Введение 4
1. Специфика телевизионных форматов: теоретические основы
исследования 6
1.1 Телевизионные форматы: общая характеристика 6
1.2 Специфика специализированных СМИ 15
2. Анализ специализированных телевизионных форматов программ 23
2.1 Телеканал «Звезда»: общая характеристика 23
2.2 Особенности телевизионных форматов на специализированном
телеканале «Звезда» 25
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 43
Актуальность данной работы заключается в том, что с появлением телевидения в лексиконе журналистов требуется термин, который отражал бы характеристики телепрограмм. Потребность возникает как при создании программ, защите на них авторских прав, так и при коммуницировании в профессиональных кругах. Для этих целей используют понятие «формат». Однако изначально в него вложено определение технических аспектов в тележурналистике, которые перестали быть актуальны. Сегодня телевидение меняется под воздействием интернета, из-за чего у форматов телепрограмм развиваются дополнительные возможности. Размышления о статусе данного понятия приводят исследователей к спорам. Одни считают, что формат - это жанрозаменяющая модель, вторые - совокупность характеристик. Из этого следует, что необходимо исследовать термин «формат» в контексте изучения телепрограмм. Развитие новых теорий поможет найти единое значение форматов программ и характерные для них признаки. А выявление их особенностей положительно скажется на удовлетворении интересов аудитории.
Исходя из этого, автором были определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - специализированный телеканал «Звезда».
Предмет исследования - особенности форматов телевизионных программ на специализированном канале.
Целью данного исследования является выявление особенностей телевизионных форматов программ и последующий анализ программ, выпускающихся на специализированном телеканале.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- раскрыть понятие телевизионных форматов,
- рассмотреть феномен специализированных СМИ,
- дать общую характеристику телеканалу «Звезда»,
- проанализировать программы специализированного телеканала «Звезда», выявить особенности их форматов.
В ходе работы достичь поставленных задач возможно с помощью следующих методов исследования: теоретических - дедукция, анализ и сравнение; эмпирических - контент-анализ.
Теоретико-методологическая база исследования: работы А.Н. Дедова «Технологии телевизионной журналистики: учебное пособие», Л.П Шестеркиной «Методика телевизионной журналистики», А.А Новиковой «Формульные жанры на телевидении» и А.С. Гегеловой «Форматное телевидение».
Структура исследования: введение, две главы, разделённые на два параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы провели исследование форматов телевизионных программ.
В начале первой главы обозначены предпосылки и появление форматов программ. Мы выясняем, что «формат» - недавно зародившийся термин, который еще не до конца изучен. Однако предполагаемые значения захватывают большой список задач, поэтому точной трактовки пока нет. Из нескольких научных трудов исследователей мы вычленили их согласование в определенных значениях, что привело нас к выводу, что формат программы на телевидении - совокупность нескольких характеристик: концепция и тематика телепередачи с определенной моделью общения со зрителем, одинаковый хронометраж, продолжительность выпусков, какое-то территориальное и тематическое единство программ, обусловленное тематикой телеканала, один или несколько постоянных ведущих программы, которые с помощью всех этих инструментов объединяют что-то разнородное в многосерийные выпуски программ. Так же был сделан вывод, что поскольку определение форматов программ находится на стадии развития, то совокупность их характеристик будет изменяться и дополняться в зависимости от изменения существующих и аудиторной направленности. Однако, человек интуитивно способен понимать значение формата.
Во второй части главы рассмотрен феномен специализированных СМИ и Причины возникновения нишевых изданий и телеканалов. Разобраны отличия массовой и специализированной журналистики в контексте функциональной предназначенности материалов той или иной группы.
В первой части второй главы автор приводит характеристику телеканала «Звезда», где сообщает об истории, специфике и целях телеканала.
Во второй части главы рассмотрены и проанализированы 22 программы телеканала «Звезда» на предмет выявления их форматов путем выработанных в первой главе стратегий. Автор подсчитал, что большее количество программ на телеканале относится к сюжетным форматам в силу того, что он не ограничивает свои характеристики по каким-либо параметрам.
Из программ, выходивших с 11 по 24 мая мы выявили: 10 сюжетных, 3 разговорных, 6 тележурнала, 1 лайф, 2 ток-шоу формата и привели пример одного телешоу, не вошедшего в этот временной отрезок. Мы разобрали их сопутствующие характеристики и выявили такие особенности форматов на телеканале «Звезда», как: превалирование сюжетных форматов программ, отражение тематики в заставках программ сюжетного формата, повторения влияние типов программ на большинство форматов, и др.
Подводя итоги проведённому исследованию, можно сделать вывод, что формат программ как совокупность характеристик - это новое явление в телевизионной журналистике, но исследователи активно пытаются изучить весь его спектр. Автор считает, что понятие будет постоянно меняться по мере развития массмедиа, роста творческих замыслов тележурналистов и технических возможностей, создавая все новые особенности. Поскольку терминология «формат программ» находится на стадии активного развития, существующая трактовка в последующем может измениться, а их количество увеличиться.
Учебники, монографии, диссертации, статьи
1. Ахмадулин В.Е. Типология специализированных газет: монография. / В.Е. Ахмадулин, И.П. Чуков - Северная Каролина: Издательство Lulu Press 2016. С. - 4.
2. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: учебное пособие. / Н.А. Голядкин - Москва: Издательство Аспект Пресс,
2011. - С. 124, 156.
3. Дедов А.Н. Технологии телевизионной журналистики: учебное пособие. / А.Н. Дедов - Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2017. С. - 19,
21.
4. Дзялошинский И.М. Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие. / И.М. Дзялошинский, М.И. Дзялошинская
- Москва: Издательство МедиаМир, 2012 С. - 15.
5. Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации. / А.Г. Качкаева - Москва: Статья Вестника Московского Университета сер. 10. Журналистика. 2010. №6. - С. 42.
6. Кемарская И. Н. Формат как способ позиционирования программы / И.Н Кемарская - Москва: Статья Вестника Московского университета сер. 10. Журналистика. 2010. № 10. С. 65-70.
7. Кемарская И. Н. Формат как способ позиционирования программы / И.Н Кемарская - Москва: Статья Вестника Московского университета сер. 10. Журналистика. 2010. № 10. С. 65.
8. Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и практики. / М.М. Ковалева - Екатеринбург: Издательство Наука, 2000. С.
- 17.
9. Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» 28-30 октября 2010 г. / В.В. Тулупов - Воронеж: Издательство Воронежского гос ун-та, 2010. С. - 10,
10. Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин - Москва: Статья Вестника Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2018. - № 6. - С. 3¬
25.
11. Лавров В.В. Доминирующие форматы передач отечественных
телеканалов / В.В. Лавров - СПб: Статья Известий Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2. - С. 135.
12. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Г.В. Лазутина - Москва: Статья Вестника Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10. - С. 14-21.
13. Мясникова М.А. Форматы и жанры как категории телевизионной морфологии. / М.А Мясникова - Екб: Статья Вестника НГУ сер. Филология 10, 2011. №6. - С. 30.
14. Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины / Г.Я. Солганик - Москва: Статья Вестника Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10. - С. 22-24.
15. Сурикова Т. И. Смысловое понятие «формат» в массовой коммуникации / И.Т. Сурикова - Москва: Статья Вестника Московского Университета сер. 10 Журналистика. 2010. № 10. - С. 27
... Всего источников – 34.