Особенности страхов у подростков с акцентуациями характера
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: средняя общеобразовательная школа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кемерово.
Выборка исследования: 40 подростков (учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 6
1.1. Категория «страх» в психологической литературе 6
1.2. Подходы к определению акцентуаций характера 13
1.3. Особенности подростков с акцентуациями характера 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 30
2.1. Процедура и методика исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 33
2.3. Рекомендации по преодолению страхов у подростков с акцентуациями характера 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
База исследования: средняя общеобразовательная школа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кемерово.
Выборка исследования: 40 подростков (учащихся 6-8 классов в возрасте от 14 до 15 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 6
1.1. Категория «страх» в психологической литературе 6
1.2. Подходы к определению акцентуаций характера 13
1.3. Особенности подростков с акцентуациями характера 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА 30
2.1. Процедура и методика исследования 30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 33
2.3. Рекомендации по преодолению страхов у подростков с акцентуациями характера 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность темы исследования состоит в том, что особенности поведения подростка находится под прямым влиянием характера. Жизненные кризисы, резкие перемены жизненного пути личности и нестабильные ситуации изменяют не только привычную социальную среду подростка, снижают его личностный потенциал, но и нарушают пространственно-временные параметры жизни, вызывая сужение временных перспектив деятельности личности в целом. Как правило, в такой ситуации подросток начинает испытывать опасность, которое сопровождается страхом. Страх – это чувство, которое возникает в ответ на влияние угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха: угроза жизни и ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило, не связаны непосредственно с актуальной опасностью. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и богатого воображения. Подростки испытывают страхи иначе, чем взрослые, и им нужна постоянная поддержка. Чаще то, что пугает подростка, взрослому может казаться мелочью. Но ведь чувство страха заставляет подростка испытывать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его внутренним миром. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики подростковых страхов, особенно у подростков с акцентуациями характера.
Степень разработанности проблемы. Понятие «страх» и его особенности рассмотрены в работах таких ученых, как А.М. Прихожан, А.А. Реан, Н.О. Стасилович, З. Фрейд и др. В научной литературе глубоко исследованы теоретические вопросы типологии черт характера. А. Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, который ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А.Е. Личко разрабатывал свою теорию проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию. Типы акцентуаций детей подросткового возраста выделены в работах В.В. Константинова, А.А. Остапенко, Н.С. Ткаченко и др. Психологические проблемы детей подросткового возраста проанализированы в исследованиях С.И. Кудинова, Л.Ю. Овчаренко, В.Р. Ушаковой и др.
Анализ научных источников свидетельствует о существовании противоречий, которые заключаются, в том, что в психологии и педагогике разработаны теоретико-методологические основы, которые могут быть положены в основу создания эффективной системы сопровождения подростков с акцентуациями характера. В то же время недостаточно исследованными остаются особенности страхов подростков с акцентуациями характера. Особого внимания требует обоснование условий и разработка мероприятий по преодолению страхов подростков с акцентуациями характера.
Учитывая выявленные противоречия, результаты анализа научной литературы, а также современной практики работы с подростками, была определена тема исследования: «Особенности страхов у подростков с акцентуациями характера».
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить особенности страхов подростков с акцентуациями характера.
Объект исследования – страхи в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности страхов у подростков с акцентуациями характера.
Гипотеза исследования: можно предположить, что: подросткам с разными типами акцентуаций характера характерны определенная группа страхов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «страх» в научной литературе.
2. Охарактеризовать типы акцентуации характера детей подросткового возраста.
3. Выявить в эмпирическом исследовании основные страхи подростков с акцентуациями характера.
4. Разработать программу по оказанию помощи подросткам с акцентуациями характера по преодолению страхов.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)» А.Е. Личко.
2. Тест «Чего мы боимся» В. Леви.
Научная новизна исследования заключается: 1) в выявлении особенностей страхов подростков с акцентуациями характера; 2) определены и описаны средства преодоления страхов подростков с акцентуациями характера.
Теоретическая значимость исследования: 1) дополнены представления о содержательных характеристиках страха как феномена в психологии; 2) обобщены сведения на основе современных исследований по проблеме выбора акцентуаций характера детей подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в работе школьного психолога в оказании помощи подросткам с акцентуациями характера по преодолению их страхов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Степень разработанности проблемы. Понятие «страх» и его особенности рассмотрены в работах таких ученых, как А.М. Прихожан, А.А. Реан, Н.О. Стасилович, З. Фрейд и др. В научной литературе глубоко исследованы теоретические вопросы типологии черт характера. А. Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» дает разработанный им патохарактерологический диагностический опросник, который ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Так же существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкого автора К. Леонгарда, на базе которой А.Е. Личко разрабатывал свою теорию проблемы акцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию. Типы акцентуаций детей подросткового возраста выделены в работах В.В. Константинова, А.А. Остапенко, Н.С. Ткаченко и др. Психологические проблемы детей подросткового возраста проанализированы в исследованиях С.И. Кудинова, Л.Ю. Овчаренко, В.Р. Ушаковой и др.
Анализ научных источников свидетельствует о существовании противоречий, которые заключаются, в том, что в психологии и педагогике разработаны теоретико-методологические основы, которые могут быть положены в основу создания эффективной системы сопровождения подростков с акцентуациями характера. В то же время недостаточно исследованными остаются особенности страхов подростков с акцентуациями характера. Особого внимания требует обоснование условий и разработка мероприятий по преодолению страхов подростков с акцентуациями характера.
Учитывая выявленные противоречия, результаты анализа научной литературы, а также современной практики работы с подростками, была определена тема исследования: «Особенности страхов у подростков с акцентуациями характера».
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить особенности страхов подростков с акцентуациями характера.
Объект исследования – страхи в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности страхов у подростков с акцентуациями характера.
Гипотеза исследования: можно предположить, что: подросткам с разными типами акцентуаций характера характерны определенная группа страхов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «страх» в научной литературе.
2. Охарактеризовать типы акцентуации характера детей подросткового возраста.
3. Выявить в эмпирическом исследовании основные страхи подростков с акцентуациями характера.
4. Разработать программу по оказанию помощи подросткам с акцентуациями характера по преодолению страхов.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)» А.Е. Личко.
2. Тест «Чего мы боимся» В. Леви.
Научная новизна исследования заключается: 1) в выявлении особенностей страхов подростков с акцентуациями характера; 2) определены и описаны средства преодоления страхов подростков с акцентуациями характера.
Теоретическая значимость исследования: 1) дополнены представления о содержательных характеристиках страха как феномена в психологии; 2) обобщены сведения на основе современных исследований по проблеме выбора акцентуаций характера детей подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в работе школьного психолога в оказании помощи подросткам с акцентуациями характера по преодолению их страхов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Феномен страха, определяемый различными терминологическими системами и как психическое явление, и как факт сознательной деятельности человека рассматривается как важная категория человеческого существования с момента его возникновения до современности. Страх – одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действий или воображаемой опасности. Подростковые страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те подростковые страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности подростка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.
Подростков характерны акцентуации характера. Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии. Тип акцентуации характера у подростков влияет на многие жизненные аспекты: на особенности поведения (в том числе и на его нарушения), на отношение к другим людям, к миру и к самому себе. Для всех типов характерны как свои сильные стороны, так и свои уязвимые места. Различные типы акцентуаций могут сочетаться между собой.
Анализ результатов эмпирического исследования позволил сформулировать вывод о том, что подросткам с разными типами акцентуации характера соответствует определенная группа страхов: гипертимный тип – социофобии и зависимость от окружающих, циклоидный, эпилептоидный и смешанный типы – страхи пространств, психоастенический тип – боязнь выступлений, истероидный тип – агрессофобии и зависимость от значимых близких, неустойчивый тип – эзофобия.
Эмпирическое исследовании выявило, что подросткам с разными типами акцентуации характера соответствуют определенные группы страхов и фобий. В этой связи тренинговую работу с подростками предлагается проводить с учетом их страхов. Подростки для тренинговой работы были объединены в две группы: 1 группа подростков – гипертимный тип (социофобии и зависимость от окружающих), циклоидный, эпилептоидный и смешанный типы (страхи пространств), психоастенический тип (боязнь выступлений). Для данной группы подростков была разработана программа «Узнай себя» (5 занятий); 2 группа подростков – истероидный тип (агрессофобии и зависимость от значимых близких), неустойчивый тип (эзофобия). Для данной группы подростков была разработана программа «Кто Я?» (5 занятий).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подростков характерны акцентуации характера. Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии. Тип акцентуации характера у подростков влияет на многие жизненные аспекты: на особенности поведения (в том числе и на его нарушения), на отношение к другим людям, к миру и к самому себе. Для всех типов характерны как свои сильные стороны, так и свои уязвимые места. Различные типы акцентуаций могут сочетаться между собой.
Анализ результатов эмпирического исследования позволил сформулировать вывод о том, что подросткам с разными типами акцентуации характера соответствует определенная группа страхов: гипертимный тип – социофобии и зависимость от окружающих, циклоидный, эпилептоидный и смешанный типы – страхи пространств, психоастенический тип – боязнь выступлений, истероидный тип – агрессофобии и зависимость от значимых близких, неустойчивый тип – эзофобия.
Эмпирическое исследовании выявило, что подросткам с разными типами акцентуации характера соответствуют определенные группы страхов и фобий. В этой связи тренинговую работу с подростками предлагается проводить с учетом их страхов. Подростки для тренинговой работы были объединены в две группы: 1 группа подростков – гипертимный тип (социофобии и зависимость от окружающих), циклоидный, эпилептоидный и смешанный типы (страхи пространств), психоастенический тип (боязнь выступлений). Для данной группы подростков была разработана программа «Узнай себя» (5 занятий); 2 группа подростков – истероидный тип (агрессофобии и зависимость от значимых близких), неустойчивый тип (эзофобия). Для данной группы подростков была разработана программа «Кто Я?» (5 занятий).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Социально-психологическое сопровождение подростков с различными проявлениями акцентуаций характера
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Исследование влияния акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь социальных фобий и акцентуаций характера студентов,
получивших гуманитарное и техническое образование
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Особенности межличностных отношений подростков склонных к виктимному поведению с различным уровнем субъективного контроля
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И СТРАХОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016



