Работа сделана на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области.
Проведен анализ данных за 2020-2021 годы
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы налогообложения транспортных средств в России 6
1.1 История возникновения и развития института налогообложения транспортных средств 6
1.2. Понятие и роль транспортного налога, его функции 10
1.3.Актуальные проблемы современной практики налогообложения транспортных средств 16
2. Анализ особенностей исчисления транспортного налога на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Омской области 24
2.1 Особенности методологии исчисления транспортного налога 24
2.2Анализ динамики исчисленных и уплаченных налоговых платежей транспортному налогу 29
2.3Оценка эффективности налогообложения транспортных средств 37
3.Пути совершенствования исчисления транспортного налога на материалах Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области 44
3.1 Программа мероприятий по совершенствованию порядка исчисления транспортного налога 44
3.2 Социальная и экономическая эффективность предложенных мер 54
Заключение 59
Список литературы 64
Приложения 69
Приложение 1 70
Актуальность исследования особенностей исчисления транспортного налога обоснована тем, что данный налог играет колоссальную роль в экономике нашей страны. Транспортный налог призван компенсировать урон, который наносят автотранспортные средства окружающей среде, а также призван обеспечить финансирование затрат на ремонт автомобильных дорог. Экономический смысл данного налога заключается в компенсации вреда, который наносят транспортные средства автомобильным дорогам, дорожному покрытию и окружающей среде.
Возрастающее число автомобилей усугубляет экологическую ситуацию в стране, требует выделения из бюджета большей величины средств на ремонт и восстановление дорог. Необходимым является разработка экологических программ и финансирование их за счет поступивших в бюджет средств от уплаты налогоплательщиками транспортного налога.
Итак, актуальность темы исследования обоснована возрастающей в бюджете нагрузкой на ремонт и восстановление дорог, необходимостью решения экологической проблемы, связанной со стремительным увеличением числа транспортных средств в нашей стране. Актуальность темы исследования также обоснована наличием организационных, правовых и методологических проблем в части исчисления и уплаты транспортного налога. В современном мире актуальной является проблема целевого характера данного налога. Достаточно часто собранные средства используются на другие нужды. Актуальной является проблема несвоевременности уплаты налогоплательщиками транспортного налога. Требуется исследование причин плохой собираемости транспортного налога. Внимания заслуживает и сама методика исчисления данного налога.
Современные проблемы исчисления транспортного налога в России свидетельствуют об актуальности темы исследования, в настоящий момент необходимо совершенствование механизма налогового контроля за величиной начисленных и уплаченных платежей по транспортному налогу.
Вопросам изучения транспортного налога уделяется внимание различными исследователями. В качестве основных исследователей можно выделить А.В. Шукаеву, Н.В. Ягодину, А.И. Ялонову.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-методологического аспекта исчисления транспортного налога и контроля за своевременностью внесения платежей в бюджет.
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:
1. Определить исторические корни возникновения транспортного налога.
2. Изучить понятие и значение транспортного налога, определить проблемы применения данного налога на практике.
3. Исследовать актуальные проблемы применения транспортного налога на практике.
4. Ознакомиться с особенностями исчисления транспортного налога.
5. Проанализировать динамику начисленного и уплаченного транспортного налога.
6. Оценить эффективность налогообложения транспортных средств.
7. Разработать меры по совершенствованию исчисления транспортного налога и осуществления налогового контроля за полнотой и своевременностью платежей в бюджет.
Объектом исследования выступает Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Омской области.
Предметом исследования стали методологические аспекты исчисления транспортного налога.
Для выполнения работы были использованы методы описания, анализа, синтеза, контент-анализа. Для выполнения ВКР был использован общенаучный диалектический метод познания социально-правовой действительности, который позволил всесторонне изучить предмет и объект исследования. Для написания ВКР и детального изучения темы также были использованы частно-научные методы, в частности историко-правовой метод, который позволил изучить эволюцию становления института налогообложения транспортных средств, в ходе изучения материала широко применялся формально-логический и системно-структурные методы.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Первая глава носит теоретический характер, в данной главе раскрыта сущность транспортного налога и проблематика его регулирования на практике. Обозначены нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты транспортного налога.
Вторая глава носит практический характер, в ней представлена характеристика Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области. Данная глава включает детальное аналитическое исследование начисленных и уплаченных налогов, в том числе транспортного налога. Оценка эффективности применения транспортного налога проведена путем опроса налогоплательщиков.
По результатам исследования определены проблемы регулирования порядка исчисления и уплаты транспортного налога. Третья глава включает в себя рекомендации по совершенствованию организационно-правового механизма исчисления и уплаты транспортного налога.
Завершают работу заключение и список использованных источников.
По мере выполнения выпускной квалификационной работы достигнута цель и решены поставленные задачи. Можно сказать, что налоговое законодательство определяет современную налоговую систему Российской Федерации, которую можно рассматривать как экономические отношения, которые возникают на основе обязанности граждан страны выплачивать налоги (налоговые сборы) соответствующим органам с целью развития экономики,
Представленный обзор исторического пути становления и развития порядка исчисления и уплаты транспортного налога позволяет убедиться в том, что налог с транспортных средств был введен еще в начале ХХ века. Несмотря на тот факт, что для того периода времени было характерно небольшое число транспортных средств, уже прослеживается дифференциация ставок налога с транспортных средств. Жители крупных городов и центров уплачивали транспортный налог в больших размерах, чем жители рабочих поселков. Величина транспортного налога жителей крупных городов и центров была выше в 2-4 раза, чем сумма транспортного налога, уплачиваемого жителями рабочих поселков. Непосредственно понятие транспортного налога возникло только в 2003 году, данное понятие было введено взамен термин дорожного налога. Дорожный налог зачислялся в дорожные фонды и использовался исключительно на обустройство дорог, строительство и реконструкцию. Современная система налогообложения транспортных средств также не лишена проблем и нуждается в комплексном исследовании и совершенствовании.
Сущность транспортного налога заключается в том, что данный налог регулируется нормами НК РФ и законодательством субъектов РФ. Транспортный налог носит имущественный характер, он уплачивается физическими и юридическими лицами независимо от того, используется ли транспортное средство. В качестве налогоплательщиков выступают как физические, так и юридические лица. Анализ поступления транспортного налога в консолидированный бюджет субъектов РФ позволяет сделать обоснованный вывод о том, что преимущественно плательщиками являются физические лица. Порядка 65 % от общего объема поступивших в бюджет средств приходится на платежи, произведенные физическими лицами. Предназначение транспортного налога заключается в том, чтобы покрыть наносимый автотранспортными средствами вред окружающей среде и автомобильным дорогам. Размер транспортного налога определяется индивидуально для каждой налогоплательщика, сумма транспортного налога зависит преимущественно от мощности транспортного средства.
На сегодняшний день достаточно большое число вопросов в части исчисления и обеспечения своевременности уплаты транспортного налога требуют изменения и совершенствования. Внесение соответствующих изменений в законодательную базу позволит повысить собираемость налога и его использование по предназначению. Транспортный налог должен обеспечить улучшение качества дорог и решать экологическую проблему.
Практическое исследование в рамках выпускной квалификационной работы выполнено на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области. Анализ особенностей исчисления и порядка уплаты транспортного налога позволяет сделать ряд выводов.
Ознакомление с методологическим аспектом исчисления транспортного налога в Омской области позволяет сделать ряд выводов. Методология определения транспортного налога отличается своей простотой и соответствует федеральным законодательным нормам. Закон Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ «О транспортном налоге» постоянно совершенствуется и дополняется. Данный законодательный акт не противоречит НК РФ и содержит следующие разделы: общие положения, налоговые ставки, льготы по налоги, порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу, заключительные положения. При исчислении транспортного налога Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Омской области № 9 руководствуется данным законом и нормами НК РФ. На сайте имеется налоговый калькулятор, который позволяет в любой момент определить предполагаемую сумму транспортного налога, подлежащего к уплате. Сумма транспортного налога определяется путем перемножения количества лошадиных сил (мощность автомобиля) и налоговой ставки. Также при исчислении учитывается срок владения транспортным средством. Методология исчисления транспортного налога в данном регионе не учитывает влияние экологического фактора, что может быть учтено при разработке мер совершенствования.
Проведенный анализ позволяет убедиться в том, что преимущественно налогоплательщиками транспортного налога в Омской области являются физические лица, в распоряжении которых имеются наземные транспортные средства. Преимущественно налогоплательщики имеют в своем распоряжении легковые автомобили мощностью до 100 л.с. и возраст которых составляет более 10 лет. Собираемость транспортного налога достаточно высокая, так как в 2021 году отмечается снижение в абсолютном выражении числа не поступивших в бюджет сумм начисленных налогов. В качестве проблемы можно выделить нарушение целевого характера использования собранных средств. Большинство налогоплательщиков отмечают, что качество дорожного покрытия на протяжении последних лет не улучшается. Анализ направлений налоговой политики на ближайшую перспективу позволил сделать вывод, что особых изменений по рассматриваемому налогу не планируется. Тем не менее все острее встает вопрос дальнейшего совершенствования транспортного налога, дополнения его экологическим элементом, который послужит, с одной стороны, элементом роста поступлений в бюджет, а с другой стороны, повышению экологичности российского транспорта.
Выполненная оценка эффективности налогообложения транспортных средств позволяет сделать вывод, что в исследуемом регионе порядок начисления транспортного налога отличается простотой. Большинство респондентов отмечают несправедливость начисления сумм транспортного налога без учета сезонного фактора и степени фактического использования транспортного средства. В настоящий момент требуется совершенствование как организационного, так и методического механизма начисления транспортного налога. Совершенствование должно быть направлено на повышение социальной справедливости использования на практике транспортного налога. Анализ международной практики взимания транспортного налога и сборов показывает, что российская система должна быть скорректирована в соответствии опытом передовых стран. Подобные коррективы позволят государству поддерживать дорожно-транспортную ситуацию на должном уровне, что не сможет не сказаться на благосостоянии граждан и экономике страны в целом.
По результатам второй главы можно сделать вывод о том, что современная система налогообложения транспортных средств нуждается в развитии и совершенствовании. Необходимо совершенствовать методологию с учетом международного опыта и критерия социальной справедливости. Требуется также ужесточить налоговый контроль за своевременностью уплаты транспортного налога. Необходимой мерой является применение системного подхода. Во-первых, необходимо усовершенствовать методологию исчисления транспортного налога. Во-вторых, требуется ужесточить меры налогового контроля за своевременностью платежей. В-третьих, немаловажным направлением является совершенствование работы сайта и повышение уровня квалификации специалистов. Комплексный подход к проблеме позволит повысить эффективность налогообложения транспортных средств.
Механизм совершенствования включает в себя различные направления. Это не только практические аспекты совершенствования методологии исчисления транспортного налога, но и обеспечение социальной ориентации данного налога, повышение контроля за своевременностью уплаты и порядком информирования граждан о возникших у них обязательствах. Итак, мероприятия по совершенствованию системы управления транспортным налогом должны реализовываться в комплексе.
Во-первых, требуется усовершенствовать порядок информирования граждан о необходимости уплаты транспортного налога.
Во-вторых, предложения по совершенствованию могут быть направлены на совершенствование порядка расчетов. Для того чтобы разработать содержательную часть данных изменений необходим изучить успешный опыт применения льгот другими регионами, а также саму методику начисления транспортного налога. Целесообразно изучить зарубежный опыт и современное изменение нормативно-законодательной базы.
Третьим направлением может стать ужесточение системы контроля за исчисленной и уплаченной величиной налогов. Проведенный во второй главе анализ также говорит о необходимости привлечения населения к вопросам целевого использования транспортного налога. Современные граждане должны быть информированы об использовании собранных от транспортного налога средств и отчасти принимать участие в определении направлений использования транспортного налога.
Вся система предложенных рекомендаций должна базироваться на ряде принципов.
Во-первых, налоговая политика должна быть гибкой.
Во-вторых, требуется совершенствование законодательной базы и проведение разъяснительной работы.
В-третьих, необходимо соблюдать принципы открытости и прозрачности данных.
В-четвертых, требуется соблюдать принципа разделения ответственности и строгой регламентации обязанностей, закрепленных за каждым из сотрудников. Уполномоченные органы не должны осуществлять только контрольные мероприятия, они должны тесно взаимодействовать с населения в целях решения наиболее актуальных проблем и вопросов налогообложения транспортных средств.
Предложенная система рекомендаций позволит добиться следующего:
1. Обеспечение своевременной и полной уплаты налога.
2. Повышение качества исполнения бюджета, сохранение целевой направленности расходования средств.
3. Обеспечение открытости данных.
4. Привлечение населения к решению наиболее актуальных вопросов позволит сформировать необходимый уровень доверия граждан.
5. Повышение финансовой грамотности и правовой культуры граждан.
6. Снижение числа экономических преступлений.
7. Повышение уровня ВРП и экономической безопасности Омской области.
Качественными критериями эффективности выступают:
1. Формирование положительного имиджа Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области.
2. Повышение взаимодействия населения и власти.
3. Повышение открытости данных.
Практическая значимость предложенной системы рекомендаций заключается в том, что в результате ее внедрения будет достигнута социальная и экономическая эффективность. Предполагается, что в результате внедрения предложенной системы рекомендаций будет обеспечено повышение собираемости налогов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 )// Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.: http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) ( с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021): Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) ( с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022): Федеральный закон от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 01.07.2021 с изм от. 08.07.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 32. Ст. 3301.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 2 от 05.08.2000 № 117–ФЗ ; ред. от 01.10.2021 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.02.2023).
5. Закон Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ «О транспортном налоге» (принят Постановлением ЗС Омской области от 11.11.2002 N 220) // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.02.2023).
6. Александров И.М. Налог и налогообложение: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. – 314 с.
7. Аношина, Ю.Ф. Сущность транспортного налога, его место и роль в налоговой системе РФ / Ю.Ф. Аношина // Российский журнал менеджмента. – 2019. – №7. – С. 55–60
8. Базиков, А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Учебно-методические разработки. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 416с.
9. Балабанов, А.И., Балабанов, Т.И. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2019. – 190 с.
10. Балабанов, Т.И. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 526 с.
11. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий). – М.: Издательский дом Дашков и К, 2019. – 315с.
12. Белотелова, Н.П., Шуляк, П.Н. Финансы: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2019. – 608с.
13. Бережная, Е.В. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие. – Инфра-М, 2020. – 336с.
14. Бикезина Т.В. Направления изменения налоговой системы РФ // Перспективы науки. — 2020. — №9. — С. 12–19
15. Беликов, С. Ф. Налоги и налогообложение. Практикум / С.Ф. Беликов. - М.: Феникс, 2019. - 16 c.
16. Викуленко А.Е. Задачи совершенствования налоговой политики организации // Актуальные проблемы экономики и управления. —2020. — №1. — С. 8–16
17. Вещунова, Н. Л. Налоги. Интенсивный курс / Н.Л. Вещунова. - М.: Рид Групп, 2021. - 432 c.
18. Врублевской, О. В. Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Питер, 2021. - 37 c.
19. Вылкова Е. Налоговое планирование. – СПб: 2017, 124 с.
20. Гапеева-Сергейчик, О.О. Налоговое планирование как один из инструментов снижения налоговой нагрузки на организацию // Экономика. Бизнес. Финансы. – 2022. – №5. – С. 18–22
21. Галоян О.А. Транспортный налог в региональной налоговой системе: анализ практики взимания / О.А. Галоян // Современная экономика. – 2019. – №9. – С. 37–39
22. Захарьин, В. Р. Налоги и налогообложение / В.Р. Захарьин. - М.: Форум, Инфра-М, 2019. - 41 c.
23. Золотарева Т.В. Анализ налогообложения физических лиц транспортным налогом / Т.В. Золотарева // Синергия наук. – 2020. – №9. – С. 120–128
24. Звонова, Е.А. Деньги, кредит, банки. Учебник и практикум / Е.А. Звонова. - М.: Юрайт, 2022. - 256 c.
25. Ешукова, О.А. Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики / О.А. Ешукова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – №2. – С. 17–22
26. Коротких, Ю.С. К вопросу совершенствования налогообложения транспортных средств / Ю.С. Коротких // Московский экономический журнал. – 2023. – №1. – С. 18–2
27. Кондраков, Н. П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2022. - 24 c.
28. Лопатина Е.А. Исследование транспортного налога: история и современность / Е.А. Лопатина // Проблемы и перспективы развития России: сб. науч. статей. – Курск,2022. – С. 195–199
29. Лермонтов, Ю. М. Актуальные вопросы налогообложения / Ю.М. Лермонтов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 144 c.
30. Лазутин Д.В. Налог на роскошь: практика применения в России и за рубежом / Д.В. Лазутин // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – №46. – С. 12-19.
31. Макарюк, А.А. Сущность транспортного налога, его особенности и тенденции развития / А.А. Макарюк // Конкурентный потенциал региона: сб. науч. статей. – Абакан,2019. – С. 213-219.
32. Медведева А.К. Транспортный налог в Российской Федерации и перспективы его развития / А.К. Медведева // Молодой исследователь: сб. науч. статей. – Москва,2023. – С. 310–315
33. Наумова, Е.А. Региональные особенности транспортного налога / Е.А. Наумова // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2022. – №1. – С. 358–366
34. Низовец, Ю. Н. Транспортный налог в Российской Федерации и в США / Ю. Н. Низовец // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 296-297. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97178/ (дата обращения: 14.03.2023).
35. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Учебник / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт-Издат, 2021. - 40 c.
36. Пепеляев, С. Г. Правовые основы косвенного налогообложения. Учебное пособие / С.Г. Пепеляев, Е.В. Кудряшова, М.В. Никонова. - М.: Статут, 2019. - 37 c.
37. Пименов, Н. А. Налоговое планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пименов. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 136 с.
38. Пугачев А.А. Трансформация имущественного налогообложения граждан как инструмент сокращения монетарного неравенства / А.А. Пугачев // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2022. – №2. – С. 78–85.
39. Романов А.Н., Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 391 с.
40. Сальников А.А. Проблемы правового регулирования порядка уплаты
транспортного налога в России//Молодой юрист. – 2019. – №8. – С.10-14.
41. Сидоров, Е.Н. Проблемы транспортного налога и способы совершенствования / Е.Н. Сидоров // Современное финансовое и налоговое право. – 2023. – №5. – С. 12–19
42. Сташ, З.Н. Проблемы исследования планирования и оптимизации налоговых платежей / З.Н. Сташ //Экономика и предпринимательство – 2021. – №1. – С. 1454–1459
43. Стеба, Н.Д. Роль транспортного налога в снижении выбросов в атмосферный воздух / Н.Д. Стеба // Управленческий учет. – 2022. – №2. – С. 363–370
44. Спатарь, В. Проблемы и пути совершенствования транспортного налога / В. Спатарь // Актуальные вопросы финансовой и правовой грамотности в современном обществе: сб. науч. статей. – Москва,2022. – с. 60–63
45. Скрипниченко, В. Налоги и налогообложение (+ CD-ROM) / В. Скрипниченко. - Москва: Мир, 2019. - 70 c.
46. Тренев, Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 495 с.
47. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Издательство ЮНИТИ, 2021. – 158 с.
48. Филлипова, Я.П. Налоговое стимулирование предприятий в целях продуктивного развития деятельности / Я.П. Филлипова // Результаты современных научных исследований и разработок: сб. науч. статей. – Пенза,2021. – с. 97–100
49. Фирстова, А.А. Основные проблемы налоговой оптимизации российских организаций / А.А. Фирстова // Трансформация национальной социально-экономической системы России: сб. науч. статей. – Москва,2022. – С. 109–11
50. Черкасова, И. О. Налоги и налогообложение / И.О. Черкасова, Т.К. Жукова. - М.: Вектор, 2019. - 60 c.
51. Черненко, Н.А. Анализ динамики и структуры поступлений транспортного налога в РФ / Н.А. Черненко // Современные исследования. – 2021. – №2. – С. 491-498.
52. Шувалова, Е. Б. Налоговые системы зарубежных стран / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. - М.: Дашков и Ко, 2021. - 21 c.
53. Шукаева, А.В. Транспортный налог: история становления и направления совершенствования / А.В. Шукаева // Экономика и социум. – 2021. – №5. – С. 12–19.
54. Шуляк, П.Н. Управление финансами/ Учебное пособие – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2019.-752с.
55. Ягодина, Н.В. Транспортный налог: исторический аспект / Н.В. Ягодина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – №12. – С. 645–652
56. Ялонова, А.И. Транспортный налог в РФ/ А.И. Ялонова // Эпомен. – 2022. – №68. – С. 732–738
57. Как различается транспортный налог в регионах России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/autonalog-stat/ Дата обращения 13.03.2023
58. Официальный сайт Федеральной налоговой службы ФНС России. – – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10973378/ Дата обращения 10.03.2023
59. Отчет по форме №5-ТН за 2020 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn55/related_activities/statistics_and_analytics/forms/12514215/
60. Отчет по форме №5-ТН за 2021 год. – – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn55/related_activities/statistics_and_analytics/forms/12514215/