Введение 3
Глава 1. Правовая природа врачебной тайны 6
§ 1. История развития института врачебной тайны 6
§ 2. Понятие и общая характеристика врачебной тайны 12
Глава 2. Проблемы правового регулирования врачебной тайны 21
§ 1. Правовые проблемы доступности конфиденциальной информации третьим лицам в случаях, предусмотренных в п. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ 21
§ 2. Иные правовые проблемы доступности информации, составляющей врачебную тайну, третьим лицам 32
§ 3. Правовые проблемы сохранения врачебной тайны после смерти пациента 41
§ 4. Иные правовые проблемы сохранения врачебной тайны и пути её решения 48
Заключение 55
Список литературы 59
Ст. 23 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну . Одним из видов личной тайны является врачебная тайна, обеспечение которой относится к обязательным условиям полноценного и комфортного существования гражданина в современном обществе, в котором обеспечение безопасности информации принадлежит к числу приоритетных направлений государственной политики.
Сохранение врачебной тайны имеет колоссальное значение для личности и общества в целом, поскольку способствует охране чести, достоинства и здоровья граждан, обеспечивает возможность поведения человека по своему усмотрению, а также содействует предотвращению вредных последствий самолечения. Кроме того, врачебная тайна представляет для человека особую ценность, поскольку её незаконное разглашение способно привести к неблагоприятным последствиям практически во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе семейной, профессиональной и т.д. Именно поэтому институт врачебной тайны с момента своего возникновения и по сегодняшний день представляет собой колоссальный интерес для специалистов различных областей знаний. Юристы, философы, медицинские работники и др. высказывают противоречивые, а порой диаметрально противоположные позиции по вопросам связанным с предметом, порядком и пределами сохранения сведений, составляющих врачебную тайну.
Основная проблема института врачебной тайны, заключается в соотношении публичного (общественного) и частного интересов, эта проблема является краеугольным камнем и требует дальнейшего изучения. Достижение баланса между общественным интересом и интересами отдельной личности требуют всестороннего анализа, принципиальной оценки и пристального внимания со стороны государства.
Врачебная тайна – важное деонтологическое и юридическое понятие, которое относится к числу неотъемлемых атрибутов взаимоотношений врача и пациента. Получение лечащим врачом информации о состоянии здоровья пациента является необходимым элементом оказания медицинской помощи, в целях защиты этой информации законодателем был разработан и регулярно модернизируется правовой механизм защиты сведений, составляющих врачебную тайну. Тем не менее, в научном сообществе вопросы правового регулирования института врачебной тайны, продолжают оставаться предметом оживленной дискуссии.
Отдельные вопросы правового регулирования врачебной тайны затрагиваются в работах ряда авторов, таких как С.М. Ковалевский, Ю.Н. Аргунова, Г.И. Авдохиева, В.Г. Куранов, С.Н. Помнина и др., однако комплексное исследование данной темы не проводилось. Актуальность проводимого исследования также обусловлена несовершенством правового механизма регулирования отношений в области врачебной тайны, а также наличием пробелов, коллизий, дискуссионных вопросов и проблем организационно-правового характера, которые требуют всестороннего анализа и комплексного решения.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы провести системный анализ теоретических и практических аспектов врачебной тайны, выявить актуальные проблема правового регулирования данного института и предложить пути их решения.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1) исследовать и проанализировать историю развития института врачебной тайны;
2) рассмотреть понятие и определить правовую природу врачебной тайны, изучить вопрос о целесообразности внедрения в действующее законодательство термина «медицинская тайна»;
3) проанализировать соотношение общественных (государственных) и личных интересов применительно к различным аспектам правового регулирования врачебной тайны;
4) изучить и проанализировать судебную практику по актуальным вопросам правового регулирования института врачебной тайны;
5) выявить актуальные проблемы правового регулирования врачебной тайны и предложить пути их решения.
Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучные методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции, диалектический метод, а также специальные юридические методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и иные методы.
В первой главе рассматривается история возникновения и развития института врачебной тайны, понятие врачебной тайны и основные научные взгляды в отношении содержания врачебной тайны. Кроме того, дается анализ нормативно-правовой базы регулирования института врачебной тайны, рассматриваются основные концепции в отношении правовой природы врачебной тайны, а также целесообразность замены термина «врачебная тайна» на термин «медицинская тайна». Во второй главе выявляются и исследуются актуальные проблемы правового регулирования врачебной тайны, анализируется судебная практика, и предлагаются пути решения выявленных проблем. В заключении содержаться основные выводы, сделанные в результате исследования.
Проведённый в ходе исследования комплексный анализ теоретических и практических аспектов правового регулирования института врачебной тайны позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Принцип соблюдения врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья и находится под защитой Конституции Российской Федерации. Отечественное законодательство ориентировано на приоритет личных прав и свобод человека, однако институт врачебной тайны носит относительный характер, поскольку в случаях прямо предусмотренных законом, допускается разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, третьим лицам. Таким образом, личные (частные) интересы граждан, связанные с сохранением врачебной тайны, в отдельных случаях могут быть нарушены с учетом общественных (публичных) интересов.
2. Принимая во внимание круг лиц перечисленных в ст.ст. 13 и ст. 73 Закона об охране здоровья, а так же характер информации, которая может быть получена лицами в процессе выполнения своих профессиональных и (или) служебных обязанностей, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство и изменить термин «врачебная тайна» на термин «медицинская тайна».
3. Системный анализ действующего законодательства, в том числе, перечня исключений при которых допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, позволил выявить ряд актуальных проблем нормативно-правового характера, которые возникают в процессе применения ст. 13 Закона об охране здоровья. Далее коротко перечислим основные из выявленных проблем правового регулирования врачебной тайны и пути их решения.
Первая проблема связана с запросами органов прокуратуры в медицинские учреждения, которые выходят за пределы прокурорской проверки или не относятся к её предмету. Представляется целесообразным закрепить в п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья, положение в соответствии с которым, запросы органов прокуратуры, в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, должны соответствовать смыслу и предмету прокурорской проверки.
Вторая проблема связана с расширительным толкованием п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья, и заключается в том, что правоохранительные органы неправомерно требуют от медицинских учреждений предоставлять сведения, составляющую врачебную тайну на этапе доследственной проверки. Представляется целесообразным внести изменения в п. 3 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья и разрешить предоставление сведений составляющих врачебную тайну без согласия гражданина на этапе проведения доследственной проверки.
Третья проблема связана с применением п. 5 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья, которая допускает предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий. Перечень признаков, закрепленный в Приказе № 565н слишком размыт и не конкретизирован, поэтому возникает угроза незаконного разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, кроме того существует проблема принятия врачами необоснованных и беспочвенных решений по передаче соответствующей информации в органы внутренних дел. Представляется целесообразным конкретизировать перечень признаков, закрепленный в Приказе № 565н, а так же осуществлять разъяснительную работу с врачами о порядке принятия соответствующих решений.
Четвертая проблема связна с отсутствием механизмов взаимодействия между медицинскими учреждениями с органами опеки и попечительства и органами внутренних дел по вопросам обнаружения родителей, которые страдают от алкоголизма, наркомании, токсикомании или же имеют заболевания психоневрологического характера, в результате которых дети подвержены насилию и жестокости со стороны родителей. Представляется целесообразным разработать соответствующий правовой механизм и включить его в перечень исключений, предусмотренный в ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья.
Пятая проблема заключается в наличии коллизии между ст. 13 Закона об охране здоровья и Законом о присяжных заседателях, который возлагает обязанность на руководство и должностных лиц организаций, независимо от их организационно-правовой формы в ответ на запрос исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ предоставлять информацию о нахождении граждан под диспансерным наблюдением, которая необходима для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Закон № 323-ФЗ не предусматривает подобного основания для передачи сведения, составляющих врачебную тайну третьим лицам. Представляется целесообразным включить в перечень п. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья соответствующее исключение.
Шестая проблема, связана с наличием коллизии между Законом об охране здоровья и Законом о психиатрической помощи, которая заключается в том, что Закон о психиатрической помощи наделяет врача правом самостоятельно решать вопрос о предоставлении или об отказе в предоставлении вышеуказанных сведений, в свою очередь, ст. 22 Закона об № 323-ФЗ закрепляет право каждого на получение информации о состоянии своего здоровья. Представляется целесообразным дополнить ст. 22 Закона об охране здоровья следующей фразой: «за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством».
Седьмая проблема связанна с прямым запретом на разглашение сведений составляющих врачебную тайну после смерти пациента. Данная проблема является многогранной и комплексной, вызывает серьезную дискуссию в научном сообществе. В связи с этим, автором предложен ряд решений, направленных на нивелирование проблем, возникающих при применении ч. 2 ст. 13 Закона об охране здоровья. Одним из них является «презумпцию согласия», которая заключаться в том, что если пациент при жизни дал свое согласие на разглашение врачебной тайны и указал конкретное лицо, которому данные сведения могут быть переданы, то указанное лицо имеет право на получение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе и после смерти пациента.
Восьмая проблема связна с созданием Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и теми рисками, которые возникают при её использовании. Представляется целесообразным, организовать проведение разъяснительной (образовательной) работы с медицинским персоналом и другими лицами имеющими доступ к данной системе, а также закрепить дополнительную административную ответственность за халатность при её использовании.
Девятая проблема заключается в низком уровне правовой грамотности врачей и среднего медицинского персонала. Это является частой причиной нарушения прав пациента на защиту сведений, составляющих врачебную тайну. Представляется целесообразным внести в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по подготовке специалистов в области здравоохранения ряд изменения организационно-правового характера.
Десятая проблема заключается в том, что Закон об охране здоровья запрещает предоставлять сведения, составляющие врачебную тайну о пациенте, личность которого невозможно идентифицировать для их последующего размещения в государственных информационных системах с целью установления их личности. В некоторых случаях поиск родственников пациента, является единственной шансом для сохранения его жизни (необходимость переливания крови редкой группы, пересадка органа). Представляется целесообразным включить в ч. 4 ст. 13 Закона № 323-ФЗ соответствующее исключение.
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - ст. 4398. - (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - СПС «Консультант Плюс».
2.Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации[Электронный ресурс]: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 48. – Ст. 6724. (в ред. от 07.03.2018) – СПС «Консультант Плюс».
3.Об информации, информационных технологиях и о защите информации[Электронный ресурс]: федер. закон от27.07.2006№ 149-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448. (в ред. от 23.04.2018) – СПС «Консультант Плюс».
4.О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.07.1992 № 3185-1 //Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913. (в ред. от 03.07.2016) – СПС «Консультант Плюс».
5.О трансплантации органов и (или) тканей человека [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.12.1992 № 4180-1//Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 62. (в ред. от 23.05.2016) – СПС «Консультант Плюс».
6.Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 1. – Ст. 16. (в ред. от 29.12.2017) – СПС «Консультант Плюс».
7.Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06.03.1996 № 188 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 10. – Ст. 1127. (в ред. от 13.07.2017) – СПС «Консультант Плюс».
8.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]: Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 // Законность. – 2008. – № 13. (в ред. от 21.06.2016) – СПС «Консультант Плюс».
9.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921. (в ред. от 23.04.2018) – СПС «Консультант Плюс».
10.О Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 1. – Ст. 15. (в ред. от 31.12.17) – СПС «Консультант Плюс».
11.Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 177 // Рос. газета. – 2012. – № 177. – (в ред. от 09.04.18) – СПС «Консультант Плюс».
12.О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 14. – Ст. 1650. (в ред. от 18.04.18) – СПС «Консультант Плюс».
13.Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации населения [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 23. – Ст. 2102. (в ред. от 29.07.17) – СПС «Консультант Плюс».
14.О персональных данных [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 31. – Ст. 3451. (в ред. от 29.07.17) – СПС «Консультант Плюс».
15.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) населения [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 31. – Ст. 3301. (в ред. от 29.12.17) – СПС «Консультант Плюс».
16.О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 34. – Ст. 3528. (в ред. от 01.07.17) – СПС «Консультант Плюс».
17.О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.07.1992 № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913. (в ред. от 01.01.17) – СПС «Консультант Плюс».
18.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 31 (ч. 1). – Ст. 4791. (в ред. от 29.04.18) – СПС «Консультант Плюс».
19.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. (в ред. от 23.04.18) – СПС «Консультант Плюс».
b. Недействующие нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
20.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 г. № 5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. –1993 г. – № 33. – Ст. 1318.
21.Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. № 4589- VII // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1969 г. – № 52. – Ст. 466.
22.Уголовный кодекс РСФСР [Электронный ресурс]: закон РСФСР от 27.10.1960 // Ведомости ВС РСФСР. – 1960. – № 40. – Ст. 591. (ред. от 30.07.1996) – СПС «Консультант Плюс».
2. Судебная практика
а. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации:
23.Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 01.03.2006 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года" – «Консультант Плюс».
24.Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2015 г. № 1275-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 4 статьи 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – СПС «Консультант Плюс».
b. Иные судебные решения:
25.Решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 12.05.2014 г. по делу № 2-1160/2014 – СПС «Консультант Плюс».
26.Апелляционное решение Алтайского краевого суда от 19.05.2017 г. по делу № 33-5092/2017 2014 – СПС «Консультант Плюс».
27.Решение Советского районного суда г. Астрахани суда от 25 августа 2014 г. по делу № 2-3026/2014 – СПС «Консультант Плюс».
28.Решение Могойтуйского районного суда от 17.02.2015 по делу № 2-12/2015. – СПС «Консультант Плюс».
29.Решение Новочебоксарского городского суда от 15.02.2017 г. по делу № 2а-599/17 – «Консультант Плюс».
30.Решение по административному делу Якутского судебного участка № 59 от 3 декабря 2015 г. по делу № 5-1399/2015 – СПС «Консультант Плюс».
31.Апелляционное определение Московского городского суда от 06.12.2017 г. по делу № 33-49952/2017 – СПС «Консультант Плюс».
32.Решение Обского городского суда от 24.09.2015 г. № 2-524/2015 – СПС «Консультант Плюс».
33.Решение Белгородского районного суда от 29.09.2017 г. по делу № 2а-1941-2017– СПС «Консультант Плюс».
34.Постановление Европейского Суда по правам человека от 6 июня 2013 г. Дело "Авилкина и другие (Avilkina and Others) против Российской Федерации" (Жалоба N 1585/09) (Первая секция) – СПС «Консультант Плюс».