Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №12 с. Куршава (Ставропольский край, Андроповский муниципальный округ).
Выборка: 30 младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие, особенности формирования самостоятельности младших школьников 6
1.2 Сущность внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования 13
1.3 Организационно-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1 Организация и методы исследования формирования самостоятельности младших школьников 25
2.2 Содержание работы по формированию самостоятельности младших школьников средствами внеурочной деятельности 33
2.3 Результаты проведенного исследования по формированию самостоятельности младших школьников средствами внеурочной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Педагог в первую очередь должен организовывать учебный процесс так, чтобы он проходил эффективно и результативно. Самостоятельность, как раз то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, ее формирование необходимо начинать еще с начальной школы.
Процесс развития самостоятельности младших школьников во всех видах деятельности образовательного процесса на сегодняшний день считается актуальной проблемой современной педагогической теории и практики. Самостоятельность изучали следующие известные педагоги: Б.П. Есипов, В.Д. Иванов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, Л.В. Жарова, И.А. Зимняя и др.
Так, анализируя деятельность детей младшего школьного возраста, следует отметить, что у них развивает интенсивное стремление к самостоятельности, что проявляется готовностью к действиям без роли взрослого. У детей возникает необходимость в самостоятельности, они на все вопросы имеют собственную точку зрения, берут интенсивное участие в оценках взрослых. Но в характеристике самостоятельности младшего школьника, имеется еще недостающая устойчивость ее проявлений, что связано с психологическими чертами этого возраста.
Большую роль в развитии самостоятельности играют взрослые: педагоги или близкие родственники ребёнка, через организацию различных видов деятельности. Особенно велика в этом роль родителей, так как в раннем детстве именно родители занимаются развитием ребенка.
Как известно, самостоятельность представляется как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи, искать решение этих задач. Формирование самостоятельности на высоком уровне можно назвать только тогда, когда человек ставит перед собой цель, продумывает пути её решения, решает её без посторонней помощи и умеет соотнести исходную задачу с полученным результатом. Так, по мнению М.В. Веденькина, основным средством формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста является применение внеурочной деятельности в образовательном процессе [10].
Важным вкладом в прогрессивное теоретическое понимание проблемы формирования самостоятельности младших школьников считаются труды педагогов и учёных различных исторических эпох, таких как Я. Ушинский, С. Шацкий, Н. Крупская, А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Давыдов, Л. Божович, позволившие выявить главные обстоятельства формирования самостоятельности.
Объект исследования: формирование самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования: формирование самостоятельности младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности формирования самостоятельности младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование различных методов и приемов внеурочной деятельности будут способствовать эффективному формированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, особенности формирования самостоятельности младших школьников.
2. Проанализировать сущность внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
3. Изучить организационно-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Определить способы эффективного формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологические основы исследования заключаются в использовании положений исследований таких ученых, как Б.П. Есипова, В.Д. Иванова, В.В. Давыдова, которые рассматривают самостоятельность младших школьников; исследования И.С. Кона, Л.В. Жаровой, И.А. Зимней, Т.С. Гарькавой, Л.Г. Григорьевой, определяющие значимость внеурочной деятельности в формировании самостоятельности младших школьников.
Методы исследования. В данной работе были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ учебно-методической литературы, синтез, анализ, дедукция; эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, опрос.
Практическая значимость заключается в том, что использование различных методов взаимодействия во внеурочной деятельности могут быть использованы педагогами начальных классов в формировании самостоятельности младших школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что самостоятельность является важным качеством в становлении личности ребенка. О проблеме формирования самостоятельности и ее значимости в жизни человека говорили со времен Я.А. Коменского и продолжают заниматься ей и в наши дни. Психологи рассматривают самостоятельность как свойство личности, необходимое для регулирования своего поведения в обществе, педагоги же большое внимание уделяют нравственной стороне этого качества.
В развитии самостоятельности большое значение имеют сюжетно ролевые, деловые, интеллектуальные игры, игры драматизации, исходными принципами, построения которых являются: использование привычного, хорошо знакомого материала для детей; расширение диапазона познавательных процессов; свобода действий и общий положительный фон занятий. Большое место в жизни младших школьников занимает игровая деятельность, которая используется во внеурочной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни.
Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развёртывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки. На развитие самостоятельности младших школьников также влияет включение их в игровую деятельность при реализации проектов. Для этого учитель составляет поисковые игровые задания по стенгазетам, сборникам, оформленным в процессе внеурочной деятельности.
В работе представлены результаты экспериментального исследования, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 12 с. Куршава. В экспериментальное исследование приняли участие младшие школьники в количестве 30 респондентов.
Для реализации цели был использован следующий диагностический инструментарий: для определения уровня самостоятельности «Опросник уровня самостоятельности».
Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод, что работа по формированию самостоятельности младших школьников в учебно воспитательном процессе во внеурочной деятельности, которая проводилась с экспериментальной группой, дала положительные результаты.
Сравнительные результаты на контрольном этапе исследования показали, что результаты контрольной группы почти не изменились, а результаты экспериментальной группы значительно снизился, только 2 учеников показали низкий уровень. Средний уровень самостоятельности у учеников контрольной группы – показатель не изменился, а в экспериментальной группе этот показатель снизился. Высокий уровень самостоятельности имеют 3 детей контрольной группы, а в учеников экспериментального класса этот показатель повысился до 6 детей.
Исходя из исследования, можно сказать, что внеурочная деятельность эффективно сказывается на воспитании у младших школьников такого качества, как самостоятельность. Работу по воспитанию самостоятельности во внеурочной деятельности необходимо начинать целенаправленно вести еще в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, формируются ведущие нравственные, личностные качества.
Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие самостоятельности во внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образования, и будет эффективным при условии учета возрастных и психологических особенностей обучающихся, правильной организации воспитательных мероприятий. В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 и 2012 гг. – М.: Просвещение, 2014.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 и 2012 гг. – М.: Просвещение, 2021.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – № 9.
Основная литература:
5. Айдарова, Л.И. Младший школьник / Л.И. Айдарова. – М. : Педагогика, 2019. – 399 с.
6. Баженова Е.В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. – 2016. – № 4. – С. 10 – 16.
7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М. : Издательский центр Академия, 2017. – 192 с.
8. Бодина, Е. Педагогические ситуации [Текст] / Бодина, Е., Ашеулова, К. // Воспитание школьников. – 2020. – №2. – С. 25–28.
9. Веденькина, М.В. Формирование самостоятельности у младших школьников с учетом их полоролевых особенностей: Автореф. дисс. канд. пед. наук / М.В. Веденькина. – Волгоград, 2017. – 27 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2018. – 536 с.
11. Гарькавая, Т.С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно: разраб. занятий / Т.С. Гарькавая. – Минск: Дикта, 2018. – 159 с.
12. Григорьева, Л.Г. Особенности формирования и развития самостоятельности младших школьников / Л.Г. Григорьева. Челябинск: Изд – во Белая лампа, 2020. – 15 – 17 с.
13. Гришкова, Г.Н. Развитие самостоятельности школьника в игровой деятельности. Начальная школа / Г.Н. Гришкова. Волгоград: Изд – во Панорама, – 2014. 41 – 45 с.
14. Губарева, Л.И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся / Л. И. Губарева // Образование и общество. – 2018. – №2. – С.61 – 62.
15. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М., Просвещение, 1978. – 290 с.
16. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз 2018. – 127 с.
17. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. – Л.: ЛГПИ, 2021. – 75 с.
18. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение, 2019. – 204 с.
19. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 507 с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вуза / И.А. Зимняя. – М.: НПО МОДЭК, 2018. – 448 с.
21. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. М.: Просвещение, 2018. – 72 с.
22. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2018. – 80 с.
23. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] / И.С. Кон // Педагогика здоровья. – М., 1992. – 118 с.
24. Косенкова Е.Ю. Инструментально – диагностическое обеспечение внеурочной деятельности. Обзор итогов областного тематического круглого стола // Воспитание и дополнительное образование. – 2020. – № 4. – С. 52 – 55.
25. Куприянова, М.А. Формирование самостоятельности учащихся как педагогическая проблема / М.А. Куприянова // Наука и школа. – 2014. – №5. – С.35 – 36.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд. Центр «Академия», 2015. – 352 с.
27. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с.
28. Микерина, А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста / А.С. Микерина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – №5. – С.77 – 81.
29. Монтессори М. Полный курс воспитания. М. : АСТ, 2017. – 573 с.
30. Мякишева, Н.М. Особенности самостоятельной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева. М.: Изд – во Просвещение, 2019. – 16 – 18 с.
31. Носикова, Я.Н. Развитие самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова. – М.: Изд – во Просвещение, 2019. – 22 – 25 с.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2011. – 736 с.
33. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч. Пермь, 2019. – 301 с.
34. Пакулина, С.А. Психолого – педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / С.А. Пакулина, Т. П. Савушкина // Начальная школа. – 2019. – №3. – С.10 – 1
35. Панфилова Г.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. – 212 с.
36. Петунин, О.В. Проблема активизации самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике / О.В. Петунин // Образование всовременной школе. – 2018. – №3. – С.50 – 54.
37. Педагогический энциклопедический словарь, гл. ред. Б.М. Бим – Бад. М.: Большая Рос. энцикл., 2019. – 487 с.
38. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. – М.: Изд – во Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.9. 527 с.
39. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М. : НИИ шк. техн., 2005. – 224 с
40. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
41. Тарасова, Н.П. Уровни развития самостоятельности мышления младшего школьника: автореф... дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Тарасова Наталья Петровна. – М., 2008. – 27 с.
42. Шамова, Т.И. Развитие самостоятельной деятельности учащихся / Т.И. Шамова. – М. : Педагогика, 2018. – 286 с.
43. Шиленков, Р.В. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения / Р.В. Шиленков // Химия в школе. – 2020. – №5. – С.58 – 61.
44. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
45. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин // Междунар. пед. акад. журнал. – 2014. – №5. – С.160 – 165.