Введение
Глава I. Общая характеристика публично–частного партнерства в России и за рубежом 5
§ 1. Понятие, принципы и модели публично–частного партнерства в России и за рубежом 5
§ 2. Особенности реализации механизмов государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения 11
Глава II. Формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 16
§ 1. Договорные (традиционные) формы государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 16
§ 2. Корпоративные (институциональные) формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 26
§ 3. Иные формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 33
Глава III. Практика применения государственно–частного партнерства и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 39
§ 1. Особенности реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения в России и за рубежом 39
§ 2. Преимущества, проблемы и риски использования государственно–частного партнерства и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 52
Заключение 57
Библиографический список
Система здравоохранения государства развивается и совершенствуется в процессе внедрения передовой медицинской практики с использованием современного оборудования, а также в процессе расширения объема и качества предоставляемых услуг в учреждениях и организациях здравоохранения. Для оптимизации этих процессов могут служить ресурсы частных субъектов экономики. В настоящее время привлечение частных инвесторов к деятельности по оказанию социально–ориентированных услуг является приоритетной целью государственной политики, реализация которой должна содействовать развитию конкурентных рынков, последовательной демонополизации данных сфер.
Состояние сферы здравоохранения находится в прямой зависимости как от объема и эффективности финансовых вложений, так и от оптимальной работы системы управления. Необходимость привлечения частных инвестиций и менеджмента в сферу здравоохранения обоснована тем, что деятельность государственных структур по данным позициям недостаточно эффективна.
Государственно–частное партнерство является действенным инструментом реформирования здравоохранения, оно создает возможность повышения уровня здоровья населения, сохранения социальной стабильности в обществе, повышения качества медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизации бюджетных расходов в сфере здравоохранения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственно–частное партнерство – это новая бизнес–модель в социально-экономической сфере деятельности, недавно применяемая в России. К сожалению, в процессе взаимодействия между государством и частными субъектами нередко возникают правоприменительные проблемы и ошибки. Анализ опыта зарубежных стран по применению механизмов государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения поможет разрешению и устранению многих проблем.
Целью настоящей работы является исследование понятия, признаков, форм и типов взаимодействия, а также степени эффективности государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения России и зарубежных стран.
Для достижения названной цели в работе предлагается разрешить следующие задачи:
1) Определить понятия, признаки и формы публично – частного партнерства в России и за рубежом;
2) Проанализировать основные формы публично – частного партнерства в сфере здравоохранения России и зарубежных стран;
3) Рассмотреть особенности реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения России;
4) Рассмотреть основные преимущества и риски, связанные с применением государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России;
Научная новизна заключается в изучении возможности модернизации и демонополизации государственной системы здравоохранения России за счет механизмов публично–частного партнерства с учетом международного опыта.
Правовую основу работы составляют конкурсная документация, нормативно–правовые акты и акты правоприменения Российской Федерации и зарубежных стран.
Теоретическую основу работы составляют монографии, учебники, научные статьи, затрагивающие вопросы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения.
В работе автор опирается на труды российских и зарубежных исследователей, в том числе на работы ученых – юристов, специально изучавших проблемы правового регулирования публично–частного партнерства, а именно работы: А.В. Белицкой, И.Н. Бернштейна, В.Г. Варнавского, И.С. Вахтинской, Д. Делмона, М.Б. Джеррарда, И.В. Запатриной и др.
В данной выпускной квалификационной работе дано определение, раскрыты принципы и правовая природа публично–частного партнерства. Определены основные признаки государственно–частного и муниципально–частного партнерства. Исследован отечественный и зарубежный опыт реализации форм публично–частного партнерства. Разграничена договорная, корпоративная и иные формы, связанные со спецификой сферы здравоохранения.
Особое внимание уделено реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения России и за рубежом. Наиболее частой формой государственно–частного партнерства в здравоохранении являются концессионные соглашения, а в перспективе больший приоритет могут получить контракты жизненного цикла объекта ПЧП. Обобщение опыта применения концессионных соглашений и иных форм публично–частного партнерства указывает на то, что эффективная реализация проектов ПЧП–проектов в здравоохранении страны во многом зависит от состояния экономики, законодательной базы, от подготовки квалифицированных кадров в сфере ПЧП, а также от политики государства.
Публично–государственное партнерство, широко использующееся в мировой практике, находит все большее применение в отечественном правопорядке.
Особенность проектов ПЧП в сфере здравоохранения состоит в том, что строительство и использование объектов здравоохранения, как правило, не предполагает взимание платы за предоставление услуг пациентам, не генерирует доход. Поэтому частный инвестор, после выполнения своих обязательств, обращается к публичному партнеру, который из государственного или местного бюджета компенсирует его затраты.
В мировой практике в сфере здравоохранения наиболее распространена модель соглашения о ПЧП, включающая в себя контракты жизненного цикла (КЖЦ). Однако, привлекательность КЖЦ таит в себе серьезную угрозу финансовой стабильности государства из–за повышения суммы долговых обязательств и вероятности возникновения дефицита бюджета.
Перспективным направлением развития ПЧП является применение моделей корпоративных (институциональных) форм ПЧП, которые предполагают образование специального юридического лица, осуществляющего строительство и эксплуатацию объекта здравоохранения на профессиональной основе. Преимущества институционального партнерства заключаются в том, что данная концепция взаимодействия предлагает публичному субъекту более высокий уровень контроля за реализацией проекта. Контроль осуществляется в соответствии с соглашением о ПЧП, общими положениями законодательства в отношении соглашений и за счет участия публичного партнерства в управлении педализированной компании.
К сожалению, на практике опыт реализации проектов ПЧП показывает отсутствие убедительных доказательств того, что это партнерство лучше непосредственного выполнения работ в рамках бюджетного финансирования. Часто экономия средств не приводит к требуемой эффективности мер; при сохранении объемов предоставляемых услуг возрастает их стоимость для пациентов, а при сохранении стоимости услуг снижаются объемы их предоставления, что и в том, и в другом случае означает проблемы в сохранении принципа всеобщего доступа пациентов для получения медицинской помощи.
Главные юридические проблемы, возникающие при использовании механизмов публично–частного партнерства в отечественном здравоохранении, связаны со следующими экономическими и организационными проблемами:
• отсутствие или ограничение прав собственности частного партнера на объект концессионного соглашения;
• отсутствие детального регулирования права владения и пользования концессионером объекта концессионного соглашения;
• недоработки финансирования и налогообложения, снижающих заинтересованность частных клиник при оказании услуг в системе ОМС;
Проблемы и риски внедрения механизмов ПЧП в систему здравоохранения России заключаются в отсутствии достаточного количества инвесторов, недостаточном опыте внедрения таких проектов, ограниченной осведомленности и правовой грамотности возможных участников, законодательных сложностях государственно–частного партнерства в медицине, которые оказывают существенное влияние на распространение проектов ПЧП в целом по стране. Однако стабильность и успешность применения проектов ПЧП в отдельных регионах России доказывает их жизнеспособность и эффективность.
Необходимость внедрения в систему здравоохранения проектов публично–частного партнерства обусловлена кризисом государственного финансирования общественно–значимых инфраструктурных проектов, стремлением государств привлечь частные средства для инвестирования и разделить инвестиционные риски, связанные с реализацией проектов между государством и бизнесом. Недавние международные ограничительные экономические меры в форме санкций, принятые по отношению к крупным компаниям и отдельным гражданам России, которые могут существенно уменьшить бюджет страны, подтверждают необходимость поиска дополнительных источников финансирования сферы здравоохранения. В связи с этим становится особенно актуальной проблема демонополизации системы государственного здравоохранения с учетом тех проблем и рисков, которые могут возникнуть из-за дефицита бюджета. При этом контроль за деятельностью частных компаний в сфере здравоохранения является непосредственной обязанностью государства с учетом того, что нельзя допустить реализации механизма замещения бесплатной медицинской помощи платной.
1. Нормативно–правовые акты и иные официальные документы
1.1. Нормативно–правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1.1. Конституция Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6–ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7–ФКЗ). – СПС «Консультант Плюс».
1.1.2. Федеральные законы
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51–ФЗ Часть первая [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – ст. 3301. – (с изм. и доп. на 07.02.2017). – СПС «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14–ФЗ Часть вторая [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410. – (с изм. и доп. на 06.04.2015). – СПС «Консультант Плюс».
4. О государственно–частном партнерстве, муниципально–частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июля 2015 № 224–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4350. – (ред. от 01.01.2017). – СПС «Консультант Плюс».
5. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс] : федер. Закон от 21.07.2005 № 115–ФЗ // Российская газета. – 2005. – № 161. – (ред. от 31.12.2017). – СПС «Консультант Плюс».
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон от 21.11.2011 № 323 // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – ст. 6724. – (в ред. 03.07.2016). – СПС «Консультант Плюс».
7. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 ноября .2010 г. № 326–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 49. – ст. 6422. (ред. от 28.12.2016). – СПС «Консультант Плюс».
1.1.3. Постановления Правительства РФ
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] : постанов. Правительства РФ от 26 дек. 2017 № 1640 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. – № 1 (Часть II). – ст. 373. – СПС «Консультант Плюс».
9. Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно–курортного лечения [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 138 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 9. – ст. 1106. – (с изм. и доп. от 20.01.2015). – СПС «Консультант Плюс».
1.1.4. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти
10. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно–частного взаимодействия в сфере здравоохранения: одобрены на заседании Координационного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно–частному партнерству [Электронный ресурс] 2015. – Режим доступа : http://www.rosminzdrav.ru.
11. О Координационном совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно–частному партнерству [Электронный ресурс] : приказ Минздрава России от 09 января 2014. № 6. // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 26. – ст. 3526. – СПС «Консультант Плюс».
12. Об утверждении Положения о Департаменте инфраструктурного развития и государственно–частного партнерства Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минздрава России от 29 июля 2014 № 407 (ред. от 17.09.2015). – СПС «Консультант Плюс».
1.2. Нормативно–правовые акты субъектов Российской Федерации
13. Об основах государственно–частного партнерства в Республике Алтай [Электронный ресурс] : Закон Республики Алтай от 05.03.2008 № 15–РЗ // Алтайдын Чолмоны. – 2008. – №62–63. – (с изм. и доп. от 20.11.2017). – СПС «Консультант Плюс».
14. О государственно–частном партнерстве в Томской области [Электронный ресурс] : Закон Томской области от 17.12.2012 № 234–ОЗ // Собрание законодательства Томской области. – 2012. – №12/2(89) часть 1. – СПС «Консультант Плюс».
15. Об участии Санкт–Петербурга в государственно–частных партнерствах [Электронный ресурс] : Закон Санкт–Петербурга от 25.12.2006 № 627–100 // Санкт–Петербургские ведомости. – 2006. – № 244. – (с изм. и доп. от 06.12.2010). – СПС «Консультант Плюс».
16. О государственно–частном партнерстве в Республике Татарстан [Электронный ресурс] : Закон Республики Татарстан от 01.08.2011 № 50–ЗРТ // Республика Татарстан. – 2011. – №156. – (с изм. и доп. от 09.06.2014). – СПС «Консультант Плюс».
17. Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие здравоохранения [Электронный ресурс] : постановление Правительства Воронежской обл. от 31.12.2013 № 1189. – Режим доступа : http://www.govvrn.ru.
18. Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/830. – СПС «Консультант Плюс».
19. О реализации пилотного проекта «Доктор рядом» [Электронный ресурс] : постановления Правительства г. Москвы от 25 февраля 2013 года № 100–ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2013. – № 12. – СПС «Консультант Плюс».
20. Об оказании специализированной медицинской помощи по виду «Экстракорпоральное оплодотворение» гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Татарстан [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 16 мая 2013 г. № 818. – Режим доступа : http://minzdrav.tatarstaт.ru/rus/file/pub/pub_177288.pdf.
2. Материалы судебной практики
21. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Андреева Юрия Сергеевича, Камышанова Павла Владимировича и Писаревой Елены Николаевны на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 54, части третьей статьи 56 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2006 № 441–О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2007. – № 2. – СПС «Консультант Плюс».
22. По жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 № 447–О // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 46. – ст. 5642. – СПС «Консультант Плюс».
23. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115–О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2003. – № 1. – СПС «Консультант Плюс».
24. Постановление Арбитражного суда Северо – Кавказского округа от 01.08.2016 № Ф08–5230/2016 по делу № А63–8550/2015. [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги
25. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева [и др.] ; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: НОРМА, ИНФРА–М, 2017. – 467 с.
26. Белицкая, А.В. Правовое регулирование государственно–частного партнерства : Монография / А.В. Белицкая. – М.: Статут, 2012. – 191 с.
27. Публично–частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / С.А. Белов [и др.]; Под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. – М.: Инфотропик Медиа, 2015. – 528 с.
28. Винницкий, А.В. Публичная собственность / А.В. Виницкий. – М.: Статут, 2013. – 732 с.
29. Государственно–частное партнерство в условиях инновационного развития экономики : Монография / Под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой. – М.: ИЭ РАН, 2012. – 212 с.
30. Игнатюк, Н. А. Государственно–частное партнерство : Учебник / Н.А. Игнатюк. – М.: Юстицинформ, 2012. – 384 с.
31. Календжян, С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Календжян. – М.: Дело, 2003. – 176 с.
32. Сазонов, В.Е. Государственно–частное партнерство: гражданско–правовые, административно–правовые и финансово–правовые аспекты / В.Е. Сазонов. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – 492 с.
33. Шишкин, С.Н. Предпринимательско–правовые (хозяйственно–правовые) основы государственного регулирования экономики : Монография / С Н. Шишкин. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 328 с.
3.2. Статьи
34. Аверьянова, М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации / М.И. Аверьянова // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 6. – С. 35 – 49.
35. Алексеева, Н.С. Неучтенные риски предпринимательства в здравоохранении России [Электронный ресурс] / Н.С. Алексеева. – Режим доступа : http://www.privatmed.ru/article/35/1250/2206/.
36. Анесянц, С.А., Голотина, В.Ю. Проблемы развития государственно–частного партнерства в области здравоохранения в условиях современной России / С.А. Анесянц, В.Ю. Голотина // Новые технологии. – 2015. – № 2. – С. 5 – 12.
37. Барков, А.В., Серова, О.А. Государственно–частное партнерство на рынке социальных услуг в свете развития социального предпринимательства: проблемы гармонизации правового регулирования / А.В. Барков, О.А. Серова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – № 3. – С. 268–280.
38. Белицкая, А.В Правовые формы государственно–частного партнерства в России и зарубежных странах / А.В. Белицкая // Предпринимательское право. – 2009. – № 2. – С. 6 – 11.
39. Билль, М.В. Зарубежный опыт нормативно–правового регулирования и организации государственно–частного партнерства / М.В. Билль // Российский юридический журнал. – 2014. – № 6. – С. 27 – 34.
40. Воробьев, М.М. К вопросу о месте правового регулирования государственно–частного партнерства в системе финансового права / М.М. Воробьев // Ленинградский юридический журнал. – 2016. – № 2. – С. 193 – 199.
41. Гладов, А.В. Зарубежный опыт реализации государственно–частного партнерства: общая характеристика и организационно–институциональные основы / А.В. Гладов // Вестник СамГУ. – 2008. – № 7(66). – С. 41 – 49.
42. Гриб, В.В. Анализ института государственно–частного партнерства в области здравоохранения / В.В. Гриб // Социальное и пенсионное право. – 2011. – № 4. – С. 31 – 34.
43. Громова, Е.А. Некоторые проблемы Федерального закона «О государственно–частном партнерстве, муниципально–частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Е.А. Громова // Право и экономика. 2016. № 8. С. 9 – 12.
44. Ежов, И.Ю. Государственно–частное партнерство как структура для совершенствования оказания высокотехнологичной медицинской помощи / И.Ю. Ежов // Медицинский альманах. – 2010. – № 2. – С. 16.
45. Захаров, А.Н., Овакимян, М.С. Использование зарубежного опыта государственно–частного партнерства в решении экономических задач России (на примере Франции) / А.Н. Захаров, М.С. Овакимян // Российский внешнеэкономический вестник. – 2012. № 6. – С. 12 – 24.
46. Ковалевский, М.А. Общий правой режим и предпосылки деятельности частно–публичных партнерств в российском обязательном медицинском страховании и здравоохранении / М.А. Ковалевский // Медицина и право под общ. ред. И.М. Акулина. Т.4 – М., 2014. – С.70–94.
47. Кондратьева, У.Д. Правовые риски государственно–частного партнерства в современной России / У.Д. Кондратьева // Современное право. 2015. № 9. С. 44 – 48.
48. Кулакова, Е.В. Государственно–частное партнерство – одна из форм привлечения внебюджетного финансирования в систему здравоохранения / Е.В. Кулакова // Здравоохранение. – 2013. – № 8. – С. 28 – 34.
49. Куракин, А.В., Полукаров, А.В., Смирнова В.В. и др. Правовое регулирование государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения / А.В. Куракин, А.В. Полукаров, В.В. Смирнова В.В. [и др.] // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 3. – С. 234 – 247.
50. Лайченкова, Н.Н., Нефедова, С.А. Проблемы становления института государственно–частного партнерства в системе здравоохранения Российской Федерации / Н.Н. Лайченкова, С.А. Нефедова // Ленинградский юридический журнал. – 2017. – № 1. – С. 118 – 125.
51. Лисовенко, О.К. Контракт жизненного цикла: перспективы в рамках контрактной системы / О.К. Лисовенко // Государственные и муниципальные закупки – 2017. Сборник докладов XII Всероссийской практической конференции–семинара. – М.: Норма, – 2017. – С. 56 – 60.
52. Майор, И.Г. Концессионный договор в гражданском праве России / И.Г. Майор // Власть Закона. – 2015. – № 4. – С. 141 – 149.
53. Мищерская, Е.А. Некоторые проблемы публично–правового регулирования публично–частного партнерства в Российской Федерации / Е.А. Мищерская // Реформы и право. – 2017. – № 1. – С. 44 – 52.
54. Панова, Т.В. Привлечение инвестиций в здравоохранение: правовой аспект / Т.В. Панова // Вопросы экономики и права. 2015. – № 5. – С. 151 – 153.
55. Пластинина, Е.А. Концессионные соглашения как форма государственно–частного партнерства / Е.А. Пластинина // Прогосзаказ.рф. – 2017. – № 5. – С. 50 – 69.
56. Попова, А.Б. Юридические аспекты государственно–частного партнерства в России. / А.Б. Попова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2014. – № 1. – С. 61 – 89.
57. Попондопуло, В.Ф. Публично–частное партнерство: понятие и правовые формы / В.Ф. Попондопуло // Арбитражные споры. – 2014. – № 2. – С. 89 - 90.
58. Скворцова, В.И. Здравоохранение: в поисках работающей модели / В.И. Скворцова // Экон. политика. – 2010. – № 2. С. 57 – 60.
59. Татаркин, А.И., Романова, О.А., Лаврикова, Ю.Г. Теоретические основы государственно–частного партнерства / А.И. Татаркин, О.А. Романова, Ю.Г. Лаврикова // Бизнес. Менеджмент. Право. – 2009. – № 1. – С. 21 - 29.
60. Тимофеев, И.В. О проблемах правового регулирования качества медицинской помощи, снижающих эффективность реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации / И.В. Тимофеев // Медицинское право. – 2016. – № 3. – С. 12 – 17.
61. Царев, Д., Иванюк, А. Государственно–частное партнерство: правовой аспект [Электронный ресурс] / Д. Царев, А. Иванюк // Финансовая газета. – 2009. № 17. – СПС «Консультант Плюс».
62. Цлаф, В.М. Государственно–частные партнерства в здравоохранении: эффективные решения [Электронный ресурс] / В.М. Цлаф // Менеджер здравоохранения. 2010. – № 11. – СПС «Консультант Плюс».
63. Шабанов, А. ПЧП: новые возможности государства / А. Шабанов // ЭЖ–Юрист. – 2015. – № 48. – С. 2.
64. Khushbu, B. T. Public Private Partnership in the Health Sector: Boon or Bane [Электронный ресурс] / B. T. Khushbu : офиц. сайт Sciencedirect. – Режим доступа : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814058534.
65. Sahni, A.В. Public – private partnership in health care: critical areas and opportunities [Электронный ресурс] / Ashok Sahni : офиц. сайт Scholar. - Режим доступа : https://pdfs.semanticscholar.org/7dc9/233362087bd4f568b57244046585f953d494.pdf.
4. Интернет–ресурсы
66. Официальной сайт Министерства здравоохранения РФ. – Режим доступа : http://www.rosminzdrav.ru.
67. Официальной сайт Министерства здравоохранения Свердловской области. – Режим доступа : http://minzdrav.midural.ru.
68. Официальный сайт ООО «ММЦРДиЛОЗ». – Режим доступа : http://oncoclinic.su/.
69. ГЧП закон не писан [Электронный ресурс] // Медицинский вестник Портал российского врача. – 2014. - №1-2 (650-651). – Режим доступа : http://www.medvestnik.ru.
70. О реализации проекта «Полис» – Режим доступа : http://euromed–group.ru/projects/polis–uchastkovye–vrachi.
71. Практическое руководство ЕЭК по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства [Электронный ресурс] : офиц. сайт Орг. объединенных наций. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/publications/pdfs/efficient_management_guide_rus.pdf.
72. Официальный сайт Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. – Режим доступа : http://mzio.tatarstan.ru.
73. Официальный сайт Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области развития – Режим доступа : http://econ.lenobl.ru/work/partner/projects/rehabilitation_center.
74. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов – Режим доступа : https://torgi.gov.ru/lotSearch1.html?bidKindId=6.
75. Принципы ОЭСР для ГЧП (The OECD Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships) OECD (2012), Council Recommendation on Principles for Public Governance of Public-Private Partnerships [Электронный ресурс] : офиц. сайт OECD. – Режим доступа : http://www.oecd.org/gov/budgeting/PPP-Recommendation.pdf.
76. A new approach to public private partnerships: consultation on the terms of public sector equity participation in PF2 projects – Режим доступа : https://www.gov.uk/government/consultations/a-new-approach-to-public-private-partnerships-consultation-on-the-terms-of-public-sector-equity-participation-in-pf2-projects.
77. Analytical comparison between BOT, BOOT, and PPP project delivery systems. 6th International Project Management Conference. – Режим доступа : http://www.mbaforum.ir/download/mba/pm/6th/322.pdf.
78. Germany GDP per capita PPP – Режим доступа : https://tradingeconomics.com/germany/gdp–per–capita–ppp.
79. Guidelines for Successful Public-Private Partnerships [Электронный ресурс] : офиц. сайт международного банка. – Режим доступа : http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/guides/ppp_en.pdf.
5. Иные акты
80. Проект федерального концессионного соглашения в сфере здравоохранения – Режим доступа : https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=11259665&lotId=11260335&prevPagen=1.