ЮМОР КАК РЕГУЛЯТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Анализ исследований по проблеме юмора как регулятора межличностных отношений юношей с трудностями в обучении 8
1.1. Психологические аспекты и уникальность межличностных отношений в юношеском возрасте 8
1.2. Регуляторные возможности юмора 16
1.3. Трудности в обучении в юношеском возрасте 30
Глава 2. Методическое обеспечение исследования юмора как регулятора межличностных отношений у юношей с трудностями в обучении 39
2.1. Обоснование модели исследования 39
2.2. Описание выборки исследования 41
2.3. Методы и процедура исследования 42
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 50
Глава 3. Результаты исследования юмора как регулятора межличностных отношений юношей с трудностями в обучении 53
3.1. Результаты исследования межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 53
3.2. Исследование использования юмора юношами в межличностных семейных отношениях в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 60
3.3. Исследование взаимосвязи использования юмора и особенностей межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 76
Выводы 88
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения 100
Введение 5
Глава 1. Анализ исследований по проблеме юмора как регулятора межличностных отношений юношей с трудностями в обучении 8
1.1. Психологические аспекты и уникальность межличностных отношений в юношеском возрасте 8
1.2. Регуляторные возможности юмора 16
1.3. Трудности в обучении в юношеском возрасте 30
Глава 2. Методическое обеспечение исследования юмора как регулятора межличностных отношений у юношей с трудностями в обучении 39
2.1. Обоснование модели исследования 39
2.2. Описание выборки исследования 41
2.3. Методы и процедура исследования 42
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 50
Глава 3. Результаты исследования юмора как регулятора межличностных отношений юношей с трудностями в обучении 53
3.1. Результаты исследования межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 53
3.2. Исследование использования юмора юношами в межличностных семейных отношениях в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 60
3.3. Исследование взаимосвязи использования юмора и особенностей межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» 76
Выводы 88
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения 100
Межличностные отношения с родителями в юношеском возрасте характеризуются большей конфликтностью, что связано с естественными процессами взросления, социализации, обусловливающими стремление взрослеющих детей к автономии и самостоятельности. Помимо этого, существуют и другие причины возникающих в семье конфликтов: объективные и субъективные трудности в обучении молодых людей.
Рассмотрение возникающих у школьников трудностей в обучении представляет собой обширную область исследований, имеющую особое значение для коррекционной психологии. Важность данной проблемы определяется тем, что трудности в обучении можно рассматривать в качестве одного из признаков дезадаптации, отражающего переживание тревоги в значимых учебных ситуациях и провоцирующего конфликты в межличностных отношениях юношей. К тому же переживаемые юношами трудности в обучении, с одной стороны, могут создаваться завышенными родительскими экспектациями, с другой стороны - создавать разного рода проблемы в семейных отношениях. Одной из задач коррекционной психологии является поиск способов предупреждения и регуляции дезадаптивных проявлений в обществе, семье и школе. В качестве одного из способов можно рассматривать юмор, как социально приемлемый способ гармонизации отношений родителей к детям и детей к родителям.
Проводимое нами ранее пилотажное исследование роли юмора в регуляции межличностных отношений юношей с субъективными трудностями в обучении выявило, что юмор используется в кризисных ситуациях, связанных с учением, и превращается в средство снятия напряжения, улучшения настроения в семейных взаимоотношениях. Полученные нами данные согласуются с исследованиями разных авторов [1, 16, 26].
В коррекционной психологии исследовательские работы, касающиеся регуляторных возможностей юмора, единичны [29]. При этом трудности в обучении определяются по академической успеваемости. Вне поля внимания исследователей остаются субъективные трудности обучения, которые могут маскироваться высокими оценками.
Принимая это во внимание, мы обозначили цель и гипотезы исследования.
Цель исследования: изучить роль юмора в регуляции межличностных семейных отношений юношей с субъективными трудностями в обучении.
Субъективные трудности в обучении мы понимали как один из признаков дезадаптации, отражающий переживание тревоги в значимых учебных ситуациях и провоцирующий конфликты в межличностных отношениях юношей.
Основная гипотеза исследования: Межличностные семейные отношения юношей с субъективными трудностями в обучении отличаются большей конфликтностью и напряженностью по сравнению с семейными отношениями юношей без субъективных трудностей в обучении, что провоцирует использование регуляторных возможностей юмора.
Частные гипотезы исследования:
• Юноши с субъективными трудностями в обучении склонны использовать стиль юмора, позволяющий выразить агрессию в социально приемлемой форме;
• Взаимоотношения юношей с отцами в большей мере регулируются юмором, чем с матерью.
Предмет исследования: регуляторные возможности юмора в межличностных семейных отношениях.
Объект исследования: юноши 16-17 лет с разной выраженностью субъективных трудностей в обучении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную регуляторным возможностям юмора в межличностных отношениях юношей с трудностями в обучении;
2. Определить особенности межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» юношей;
3. Раскрыть личностный смысл юмора юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении»;
4. Выявить взаимосвязи между стилями юмора и особенностями межличностных семейных взаимоотношений;
5. Выявить характеристики юмора, влияющие на межличностные семейные отношения юношей.
Для доказательства целей и гипотез исследования использовались следующие методики: авторский опросник «Отношение к юмору в семье», опросник диагностики стилей юмора Р. Мартина, адаптированный С.Н. Ениколоповым, Е.М. Ивановой, А.С. Зайцевой, тест уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, опросник «Поведение родителей и отношений подростков к ним» (ADOR) Шафера, адаптированный Л.И. Вассерманом, И. А. Горьковой, Е.Е.Ромициной, опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
Структура работы:
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы из 71 источника и приложений. Текст работы иллюстрирован. Общий объем выпускной работы 92 страницы.
Рассмотрение возникающих у школьников трудностей в обучении представляет собой обширную область исследований, имеющую особое значение для коррекционной психологии. Важность данной проблемы определяется тем, что трудности в обучении можно рассматривать в качестве одного из признаков дезадаптации, отражающего переживание тревоги в значимых учебных ситуациях и провоцирующего конфликты в межличностных отношениях юношей. К тому же переживаемые юношами трудности в обучении, с одной стороны, могут создаваться завышенными родительскими экспектациями, с другой стороны - создавать разного рода проблемы в семейных отношениях. Одной из задач коррекционной психологии является поиск способов предупреждения и регуляции дезадаптивных проявлений в обществе, семье и школе. В качестве одного из способов можно рассматривать юмор, как социально приемлемый способ гармонизации отношений родителей к детям и детей к родителям.
Проводимое нами ранее пилотажное исследование роли юмора в регуляции межличностных отношений юношей с субъективными трудностями в обучении выявило, что юмор используется в кризисных ситуациях, связанных с учением, и превращается в средство снятия напряжения, улучшения настроения в семейных взаимоотношениях. Полученные нами данные согласуются с исследованиями разных авторов [1, 16, 26].
В коррекционной психологии исследовательские работы, касающиеся регуляторных возможностей юмора, единичны [29]. При этом трудности в обучении определяются по академической успеваемости. Вне поля внимания исследователей остаются субъективные трудности обучения, которые могут маскироваться высокими оценками.
Принимая это во внимание, мы обозначили цель и гипотезы исследования.
Цель исследования: изучить роль юмора в регуляции межличностных семейных отношений юношей с субъективными трудностями в обучении.
Субъективные трудности в обучении мы понимали как один из признаков дезадаптации, отражающий переживание тревоги в значимых учебных ситуациях и провоцирующий конфликты в межличностных отношениях юношей.
Основная гипотеза исследования: Межличностные семейные отношения юношей с субъективными трудностями в обучении отличаются большей конфликтностью и напряженностью по сравнению с семейными отношениями юношей без субъективных трудностей в обучении, что провоцирует использование регуляторных возможностей юмора.
Частные гипотезы исследования:
• Юноши с субъективными трудностями в обучении склонны использовать стиль юмора, позволяющий выразить агрессию в социально приемлемой форме;
• Взаимоотношения юношей с отцами в большей мере регулируются юмором, чем с матерью.
Предмет исследования: регуляторные возможности юмора в межличностных семейных отношениях.
Объект исследования: юноши 16-17 лет с разной выраженностью субъективных трудностей в обучении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную регуляторным возможностям юмора в межличностных отношениях юношей с трудностями в обучении;
2. Определить особенности межличностных семейных отношений юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении» юношей;
3. Раскрыть личностный смысл юмора юношей в зависимости от «субъективных трудностей в обучении»;
4. Выявить взаимосвязи между стилями юмора и особенностями межличностных семейных взаимоотношений;
5. Выявить характеристики юмора, влияющие на межличностные семейные отношения юношей.
Для доказательства целей и гипотез исследования использовались следующие методики: авторский опросник «Отношение к юмору в семье», опросник диагностики стилей юмора Р. Мартина, адаптированный С.Н. Ениколоповым, Е.М. Ивановой, А.С. Зайцевой, тест уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, опросник «Поведение родителей и отношений подростков к ним» (ADOR) Шафера, адаптированный Л.И. Вассерманом, И. А. Горьковой, Е.Е.Ромициной, опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
Структура работы:
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы из 71 источника и приложений. Текст работы иллюстрирован. Общий объем выпускной работы 92 страницы.
Современная специальная психология все больше внимания обращает на ресурсы и потенциалы лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также на поиски социально-психологических и психологических факторов, оптимизирующих их интеграцию в широкий социум. Семья представляет собой один из основных источников развития и сохранения ресурсов социализации и адаптации не только детей и подростков, но и юношей. Однако в юношеском возрасте взаимоотношения между родителями и детьми часто затруднены в связи с тем, что родители не готовы отпустить своих повзрослевших детей в самостоятельную жизнь, а взрослеющие дети – не могут обеспечивать свою независимость. Несмотря на личностное и физическое взросление юношей, нельзя забывать, что источником конфликтных отношений в семье могут быть школьные трудности. В большинстве исследований специальной и педагогической психологии трудности в обучении сводятся к академической успеваемости, хотя осознаваемые в разной степени субъективные трудности могут оказаться более мощным фактором возникновения детско-родительских конфликтов в семье. Подобные конфликты могут быть затяжными и деструктивными, что требует поиска средств его устранения. Одним из таких способов может являться юмор.
Дефицит исследований, посвященных этой проблеме в специальной психологии, определил цель нашего исследования, которая заключалась в изучении роли юмора в регуляции межличностных семейных отношений юношей с «субъективными трудностями в обучении». На основании анализа литературы и собственного опыта консультирования юношей мы сформулировали рабочие определения понятий юмора и субъективных трудностей в обучении. Юмор в данной работе рассматривался как социально приемлемый механизм регуляции межличностных детско-родительских отношений, обеспечивающий ослабление напряжения и предотвращающий усиление конфликта, вызванного трудностями в обучении юношей. Под субъективными трудности в обучении мы понимали один из признаков дезадаптации юношей, вызывающий переживание тревоги в значимых учебных ситуациях.
Сложности были связаны с поиском методических средств обеспечения исследования. Был разработан комплекс, включающий авторскую методику «Отношение к юмору в семье». Данная методика позволила оценить необходимые характеристики юмора, а также некоторые параметры семейных отношений. Метрические характеристики методики находятся в разработке. В настоящее время методика апробирована с привлечением 70 человек, проведена ранговая корреляция полученных показателей. Методический комплекс также включал в себя методики для определения стилевых особенностей юмора, параметров детско-родительских отношений и «субъективных трудностей в обучении», критерием которых была выраженность тревожности в ситуациях проверки знаний юношей.
Исследование проводилось с привлечением 70 человек, которые были дифференцированы на две группы в зависимости от выраженности «субъективных трудностей в обучении». Результаты исследования в целом подтвердили гипотезу о том, что межличностные семейные отношения юношей с «субъективными трудностями в обучении» отличаются большей конфликтностью и напряженностью по сравнению с семейными отношениями юношей без «субъективных трудностей в обучении», что провоцирует использование регуляторных возможностей юмора. Подтвердилось также предположение о том, что юноши с «субъективными трудностями в обучении» склонны использовать стиль юмора, позволяющий выразить агрессию в социально приемлемой форме. Результаты указывают и на большую чувствительность отцов к использованию юмора в семейных конфликтных ситуациях, по сравнению с матерями.
Основной результат сводится к тому, что в целом юмор исполняет роль регулятора межличностных семейных отношений юношей, что выражается в ослаблении напряжения.
Перспектива работы заключается в необходимости дифференциации использования юмора в семейных отношениях юношами и девушками, в расширении спектра семейных ситуаций, в которых может проявиться регулирующая роль юмора.
Дефицит исследований, посвященных этой проблеме в специальной психологии, определил цель нашего исследования, которая заключалась в изучении роли юмора в регуляции межличностных семейных отношений юношей с «субъективными трудностями в обучении». На основании анализа литературы и собственного опыта консультирования юношей мы сформулировали рабочие определения понятий юмора и субъективных трудностей в обучении. Юмор в данной работе рассматривался как социально приемлемый механизм регуляции межличностных детско-родительских отношений, обеспечивающий ослабление напряжения и предотвращающий усиление конфликта, вызванного трудностями в обучении юношей. Под субъективными трудности в обучении мы понимали один из признаков дезадаптации юношей, вызывающий переживание тревоги в значимых учебных ситуациях.
Сложности были связаны с поиском методических средств обеспечения исследования. Был разработан комплекс, включающий авторскую методику «Отношение к юмору в семье». Данная методика позволила оценить необходимые характеристики юмора, а также некоторые параметры семейных отношений. Метрические характеристики методики находятся в разработке. В настоящее время методика апробирована с привлечением 70 человек, проведена ранговая корреляция полученных показателей. Методический комплекс также включал в себя методики для определения стилевых особенностей юмора, параметров детско-родительских отношений и «субъективных трудностей в обучении», критерием которых была выраженность тревожности в ситуациях проверки знаний юношей.
Исследование проводилось с привлечением 70 человек, которые были дифференцированы на две группы в зависимости от выраженности «субъективных трудностей в обучении». Результаты исследования в целом подтвердили гипотезу о том, что межличностные семейные отношения юношей с «субъективными трудностями в обучении» отличаются большей конфликтностью и напряженностью по сравнению с семейными отношениями юношей без «субъективных трудностей в обучении», что провоцирует использование регуляторных возможностей юмора. Подтвердилось также предположение о том, что юноши с «субъективными трудностями в обучении» склонны использовать стиль юмора, позволяющий выразить агрессию в социально приемлемой форме. Результаты указывают и на большую чувствительность отцов к использованию юмора в семейных конфликтных ситуациях, по сравнению с матерями.
Основной результат сводится к тому, что в целом юмор исполняет роль регулятора межличностных семейных отношений юношей, что выражается в ослаблении напряжения.
Перспектива работы заключается в необходимости дифференциации использования юмора в семейных отношениях юношами и девушками, в расширении спектра семейных ситуаций, в которых может проявиться регулирующая роль юмора.
Подобные работы
- ЮМОР КАК РЕГУЛЯТОР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016



