Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты стимулирования на предприятии 8
1.1 Понятие и сущность стимулирования и мотивации персонала организации 8
1.2 Методы стимулирования персонала 13
1.3 Системы мотивации в России и за рубежом 17
Глава 2. Анализ и оценка эффективности действующей системы стимулирования на предприятии ООО «РАЙДО» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «РАЙДО» 29
2.2 Анализ кадрового состава ООО «РАЙДО» 33
2.3 Анализ системы стимулирования персонала на предприятии 39
Глава 3. Разработка программы развития системы стимулирования ООО «РАЙДО» 51
3.1 Разработка программы стимулирования персонала на предприятии 51
3.2 Эффективность предложенных методов стимулирования на предприятии 60
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 1 75
Приложение 2 76
На современном этапе развития экономики существенно возрастает значимость персонала как ключевого фактора обеспечения конкурентоспособности современных организаций. Мировой экономический кризис негативно отразился на ситуации на рынке труда, что проявилось как в существенном сокращении числа заявляемых работодателями вакансий, так и в ужесточении требований к кандидатам на них. Организации начинают осознавать важность социальных аспектов и неотделимость их экономических. Очевидно, что результаты деятельности зависят от признания исключительности человеческих ресурсов в производственном процессе и совершенствования методов управления и максимального использования трудового потенциала работников. Указанные обстоятельства актуализируют необходимость разработки эффективной системы стимулирования как фактора роста результативности труда персонала организации, позволяющей эффективно использовать каждого работника исходя из его возможностей и способностей и являющейся основой для принятия эффективных решений во всех сферах социально- экономической деятельности организаций.
В настоящее время в практике оценки персонала используются различные подходы, часть из которых основана на применении экспертных и количественных методов. При этом большинство исследователей считают, что экспертный подход, имеющий наиболее продолжительный опыт использования, при всех своих достоинствах отличается высокой субъективностью, зависимостью результатов оценки от личностных качеств эксперта (опыта, квалификации, характера, убеждений, мотиваций и т.п.).
В этих обстоятельствах количественные методы рассматриваются в качестве альтернативного варианта оценки персонала, позволяющего снизить ее субъективность и зависимость от прошлого опыта специалиста, выполняющего оценку посредством использования количественной оценки на основе условных или натуральных величин (баллов, рангов и пр.).
В связи с этим проблема мотивации работников на любом предприятии является очень острой и важной для эффективной деятельности и должна постоянно находиться в поле зрения у руководства. Основу эффективного менеджмента управления человеческим капиталом в современных организациях составляют средства воздействия на экономическое поведение людей посредством побуждения их к производственному труду.
Таким образом, стимулирование работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее собой четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.
Формирование системы стимулирования персонала должно подчиняться определенной методике, которая может быть разработана индивидуально для каждого предприятия, но которой следует неукоснительно придерживаться. Согласно выше сказанному, целью анализа кадрового потенциала предприятия должны быть четко сформированные стратегии, обеспечивающие достаточно стабильное положение на региональном рынке, однако существует ряд проблем, решение которых требует тактических действий во всех сферах социально- экономической деятельности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка и экономическое обоснование решения по совершенствованию системы стимулирования труда сотрудников предприятия ООО «РАЙДО».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «РАЙДО».
Предмет исследования - система стимулирования труда сотрудников ООО «РАЙДО».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• изучить сущность и содержание стимулирования труда;
• исследовать теоретические аспекты процесса стимулирования труда и формирования системы стимулирования труда;
• исследовать существующие методы стимулирования сотрудников и определить их эффективность;
• исследовать уровень мотивированности персонала предприятия и определить основные мотивы работников;
• разработать решение по совершенствованию системы стимулирования труда сотрудников ООО «РАЙДО» и обосновать его экономическую эффективность.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе изучены понятия стимулирования и мотивации труда, определены аспект взаимосвязи трудового процесса и мотивации работника. Здесь же рассмотрены основные концепции мотивации, используемые на практике и теоретические аспекты создания системы стимулирования труда.
Во второй главе дана краткая характеристика деятельности ООО «РАЙДО», рассмотрены абсолютные и относительные показатели трудовых ресурсов предприятия и изучена действующая система стимулирования и история ее формирования.
В третьей главе представлены результаты исследования уровня мотивации персонала, проведенного на базе ООО «РАЙДО» и разработано комплексное решение по совершенствованию системы стимулирования труда, основанное на использовании нематериальных рычагов.
На основе проделанной работы, автор дипломного проекта пришел к следующим выводам:
Разработка системы стимулирования представляет собой комплексный подход в решении повышении эффективности и качества труда. При использовании ее в управлении социальными объектами, выясняется насколько достаточно разработана и действенна система.
Стимулирование - способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
Классификация видов стимулирования:
1. Материально-денежное стимулирование.
2. Социальное стимулирование.
3. Моральное стимулирование.
Важное значение в управлении поведения социальных объектов в сфере труда имеют формы организационного стимулирования, выделенные по способу взаимосвязанному результаты деятельности и стимулов.
Формы организации стимулирования:
1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования;
2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования;
3. Позитивная и негативная формы стимулирования;
4. Непосредственная, текущая и перспективная формы;
5. Общая и целевая формы.
Методы исследования стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Для совершенствования действующей в организации системы воздействия на трудовую мотивацию персонала должна быть проведена серьезная аналитическая работа. Различные методы управления персоналом должны ориентироваться на эффективность требуемых материальных и финансовых затрат и достижение организационных целей.
Подводя итог практическому анализу системы стимулирования и мотивации персонала ООО «Райдо», можно сделать следующие выводы.
Персонал ООО «Райдо» выражает относительную удовлетворенность существующими условиями, процессами и организацией труда, непосредственным руководством, духом и деловой атмосферой в целом, уровнем оплаты труда.
Желание и стремление работать стабильно, повышая эффективность и собственный профессионализм, подтверждается тем, что подавляющее большинство вопросов, заданных работникам касаются организации рабочих мест и условий труда, проблемы подбора квалифицированных кадров.
Исходя из сказанного выше по второй главе можно сделать вывод, что была проведена аналитическая работы по ООО «Райдо»». Были сделаны анализ по численности персонала, по полу, по уровню образования, по возрастному составу персонала ООО «Райдо». В ходе исследования выяснено, что у работников и руководителей есть стимул работать эффективнее и приносить ООО «Райдо» прибыль. Система стимулирования на ООО «Райдо» развита, как считают большинство работников, но недостаточно продуманное. Поэтому в третьей главе будет разработан проект, как сделать систему стимулирования персонала на ООО «Райдо» эффективнее, чтобы работники были еще больше удовлетворены действующей системой стимулирования на ООО «Райдо».
В соответствии с результатами проведенного исследования понятно, что особенности и направления работы анализируемого предприятия, спектр основных направлений работников определяют методы и структуру управления. В соответствии с этим основные рекомендации, разработанные на основании прохождения практики, касаются совершенствования системы стимулирования труда.
Для того чтобы система премирования была эффективной, она должна ориентироваться на должностное положение сотрудников: в частности, руководители оказывают непосредственное влияние на работу компании, от качества и эффективности руководства напрямую зависит эффективность работы предприятия, его прибыльность и качество работы отдельных сотрудников.
Вкладывая 2660 тыс. руб. в персонал ООО «Райдо» получит прибыли практически в 2.5 раза выше отчетного периода. Таким образом, вложения в персонал ООО «Райдо» эффективны, хотя и потребуют для возврата определенное количество времени.
1. Агеев А.А. Проблемы и особенности мотивации персонала на современном российском этапе развития / Новый университет. - Экономика и право. - 2012. - №5. - С. 37-39.
2. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом, - 2012. - № 1. - С. 50-52.
3. Багурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист, - 2013. - № 4. - С. 28-31.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 423 с.
5. Белкин В. Система, в которой присутствует «кнут» и «пряник» / В. Белкин, Н. Белкина // Человек и труд. - 2012. - № 2. - С. 67-68.
6. Бовыкин В.И. Теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. - М.: Экономика, 2011. - 368 с.
7. Богачева Т.В. Система мотивации как совокупность материальных и нематериальных форм воздействия на персонал организации / Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2012. - №6. - С. 55-61.
8. Веснин В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2012. - 504 с.
9. Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебн. для вузов./ А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 543 с.
10. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В.П. Галенко, О. А. Страхова, С.И. Файбушевич. - Спб.: СпбУЭФ, 2014. - 268 с.
11. Грошев И.В. Организационная культура / И.В. Грошев. - М.: Юнити, 2013. - 288 с.
12. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда. // Человек и труд. - 2014. - № 6. - С. 161-178.
13. Делопроизводство в кадровой службе / Под ред. Верховцева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 185с.
14. Дрезен Э. К. За всеобщим языком. Три века исканий. 3-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2012. — 272 с.
15. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского института менеджмента и бизнеса, 2015. - 319 с.
...