Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование технологии «Дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «Османская империя. Персия» (Уфимский Университет Науки и Технологий)

Работа №121976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение…………………………………………………………..………………..3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ»
1.1.ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ: социально – политический кризис в XVIII веке…8
1.2.Подходы и оценки в изучении истории Османской империи и Персии в научной литературе…………………………………………………….…..…...12
1.3.Информационные возможности и перспективы расширения источниковой базы19
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» ПО ТЕМЕ «ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ»
2.1.Сущность технологии «ДЕБАТЫ» и особенности ее использования» на уроках истории25
2.2.Контент-анализ вопросов истории Османской империи и Персии в современной школьной учебной литературе…………………33
2.3.Реализация технологии «Дебаты» при изучении темы в школьном курсе истории…36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....52

Актуальность. В настоящее время в российской системе образования происходят новейшие внедрения, связанные с инновационными технологиями в учебный процесс, а также с возрастающими требованиями общества к качеству образования. Обеспечение таких приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и использования технологий образования.
В данном контексте, больший интерес в преподавании отдельных учебных предметов, в том числе и истории, уделяется реализации технологии «Дебаты». Понятие «дебаты» многозначно и функционально используется в различных контекстах. Наиболее часто термин «дебаты» употребляется для обозначения спора, дискуссии, полемики. Вместе с тем, в последние десять лет в образовательном контексте - это понятие чаще всего употребляется для обозначения образовательной технологии, получившей широкое распространение в России. Возрастание внимания к дебатам в современном обществе обусловило необходимость уточнения их сущностных характеристик в рамках ее применения на уроках истории и формировании на них коммуникативной компетенции у учеников, что в целом и определило целесообразность данного исследования в рамках применения дебатов в учебном процессе.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что технология «Дебаты» является одной из перспективных направлений в учебном процессе. Кроме этого, данная технология в настоящее время в обучении не достаточно изучена на практике, по причине доминирования в учебном процессе традиционной формы урока.
Степень изученности проблемы. Особое место в работе отводится трудам таких исследователей, как А.В. Зенович , Е.Г. Калинкина, О.А. Литовченко , Н.Ю. Нежурина, Г.Е. Обвинцева , Ю.А. Филонова , А. А. Шамшурина.
Историография по теме подразделяется на три блока: отечественная историография советского периода (1917-1991 гг.) – в ее основе лежит марксистская методология, основанная на закономерности исторического процесса. Отечественная историография современного периода – глубинное осмысление событий в контексте с другими. Зарубежная историография основной уклон делается на рассмотрение глубинных факторов событий.
Анализ историографической литературы, в которой рассматривался и оценивался опыт исследования отечественными авторами, такими как М.С. Мейера и А.В. Витола, был осуществлен с учетом специфики организации историографического творчества в советский и постсоветский периоды. Немалую роль в изучении истории Османской империи оставил доктор исторических наук Ю.А. Петросян. Он в своём очерке описал все основные моменты истории империи, начиная от её образования и заканчивая крушением. Подобная специфика нашла отражение и в нашем исследовании, например, при анализе творчества М.А. Гасратян, Э.Г. Вартаньян, П.А. Толстой.
Под коммуникативными умениями следует понимать осознанные коммуникативные действия субъектов педагогического общения (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Следовательно, коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах. Коммуникативная компетенция, а точнее её формирование, является ключевой темой в контексте реализации нового ФГОС, поэтому необходимо, чтобы обучающийся не просто получал знания в школе, но и умел использовать их на практике. На основе определений возможно утверждать о том, что коммуникативные умения и компетентность являются близкими по значению, последние являются в новом образовательном процессе продолжателями.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у школьников 8 класса на уроках истории.
Предметом исследования является технология «Дебаты» на уроках истории при изучении темы «Османская империя. Персия»
Цель работы: является использование технологии «Дебаты» для формирования коммуникативных умений у учеников 8 класса в ходе урока истории по теме «Османская империя. Персия».
Задачи:
1) изучить теоретико-методологические основы использования технологии «дебаты» на уроках истории и проанализировать требования к результатам освоения учебного материала по теме исследования в нормативных документах;
2) провести обзор источников и историографии по теме использование технологии «Дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «Османская империя. Персия»
3) проанализировать результаты экспериментального исследования и выявить методические возможности использования технологии «Дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «Османская империя. Персия».
Методы исследования. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование и методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности учащихся или учителей; наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
Практическая значимость работы: заключается в разработке в ходе исследования методики, обеспечивающей возможность для формирования у учащихся на уроках истории коммуникативной компетенции на основе использования технологии «Дебаты». Таким образом, Выпускная квалификационная работа может применяться в педагогической деятельности при преподавании истории в школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы и ее научная новизна, определяются объект и предмет исследования, формируется цель и задачи работы, характеризуется состояние научной разработки проблемы и источниковая база, излагается методология исследования и практическая значимость.
В первой главе «Историко-теоретические аспекты изучения темы «Османская империя. Персия» изложены теоретические основы исследования, производится анализ научной литературы и источниковой базы, в которую входят законодательные и иные нормативно - правовые акты, архивные материалы, документы личного происхождения (воспоминания, мемуары), электронные ресурсы в сети интернет.
Во второй главе «Методические возможности применения технологии «дебаты» по теме «Османская империя. Персия» более подробно раскрываются вопросы, касающиеся технологии «дебаты» в изучении и преподавании истории в школе. Кроме этого, производится анализ учебников на предмет изучения Османской империи и Персии в 8классе.
В заключении обобщены все аспекты исследования обучения при использовании технологии «дебаты», а также сделаны выводы о применении технологии «дебаты» при изучении темы «Османская империя и Персия».
В приложении методически разработана модель урока с использованием технологии «дебаты», при изучении истории Османской империи и Персии в 8классе, способствующей разностороннему развитию учащихся с применением навыков практической и теоретической деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное общество определяет главную задачу перед школой, которая заключается в подготовке учеников, умеющих разбираться в изменяющейся жизненной ситуации, индивидуально получать требуемые знания, использовать их в практической деятельности для разрешения различных появляющихся проблем, в частности проявлять критическое мышление, наблюдать возникающие проблемы и предпринимать попытки поиска путей правильного для них решения.
Развитие таких знаний учащихся зачастую зависит от профессионализма педагога. Современный учитель должен быть творческим, креативным, интересным для школьников. Для этого он должен постоянно находиться в поиске, думать о том, как провести свой урок с максимальной пользой для учеников. В связи с этим, главную роль играют интерактивные формы реализации учебных занятий. Одним из вариантов такого занятия является технология «дебаты». Данный урок, чаще всего, проводят в старших классах.
На уроках истории в разрешении поставленной задачи способны помочь деловые игры, круглые столы. Однако более продуктивным методом становится использование технологии «дебаты», поскольку она обучает не только выражать свою позицию, но и аргументировать её посредством исторических источников, событий, фактов.
Технология «Дебаты» является одной из современных форм обучения в системе образования. Существует множество видов реализации технологии, которые применяются в педагогической практике. Немаловажное значение имеет тот факт, что данная технология обучения нацелена на воспитание подрастающего поколения, а также способствует развитию критического мышления, и способности работы по определенным правилам. Кроме этого, технология «Дебаты» развивает коммуникативные навыки общения и поведения, которые способствуют умению вживаться в роль и ее реализовывать.
В процессе изучения темы выпускной квалификационной работы происходит овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества, в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации, и т.д. Приобретаются развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего.
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы и в рамках реализации ФГОС происходит политическое и экономическое воспитание подрастающего поколения, а также формирование базовых знаний по истории Востока XVIII в..
Изучение истории Востока XVIII в. отражается в контексте реализации требований ФГОС ООО и Историко-культурного стандарта в школьном курсе всеобщей истории. Кроме этого, в результате анализа учебников школьного курса по истории, было выявлено, что проблема выпускной квалификационной работы изучается планомерно и систематически, что во многом позволяет формированию у учащихся базовых исторических знаний.
В ходе исследования - использование технологии «Дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «Османская империя. Персия» нами была достигнута поставленная цель – использование технологии «Дебаты» для формирования коммуникативных умений у учеников 8 класса в ходе урока истории по теме «Османская империя. Персия».
Таким образом, использование технологии «Дебаты» при рассмотрении социально-политических проблем развития отношений между Османской империей и Персией, при правильной организации учебного процесса обеспечивает необходимые условия для достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Представляется возможным сформировать ряд положений:
- дебаты являются эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в поддержку выдвигаемых идей. Навыки, полученные в процессе подготовки к участию в дебатах, применимы во многих научных областях, а также в повседневной жизни.
- реализация технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует: развитию коммуникативных умений – умения слушать и слышать собеседника, способности сопереживать другим и проявлять с ними солидарность и развитию ораторских способностей – навыков публичного выступления, уверенности в себе. Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества, в частности компетенции связанной с коммуникацией.
- в ходе проведенного анализа источников и историографии представляется возможным сформулировать проблемный вопрос для решения на дебатах: выявить противоречия между Османской империей и Персией в межвоенный период. Данному вопросу в работах уделяется значительное внимание. Данная проблема необходима для усвоения учащимися, так как события, происходящие в рассматриваемый период привели к нарастанию международной напряженности.
Дебаты на уроках истории с точки зрения содержания ближе к научным дискуссиям, поэтому, как уже отмечалось выше, допустима работа синтезирующей команды. Кроме того, реализация учебных целей предполагает довольно продолжительную посткоммуникативную фазу (анализ и обсуждение игры).
В конечном итоге исследование подтвердило правильность использования технологии «Дебаты» на уроках истории при изучении социально-политических проблем. Удалось достичь в полном объеме образовательную, развивающую и воспитательную функцию обучения. У учеников сформировался стойкий интерес к изучаемой теме и они получили прочные знания, которые станут прочной опорой при изучении последующих тем. Помимо вышеизложенного, отметим так же то, что выполнение заданий с элементами дебатов не требует дополнительной подготовки и оборудования, доступно для учащихся с разным уровнем подготовленности. Использование технологии «Дебаты» по теме исследования обеспечила возможность для ознакомления с разными позициями, усвоения основных противоречий, назревающих в мире, развитие империалистических стран и др.
Таким образом, на уроке нами решалась проблема: выявление противоречий между империалистическими государствами в период XVIII в., особое внимание уделялось рассмотрению Османской империи и Персии.
Следует отметить, что в ходе проведения исследования по теме
«Использование технологии «дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «Османская империя. Персия»» удалось установить, что применение технологии «Дебаты» на уроках истории обеспечивает необходимые условия для развития у учащихся основных интерактивных умений, которые важны для участия в игре (достигать взаимопонимания, противопоставлять мнения, выполнять учебные задания, ясно и четко излагать свою точку зрения и т.д.). Стоит выделить тот факт, что дебаты помогают ученикам свободно ориентироваться в правилах их проведения, а также функциях каждого из участников.



1. Арунова М.Р. Османская империя в начале XVIII века и её описание П.А. Толстым. Российский посол в Стамбуле. / М.Р. Арунова, С.Ф. Орешкова. М.: Наука, 1985. 160 с.
2. Архив князя Воронцова. Кн. I-XVI. М., 1870-1880; Фельдмаршал Кутузов. Сборник документов и материалов / Под ред. Н.М. Коробкова. М., 1947.; Кутузов М.И. Генерал-фельдмаршал. Письма. Записки. М., 1989; Кутузов в Дунайских княжествах. Сборник документов. Кишинев, 1948; М., 1866.; ЦГИА РГ. Ф.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). М.: Просвещение, 2002. 192 с.
4. Багбан А.М. Международные отношения Ирана во второй четверти XIX в. : Баку, 1973. 212 с.
5. Базиянц А.П. Из истории советского востоковедения // Становление советского востоковедения. Сб. ст. М., 1983. С. 28-85; Его же. Из истории туркологии в Лазаревском институте // Краткие сообщения Ин-та народов Азии XXX Иран. Турция. М., 1961. 119 с.
6. Бакулин Ф.А. Очерки торговли с Персиею, Азербайджаном, Мазандараном, Астерабадом / Ф.А. Бакулин. СПб.: Тип. МПС, 187.125 с.
7. Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана/ учебник, СПБ 2003. 53 с.
8. Библиография Турции (1917—1958) / сост. А.К. Сверчевская, Т.П. Черман. М., 1959. 147 с.
9. Боджолян М.Т. Реформы 20—30-х гг. XIX века в Османской империи. Ереван, 1984. 62 с.
10. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. История.– М., 1994. 72 с.
11. Государственный образовательный стандарт 2004 год. http (дата обращения 26.11.18)
12. Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе (дооктябрьский период) / Отв. ред. H.A. Кузнецова. М., 1973; Данциг Б.М. Русские путешествия на Ближний Восток в первой половине XIX в. // Ближний Восток в русской науке и литературе. М., 1976. 244 с.
13. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. - М., 2005. 192 с.
14. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. М.: Вако, 2017. 288 с.
15. Желтяков А.Д. Изучение истории Ближнего Востока в ЛГУ (1918—1979) // НАиА. 1981. № 3. 136-141с.
16. Закон «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 02.03.2022).
17. Зенович В.А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках истории // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания: к 70-летию исторического факультета Псковского государственного университета Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2016. 83-92 с.
18. Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран 1516 — 1574 гг. Москва 1984 г. 237 с.
19. Ильинична И.И. Технология "Дебаты в школе", как средство развития критического мышления. Научно методический журнал приложение к электронно-печатному изданию «Наша газета»[Электронный источник].-URL: httpbal.ru/doc/43865/index.html (дата обращения 21.04.19)
20. Имгрунт Е.В. статья «Ирано-турецкие конфликты в XVI–XVIII веках» // журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/79/14062
21. Имгрунт Е.В. Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над Закавказскими территориями в XVI-XVIII веках / Е. В. Имгрунт. // История и археология : Пермь : Меркурий, 2014. 15-16 с.
22. Историко-культурный стандарт // Российское историческое общество URL: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno- metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart (дата обращения: 27.11.2018).
23. Кавказские письма А.П. Ермолова М.С. Воронцову сост. Я.А. Гордин [и др.] ; подгот. текстов: Г.Г. Лисицына, Б.П. Миловидов. - Санкт-Петербург : Журн. "Звезда", 2011. - 373, [1] с.; 19 см.; ISBN 978-5-7439-0155-5
24. Казем-Заде Ф. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии. М.: Центрполиграф, 2004. 544 с.
25. Калинкина Е.Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации: дис. канд. пед. наук.- М., 2007. 172с.
26. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Методические рекомендации по использованию методики дебатов на уроке истории // История и обществознание в школе. - Н.Новгород, НГЦ, 2003.68-74 с.
27. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Учебно-методическое пособие. - Москва, РОССПЭН, 2002. 128 с.
28. Калинкина Е.Г. Инновационные процессы в образовании в условиях перехода к постиндустриальному обществу // История и обществознание в школе. - Н.Новгород, НГЦ, 2003. 60-67 с.
29. Калинкина Е.Г. Современные образовательные технологии: дебаты в преподавании истории и обществоведческих дисциплин // Основы гражданского образования: Сборник методических материалов. - Н.Новгород, НГЦ, 2002.33-41 с.
30. Колесова В.П. Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран - Флинта, 2000. 516 с.
31. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
32. Кулиева М.Н. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-3. 53-56 с.
33. Курицына С.И. Образовательная программа и образовательная технология «Дебаты» [Электронный ресурс]: обзорная лекция // Ярославский Институт Развития Образования: [сайт]. Ярославль, 2004. URL: http: // www8101/institut/cot/method/lection1.shtml. 2 с.
34. Кэролайн Финкель История Османской империи. Видение Османа/ пособие для вузов. М. 2010. 44 c.
35. Литовченко О.А. Технология «Дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся /О.А. Литовченко, Н.Е. Попова // Педагогическое образование в России. 2016. № 8. 118-122 с.
36. Маштакова Е.И. Турецкая литература конца 17 — начала 19 в. К типологии переходного периода. Москва 1984 г.360 с.
37. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса.— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы.— 1991. 261с.
38. Мордвинова Е.А. Использование технологии дебатов в учебном процессе вуза//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010. 73 с.
39. Мотамед М.P. Иран в Османи / учебник (История дипломатич. отношений Ирана и Турции), Тегеран, 2007. 23 c.
40. Нежурина Н.Ю. Дебаты как технология формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся в ходе обучения в школе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. 137-139 с.
41. Непомнин О.Е. Живая история Востока. М., 1998 г. 89 с.
42. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. A.M. Родригеса : в 3 ч. — М., 2004 – т. 2
43. Новичев А.Д. Турция, краткая история. Москва 1965г.270 с.
44. Обвинцева Г.Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы V Международной научной конференции. 2014. 170-172 с.
45. Орешкова С.Ф. Русско - Турецкие отношения в начале 18 в. Москва 1971 г. 205 с.
46. Пассов Е.И., Царьков В.Б. Концепции коммуникативного обучения. М., 1993. 72 с.
47. Петросян Ю.А. Османская империя. Москва 1990 г. 240 с.
48. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки; М.: Изд-во Эксмо, 2003. 250 c.
49. Сенковский О.И. Энциклопедический Лексикон. Т.1. СПб., 1835. 34 с.
50. Соловьева С.В. Роль и функции судьи в учебных дебатах // М.: 2017. 230-231 с.
51. Толмачева Р.П. Экономическая история: Учебник. - Т52 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 604 с.
52. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология: учеб.пособие. - Ростов н/Д., 2012. 224 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего (полного) образования [Электронный источник]. - URL:https://xn- 80abucjiibhv9a.xn p1ai/%D0%B4%D0%B E%D0%BA%D1%83%D0% (дата обращения: 13.04.2019).
54. Филонова Ю.А. Виды учебных дебатов в дидактике // В сборнике: Человек в информационном пространстве сборник научных трудов. Под общей редакцией Т. П. Курановой. 2015. 101-105 с.
55. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. Т. 1, 928 c.
56. Чапаева Л.Г. Технология «Дебаты» в образовательном становлении будущих специалистов: учеб.-метод. пособие для студ., школьников по программам высш. проф. образования по спец. «Филология», «Теория и методика преподавания иностранных языков». - Оренбург, 2008. 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ