Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты мониторинга
экономического развития города Москвы
1.1 Понятие и сущность мониторинга 6
1.2 Целевые индикаторы мониторинга экономического развития
региона 17
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы мониторинга
экономического развития региона 23
2. Анализ проведения мониторинга экономического развития города
Москвы
2.1 Краткая характеристика Департамента экономической политики
и развития города Москвы 29
2.2 Оценка проведения мониторинга экономического развития в
городе Москве 38
2.3 Предложения по совершенствованию мониторинга
экономического развития региона 43
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложения 56
Продуктивная реализация стратегии развития региона во многом зависит от создания и реализации работы системы мониторинга экономических процессов для развития региона. Именно благодаря мониторинговым данным, базирующимся на выбранной системе индикаторов и их показателей, представляется возможность достаточной достоверности в определении прогнозов экономического развития региона.
В настоящее время проблемам в организации мониторинга, рассматриваемого как необходимую составляющую процесса стратегического планирования экономического развития, уделяется недостаточно внимания, что подтверждает актуальность выбранной тематики исследования. В настоящей ситуации должны быть приняты усилия по повышению эффективности функциональной интегрированной системы сбора, а также накопления, анализа и интерпретации экономической, а также социальной информации, о ходе и тенденциях развития процессов, в различных сферах развития города Москвы, отличной от традиционной системы статистической информации и отвечающей задачам стратегического мониторинга.
Методологические подходы, направленные к исследованию проблем развития регионов были заложены в трудах Ветрова Г. Ю., Никонова А. А. и др. Подходы, посвященные разработке методического инструментария стратегического планирования, комплексной оценки и мониторинга социально¬экономического развития регионов содержатся в работах Знаменской К. Н., Рохчина В. Е., Шураева В. В., а также других научных деятелей.
Практическая значимость, недостаточная степень разработанности и актуальность проблемы определили выбор темы, постановку целей и задач настоящего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ существующих систем мониторинга города Москвы и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия мониторинг, и методические подходы к организации мониторинга экономического развития региона;
- определить основные составляющие процесса мониторинга экономического развития региона;
- определить нормативно-правовую базу по регулированию системы мониторинга экономического развития региона;
- дать краткую характеристику Департаменту экономической политики и развития города Москвы;
- проанализировать проведение мониторинга экономического развития города Москвы;
- предложить направления совершенствования системы мониторинга экономического развития региона.
Объектом исследования является государственное управление и организация комплексного экономического развития города Москвы.
Предмет исследования - процесс мониторинга в стратегическом планировании экономического развития территориальных образований.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: сравнительный и ситуационный анализ, методы обобщения, индукция и дедукция, факторный анализ, анализ динамических рядов, экспертные оценки, социологические и статистические методы.
Информационной базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность, а также точность выводов, рекомендаций и предложений, послужили материалы органов государственной власти и местного самоуправления, исследование существующих систем мониторинга, данные официальной статистики, экспертные оценки и разработки отечественных и зарубежных экономистов, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, представленные в сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Подводя итоги данной работы, стоит отметить, что в процессе исследования подтверждается актуальность выбранной тематики, а именно определяется важность мониторинга экономического развития для эффективного функционирования всех сфер деятельности региона, а также реализации стратегии развития выбранного субъекта.
В первой главе мы изучили теоретические и методологические аспекты мониторинга экономического развития региона, определили понятие мониторинга, как систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза экономической обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления, представляющей специально организованное системное наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений в экономике, связанных с их переходом из одного состояния в другое, включающую задачу не только наблюдения, но и накопления фактов, для последующих исследований.
Второй параграф первой главы раскрыл составляющие индикаторы мониторинга экономического развития региона, выступающие методическим инструментарием для комплексной оценки уровня экономического развития регионов в количестве 12 базовых индикаторов.
Заключающий параграф теоретической главы раскрывает нормативно-правовую базу по регулированию системы мониторинга экономического развития города, коим предстает Постановление № 513-ПП О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года .
Вторая глава дает анализ и оценку проведению мониторинга экономического развития города Москвы. В первом параграфе данной главы рассматривается функциональный орган, в ведении которого находится контроль, отчетность и анализ данных экономической сферы региона, а также общая координация действий по реализации концепции развития, которым предстает Департамент экономической политики и развития города Москвы. Мониторинговой системой подведомственной Департаменту представляется - информационно-аналитическая система мониторинга комплексного развития. ИАС МКР представляет собой государственную информационную систему города, предназначенную для обеспечения процессов регулярного анализа состояния экономики и финансов, хода выполнения государственных программ и государственных заказов, мониторинга достижения показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти (ОИВ), а также актуального состояния социально-экономической ситуации в городе.
Второй параграф аналитической части включает в себя оценку проведения мониторинга экономического развития города Москвы, для последующего выявления проблем, которые мы скомпоновали в последнем разделе выпускной квалификационной работы.
Предложение, рассматриваемое в последнем параграфе, касается усовершенствования информационно-аналитической системы мониторинга комплексного развития (ИАС МКР) города Москвы, путем формирования новой подсистемы - мониторинга и контроля реализации государственных программ и программ реализуемых за средства частных инвесторов, рассчитанной на выполнение контрольной функции. Которая несет в себе задачу контроля над этапами реализации, посредством проверки поступаемых показателей, а также хода проведения каждого проекта.
Таким образом, предложенная мера, может стать фактором, влияющим на развитие всего экономического сектора региона, так как выступит в роли инструмента по увеличению эффективности и достоверности результатов проектов развития города Москвы.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Стокгольмская декларация (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. - М. : Московский независимый институт международного права, 1997. - Т. 3. - С. 682-687.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.06.2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.
4. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» // Собрание законодательства РФ. - 22.10.2001. - № 43. - Ст. 4100.
5. Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.08.2015. - № 34. - Ст. 4895.
6. Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1218 (ред. от 18.05.2019) «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (вместе с «Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период») // Собрание законодательства РФ. - 16.11.2015. - № 46. - Ст. 6398.
7. Распоряжение Правительства РФ от 15.03.1993 № 426-р (с изм. от 30.06.1993) «О системе оценки хода экономической реформы» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1746/. (дата обращения: 15.05.2020 г.).
8. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2019 № 1951-р «Об утверждении плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2020 год» // Собрание законодательства РФ. - 09.09.2019. - № 36. - Ст. 5085.
9. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» // Собрание законодательства РФ. - 09.03.2020. - № 10. - Ст. 1357.
10. Приказ Минэкономразвития России от 13.03.2019 № 124 (ред. от
13.04.2020) «Об утверждении рекомендуемой формы по основным показателям, представляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минэкономразвития России для разработки прогноза социально¬экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, и методических рекомендаций по разработке, корректировке, мониторингу среднесрочных прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 320582/. (дата обращения: 21.05.2020 г.).
11. Приказ Минэкономразвития России от 27.12.2019 № 863 «Об утверждении Методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная
экономика» и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 19 сентября 2018 г. № 505» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 343298/. (дата обращения: 27.05.2020 г.).
12. Постановление Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, спецвыпуск. - 31.05.2011. - № 2.
13. Распоряжение Правительства Москвы от 10.09.2012 № 516-РП «Об утверждении Положения об информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 24.09.2012. - № 53.
14. Стратегия развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года (утв. Минэкономразвития России 06.09.2019 № МО-104) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 18.05.2020 г.).
Учебники, монографии, диссертации, статьи
15. Барциц, И. Н. Система государственного и муниципального управления : курс лекций : в двух томах / И. Н. Барциц. - М. : Издательский дом «Дело», 2019. - Т. 2. - 540 с.
... Всего источников – 53.