для реализации геополитических интересов Грузии показало, что страна несмотря на небольшое влияние на международные тренды имеет большое количество институциональных, религиозных, культурологических и психологических механизмов влияния на соседние страны, регионы и общины. Во-первых, Грузия имеет большой опыт культурологического и институционального воздействия на Северный Кавказ, что проявляется в развитии прогрузинских НПО и признании геноцида черкесов. Во-вторых, Грузинская Православная церковь как религиозный институт поддерживает теплые отношения с Русской православной церковью, что обусловлено взаимным непризнанием раскольнических «Абхазской православной церкви» и «Аланской епархии». В-третьих, увеличение туристского потока из России в Грузию усиливает политический дискурс, связанный с возможностью туристов оказывать воздействие на исполнительные власти РФ по вопросу сепаратизма в Грузии. В-четвертых, успешная визовая и паспортная политики в отношении РФ, Северного Кавказа, Абхазии и Цхинвальского региона. И последнее, развитие образовательных и медицинских программ направленных на удовлетворение потребностей жителей оккупированных территорий и увеличения бытовых связей между грузинами, абхазами и осетинами играет существенную роль в разрешении этнополитического конфликта в грузинскую пользу.
Геополитические интересы, таким образом, – это совокупность разнонаправленных ГПО (геополитических отношений) отношений и мотиваций, нацеленных на реализацию потребностей геополитического субъекта (т.е. субъекта, расположенного на географической оболочке и в геотории) в контроле над территорией, в национальной безопасности, в международном сотрудничестве и в конфронтации. Данные 4 потребности геополитического субъекта могут находится в конфликте и могут противопоставляться друг другу.
Второй успешно выполненной задачей являлось интерпретация геополитических интересов с политико-географических позиций на основе деятельностно-геопростиранственного подхода. В результате анализа многочисленных источников и анализа контекста использования данных терминов в теоретических и прикладных целях, автор приходит к выводу, что все три термина, в большинстве случаев, являются взаимозаменяемыми и дополняют друг друга.
Термин «геополитические интересы» используется намного реже чем национальные, либо по причине отрицания геополитики конкретным автором, в целом, как области знаний и науки, либо он используется в геостратегическом аспекте представителями «школы реализма» международных отношений.
Термин «национальные интересы» используется намного чаще в самых разных контекстах. Представители «школы либерализма» трактуют «национальный интерес» как способ достижения экономического благополучия, а «реалисты» и «неореалисты» как экспансию и поддержание национальной безопасности.
Термин «государственные интересы» в англоязычной научной среде не используется. Вместо него используют национальные интересы, ввиду концепта «национального государства», подразумевая, что государства без нации нет, а также ввиду особенностей самого английского языка. На постсоветском пространстве термин «государственный интерес» является синонимичным «национальному интересу» и в некоторых случаях употребляется в связке с ним, как национально-государственные интересы.
Автор приходит к выводу, что отличие между национальными интересами и геополитическими заключается в определении субъекта интересов. Для национальных интересов субъектом является либо государство, как институт власти, со всеми ее ветвями и исполнительным аппаратом, либо нация, как культурно-политическая общность. Однако, при определении геополитических интересов субъектом является политический субъект, государство, его административная единица или отдельный регион, как геотория или, другими словами, совокупность территории, акватории и аэротории, занимающая конкретное положение на географической оболочке. Объект национальных интересов и геополитических интересов может пересекаться и совпадать. Как в национальных, так и в геополитических интересах могут использоваться институциональные, экологические, экономические и социальные механизмы достижения поставленных целей, но первые могут руководствоваться ими в полной мере и более масштабно, а вторые лишь в контексте географических и геополитических отношений.
Третья задача научно-исследовательской работы заключалась в определении структуры геополитических интересов, их классификации. Геополитические интересы, исходя из модели автора (рис.2) представляют собой субъект-объектное взаимодействие посредством геополитических отношений, на следующем этапе деятельно-геопространственной модели, выражаются в виде геополитических целей. Геополитический субъект представляет собой политический субъект, расположенный на геотории, а объектом являются геопространственные условия, детерминирующие общественно-географическую деятельность.
Четвертая задача заключается в анализе структуры внутренних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации. В рамках научно-исследовательской работы, автор пришел к выводу, что наиболее оптимально при их определении использовать масштабные горизонтальные иерархические уровни. Внутренние геополитические интересы рассматривались лишь в контексте локального внутригосударственного уровня.
Таким образом, первейшими внутренними геополитическими интересами Грузии являются реинтеграция и деоккупация Цхинвальского региона и Абхазской Автономной Республики, как необходимость предотвращения угрозы государственности и суверенитету страны.
Второе, пересмотр административно-территориального устройства Грузии, что выражается в упразднении республик, образованных по конфессиональному и этническому принципу в ранний советский период.
Третье, пересмотр «Военной стратегии» Грузии, что должно выражаться в качественном и количественном росте вооруженных сил страны, адекватному вызовам национальной безопасности и угрозам извне, посредством усиления роли ВС страны в системе глобальной безопасности НАТО.
Четвертое, предотвращение «ползучей оккупации» вглубь территории Грузии посредством прекращения политики «игнорирования» проблемы, посредством размещения на временной основе необходимых военных и пограничных сил с грузинской стороны на линии оккупации.
Пятое, пересмотр неофициального договора Грузии с де-факто властями Абхазии о распределении энергии с Ингури – ГЭС в пропорции 40 на 60 и использование зависимости Абхазии от энергии Грузии и удобного размещения данного энергообъекта в интересах Грузии.
Шестое, деконструкция Рокского тоннеля, построенного в поздний советский период, соединяющего Цхинвальский регион и РФ, в противовес геополитическим интересам Грузии, что отторгает его не только от Грузии, но и от всего Южного Кавказа в целом.
Седьмое, развитие целевых программ, направленных на повышение качества жизни грузин, компактно проживающих в Гальском и Ахалгорском районе, в оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона, соответственно.
В рамках экологической безопасности Грузии необходимо пересмотреть пространственный подход к размещению и развитию существующих ООПТ согласно «экосистемному принципу» и с помощью поддержки систем частных охраняемых территорий. Наличие в Грузии крупных запасов ресурсов пресной воды и лесных ресурсов может стать основанием для лидерства Грузии в Кавказском регионе.
В контексте экономической безопасности Грузии и конкурентоспособности страны необходимо предпринимать меры по поощрению прямых иностранных инвестиций в транзитные и энергетические отрасли экономики страны во всех регионах, а не только в столице. Демографическая безопасность Грузии, по мнению автора, должна быть приоритетной в системе геополитических интересов страны, ввиду депопуляции горных районов страны и высоких показателей эмиграции, которые несмотря на общий естественный рост населения приводят к снижению численности населения страны.
Пятая задача, посвящена анализу структуры внешних геополитических интересов Грузии и инструментов их реализации. Здесь главным интересом на субрегиональном уровне в отношении Азербайджана, Армении, Турции, Ирана является развитие долгосрочных трансграничных транзитных проектов, позволяющих стране обеспечивать энергетическую, транзитную и продовольственную безопасность. В отношении России интересы Грузии ограничены необходимостью пересмотра признания Абхазии и «Южной Осетии» и выводом ее вооруженных сил с территории Грузии.
На региональном уровне Черноморской и Каспийской интеграции, интересы Грузии обусловлены участием в организациях ОЧЭС и BLACKSEAFOR, в развитии собственного глубоководного порта – «Анаклия», создании собственных военно-морских сил, становлением Грузии «мостом» многих евразийских проектов, таких как «Новый шелковый путь» и «Персидский залив - Черное море». На глобальном уровне геополитическими интересами Грузии являются интеграция в военно-политический блок НАТО и экономико-политический Европейский союз. Здесь рассматриваются возможности и риски Грузии по вступлению в данные организации
Выполнение шестой задачи исследования, по оценке инструментов «мягкой силы» для реализации геополитических интересов Грузии показало, что страна несмотря на небольшое влияние на международные тренды имеет большое количество институциональных, религиозных, культурологических и психологических механизмов влияния на соседние страны, регионы и общины. Во-первых, Грузия имеет большой опыт культурологического и институционального воздействия на Северный Кавказ, что проявляется в развитии прогрузинских НПО и признании геноцида черкесов. Во-вторых, Грузинская Православная церковь как религиозный институт поддерживает теплые отношения с Русской православной церковью, что обусловлено взаимным непризнанием раскольнических «Абхазской православной церкви» и «Аланской епархии». В-третьих, увеличение туристского потока из России в Грузию усиливает политический дискурс, связанный с возможностью туристов оказывать воздействие на исполнительные власти РФ по вопросу сепаратизма в Грузии. В-четвертых, успешная визовая и паспортная политики в отношении РФ, Северного Кавказа, Абхазии и Цхинвальского региона. И последнее, развитие образовательных и медицинских программ направленных на удовлетворение потребностей жителей оккупированных территорий и увеличения бытовых связей между грузинами, абхазами и осетинами играет существенную роль в разрешении этнополитического конфликта в грузинскую пользу.
Подобные работы
- Политико-географические факторы формирования «геополитического треугольника: Россия-Азербайджан-Турция»
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Роль и место Грузии в современных геополитических процессах
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Геополитические аспекты региональной системы «Азербайджан – Турция – Грузия»
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2016 - Реализация проекта «шелковый путь» на постсоветском пространстве (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Грузинско-китайские экономические отношения
на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Интересы России и Китая в Средней Азии и их осуществление в рамках ШОС (по документальным источникам)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АРКТИКА КАК ОБЪЕКТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТОВ В КОСОВО И ГРУЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ ЕС В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЮЖНОГО КАВКАЗА В 2003-2013 Г.Г
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



