Введение 3
1. Интервью, как жанр периодической печати: теоретические основы
исследования 6
1.1 Жанровая характеристика интервью 6
1.2 Особенности проведения интервью в печатной прессе 20
2. Специфика интервьюирования в печатной прессе в газете «Центр
Плюс» 35
2.1 Общая характеристика газеты «Центр Плюс» 35
2.2 Анализ интервью в газете «Центр Плюс» 37
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Приложения 66
Актуальность исследования заключается в том, что современное интервью представляет большой интерес для журналистского и лингвистического исследований. Также, она состоит в том, что журналист в нем использует первичные источники социально важной информации, которыми является человек - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений в какой-либо общественной сфере.
Интервью весьма популярно в наше время. Оно входит в систему журналистских жанров, а из-за незаменимости в коммуникативной практике оно распространилось и в другие сферы общества. Его ключевыми признаками являются его вопросно-ответная форма, непосредственное общение собеседников, сама общественно-значимая фигура собеседника, публичный характер разговора и двуадресность.
С помощью интервью журналисты газеты раскрывает личность собеседника, помогая читателям узнать информацию об его мнениях, мотивах, ценностных ориентациях, а также узнать те социальные явления, которые нельзя выявить с помощью других методов, ведь его выстраивают в определенной последовательности, чтобы как можно полнее, логичнее и последовательнее раскрыть заданную тему в процессе общения. При этом журналист получает не только количественную информацию, но и качественную.
Из-за изменений в прессе таких, как усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала, возник вопрос о месте интервью в системе жанров.
Многие исследователи считают его гибридным, поскольку оно содержит в себе черты почти всех основных журналистских жанров. Так как «околоклассическим» интервью - разновидностью жанра, являются ток шоу, круглый стол и «особое мнение», где журналист выступает в роли ведущего и имеет право высказывать своё мнение.
Однако данное исследование интервью должно показать, что оно является вполне конкретным, часто употребляемым и разработанным жанром в журналистике, неотделимым от принятой системы жанров.
Ведь интервью считается одновременно и методом, и жанром в публицистике, и весьма значимо в печатной прессе из-за своей коммуникативной функции, которая помогает устанавливать печатным изданиям контакт с читателями. Кроме того, в печатной прессе оно считается актуальным, общественно значимым, предназначенным для публикации продуктом.
При этом жанровые особенности интервью в газете обычно рассматриваются журналистом, как способ организации текста, публикующийся чаще всего в виде вопросов и ответов. Они являются классическими для него, поэтому их используют чаще всего в печатных СМИ и его делят по видам на протокольное, информационно-познавательное, проблемно-аналитическое и портретное. Журналист-интервьюер в них выступает в роли «переводчика» слов собеседника для читателей, так как они получают информацию, которая была услышана им.
Объектом исследования является газета «Центр Плюс».
Предметом исследования является жанр интервью в газете Центр Плюс».
Цель исследования выявить особенности функционирования жанра интервью в печатной прессе.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать жанровую характеристику интервью.
2. Рассмотреть особенности проведения интервью в печатной прессе.
3. Охарактеризовать газету «Центр Плюс».
4. Проанализировать типологические характеристики интервью в газете «Центр Плюс».
Для достижения поставленных задач, в ходе исследования применены следующие методы исследования: анализ, синтез, интервью, включённое наблюдение.
Теоретико-методологической базой исследования послужили учебные пособия по теории и практике журналистики А. В. Колесниченко, М. М. Лукиной, А. А. Тертычного, Кройчик Л. Е., С. С. Распоповой.
Эмпирической основой являются материалы сайта www.gazetacp.ru
Поставленная цель и задачи определили следующую структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.
Интервью, как метод и жанр, многофункционален, так как имеет неограниченные возможности и раскрывает характеры и события, стоит задать лишь пару вопросов авторитетному собеседнику, и ответы развеют слухи. И именно поэтому он является самым востребованным сегодня жанром в СМИ. В нем важно верное поведение интервьюера и его гибкость, которые он формирует в процессе зоркого наблюдения за собеседником, его поведением и реакциями. Опытный журналист будет добиваться внятных ответов для отражения их в своей публикации, так как именно достоверность позволяет ему оставаться доступным и понятным для любого читателя.
Форма вопроса-ответа в беседе нужна для информирования и влияния на аудиторию и собеседника. Она публичная, ведь интервью берется с конкретной целью у общественно-значимого человека при личной встрече для получения актуальной интересной и важной информации или же при помощи текстового его варианта по электронной почте письмом с вопросами и публикации ее в СМИ. Для полноты раскрытия его темы вопросы задаются в определенном порядке.
Как метод, оно позволяет собрать количественную и качественную информацию о мнениях, мотивах и ценностных ориентациях собеседника, которую нельзя узнать при помощи других методов. А его драматургический способ подачи обращает внимание аудитории, делая акценты на важных сведениях и фактах. Так оно дает прессе коммуницировать с ее читателями.
Большое количество тем и их подачи, разность мнений собеседников и его форматов в СМИ являются его отличительными чертами. А общим признаком у интервью считается свобода в самой беседе.
Само интервью можно рассматривать с разных сторон. Их классифицируют в зависимости от типа последующего материала, организации интервью, собеседника и его социального положения, а также предмета обсуждения и способа общения, исходя из требований редакции к журналистам. Кроме того, важно, насколько стандартизировано интервью. Оно разное и по характеру получаемой информации и нужно для получения фактических сведений, для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме, для получения представления о личности опрашиваемого. Собеседники журналистов бывают охотно или равнодушно сотрудничающими, а могут и вовсе сопротивляться беседе. Их может быть один или группа, а также целое дискуссионное интервью и пресс-конференция. Определяя их мотивы, мешающие разговору, можно устранить их, и, зная об уловках собеседника, нужно использовать разные виды вопросов для направления беседы, но, внимательно слушая его для расставления акцентов.
В еженедельной бесплатной газете «Центр Плюс» всего один штатный журналист интервьюирует известных личностей, удовлетворяя запросы потребителей. Как правило, в ней публикуются материалы о товарах, недвижимости, финансах, а также реклама и развлекательные игры и гороскопы, но на основной второй ее странице всегда располагается интервью. Хоть реклама и ее удобная быстрая доставка и позволяет ей быть лидером на рынке уже двадцать лет, привлекая при этом еще больше рекламодателей, однако именно интервью помогает ей увеличивать охват аудитории. Являясь полезной для нее, она делает ставку на свои материалы и макет, поэтому публикации журналистов должны заинтересовывать читателя.
В этом исследовании были проанализированы 21 интервью за январь-май 2020 года и взято экспертное интервью у Гладышева Виктора Алексеевича.
На основе анализа его публикаций были выявлены отличия теории от практики. Нами было выявлено, что теория не поспевает за практикой. В практике журналистские вопросы построены так, чтобы собеседник сам договаривал мысль, что дает откровенности и искренности беседе. Кроме того, в практике журналисты оставляют в тексте только нужную и полезную информацию. При этом особенностью в их интервью является тщательная подготовка к нему журналиста и его умение максимально расположить к себе собеседника. В нем показана интересная личность, которая отвечает на вопросы, которые ранее не задавались другими. Оно раскрывает тему через призму собеседника. Отличия практики от теории является новым знанием о функционировании интервью в печатной прессе.
Все публикации Гладышева Виктора Алексеевича пошли в печатный номер газеты. Они раскрывают суть работы всех журналистов - интервьюеров в газете «Центр Плюс».
1. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. - М.: Никколо- Медиа, 2001 - 320 C.
2. Богданов Н.Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. - Л.: Лениздат, 1971. - 687 c
3. Григорян Марк Пособие по журналистике. - М.: «Права человека», 2007. - 192 с.
4. Гладышев Виктор Алексеевич «Елена Летучая: ««Всегда хотела
попробовать новый формат»: Статья в газете «Центр плюс» №13 от 01.04.2020. - Режим доступа: http://gazetacp.ru/wp-
content/uploads/2020/03/CP13_MOS.pdf
5. Гладышев Виктор Алексеевич «Лера Кудрявцева: «Возможно, завтра
пожалею о своем откровении»: Статья в газете «Центр плюс» №8 от 25.02.2020. - Режим доступа: http://gazetacp.ru/wp-
content/uploads/2020/03/CP8_MOS.pdf
6. Гладышев Виктор Алексеевич «Ляйсан Утяшева: «Самое главное - не сходить с ума и с пользой для себя проводить время»: Статья в газете «Центр плюс» №14 от 07.04.2020. - Режим доступа: http://gazetacp.ru/wp- content/uploads/2020/04/CP14.pdf
7. Гладышев Виктор Алексеевич ««Ольга Ушакова: Ничего героического в
рождении четвертого ребенка нет»: Статья в газете «Центр плюс» №6 от 11.02.2020. - Режим доступа: http://gazetacp.ru/wp-
content/uploads/2020/03/CP6_MOS.pdf
8. Гладышев Виктор Алексеевич «Сергей Лазарев: «Жить для себя пока не получается»: Статья в газете «Центр плюс» №2 от 14.01.2020. - Режим доступа: http://gazetacp.ru/wp-content/uploads/2020/01/CP2_MOS.pdf
9. Гладышев Виктор Алексеевич «Тина Канделаки: «Со мной очень сложно жить»: Статья в газете «Центр плюс» №19 от 12.05.2020. - Режим доступа: http://gazetacp.ru/wp-content/uploads/2020/06/cp19-web.pdf
10. Гладышев Виктор Алексеевич «Юлия Пересильд: «Когда я с детьми, я не просто отключаю телефон - я забываю о его существовании»: Статья в газете «Центр плюс» №15 от 14.04.2020. - Режим доступа: http://gazetacp.ru/wp-content/uploads/2020/06/CP15_web.pdf
11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник/Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — м.: инфра-м, 2003. — 272 с.
12. Декларация принципов поведения журналиста Международной Федерации Журналистов - Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; (изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2¬6 июня 1986 года). - URL: https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i- praktika/dokumenty/7 54¬
13. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Под ред. М. Н. Кожиной. - СПб.: Изд. 2-е, доп., испр. - СПбГУ: Филол. факультет, 2012. - 274 с.
14. Евгений Криницын Акулы интервью. 11 мастер-классов: Жанр: Отраслевые издания, издательство Литагент «Альпина», 2010 г. - 130 с.
15. Енина, Л. В. Практика журналистского общения: [учеб. пособие] / Л. В. Енина, В. Ф. Зыков; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 76 с.
... Всего источников – 43.