Роль справочно-правовых систем в нормотворчестве
|
Введение 4
Основная часть 12
Глава 1. Правовая природа справочно-правовых систем 12
§1. Классификация случаев словоупотребления 12
§2. Природа справочно-правовых систем 14
§2.1 Функции справочно-правовых систем 15
§2.2 Соотношение справочно-правовых систем и источников опубликования (обнародования) 26
§3. Поиск определения 29
§4. Правовой режим справочно-правовых систем 33
Глава 2. Роль справочно-правовых систем в системах нормотворческой деятельности и информационного обеспечения 41
§1. Зарубежная практика определения статуса справочно-правовых систем 43
§1.1 Республика Беларусь 44
§1.2 Республика Казахстан 51
§1.3 Страны Европы 55
Франция 55
Эстония 57
§2 Статус государственных справочно-правовых систем в России 63
§ 2.1 Несколько слов об истории государственной системы правовой информации 63
§2.2 Актуальное состояние системы правовой информации 65
§2.3 О государственной справочной системе 69
Глава 3 Перспективы развития справочно-правовых систем 75
§1 Реорганизация дублирующих источников информации 76
§2 Взаимодействие государственных органов и частных справочно-правовых систем 78
§3 Информационно-правовое взаимодействие государства и коммерческих организаций 80
§4 Справочно-правовые системы как объект критической информационной инфраструктуры 82
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 1: Проект указа Президента Российской Федерации “О дальнейшем развитии системы нормативной информации в Российской Федерации”
Основная часть 12
Глава 1. Правовая природа справочно-правовых систем 12
§1. Классификация случаев словоупотребления 12
§2. Природа справочно-правовых систем 14
§2.1 Функции справочно-правовых систем 15
§2.2 Соотношение справочно-правовых систем и источников опубликования (обнародования) 26
§3. Поиск определения 29
§4. Правовой режим справочно-правовых систем 33
Глава 2. Роль справочно-правовых систем в системах нормотворческой деятельности и информационного обеспечения 41
§1. Зарубежная практика определения статуса справочно-правовых систем 43
§1.1 Республика Беларусь 44
§1.2 Республика Казахстан 51
§1.3 Страны Европы 55
Франция 55
Эстония 57
§2 Статус государственных справочно-правовых систем в России 63
§ 2.1 Несколько слов об истории государственной системы правовой информации 63
§2.2 Актуальное состояние системы правовой информации 65
§2.3 О государственной справочной системе 69
Глава 3 Перспективы развития справочно-правовых систем 75
§1 Реорганизация дублирующих источников информации 76
§2 Взаимодействие государственных органов и частных справочно-правовых систем 78
§3 Информационно-правовое взаимодействие государства и коммерческих организаций 80
§4 Справочно-правовые системы как объект критической информационной инфраструктуры 82
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 1: Проект указа Президента Российской Федерации “О дальнейшем развитии системы нормативной информации в Российской Федерации”
Актуальность темы исследования. Многие аспекты деятельности человека связаны напрямую или опосредованно с правом. Развитие человеческой цивилизации во многом либо отражалось в праве (например: изучение памятников права позволяет современным ученым сконструировать модель социального взаимодействия в соответствующей эпохе), либо направляется правом (например: нормы jusgentium предопределили развитие не только гражданского оборота, но и определило начала международного и международного частного права). Именно право является тем регулятором общественных отношений, который позволяет унифицировать или как минимум гармонизировать отношения между различными субъектами. Учитывая обозначенную роль права в отношениях вопрос о действенности и действительности правовых норм всегда остается актуальным. В рамках данной работы предлагается затронуть вопросы сопряженные с действительностью норм права, которые тесно связаны с общеправовыми принципами знания закона и права на информацию.
На данный момент сложно недооценивать значение информированности всех членов общества о действующих нормах права. Ярким примером данного тезиса является существование презумпции знания закона, которую в соответствии с российским законодательством возможно опровергнуть лишь в исключительных случаях. Стоит также подчеркнуть, что история демонстрирует случаи, когда различные органы власти были не осведомлены о принятых их коллегами нормативных актах. В истории России бывали случаи, когда одна и та же норма постоянно дублировалась в различных актах одного и того же субъекта нормотворчества. Описанные случаи возможно объяснить именно тем, что распространение новых норм права был технически затруднен (например: скорость доставки рукописной копии акта зависела от множества независимых факторов; сложность в обеспечении сохранности бумажной копии акта). Также следует учитывать, что поддержание единой правовой практики требовало диалога конечных правоприменителей между собой и с высшими органами власти, на что тратилось в три раза больше времени исключительно для организации информационного взаимодействия.
Уже в XVII веке государственные деятели России пришли к выводу о необходимости “общих узаконений в печати”. Так Сперанский во введении к Полному Собранию законодательства Российской Империи отмечал, что “Законы же прежних лет, оставаясь рассеянными во множестве отдельных собраний, не имеющих ни полноты, ни достоверности, представляют в употреблении и приложении их к делам, не только для частных лиц, но и для Присутственных мест, почти ежедневные и тем важнейшие затруднения” . Полное Собрание законодательства Российской Империи является примером глобальной систематизации законодательства, в рамках подготовки которого проводилась ревизия законодательства и была создана крепкая основа для последующего регулирования и гармонизации правовой практики.
Современное законодательство также находится в состоянии постоянного развития, что вызывает необходимость жесткого упорядочивания как минимум всех актуальных нормативных актов. До недавнего времени большую роль в правовой практике играли бумажные источники информации. Так практикующие юристы были вынуждены организовывать массивные картотеки, ориентироваться в которых было достаточно сложно. Стоит отметить, что достаточно часто указанные собрания формировались на основе вырезок из газет, которые имели статус источников официального опубликования нормативных актов. В решении данной проблемы наметился существенных прогресс в рамках научно-технического прогресса, в результате которого распространение получили компьютерная техника, а также Интернет. Сейчас распространение информации крайне облегчено что сказывается и на таком ее важном виде как правовая информация. В связи с чем достаточно часто возникают вопросы достоверности распространяемых сведений. Широкая информатизация всех сфер жизни человека приводит к необходимости реформирования классических бумажных каналов взаимодействия государства и общества, но достаточно часто это происходит в соответствии с ведомственной компетенцией и носит фрагментарный характер.
В качестве еще одного аргумента в пользу необходимости правового изучения справочно-правовых систем (далее - СПС) возможно рассмотреть деятельность органов власти в сфере ревизии законодательства. Наглядным примером может послужить возникновение такого явления как “Регуляторная гильотина”, которое нацелено на отмену всех неактуальных нормативных актов. Подобная деятельность имеет чрезвычайно затянутый и сложный подготовительный процесс, что было продемонстрировано исторически. Именно информационные системы способны оказать существенную поддержку в виде предварительной классификации с последующей автоматизацией обработки всего требуемого материала.
Завершая рассмотрение актуальности теоретической разработки СПС, необходимо отметить, что на данный момент в доктрине идет обсуждение весьма неоднозначной гипотезы о возможной роботизации практической юриспруденции. Несмотря на то, что исследование столь футуристичной проблемы не является предметом настоящего исследования, стоит отметить, что искусственный интеллект не только действует, но и развивается преимущественно на основе получаемой им информации, что еще раз обосновывает тезис о том, что исследования вопросов роботизации права следует предварять разработкой не только теоретической модели информационного взаимодействия, но и последующей практической апробацией.
Степень разработанности темы. Сущностно разрабатывается тематика находится на стыке нескольких направлений научного исследования. Так СПС затрагивают такие глобальные вопросы как систематизация законодательства и право человека на информацию. Также существенное значение имеют и их производные, а именно информационная безопасность и процедура официального опубликования. Учитывая множественность сопряженных сфер научного интереса целесообразно уделить особое внимание именно межпредметным разработкам. Важно отметить, что глобально существующая научная литература на данный момент идет по двум путям: изучение вопросов электронной систематизации законодательства и электронного опубликования. Формально существует еще одно направление публикационной активности, в рамках которого изучаются практические вопросы взаимодействия с СПС, но данные работы в своем большинстве подразумевают изучение технических аспектов (например: способы осуществления поиска информации, значение и применение гипертекстовых ссылок).
Резюмируя ранее изложенное важно отметить, что несмотря на монументальную разработку глобальных проблем, на стыке которых и возникла тема данного исследования, на данный момент доктриной еще недостаточно изучено их пересечение в свете достижений научно-технического прогресса, а именно появление доступного Интернета. Среди авторов, которые затрагивают вопросы связанные с информационными системами и информатизацией права в частности, важно выделить: Р.В. Амелин, Е.К. Волчинская, Г.Г. Егоров, В.Б. Исаков, С.В. Липень, А.И. Савельев, Э.В. Талапина, А.В. Червяковский, Т.З Шалаева, В.Н. Шельменков. Огромное значение для данной работы имели публикации В.Б. Исакова по вопросам электронного официального опубликования и Г.Г. Егорова по вопросам электронной систематизации законодательства .
В результате данной работы планируется выявить существующий статус как государственных, так и коммерческих СПС, а также разработать предложения по их дальнейшему развитию.
Цель исследования: определение существующих путей и способов участия СПС в процессе нормотворчества.
Данная цель достигается посредством решение следующих задач:
1. выявить практическое значение справочно-правовых систем;
2. определить юридическую природу справочно-правовых систем;
3. выработать определение справочно-правовых систем;
4. изучить существующее регулирование справочно-правовых систем;
5. разработать пути развития справочно-правовых систем и их интеграции в действующее правовое поле.
Объект исследования общественные отношения, которые возникают в рамках деятельности справочно-правовых систем.
Предметом исследования являются общие пути и способы взаимодействия справочно-правовых систем и субъектов нормотворческой деятельности
В работе были использованы такие методы исследования как: анализ, который позволил выделить существующие случаи использования справочно-правовых систем и выявить природу данных систем, сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставлять различные подходы к определению природы систем и толкованию терминов, и метод системного подхода, что позволило определить реализацию и значение отдельных положений в системе.
Научная новизна исследования заключается в том, что данное исследование одно из немногих, которое сконцентрировано на исследовании собственно справочно-правовых систем и их аналогов с позиции права, а не техники. Так другими авторами ранее проводится анализ статуса и роли информационных систем в целом, но при этом в качестве объекта изучения выбирались общественные отношения связанные с информационными системами в целом и информационными системами, которые не связаны с предоставлением нормативного материала (например: Единая информационная система нотариата) или практические способы работы в справочно-правовых системах, которые ориентированы на формирование навыков использования данных систем.
В рамках данной работы не только актуализируются существующие теоретические наработки, что весьма существенно, поскольку данное направление находится под большим влияние научно-технического прогресса, но и конкретизирует общие положение об информационных системах на примере их весьма своеобразного вида - справочно-правовых систем.
Указанные аспекты научной новизны выпускной квалификационной работы раскрываются, в том числе, в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. В условиях высоких достижений научно-технического прогресса (создание интернета и развитие справочно-правовых систем) были созданы предпосылки для переоценки статуса механизмов официального опубликования и обнародования НПА как дублирующих. Как результат создания нового способа коммуникации со временем все больший объем информации (в том числе и сведений о содержании нормативно-правовых актов) распространяется преимущественно через Интернет. В подобных условиях была создана реальная возможность в целях более полной реализации принципа правовой определенности развить механизмы распространения государством систематизированных и логически связанных нормативных актов.
2. Утрата государством монопольного права на производство “правды”, характеризуемая в науке термином “постправда”, в условиях доступности большого количества источников информации, способна привести к причинению значительного ущерба во всех значимых для государства и человека сферах. Государство, используя достижения научно-технического прогресса, в целях более широкого распространения нормативной информации, начало использовать Интернет для обнародования нормативной информации. В тоже время, развитие юридической техники привело к тому состоянию, когда выявление правила поведения, которое содержится в опубликованных нормативных актах, а также скорость изменения актуальных норм и практики их применения, представляют сложность даже для лиц, чья профессиональная деятельность связана с юриспруденцией. Таким образом, участники правоотношений вынуждены преимущественно обращаться к ресурсам популяризирующим право. На данный момент значительная часть правовой информации получается от коммерческих организаций, которые также распространяют и иную сопутствующую литературу и прецедентную практику с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким образом, успешное осуществление компьютерной атаки на данные ресурсы (в особенности на ресурсы обнародования) способно причинить существенный ущерб в масштабе всего государства.
3. Необходимо ограничить участие государства в сфере коммерческого распространения правовой информации, поскольку приоритетное распространение подобной информационной системы может создать благоприятные условия для управления информационными потоками в целях направления развития правового поля. Начиная с 90-х годов прошлого века в России складывается специфическая отрасль экономики, которая занимается вопросами распространения нормативной и иной сопутствующей информации. На данный момент указанная отрасль развивается в достаточно динамичном темпе, что вытекает из сильной конкурентной борьбы субъектов предпринимательской деятельности. Именно наличие жесткой конкуренции является важным фактором, который гарантирует беспристрастность собственников справочно-правовых систем при формировании баз данных. В это же время возможно создать на базе справочно-правовых систем дополнительный механизм разъяснения законодательства в форме информационно-правового взаимодействия государства и субъектов предпринимательства.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что оно представляет развитие концепции обнародования и распространения критически значимой правовой информации в условиях появления нового способа коммуникации. На данный момент источники нормативной информации возникаю крайне спонтанно, что не способствует реализации принципа правовой определенности. Развитие Интернета привело к утрате государством монопольного права на производство нормативной информации. Таким образом, даже минимальная регламентация отношений по распространению нормативных актов, а также усиление взаимодействия государственных органов и собственников справочно-правовых система способно существенно повысить правовую грамотность населения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка источников и одного приложения.
На данный момент сложно недооценивать значение информированности всех членов общества о действующих нормах права. Ярким примером данного тезиса является существование презумпции знания закона, которую в соответствии с российским законодательством возможно опровергнуть лишь в исключительных случаях. Стоит также подчеркнуть, что история демонстрирует случаи, когда различные органы власти были не осведомлены о принятых их коллегами нормативных актах. В истории России бывали случаи, когда одна и та же норма постоянно дублировалась в различных актах одного и того же субъекта нормотворчества. Описанные случаи возможно объяснить именно тем, что распространение новых норм права был технически затруднен (например: скорость доставки рукописной копии акта зависела от множества независимых факторов; сложность в обеспечении сохранности бумажной копии акта). Также следует учитывать, что поддержание единой правовой практики требовало диалога конечных правоприменителей между собой и с высшими органами власти, на что тратилось в три раза больше времени исключительно для организации информационного взаимодействия.
Уже в XVII веке государственные деятели России пришли к выводу о необходимости “общих узаконений в печати”. Так Сперанский во введении к Полному Собранию законодательства Российской Империи отмечал, что “Законы же прежних лет, оставаясь рассеянными во множестве отдельных собраний, не имеющих ни полноты, ни достоверности, представляют в употреблении и приложении их к делам, не только для частных лиц, но и для Присутственных мест, почти ежедневные и тем важнейшие затруднения” . Полное Собрание законодательства Российской Империи является примером глобальной систематизации законодательства, в рамках подготовки которого проводилась ревизия законодательства и была создана крепкая основа для последующего регулирования и гармонизации правовой практики.
Современное законодательство также находится в состоянии постоянного развития, что вызывает необходимость жесткого упорядочивания как минимум всех актуальных нормативных актов. До недавнего времени большую роль в правовой практике играли бумажные источники информации. Так практикующие юристы были вынуждены организовывать массивные картотеки, ориентироваться в которых было достаточно сложно. Стоит отметить, что достаточно часто указанные собрания формировались на основе вырезок из газет, которые имели статус источников официального опубликования нормативных актов. В решении данной проблемы наметился существенных прогресс в рамках научно-технического прогресса, в результате которого распространение получили компьютерная техника, а также Интернет. Сейчас распространение информации крайне облегчено что сказывается и на таком ее важном виде как правовая информация. В связи с чем достаточно часто возникают вопросы достоверности распространяемых сведений. Широкая информатизация всех сфер жизни человека приводит к необходимости реформирования классических бумажных каналов взаимодействия государства и общества, но достаточно часто это происходит в соответствии с ведомственной компетенцией и носит фрагментарный характер.
В качестве еще одного аргумента в пользу необходимости правового изучения справочно-правовых систем (далее - СПС) возможно рассмотреть деятельность органов власти в сфере ревизии законодательства. Наглядным примером может послужить возникновение такого явления как “Регуляторная гильотина”, которое нацелено на отмену всех неактуальных нормативных актов. Подобная деятельность имеет чрезвычайно затянутый и сложный подготовительный процесс, что было продемонстрировано исторически. Именно информационные системы способны оказать существенную поддержку в виде предварительной классификации с последующей автоматизацией обработки всего требуемого материала.
Завершая рассмотрение актуальности теоретической разработки СПС, необходимо отметить, что на данный момент в доктрине идет обсуждение весьма неоднозначной гипотезы о возможной роботизации практической юриспруденции. Несмотря на то, что исследование столь футуристичной проблемы не является предметом настоящего исследования, стоит отметить, что искусственный интеллект не только действует, но и развивается преимущественно на основе получаемой им информации, что еще раз обосновывает тезис о том, что исследования вопросов роботизации права следует предварять разработкой не только теоретической модели информационного взаимодействия, но и последующей практической апробацией.
Степень разработанности темы. Сущностно разрабатывается тематика находится на стыке нескольких направлений научного исследования. Так СПС затрагивают такие глобальные вопросы как систематизация законодательства и право человека на информацию. Также существенное значение имеют и их производные, а именно информационная безопасность и процедура официального опубликования. Учитывая множественность сопряженных сфер научного интереса целесообразно уделить особое внимание именно межпредметным разработкам. Важно отметить, что глобально существующая научная литература на данный момент идет по двум путям: изучение вопросов электронной систематизации законодательства и электронного опубликования. Формально существует еще одно направление публикационной активности, в рамках которого изучаются практические вопросы взаимодействия с СПС, но данные работы в своем большинстве подразумевают изучение технических аспектов (например: способы осуществления поиска информации, значение и применение гипертекстовых ссылок).
Резюмируя ранее изложенное важно отметить, что несмотря на монументальную разработку глобальных проблем, на стыке которых и возникла тема данного исследования, на данный момент доктриной еще недостаточно изучено их пересечение в свете достижений научно-технического прогресса, а именно появление доступного Интернета. Среди авторов, которые затрагивают вопросы связанные с информационными системами и информатизацией права в частности, важно выделить: Р.В. Амелин, Е.К. Волчинская, Г.Г. Егоров, В.Б. Исаков, С.В. Липень, А.И. Савельев, Э.В. Талапина, А.В. Червяковский, Т.З Шалаева, В.Н. Шельменков. Огромное значение для данной работы имели публикации В.Б. Исакова по вопросам электронного официального опубликования и Г.Г. Егорова по вопросам электронной систематизации законодательства .
В результате данной работы планируется выявить существующий статус как государственных, так и коммерческих СПС, а также разработать предложения по их дальнейшему развитию.
Цель исследования: определение существующих путей и способов участия СПС в процессе нормотворчества.
Данная цель достигается посредством решение следующих задач:
1. выявить практическое значение справочно-правовых систем;
2. определить юридическую природу справочно-правовых систем;
3. выработать определение справочно-правовых систем;
4. изучить существующее регулирование справочно-правовых систем;
5. разработать пути развития справочно-правовых систем и их интеграции в действующее правовое поле.
Объект исследования общественные отношения, которые возникают в рамках деятельности справочно-правовых систем.
Предметом исследования являются общие пути и способы взаимодействия справочно-правовых систем и субъектов нормотворческой деятельности
В работе были использованы такие методы исследования как: анализ, который позволил выделить существующие случаи использования справочно-правовых систем и выявить природу данных систем, сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставлять различные подходы к определению природы систем и толкованию терминов, и метод системного подхода, что позволило определить реализацию и значение отдельных положений в системе.
Научная новизна исследования заключается в том, что данное исследование одно из немногих, которое сконцентрировано на исследовании собственно справочно-правовых систем и их аналогов с позиции права, а не техники. Так другими авторами ранее проводится анализ статуса и роли информационных систем в целом, но при этом в качестве объекта изучения выбирались общественные отношения связанные с информационными системами в целом и информационными системами, которые не связаны с предоставлением нормативного материала (например: Единая информационная система нотариата) или практические способы работы в справочно-правовых системах, которые ориентированы на формирование навыков использования данных систем.
В рамках данной работы не только актуализируются существующие теоретические наработки, что весьма существенно, поскольку данное направление находится под большим влияние научно-технического прогресса, но и конкретизирует общие положение об информационных системах на примере их весьма своеобразного вида - справочно-правовых систем.
Указанные аспекты научной новизны выпускной квалификационной работы раскрываются, в том числе, в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. В условиях высоких достижений научно-технического прогресса (создание интернета и развитие справочно-правовых систем) были созданы предпосылки для переоценки статуса механизмов официального опубликования и обнародования НПА как дублирующих. Как результат создания нового способа коммуникации со временем все больший объем информации (в том числе и сведений о содержании нормативно-правовых актов) распространяется преимущественно через Интернет. В подобных условиях была создана реальная возможность в целях более полной реализации принципа правовой определенности развить механизмы распространения государством систематизированных и логически связанных нормативных актов.
2. Утрата государством монопольного права на производство “правды”, характеризуемая в науке термином “постправда”, в условиях доступности большого количества источников информации, способна привести к причинению значительного ущерба во всех значимых для государства и человека сферах. Государство, используя достижения научно-технического прогресса, в целях более широкого распространения нормативной информации, начало использовать Интернет для обнародования нормативной информации. В тоже время, развитие юридической техники привело к тому состоянию, когда выявление правила поведения, которое содержится в опубликованных нормативных актах, а также скорость изменения актуальных норм и практики их применения, представляют сложность даже для лиц, чья профессиональная деятельность связана с юриспруденцией. Таким образом, участники правоотношений вынуждены преимущественно обращаться к ресурсам популяризирующим право. На данный момент значительная часть правовой информации получается от коммерческих организаций, которые также распространяют и иную сопутствующую литературу и прецедентную практику с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким образом, успешное осуществление компьютерной атаки на данные ресурсы (в особенности на ресурсы обнародования) способно причинить существенный ущерб в масштабе всего государства.
3. Необходимо ограничить участие государства в сфере коммерческого распространения правовой информации, поскольку приоритетное распространение подобной информационной системы может создать благоприятные условия для управления информационными потоками в целях направления развития правового поля. Начиная с 90-х годов прошлого века в России складывается специфическая отрасль экономики, которая занимается вопросами распространения нормативной и иной сопутствующей информации. На данный момент указанная отрасль развивается в достаточно динамичном темпе, что вытекает из сильной конкурентной борьбы субъектов предпринимательской деятельности. Именно наличие жесткой конкуренции является важным фактором, который гарантирует беспристрастность собственников справочно-правовых систем при формировании баз данных. В это же время возможно создать на базе справочно-правовых систем дополнительный механизм разъяснения законодательства в форме информационно-правового взаимодействия государства и субъектов предпринимательства.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что оно представляет развитие концепции обнародования и распространения критически значимой правовой информации в условиях появления нового способа коммуникации. На данный момент источники нормативной информации возникаю крайне спонтанно, что не способствует реализации принципа правовой определенности. Развитие Интернета привело к утрате государством монопольного права на производство нормативной информации. Таким образом, даже минимальная регламентация отношений по распространению нормативных актов, а также усиление взаимодействия государственных органов и собственников справочно-правовых система способно существенно повысить правовую грамотность населения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка источников и одного приложения.
Справочно-правовые системы на данном этапе развития уже стали неотъемлемой частью как правотворческой и правоприменительной деятельности, а также практического аспекта правовой доктрины. При этом нормативное регулирование данных систем осуществляется кусочным способом и в отсутствии проработанного общего регулирования, что как минимум проявляется в отсутствии легального определения самого явления. Также важно отметить, что доктринальная разработанность роли информационных посредников в распространении правовой информации на данный момент достаточно низкая, а всплеск научного интереса был разово вызван преимущественно перспективной введения электронного опубликования.
Государственная система правовой информации на данный момент развивается крайне динамичным образом, что проявляется как в дублировании полномочий различных органов и создании множества близких или идентичных реестром, которые подведомственны различным органам. При этом развитие происходит в основном в части включения новых банков данных т.е. имеет экстенсивные черты. В это же время коммерческий сектор в условиях конкуренции достаточно давно был вынужден перейти к развитию качества своего продукта (usability), что выразилось в создании логических меж документарных связей, включению связанной правовой практики и подбору решений типовых ситуаций. Таким образом, произошло достаточно странное распределение функций: государственные системы на данный момент используются администраторами частных правовых систем для наполнения своих баз данных и создания актуализированных нормативно-правовых актов, а конечный потребитель правовой информации (заинтересованные физические и юридические лица а также достаточно часто и государственные органы) уже пользуется преимущественно документами из подобных частных систематизаций.
В данных условиях становится сложно говорить о полноценном выполнении государством регулятивной функции. Именно этим мотивируется затронутая в работе необходимость формализации государственно-частных отношений в сфере распространения правовой информации. В эпоху активной цифровизации общества государство утрачивает монопольное право на производство правды. В разрезе юриспруденции особенно в рамках многонационального объединения лиц данный факт может привести к достаточно серьезным последствиям в виде отсутствия единства правовой практики или причинения серьезного ущерба. Данное предположение не противоречит тому факту, что информатизация ускоряет обмен сообщениями, что формально должно иметь обратные последствия, поскольку в условиях небольшого объема информационных пакетов контроль за их достоверностью существенно легче. Бесконтрольное существование множества источников информации приводит к осложнению критического анализа поступающей информации и облегчению возможности введения в заблуждение конечного потребителя информации, которым может быть не только ординарное физическое или юридическое лицо, но и лицо выполняющее правоприменительные функции.
Таким образом, основным вопросом на сегодняшний день является достоверность распространяемой юридически значимой информации и в частности текстов нормативно-правовых актов поскольку институт официального опубликования достиг ограничения, которое было задано дозированным способом распространения информации (официальное опубликование преимущественно первых редакций и соответствующих изменяющих (дополняющих) актов). Роль основного канала распространения правовой информации на данный момент взяли на себя частные справочно-правовые системы, которые более того являются и важным инструментом толкования права и формирования правовой позиции по конкретному делу.
В связи с вышеизложенным большое значение приобретает вопрос о доверии соответствующему субъекту распространения правовой информации и добросовестности его деятельности. Отсутствие действенного решения данного вопроса способно нанести критический вред государству в целом, а также полностью нивелировать весь наполненные ранее правовой опыт.
В завершении возможно отметить, что видится перспективным дальнейшая более детальная разработка вопросов информационной безопасности и реорганизации государственной справочной системы, путем ликвидации излишних дублирующих полномочий отдельных государственных органов и формализации информационно-правового взаимодействия между государством и распространителями правовой информации.
Государственная система правовой информации на данный момент развивается крайне динамичным образом, что проявляется как в дублировании полномочий различных органов и создании множества близких или идентичных реестром, которые подведомственны различным органам. При этом развитие происходит в основном в части включения новых банков данных т.е. имеет экстенсивные черты. В это же время коммерческий сектор в условиях конкуренции достаточно давно был вынужден перейти к развитию качества своего продукта (usability), что выразилось в создании логических меж документарных связей, включению связанной правовой практики и подбору решений типовых ситуаций. Таким образом, произошло достаточно странное распределение функций: государственные системы на данный момент используются администраторами частных правовых систем для наполнения своих баз данных и создания актуализированных нормативно-правовых актов, а конечный потребитель правовой информации (заинтересованные физические и юридические лица а также достаточно часто и государственные органы) уже пользуется преимущественно документами из подобных частных систематизаций.
В данных условиях становится сложно говорить о полноценном выполнении государством регулятивной функции. Именно этим мотивируется затронутая в работе необходимость формализации государственно-частных отношений в сфере распространения правовой информации. В эпоху активной цифровизации общества государство утрачивает монопольное право на производство правды. В разрезе юриспруденции особенно в рамках многонационального объединения лиц данный факт может привести к достаточно серьезным последствиям в виде отсутствия единства правовой практики или причинения серьезного ущерба. Данное предположение не противоречит тому факту, что информатизация ускоряет обмен сообщениями, что формально должно иметь обратные последствия, поскольку в условиях небольшого объема информационных пакетов контроль за их достоверностью существенно легче. Бесконтрольное существование множества источников информации приводит к осложнению критического анализа поступающей информации и облегчению возможности введения в заблуждение конечного потребителя информации, которым может быть не только ординарное физическое или юридическое лицо, но и лицо выполняющее правоприменительные функции.
Таким образом, основным вопросом на сегодняшний день является достоверность распространяемой юридически значимой информации и в частности текстов нормативно-правовых актов поскольку институт официального опубликования достиг ограничения, которое было задано дозированным способом распространения информации (официальное опубликование преимущественно первых редакций и соответствующих изменяющих (дополняющих) актов). Роль основного канала распространения правовой информации на данный момент взяли на себя частные справочно-правовые системы, которые более того являются и важным инструментом толкования права и формирования правовой позиции по конкретному делу.
В связи с вышеизложенным большое значение приобретает вопрос о доверии соответствующему субъекту распространения правовой информации и добросовестности его деятельности. Отсутствие действенного решения данного вопроса способно нанести критический вред государству в целом, а также полностью нивелировать весь наполненные ранее правовой опыт.
В завершении возможно отметить, что видится перспективным дальнейшая более детальная разработка вопросов информационной безопасности и реорганизации государственной справочной системы, путем ликвидации излишних дублирующих полномочий отдельных государственных органов и формализации информационно-правового взаимодействия между государством и распространителями правовой информации.
Подобные работы
- Нормативно-правовой акт, как источника права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Обычай делового оборота как источник правового регулирования предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Нормативный правовой акт как источник права (Московский Финансово-Юридический Университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методические аспекты налоговых проверок, связанных с показателями оплаты труда: роль учетно-аналитических процессов
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Правовые акты органов исполнительной власти
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА МАТЕРИАЛАХ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



