Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Понятие и принципы построения организационной структуры управления 8
1.2. Виды организационных структур управления, их преимущества и недостатки 15
1.3. Основы проектирования эффективной организационной структуры предприятия 23
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ДОМИНИК» 33
2.1. Общая характеристика ООО «Доминик» 33
2.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «Доминик» 43
2.3. Оценка действующей организационной структуры предприятия ООО «Доминик» 57
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ДОМИНИК 72
3.1. Разработка новой организационной структуры управления ООО «Доминик» 72
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных изменений 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
В настоящее время в нашей стране много говорится о роли управления и необходимости повышения его эффективности. Однако, несмотря на обширный поток информации данного рода, многие предприятия оказываются неспособными решить эти проблемы. Одной из главных причин сложившейся ситуации, наряду с нехваткой различного вида ресурсов, неплатёжеспособностью дебиторов и т.п. является неспособность руководителей рационально организовать процесс управления, правильно спроектировать организационную структуру управления, потоки информации, эффективно использовать своё рабочее время.
Актуальность этой проблемы обусловлена следующими причинами. Во-первых, ростом значимости управленческого фактора в повышении эффективности производства, требующего более полного использования организационного и информационного потенциала. Во-вторых, необходимостью интенсификации управленческой деятельности на базе роста производительности управленческого труда. В-третьих, существенным ростом требований к качеству управления. В-четвёртых, и это особенно важно, значительным увеличением информационной нагрузки на управленческий персонал. В-пятых, усложнением самого процесса управления, вызванного в свою очередь усложнением организационной структуры и значительным увеличением информации, поступающей на предприятие.
К сожалению, российские предприятия уделяют проблеме проектирования организационной структуре управления незаслуженно мало внимания, поэтому не менее 70% из них стоят перед необходимостью совершенствования организационной структуры.
Процесс проектирования организационной структуры предприятия протекает стихийно, главным образом, с использованием типовых структурных форм. Вместе с тем, наиболее эффективным подходом к проектированию организационной структуры можно назвать ее синтез, предполагающий моделирование элементов и связей конкретного предприятия в соответствии с установленными критериями и принципами.
Важной проблемой организации управления является создание эффективной организационной структуры управления предприятием. При этом организационная структура управления является одним из основных факторов, существенно влияющих на сложную и динамическую работу всего предприятия. Тем не менее, руководителю не следует целиком сосредотачиваться только на структуре, что часто происходит на практике. Эту проблему необходимо постоянно рассматривать в комплексе с другими, например, регистрацией и передачей информации.
При проектировании организационной структуры руководитель должен помнить, что эффективная организационная структура не должна допускать потерь и ошибок, обеспечивать удовлетворение от работы, иметь чёткие линии подчинённости, позволять подчинённым принимать участие в решении проблем, придавать уверенность в будущем и представлять определённый статус и возможности для служебного роста. К созданию такой структуры управления должен стремиться каждый управляющий высшего звена предприятия и руководитель каждой функциональной службы этого предприятия. Для этого руководитель должен определить цели, задачи, приоритеты и именно на их основе создавать организационную структуру управления, а не наоборот - подгонять цели и задачи под существующую структуру.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов совершенствования организационной структуры управления на примере предприятия ООО «Доминик».
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы построения эффективной организационной структуры управления на предприятии;
• проанализировать деятельность предприятия ООО «Доминик» и провести исследование организационной структуры управления данного предприятия;
• выявить основные недостатки существующей системы управления и определить основные направления оптимизации управленческой деятельности на предприятии ООО «Доминик».
Объектом исследования является ООО «Доминик».
Предмет исследования - организационная структура управления.
Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы послужили работы отечественных ученых в области теории организации и управления предприятием, основные научные положения менеджмента организации, учебные пособия и результаты собственных исследований.
Информационной базой исследования являются учебная и периодическая литература, материалы сети Интернет, а также внутренняя и бухгалтерская отчетность ООО «Доминик».
В ходе исследования использовались методы и приемы: сравнения, построения аналитических таблиц, группировки, коэффициентов, моделирования взаимосвязей, графического изображения.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы, было проведено изучение теоретических и практических аспектов совершенствования организационной структуры управления на примере предприятия ООО «Доминик».
Предприятие ООО «Доминик» было создано и зарегистрировано в 2006 году как общество с ограниченной ответственностью, занимающееся строительной деятельностью.
Для достижения цели и в соответствии с законодательством Российской Федерации, общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
• строительство преимущественно жилых домов;
• капитальный ремонт и реконструкция жилых и нежилых помещений;
• производство и реализация в установленном порядке продукции и сырья производственно-технического назначения, в том числе строительных материалов.
SWOT- анализа предприятия показал, что ООО «Доминик» имеет достаточную долю рынка на строительном рынке города, однако слабое финансовое управление, что не позволяет ей в полной мере воспользоваться своими сильными сторонами и выйти на дальние рынки области. Следовательно, стратегия инновационного развития компании должна быть направлена на внедрение инновационных технологий в процессе строительства, которые позволят компании упрочить свое положение .
По итогам проведенного анализа движения персонала предприятия можно судить о заметных изменениях в движении кадров в исследуемой организации на протяжении 3-х лет, о чем говорит снижение среднесписочной численности сотрудников в 2014 и 2015 годах соответственно на 3,37% и 9,45%. Уменьшение коэффициента текучести в ООО «Доминик» за 2014 год указывает на улучшение использования трудовых ресурсов в организации, что, однако, нельзя признать положительным моментом поскольку большая часть сотрудников была уволена по сокращению штата. Тем не менее, в 2015 году коэффициент текучести возрос на 33,33%, что указывает на то, что численность сотрудников уволившихся по собственному желанию возрастает.
Как показал анализ финансовых результатов деятельности предприятия все показатели прибыльности имеют положительную тенденцию к росту. Положительным также является рост показателя фондоотдачи, что свидетельствует об эффективности использования основных средств и увеличение суммы прибыли, приходящейся на основные средства.
Рентабельность продаж показывает разнонаправленные результаты. Так в 2014 году рентабельность продаж увеличивается на 3,9 пункта, а в 2015 году снижается на 3,02 пункта, свидетельствуя о снижении эффективности профильной деятельности предприятия в 2015 году по сравнению с 2014 годом.
Анализ финансового состояния предприятия показал, что в плане ликвидности и платежеспособности на предприятии наблюдается довольно сложная ситуация. Сумма краткосрочной кредиторской задолженности превышает сумму денежных средств и краткосрочных финансовых вложений предприятия, что говорит о невозможности предприятия погасить кредиторскую задолженность за счет имеющихся денежных средств.
Коэффициенты ликвидности не укладываются в норму, что свидетельствует о том, что предприятие не обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного выполнения своих обязательств. Коэффициенты финансовой устойчивости также не соответствуют нормативным значениям.
Значение коэффициента восстановления платежеспособности показывает, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
Организационная структура ООО «Доминик» представляет собой линейно-функциональный тип структуры управления, однако не выглядит достаточно прозрачной. Это в первую очередь является следствием сложной бизнес-идеи всего производства и говорит о недостаточно высокой стабильности и эффективности организации обмена информации внутри ООО «Доминик».
Главным недостатком ОСУ является неупорядоченность распределения управленческих функций между иерархическими уровнями управленческой пирамиды, что является следствием отсутствия четкой регламентации должностных обязанностей руководителей по всей управленческой цепи с акцентом на высокий уровень разделения управленческого труда. Вторым по значимости недостатком является неэффективное соотношение уровня централизации и децентрализации. Многие руководители считают систему управления на предприятии излишне централизованной, что не дает им возможность проявлять высокий уровень самостоятельности при выработке и принятии управленческих решений.
Решать данную проблему должны высшие руководители, основываясь на том, что в ситуации, когда временной фактор приобретает все более важное значение для развития предприятия, преобладающую роль должна играть централизация управления на макроуровне только при решении стратегических вопросов развития предприятия. А в оперативном управлении руководители функциональных и производственных служб должны наделяться большими правами и нести большую ответственность за результаты деятельности своих подразделений.
Таким образом, результаты исследования действующей организационной структуры ООО «Доминик» показали, что:
• существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению. При этом явно слабо используется потенциал среднего и низшего звеньев управления;
• организационная структура предприятия требует развития рыночных, в первую очередь маркетинговых и стратегических блоков и повышения гибкости в части удовлетворения потребностей рынка с учетом жизненных циклов объектов строительства;
• необходимо усиление звена, функции которого должны быть направлены на сохранение и наращивание кадрового потенциала и на разработку эффективных механизмов мотивации работников, в том числе и через формулирование принципов организационной культуры предприятия.
На основании выявленных недостатков были представлены направления совершенствования организационной структуры управления предприятием ООО «Доминик».
Первоначально предлагается изменить подчинённость в организации, не меняя сам вид организационной структуры. Функциональная структура управления будет соответствовать производственной структуре.
Управленческая система ООО «Доминик» избавится от чрезмерной централизации управленческих функций (основная часть всех управленческих решений уже не возлагается на директора), задачи для подразделений и их поле работы расширятся, мотивация возрастет.
В результате структурные подразделения перестанут испытывать недостаток в информации, необходимой для эффективного функционирования в рамках единого целого; будут обеспечены компетентной поддержкой линейных и функциональных руководителей (вследствие упорядочивания и расширения полномочий последних); появится обратная связь между подразделениями. Следствием этого явится разгрузка высшего руководства компании, приоритет общих целей над частными и повышение эффективности деятельности предприятия в целом.
Отдел кадров и юрист будут переведены с уровня высшего руководства в функциональные подразделения, что более соответствует их назначению.
Ремонтный участок будет передан в подчинение заместителю директора по строительству. Это позволит контролировать своевременное снабжение работников необходимыми отремонтированными средствами труда и основными средствами, а также позволит следить за интенсивностью введения новых производственных разработок.
На предприятии ООО «Доминик» отсутствует отдел маркетинга, а служба маркетинга существует как одно целое совместно с отделом продаж предприятия, отсюда возникают недостатки работы службы маркетинга - одним из основных недостатков является отсутствие отдела маркетинга, поэтому сотрудники не полностью справляются с возложенной на них работой, происходит частичный контроль за каналами распределения. Сотрудники, занимающиеся маркетинговой деятельностью не могут разработать какие либо конкурсные программы для продвижения услуг предприятия, что влечет за собой низкий процент освоения новых рынков сбыта.
Поэтому возникает необходимость внедрения отдела маркетинга, который будет заниматься сбытовой политикой предприятия ООО «Доминик».
При внедрении отдела маркетинга необходимо, перевести, взять на работу сотрудников, которые будут заниматься маркетинговой деятельностью предприятия. В отделе маркетинга будет задействовано 3 человека. Предложенные мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Доминик» в целом могут привести к некоторым финансовым, материально-техническим, производственным и другим улучшениям. Так, объем реализованной продукции может увеличится на 1,5%.
Рассчитанные показатели экономической эффективности соответствуют установленным нормам, поэтому предлагаемые изменения организационной структуры могут быть внедрены на предприятии.
Таким образом, проведение организационных изменений может служить серьезным механизмом поддержки и развития системы управления предприятия ООО «Доминик».
1. Андреев А.Ф., Макрусева В.В. Основы теории управления: Учебное пособие. - СПб.: Троицкий мост, 2014. - 288 с.
2. Бородушко И.В., Лукашевич В.В.(ред.) Основы менеджмента. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 271 с.
3. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейшая школа, 2015 -274 с.
4. Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 506 с.
5. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
6. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 214 с.
7. Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 «Антикризисное управление» / Ю.Н.Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2012. - 311 с.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2015. - 669 с.
10. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2014. - 600 с.
11. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. - Минск: Современная школа, 201 4. - 635 с.
12. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2013. - 176 с.
13. Гвимиани Д.М. Организация и управление - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 250 с.
14. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Теория менеджмента: учебник. - М.. 2013. • 263 с.
15. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. - Спб.: Питер, 2012. - 863 с.
...