ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МАРКЕТИНГОВЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОМПАНИИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
§ 1. Обзор существующих подходов к определению маркетинговых, инновационных способностей и показателей деятельности компании 8
§ 1.1. Определение маркетинговых способностей 8
§ 1.2. Определение инновационных способностей 14
§ 1.3. Показатели деятельности компании 21
§ 2. Обзор существующих исследований взаимосвязи способностей и показателей деятельности компании 25
§ 3. Выводы 30
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ МАРКЕТИНГОВЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОМПАНИИ И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
§ 1. Центральная проблема исследования 33
§ 2. Цель и задачи исследования 34
§ 3. Элементы исследования 35
§ 4. Гипотезы исследования 37
§ 5. Описание модели исследования 40
§ 6. Выбор и обоснование методов исследования 41
§ 7. Выводы 42
ГЛАВА III. ИЗМЕРЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ КОМПАНИЙ И ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
§ 1. Описание выборки 43
§ 2. Анализ данных 44
§ 2.1. Факторный анализ 44
§ 2.2. Корреляционный анализ 46
§ 2.3. Регрессионный анализ 48
§ 2.4. Кластерный анализ 62
§ 3. Результаты исследования 63
§ 3.1. Выводы 63
§ 3.2. Ограничения исследования 68
§ 3.3. Рекомендации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Приложение 1. Факторный анализ. Маркетинговые способности 75
Приложение 2. Факторный анализ. Инновационные способности – подход 1 76
Приложение 3. Факторный анализ. Инновационные способности – подход 2 77
Приложение 4. Корреляционный анализ 79
Приложение 5. Одновременный ввод маркетинговых и инновационных способностей в модель 83
Приложение 6. Модель медиации 96
Приложение 7. Кластерный анализ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
Данная выпускная квалификационная работа посвящена выявлению взаимосвязей между маркетинговыми, инновационными способностями компании, ее субъективными и объективными показателями деятельности для формулирования практических рекомендаций, которые могут быть применены российскими инновационными компаниями в рамках своей деятельности, а также рекомендаций по направлениям для дальнейших исследований по этой и смежной темам.
Объектом данного исследования выступают российские инновационные компании, представляющие наиболее инновационные отрасли и регионы. Предметом исследования являются маркетинговые, инновационные способности, объективные и субъективные показатели деятельности компании, а также взаимосвязи между этими переменными.
На данный момент в литературе существует ряд исследований (С. Рамасвами, Р. Стривастава, М. Баргава, 2009; Н. Моргана, Р. Слотеграф, Д. Ворхи, 2009; Алам С., 2013; Анискин Ю.П., Моисеева Н.К., Рыгалина Д.Б.,2015;Юан Х., 2016; Гангули А., Кумар К., Сахена Г., Талукдар А., 2020; СвомитанА., 2014, Логинов Л.О., Пронько А.В., 2014, Али А., Матсуно К., 2018), посвященных оценке влияния маркетинговых и/или инновационных способностей на показатели деятельности компании, однако следует отметить, что комплексных исследований, иллюстрирующих взаимосвязи между способностями, влияние маркетинговых и инновационных способностей и на объективные, и на субъективные показатели деятельности российских компаний, нет. При этом если обращаться к ежегодному отчету BCG, посвященному инновационным компаниям мира, то можно заметить, что для 75% компаний из данного исследования инновации являются одним из своих приоритетов, 50% действительно инвестирует ресурсы в инновации, при этом только 35% компании успешны в достижении поставленных целей. Неуспех остальных составители отчета связывают с тем, что компании не обладают фундаментальным комплексным набором способностей (в том числе маркетинговых, инновационных), которые являются основой для конкурентных преимуществ компании. Соответственно, чтобы позиционироваться и быть успешной инновационной компанией необходимо понимание, как этого достичь и какие рычаги для этого есть.
Исходя из вышенаписанного можно сформулировать актуальность данного исследования, которая заключается в том, вопросы взаимосвязи способностей организации и их влияние на показатели ее деятельности крайне важны для практической деятельности компании, однако теория и подходы к оценке способностей и их влияния на показатели деятельности компании постоянно эволюционирует, что делает уже неактуальным рекомендации и подходы некоторых исследований. Кроме того, сложно дать однозначные рекомендации, которые будут применимы ко всем компаниям (в том числе компаниям из разных стран, учитывая различный политический, социальный, экономический контексты), поэтому такого рода исследования покрывают, как правило, компании одной страны. Также есть тенденция, что в комплексных исследованиях (Алам С., 2013; Гангули А., Кумар К., Сахена Г., Талукдар А., 2020; Дутта С., Нарасимхан О., Раджив С., 1999; Юан Х., 2016; СвомитанА., 2014; Али А., Матсуно К., 2018), где рассматриваются маркетинговые и инновационные способности одновременно, исследователи склонны не детализировать эти способности, а оценивать их влияние в обобщенном формате, что не дает в полной мере компаниям ответ, как повлиять на эти способности и что в них является основным драйвером улучшения показателей деятельности. Актуальность этого исследования будет заключаться в комплексности исследования (за счет включения в исследования и маркетинговых, и инновационных способностей и объективных, и субъективных показателей деятельности),применении более детальных подходов к оценке способностей компаний, рассмотрении влияния способностей как в краткосрочной, так и среднесрочной перспективе, применимости исследования к российским компаниями как итог, формулировании рекомендаций, применимых для российских инновационных компаний на основе свежих данных по компаниям.
Целью работы является выявление наличия и направления взаимосвязей между маркетинговыми, инновационными способностями и субъективными и объективными показателями деятельности компании. Для достижения данной цели необходимо выполнение ряда задач:
• уточнить и проанализировать подходы к определению и содержанию маркетинговых и инновационных способностей компании;
• проанализировать исследования и модели в них, иллюстрирующих взаимосвязь способностей и их влияние на различные показатели деятельности компании;
• выбрать и обосновать используемые методы;
• сформулировать гипотезы относительно корреляции маркетинговых, инновационных способностей, показателей деятельности компаний, характера влияния маркетинговых и инновационных способностей на показатели деятельности, а также наличия кластеров, построенных на основе данных переменных;
• проверить сформулированные гипотезы, проанализировать и проинтерпретировать результаты;
• разработать комплекс практических рекомендация, а также рекомендаций для дальнейших научных исследований.
Таким образом, результатом данного исследования будут выступать выводы относительно значимости и направления влияния способностей на показатели деятельности компании, а также практические и исследовательские рекомендации, сформулированные на основе статистической проверки гипотез.
Для достижения данных результатов будет использован следующий инструментарий - системный критический обзор научных источников литературы (работ таких авторов, как Дж.С.Дея; Дж.Веервардена;С. Рамасвами, Р. Стривастава, М. Баргава,; Н. Моргана, Р. Слотеграф, Д. Ворхи; Алам С.; Анискин Ю.П., Моисеева Н.К., Рыгалина Д.Б.; Юан Х.; Гангули А., Кумар К., Сахена Г., Талукдар А.; СвомитанА.; Логинов Л.О., Пронько А.В.; Али А., Матсуно К.; Саунила М. и других), сравнение, анализ и синтез существующих источников информации, а также методы многомерного статистического анализа - факторный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, кластерный и дисперсионный анализа, для использования которых будет использован SPSS.
Структурно работа представляет собой три главы. Первая глава полностью посвящена теоретическому обзору литературы, на котором строится дальнейшая часть работы. Вторая глава посвящена формулированию того, как концептуально выглядит эмпирическое исследование и как оно будет проведено. Третья глава непосредственно посвящена эмпирической части исследования – анализу данных, формулированию результатов, выводов и рекомендаций. Такая структура позволяет четко разделить этапы исследовательского типа работы -текущий теоретический контекст по теме, предположения и дизайн для текущего исследования и само исследование и его результаты.
В ходе написания работы были использованы источники как первичной, так и вторичной информации. В первой главе были использованы научные публикации из российских и международных журналов, являющиеся вторичными источниками информации. В третьей главе в качестве первичного источника информации были использованы данные из опроса инновационных компаний, которые были дополнены вторичными данными из СПАРКа.
В научной литературе становится все больше исследований (Али А., Матсуно К., 2018, Юан Х., 2016, Алам С., 2013, Саунила М., 2014, Сонг М., Дрог С., Ханянич С., Калантоне Р., 2005, Свомитан А., 2014 и другие исследования, рассмотренные в первой главе данной работы), посвященных оценке взаимосвязей и влияния способностей на показатели деятельности и успешность компании на рынке. При этом можно наблюдать, что исследования все больше фокусируются на наборе способностей и условий, которые влияют на показатели деятельности. Что также важно отметить – эти исследования в большей степени носят страновой характер (в первой главе были рассмотрены исследования для Индии, Китая, Кореи, Японии, Греции), что позволяет учитывать специфику бизнеса конкретной страны и не требует рассмотрения дополнительных ограничений при имплементации результатов исследований в компании той страны, относительно которой было проведено исследование.
Данная работа была посвящена выявлению наличия взаимосвязей между маркетинговыми, инновационными способностями компаний, объективными и субъективными показателями деятельности российских компаний, а также тому, как отдельные способности влияют друг на друга и на итоговые показатели деятельности, то есть оценке наличия и направления влияния способностей на показатели деятельности. Это было проделано не только для того, чтобы констатировать факты о том, что и каким образом влияет на компанию и ее деятельность, но, и чтобы сформулировать далее рекомендации как для российских компаний, так и для дальнейших исследований по данной и смежной темам.
Таким образом, в рамках данной работы было рассмотрено и проанализировано 11 подходов к тому, как оценивать и определять маркетинговые способности, а также 7 подходов для инновационных способностей. Кроме того, были рассмотрены различные показатели, относительно которых оценивалось влияние способностей. Далее были проанализированы исследования позволяющие оценить, степень значимости данных способностей для успешности организации, оцененной через призму показателей деятельности компании. Частично гипотезы и частично сформулированные результаты относительно взаимосвязей и влияния способностей и показателей деятельности легли в основу тестируемых гипотез и в целом концептуальной модели исследования. То есть в рамках первой главы была сформирована теоретическая база дальнейшего эмпирического исследования.
Также была сформирована концептуальная модель исследования, которая подразумевала выбор подходов к способностям и показателей деятельности, которые легли в основу исследования и стали его элементами. Далее исходя из тех исследований, который были рассмотрены в первой главе, а также авторских предположений были сформулированы гипотезы, описан дизайн тестирования гипотез, в частности, какие методы и по какой причине нужно использовать для проверки гипотез. В результате, было выбрано по одному подходу к маркетинговым и инновационным способностям из теоретической главы, а также предложен авторский комбинированный подход для инновационных способностей, также сформулировано 8 основных гипотез и выбраны такие статистические методы их тестирования, как корреляционный анализ, регрессионный анализ и кластерный анализ.
В результате тестирования гипотез не все из них подтвердились, однако для каждой переменной удалось выявить набор способностей, которые на них влияют – была составлена сводная таблица, отражающая, какие способности значимо влияют на показатели деятельности в различном временном горизонте. Если обобщать получение результаты, то не удалось вывести пул способностей, которые одинаково с точки зрения значимости и направления влияют на одни и тот же показатель в кратко- и среднесрочной перспективе. Однако почти все способности, кроме способностей к распределению инновационных ресурсов, созданию продукта и привлечению и ориентация на новых пользователей при разработке новых продуктов/услуг значимо влияют на один или несколько рассмотренных объективных и субъективных показателя. Также было выявлено, что в отличии от изначальных предположений, есть способности, которые негативно влияют на показатели деятельности, в частности среди таких способностей можно выделить две инновационные - способность к генерации и оценке новых идей и способность к сотрудничеству в ходе инноваций.
В завершающей части исследования как итог работы были сформулированы исследовательские рекомендации, которые в большей степени касаются изменения или корректировки методологии исследования – использование экспертных оценок при оценке способностей, расширение круга тестируемых способностей, увеличение объема выборки, включение в анализ динамических объективных показателей и переменных, характеризующих внешнюю среду. Также были сформулированы рекомендации для использования компаниями – среди способностей компаниям следует обратить более пристальное внимание на сбор и работу с маркетинговой информацией и в целом с данными с внешней среды, потому что есть риск получения негативного эффекта на показатели деятельности. Также следует обратить внимание на дальнейшее развитие способностей, связанных с инновационными активностями (организация и управление ими), потому что они на многие показатели оказывают именно значимый положительный эффект. Для более точечной работы со способностями необходимо учитывать специфику фирмы, уровень ее способностей и приоритетные показатели деятельности для преломления результатов исследования на деятельность компании.
1. Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация //Инновации. – 1998. – №. 2-3. – С. 8.
2. Джордж С. Дэй. Организация, ориентированная на рынок. Как понять, привлечь и удержать ценных клиентов: пер. с англ //М.: Эксмо. – 2008.
3. Инновационный менеджмент. Руководящие принципы для осуществления открытого инновационного подхода //M/: Стандартинформ. – 2020.
4. Казанцев А. К., Логачева А. В. Инновационные способности российских компаний: измерение и управление развитием //Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2014. – №. 4. – С. 3-26.
5. Кэролайн М., Нгуиен Т. Т. У. Связь между нетехнологическими и технологическими инновациями //Менеджмент инноваций. – 2011. – Т. 4. – С. 308-326.
6. Логачева А. В. Исследование системы оценки инновационных способностей организации //Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – №. 8-3 (15)
7. Логинов Л. О., Пронько А. В. Маркетинговые способности как медиатор влияния рыночной ориентации на показатели деятельности компании //Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2014. – №. 4. – С. 290-303.
8. Ойнер О. К. Маркетинговые способности фирмы: подходы к оценке, эмпирические исследования и роль в формировании результатов бизнеса компании //Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2014. – №. 6. – С. 434-442.
9. Трефилова И. Н. Влияние маркетингового потенциала компании на результативность инноваций и ее способности к стратегической интеграции //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2017. – Т. 11. – №. 3. – С. 144-154.
10. Фатхутдинов Р. А., Фатхутдинов И. Р. Инновационный менеджмент:[по экономическим и техническим специальностям]. – Издательский дом" Питер", 2013. – С. 15.
11. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 21.07.2011 N 254-ФЗ
12. Alam S. S. et al. Relationships between innovation capabilities, business performance, marketing performance and financial performance: A literature review //Business and Management Horizons. – 2013. – Т. 1. – №. 1. – С. 59-73.
13. Ali A., Matsuno K. Mediating roles of capabilities between R&D-marketing integration and business performance //Journal of Asia business studies. – 2018.
14. Aniskin Y. P. et al. Innovation and marketing activity of high technology companies in business management //International Journal of Economics and Financial Issues. – 2015. – Т. 5. – №. 3. – С. 25-33.
15. BCG.com [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bcg.com/publications/2021/performance-and-innovation-are-the-rewards-of-digital-transformation-programs, свободный – Загл. с экрана
16. Bueno E. et al. Tangible slack versus intangible resources: the influence of technology slack and tacit knowledge on the capability of organisational learning to generate innovation and performance //International Journal of Technology Management. – 2010. – Т. 49. – №. 4. – С. 314-337.
17. Cooper, Lee G. Strategic marketing planning for radically new products.//Journal of marketing– 2000.– №. 64.1.– С.1-16.
18. Davcik N. S. et al. Exploring the role of international R&D activities in the impact of technological and marketing capabilities on SMEs’ performance //Journal of Business Research. – 2021. – Т. 128. – С. 650-660.
19. Day G. S. Closing the marketing capabilities gap //Journal of marketing. – 2011. – Т. 75. – №. 4. – С. 183-195.
20. Dutta S., Narasimhan O., Rajiv S. Success in high-technology markets: Is marketing capability critical? //Marketing science. – 1999. – Т. 18. – №. 4. – С. 547-568.
21. Efrat K., Gilboa S., Yonatany M. When marketing and innovation interact: The case of born-global firms //International Business Review. – 2017. – Т. 26. – №. 2. – С. 380-390.
22. Finmarket.com [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5633523, свободный – Загл. с экрана
23. Ganguly A. et al. Firms’ reputation for innovation: Role of marketing capability, innovation capability, and knowledge sharing //Journal of Information & Knowledge Management. – 2020. – Т. 19. – №. 02. – С. 2050004.
24. Grant R. M. Contemporary strategy analysis: Concepts //Technique, and Applications, Massachusetts: Balckwell. – 1995.
25. Griffin A., Hauser J. R. Integrating R&D and marketing: A review and analysis of the literature //Journal of Product Innovation Management: An International Publication of the Product Development & Management Association. – 1996. – Т. 13. – №. 3. – С. 191-215.
26. Gupta A. K., Raj S. P., Wilemon D. Managing the R&D-marketing interface //Research Management. – 1987. – Т. 30. – №. 2. – С. 38-43.
27. Kafetzopoulos D., Psomas E. The impact of innovation capability on the performance of manufacturing companies: The Greek case //Journal of Manufacturing Technology Management. – 2015.
28. Kaleka A., Morgan N. A. How marketing capabilities and current performance drive strategic intentions in international markets //Industrial Marketing Management. – 2019. – Т. 78. – С. 108-121.
29. Lawson B., Samson D. Developing innovation capability in organisations: a dynamic capabilities approach //International journal of innovation management. – 2001. – Т. 5. – №. 03. – С. 377-400.
30. Lisboa A., Skarmeas D., Lages C. Innovative capabilities: Their drivers and effects on current and future performance //Journal of Business Research. – 2011. – Т. 64. – №. 11. – С. 1157-1161.
31. Manual O. Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities //October. – 2018. – Т. 22. – С. 255p.
32. Morgan N. A. Marketing and business performance //Journal of the academy of marketing science. – 2012. – Т. 40. – №. 1. – С. 102-119.
33. Morgan N. A., Slotegraaf R. J., Vorhies D. W. Linking marketing capabilities with profit growth //International Journal of Research in Marketing. – 2009. – Т. 26. – №. 4. – С. 284-293.
34. Ramaswami S. N., Srivastava R. K., Bhargava M. Market-based capabilities and financial performance of firms: insights into marketing’s contribution to firm value //Journal of the Academy of Marketing Science. – 2009. – Т. 37. – №. 2. – С. 97-116.
35. Raymond L., Bergeron F., Croteau A. M. Innovation capability and performance of manufacturing SMEs: The paradoxical effect of IT integration //Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. – 2013. – Т. 23. – №. 3. – С. 249-272.
36. Saunila M. Innovation capability for SME success: perspectives of financial and operational performance //Journal of Advances in Management Research. – 2014.
37. Saunila M. Innovation capability in SMEs: A systematic review of the literature //Journal of Innovation & Knowledge. – 2020. – Т. 5. – №. 4. – С. 260-265.
38. Song M. et al. Marketing and technology resource complementarity: An analysis of their interaction effect in two environmental contexts //Strategic management journal. – 2005. – Т. 26. – №. 3. – С. 259-276.
39. Su Z. et al. Technological capability, marketing capability, and firm performance in turbulent conditions //Management and Organization Review. – 2013. – Т. 9. – №. 1. – С. 115-137.
40. Swaminathan A. Marketing capabilities, innovation and firm performance // PhD Thesis, Iowa: Iowa State University. – 2014.
41. Vorhies D. W., Morgan R. E., Autry C. W. Product‐market strategy and the marketing capabilities of the firm: impact on market effectiveness and cash flow performance //Strategic Management Journal. – 2009. – Т. 30. – №. 12. – С. 1310-1334.
42. Wang X. et al. Organisational unlearning, organisational flexibility and innovation capability: An empirical study of SMEs in China //International Journal of Technology Management. – 2013. – Т. 61. – №. 2. – С. 132-155.
43. Weerawardena J. Exploring the role of market learning capability in competitive strategy //European journal of marketing. – 2003.
44. Yuan X. et al. Innovation capability, marketing capability and firm performance: A two-nation study of China and Korea //Asian Business & Management. – 2016. – Т. 15. – №. 1. – С. 32-56.