Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7
1.1. Роль, функции и принципы системы управления организацией 7
1.2. Методологические основы функционирования системы управления 12
1.3. Развитие системы управления в банковской сфере 17
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАО СБЕРБАНК 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО СБЕРБАНК 28
2.2. Анализ системы управления ПАО СБЕРБАНК 35
2.3. Оценка эффективности системы управления ПАО СБЕРБАНК 44
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАО СБЕРБАНК 55
3.1. Основные направления совершенствования системы управления ПАО СБЕРБАНК 55
3.2. Экономическое и организационное обоснование предлагаемых мероприятий 67
Заключение 81
Список используемых источников 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень функций и задач органов корпоративного управления ПАО Сбербанк отсутствует
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Менеджмент территориальных банков. Роль блока Территориальное развитие отсутствует
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Показатели выполнения намеченных Стратегией результатов за 2015 год отсутствует
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Эффективная модель корпоративного управления во многом способствует повышению эффективности бизнеса, его инвестиционной привлекательности. Перед каждым владельцем бизнеса возникает необходимость выбора применяемой модели корпоративного управления.
Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технологии производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Очень важным аспектом коммерческой деятельности является выбор модели корпоративного управления, который будет максимально соответствовать интересам бизнеса в целом и надежно обеспечивать как права его владельцев, так и иных лиц - инвесторов, сотрудников и пр.
Менялась практика управления - изменилась и наука об управлении. В тоже время, управленческая мысль не является бездумным воплощением практики менеджмента. Выдвинутые и сформулированные ведущими специалистами управленческой мысли новые идеи в области управления, новые подходы к осуществлению управления дали начало широким преобразованиям в практике менеджмента.
Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. И ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.
Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном бизнесе обойтись без них? В недалеком прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Необходимо отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, соответствующими их эпохе.
До недавнего времени не было сложной системы хозяйственных связей, обусловленной развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом. В современных условиях, не опираясь на обоснованные и проверенные практикой и временем принципы управления, невозможно обеспечить эффективную деятельность и развитие организации, да и экономики страны в целом.
Актуальность темы обусловлена значительными изменениями в экономической жизни страны и необходимостью оптимизации системы управления.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение процесса совершенствования системы управления организацией на примере крупнейшего Банка России - ПАО Сбербанк.
Для реализации этой цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы функционирования системы управления организацией.
2. Провести анализ и оценку эффективности системы управления ПАО Сбербанк.
3. Разработать предложения по совершенствованию системы управления ПАО Сбербанк.
Предмет исследования - управленческие отношения и механизмы управления организацией.
Объектом исследования является организация ПАО Сбербанк.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней выводы, предложения и экономически обоснованные рекомендации позволяют улучшить и усовершенствовать систему управления организацией, что способствует улучшению финансового состояния организации.
Методической и информационной основой выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, научная, учебная литература по проблеме исследования, а также финансовая отчетность ПАО Сбербанк за 2015 год.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и трех приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы функционирования системы управления организацией. Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности системы управления ПАО Сбербанк и выявлены отрицательные и положительные тенденции управленческой деятельности организации. В заключительной главе выпускной квалификационной работы был предложен организации механизм совершенствования системы управления.
Для достижения максимальной эффективности, прибыльности, конкурентоспособности бизнеса и увеличения его стоимости и привлекательности владельцам и топ-менеджерам отечественных компаний, в том числе и банков, необходимо строить и постоянно совершенствовать системы управления не только на базе западной, но и на основе национальной теории менеджмента, основанной на собственной практике ведения бизнеса в российских условиях, на идеях и разработках российских экономистов и некоторых передовых зарубежных управленческих технологий, отобранных в результате тщательного отбора, изучения и анализа основных взглядов и принципов западной теории менеджмента. Такой подход необходим для разработки передовых и эффективных технологий, отвечающих требованиям системности, комплексности и сбалансированности и базирующихся на применении индивидуального набора управленческих инструментов для конкретной организации, функционирующей в своей национальной среде и в рамках соответствующей культуры, находящихся на определенных этапах своего исторического развития.
Разработка новых подходов к анализу и управлению эффективностью деятельности российских банков на базе современных зарубежных технологий и разработок российских экономистов и обоснование концепции комплексного управления рисками и подхода к оценке эффективности деятельности представляют собой проблемы теоретического, методологического и практического характера, исследование которых должно осуществляться как на макро, так и на микроуровне. К сожалению, сегодня участие сотрудников службы внутреннего контроля в наиболее важном для каждой кредитной организации процессе разработки стратегии минимально. Как правило, служба внутреннего контроля ограничивается составлением перечня формальных мероприятий на рассматриваемый период в весьма сокращенном виде, который и включается в итоговый документ стратегии.
Реализация стратегии поддерживается выстроенными процессами стратегического и бизнес-планирования, управления проектной деятельностью, а также опирающейся на них системой управления эффективностью деятельности руководителей.
Банк должен считать актуальным набор ключевых программ и проектов, реализуемых в рамках достижения целей стратегии. С учетом кризисных явлений требуется некоторое преобразование ряда инициатив с учетом необходимости решения в кризисный период наиболее актуальных задач по обеспечению эффективности и стабильности деятельности банка.
В новых экономических условиях банки находят для себя дополнительные возможности для успешной реализации стратегии за счет:
• укрепления позиций на российском рынке, повышения уровня доверия и лояльности клиентов;
• более высоких темпов реформирования системы продаж и системы управления при меньших рисках, связанных с масштабированием преобразований;
• сохранения потенциала для реализации стратегических проектов развития в то время, когда конкуренты испытывают сложности даже с поддержанием текущих параметров бизнеса;
• использования временного снижения темпов роста рынка для более глубокой модернизации процессов, инфраструктуры и архитектуры ИТ- систем;
• ограничения роста расходов, более жесткого финансового контроля на всех этапах расходования средств;
• проведения пилотирования инновационных идей и разработок, полномасштабное тиражирование которых можно будет начать на этапе подъема рынка;
• развития и обучения команды: формирования новых навыков, развития компетенций, внедрения новой корпоративной культуры.
Изменение экономической ситуации должно быть учтено банком при формировании задач бизнес-плана и отражаться на реализации стратегических программ, направленных в первую очередь на обеспечение качественного обслуживания клиентов и надежности внутренних систем банка.
Банки на регулярной основе должны проводить оценку результатов реализации стратегии развития и выполнения контрольных показателей бизнес-плана. Анализ отклонения фактически достигнутых показателей от запланированного уровня, прогноз выполнения стратегии и реализации бизнес-плана с учетом вновь открывшихся обстоятельств являются в том числе основой для принятия решений о корректировке стратегии или бизнес- плана, которые позволяют снизить потенциальный негативный эффект от реализации стратегического риска и бизнес-риска.
Стратегия управления банковской деятельностью должна быть обязательно опосредована во внутренних документах банка, утверждаемых советом директоров, находиться под его контролем, а топ-менеджмент банка должен проводить соответствующие административные процедуры. Качество и комплексность внутренних документов банка должны отвечать требованиям органа регулирования и надзора на предмет способности банка выполнять взятые обязательства в полном объеме, без срывов и задержек. Банки должны обладать информационными технологиями, адекватными размерам и сложности проводимых банковских операций и позволяющими поддерживать требуемую органами регулирования и надзора их осведомленность по всем вопросам деятельности банков, находящихся в национальных юрисдикциях.
Соответствие национальных норм банковского регулирования и надзора установленным международным нормам-принципам является важнейшим условием повышения эффективности управления банковской деятельностью и успешного позиционирования российских банков на международных финансовых рынках.
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)
5. Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления"
6. Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Публичного акционерного общества «Сбербанк России» за 2015г.
7. Годовой Отчет ПАО Сбербанк за 2015 год
8. Стратегия развития Сбербанка на период 2014-2018
9. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. пособие. - (Серия "Высшее образование"), 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
10. Балашов А.П. Основы менеджмента. Учебное пособие. Инфра-М, Вузовский учебник, 2014.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебник. Проспект, 2015.
12. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент. Учебник. Магистр, 2014).
13. Высоцкий Л.Л. Основы Теории управления. Курс лекций по дисциплине. 2015.
14. Галкина М.В., Ермаков С.Л., Фролова Е.Е., Ястребов О.А. Экономические и правовые основы функционирования банковского сектора Российской Федерации. Иркутск, 2011.
15. Ивашковская И.В. Проблемное поле корпоративного управления: исследовательские идеи и результаты. Экономическая наука современной России. 2008. N 1. С. 8 - 21.
...