Частно – государственное партнерство в здравоохранении: Особенности применения концессионных соглашений
|
Введение
Глава I. Общая характеристика публично–частного партнерства в России и за рубежом 5
§ 1. Понятие, принципы и модели публично–частного партнерства в России и за рубежом 5
§ 2. Особенности реализации механизмов государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения 11
Глава II. Формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 16
§ 1. Договорные (традиционные) формы государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 16
§ 2. Корпоративные (институциональные) формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 26
§ 3. Иные формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 33
Глава III. Практика применения государственно–частного партнерства и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 39
§ 1. Особенности реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения в России и за рубежом 39
§ 2. Преимущества, проблемы и риски использования государственно–частного партнерства и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 52
Заключение 57
Библиографический список
Глава I. Общая характеристика публично–частного партнерства в России и за рубежом 5
§ 1. Понятие, принципы и модели публично–частного партнерства в России и за рубежом 5
§ 2. Особенности реализации механизмов государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения 11
Глава II. Формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 16
§ 1. Договорные (традиционные) формы государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 16
§ 2. Корпоративные (институциональные) формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения в России и за рубежом 26
§ 3. Иные формы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 33
Глава III. Практика применения государственно–частного партнерства и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 39
§ 1. Особенности реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения в России и за рубежом 39
§ 2. Преимущества, проблемы и риски использования государственно–частного партнерства и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России 52
Заключение 57
Библиографический список
Система здравоохранения государства развивается и совершенствуется в процессе внедрения передовой медицинской практики с использованием современного оборудования, а также в процессе расширения объема и качества предоставляемых услуг в учреждениях и организациях здравоохранения. Для оптимизации этих процессов могут служить ресурсы частных субъектов экономики. В настоящее время привлечение частных инвесторов к деятельности по оказанию социально–ориентированных услуг является приоритетной целью государственной политики, реализация которой должна содействовать развитию конкурентных рынков, последовательной демонополизации данных сфер.
Состояние сферы здравоохранения находится в прямой зависимости как от объема и эффективности финансовых вложений, так и от оптимальной работы системы управления. Необходимость привлечения частных инвестиций и менеджмента в сферу здравоохранения обоснована тем, что деятельность государственных структур по данным позициям недостаточно эффективна.
Государственно–частное партнерство является действенным инструментом реформирования здравоохранения, оно создает возможность повышения уровня здоровья населения, сохранения социальной стабильности в обществе, повышения качества медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизации бюджетных расходов в сфере здравоохранения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственно–частное партнерство – это новая бизнес–модель в социально-экономической сфере деятельности, недавно применяемая в России. К сожалению, в процессе взаимодействия между государством и частными субъектами нередко возникают правоприменительные проблемы и ошибки. Анализ опыта зарубежных стран по применению механизмов государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения поможет разрешению и устранению многих проблем.
Целью настоящей работы является исследование понятия, признаков, форм и типов взаимодействия, а также степени эффективности государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения России и зарубежных стран.
Для достижения названной цели в работе предлагается разрешить следующие задачи:
1) Определить понятия, признаки и формы публично – частного партнерства в России и за рубежом;
2) Проанализировать основные формы публично – частного партнерства в сфере здравоохранения России и зарубежных стран;
3) Рассмотреть особенности реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения России;
4) Рассмотреть основные преимущества и риски, связанные с применением государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России;
Научная новизна заключается в изучении возможности модернизации и демонополизации государственной системы здравоохранения России за счет механизмов публично–частного партнерства с учетом международного опыта.
Правовую основу работы составляют конкурсная документация, нормативно–правовые акты и акты правоприменения Российской Федерации и зарубежных стран.
Теоретическую основу работы составляют монографии, учебники, научные статьи, затрагивающие вопросы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения.
В работе автор опирается на труды российских и зарубежных исследователей, в том числе на работы ученых – юристов, специально изучавших проблемы правового регулирования публично–частного партнерства, а именно работы: А.В. Белицкой, И.Н. Бернштейна, В.Г. Варнавского, И.С. Вахтинской, Д. Делмона, М.Б. Джеррарда, И.В. Запатриной и др.
Состояние сферы здравоохранения находится в прямой зависимости как от объема и эффективности финансовых вложений, так и от оптимальной работы системы управления. Необходимость привлечения частных инвестиций и менеджмента в сферу здравоохранения обоснована тем, что деятельность государственных структур по данным позициям недостаточно эффективна.
Государственно–частное партнерство является действенным инструментом реформирования здравоохранения, оно создает возможность повышения уровня здоровья населения, сохранения социальной стабильности в обществе, повышения качества медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизации бюджетных расходов в сфере здравоохранения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственно–частное партнерство – это новая бизнес–модель в социально-экономической сфере деятельности, недавно применяемая в России. К сожалению, в процессе взаимодействия между государством и частными субъектами нередко возникают правоприменительные проблемы и ошибки. Анализ опыта зарубежных стран по применению механизмов государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения поможет разрешению и устранению многих проблем.
Целью настоящей работы является исследование понятия, признаков, форм и типов взаимодействия, а также степени эффективности государственно–частного партнерства в сфере здравоохранения России и зарубежных стран.
Для достижения названной цели в работе предлагается разрешить следующие задачи:
1) Определить понятия, признаки и формы публично – частного партнерства в России и за рубежом;
2) Проанализировать основные формы публично – частного партнерства в сфере здравоохранения России и зарубежных стран;
3) Рассмотреть особенности реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения России;
4) Рассмотреть основные преимущества и риски, связанные с применением государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения России;
Научная новизна заключается в изучении возможности модернизации и демонополизации государственной системы здравоохранения России за счет механизмов публично–частного партнерства с учетом международного опыта.
Правовую основу работы составляют конкурсная документация, нормативно–правовые акты и акты правоприменения Российской Федерации и зарубежных стран.
Теоретическую основу работы составляют монографии, учебники, научные статьи, затрагивающие вопросы государственно–частного и муниципально–частного партнерства в сфере здравоохранения.
В работе автор опирается на труды российских и зарубежных исследователей, в том числе на работы ученых – юристов, специально изучавших проблемы правового регулирования публично–частного партнерства, а именно работы: А.В. Белицкой, И.Н. Бернштейна, В.Г. Варнавского, И.С. Вахтинской, Д. Делмона, М.Б. Джеррарда, И.В. Запатриной и др.
В данной выпускной квалификационной работе дано определение, раскрыты принципы и правовая природа публично–частного партнерства. Определены основные признаки государственно–частного и муниципально–частного партнерства. Исследован отечественный и зарубежный опыт реализации форм публично–частного партнерства. Разграничена договорная, корпоративная и иные формы, связанные со спецификой сферы здравоохранения.
Особое внимание уделено реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения России и за рубежом. Наиболее частой формой государственно–частного партнерства в здравоохранении являются концессионные соглашения, а в перспективе больший приоритет могут получить контракты жизненного цикла объекта ПЧП. Обобщение опыта применения концессионных соглашений и иных форм публично–частного партнерства указывает на то, что эффективная реализация проектов ПЧП–проектов в здравоохранении страны во многом зависит от состояния экономики, законодательной базы, от подготовки квалифицированных кадров в сфере ПЧП, а также от политики государства.
Публично–государственное партнерство, широко использующееся в мировой практике, находит все большее применение в отечественном правопорядке.
Особенность проектов ПЧП в сфере здравоохранения состоит в том, что строительство и использование объектов здравоохранения, как правило, не предполагает взимание платы за предоставление услуг пациентам, не генерирует доход. Поэтому частный инвестор, после выполнения своих обязательств, обращается к публичному партнеру, который из государственного или местного бюджета компенсирует его затраты.
В мировой практике в сфере здравоохранения наиболее распространена модель соглашения о ПЧП, включающая в себя контракты жизненного цикла (КЖЦ). Однако, привлекательность КЖЦ таит в себе серьезную угрозу финансовой стабильности государства из–за повышения суммы долговых обязательств и вероятности возникновения дефицита бюджета.
Перспективным направлением развития ПЧП является применение моделей корпоративных (институциональных) форм ПЧП, которые предполагают образование специального юридического лица, осуществляющего строительство и эксплуатацию объекта здравоохранения на профессиональной основе. Преимущества институционального партнерства заключаются в том, что данная концепция взаимодействия предлагает публичному субъекту более высокий уровень контроля за реализацией проекта. Контроль осуществляется в соответствии с соглашением о ПЧП, общими положениями законодательства в отношении соглашений и за счет участия публичного партнерства в управлении педализированной компании.
К сожалению, на практике опыт реализации проектов ПЧП показывает отсутствие убедительных доказательств того, что это партнерство лучше непосредственного выполнения работ в рамках бюджетного финансирования. Часто экономия средств не приводит к требуемой эффективности мер; при сохранении объемов предоставляемых услуг возрастает их стоимость для пациентов, а при сохранении стоимости услуг снижаются объемы их предоставления, что и в том, и в другом случае означает проблемы в сохранении принципа всеобщего доступа пациентов для получения медицинской помощи.
Главные юридические проблемы, возникающие при использовании механизмов публично–частного партнерства в отечественном здравоохранении, связаны со следующими экономическими и организационными проблемами:
• отсутствие или ограничение прав собственности частного партнера на объект концессионного соглашения;
• отсутствие детального регулирования права владения и пользования концессионером объекта концессионного соглашения;
• недоработки финансирования и налогообложения, снижающих заинтересованность частных клиник при оказании услуг в системе ОМС;
Проблемы и риски внедрения механизмов ПЧП в систему здравоохранения России заключаются в отсутствии достаточного количества инвесторов, недостаточном опыте внедрения таких проектов, ограниченной осведомленности и правовой грамотности возможных участников, законодательных сложностях государственно–частного партнерства в медицине, которые оказывают существенное влияние на распространение проектов ПЧП в целом по стране. Однако стабильность и успешность применения проектов ПЧП в отдельных регионах России доказывает их жизнеспособность и эффективность.
Необходимость внедрения в систему здравоохранения проектов публично–частного партнерства обусловлена кризисом государственного финансирования общественно–значимых инфраструктурных проектов, стремлением государств привлечь частные средства для инвестирования и разделить инвестиционные риски, связанные с реализацией проектов между государством и бизнесом. Недавние международные ограничительные экономические меры в форме санкций, принятые по отношению к крупным компаниям и отдельным гражданам России, которые могут существенно уменьшить бюджет страны, подтверждают необходимость поиска дополнительных источников финансирования сферы здравоохранения. В связи с этим становится особенно актуальной проблема демонополизации системы государственного здравоохранения с учетом тех проблем и рисков, которые могут возникнуть из-за дефицита бюджета. При этом контроль за деятельностью частных компаний в сфере здравоохранения является непосредственной обязанностью государства с учетом того, что нельзя допустить реализации механизма замещения бесплатной медицинской помощи платной.
Особое внимание уделено реализации концессионных соглашений в сфере здравоохранения России и за рубежом. Наиболее частой формой государственно–частного партнерства в здравоохранении являются концессионные соглашения, а в перспективе больший приоритет могут получить контракты жизненного цикла объекта ПЧП. Обобщение опыта применения концессионных соглашений и иных форм публично–частного партнерства указывает на то, что эффективная реализация проектов ПЧП–проектов в здравоохранении страны во многом зависит от состояния экономики, законодательной базы, от подготовки квалифицированных кадров в сфере ПЧП, а также от политики государства.
Публично–государственное партнерство, широко использующееся в мировой практике, находит все большее применение в отечественном правопорядке.
Особенность проектов ПЧП в сфере здравоохранения состоит в том, что строительство и использование объектов здравоохранения, как правило, не предполагает взимание платы за предоставление услуг пациентам, не генерирует доход. Поэтому частный инвестор, после выполнения своих обязательств, обращается к публичному партнеру, который из государственного или местного бюджета компенсирует его затраты.
В мировой практике в сфере здравоохранения наиболее распространена модель соглашения о ПЧП, включающая в себя контракты жизненного цикла (КЖЦ). Однако, привлекательность КЖЦ таит в себе серьезную угрозу финансовой стабильности государства из–за повышения суммы долговых обязательств и вероятности возникновения дефицита бюджета.
Перспективным направлением развития ПЧП является применение моделей корпоративных (институциональных) форм ПЧП, которые предполагают образование специального юридического лица, осуществляющего строительство и эксплуатацию объекта здравоохранения на профессиональной основе. Преимущества институционального партнерства заключаются в том, что данная концепция взаимодействия предлагает публичному субъекту более высокий уровень контроля за реализацией проекта. Контроль осуществляется в соответствии с соглашением о ПЧП, общими положениями законодательства в отношении соглашений и за счет участия публичного партнерства в управлении педализированной компании.
К сожалению, на практике опыт реализации проектов ПЧП показывает отсутствие убедительных доказательств того, что это партнерство лучше непосредственного выполнения работ в рамках бюджетного финансирования. Часто экономия средств не приводит к требуемой эффективности мер; при сохранении объемов предоставляемых услуг возрастает их стоимость для пациентов, а при сохранении стоимости услуг снижаются объемы их предоставления, что и в том, и в другом случае означает проблемы в сохранении принципа всеобщего доступа пациентов для получения медицинской помощи.
Главные юридические проблемы, возникающие при использовании механизмов публично–частного партнерства в отечественном здравоохранении, связаны со следующими экономическими и организационными проблемами:
• отсутствие или ограничение прав собственности частного партнера на объект концессионного соглашения;
• отсутствие детального регулирования права владения и пользования концессионером объекта концессионного соглашения;
• недоработки финансирования и налогообложения, снижающих заинтересованность частных клиник при оказании услуг в системе ОМС;
Проблемы и риски внедрения механизмов ПЧП в систему здравоохранения России заключаются в отсутствии достаточного количества инвесторов, недостаточном опыте внедрения таких проектов, ограниченной осведомленности и правовой грамотности возможных участников, законодательных сложностях государственно–частного партнерства в медицине, которые оказывают существенное влияние на распространение проектов ПЧП в целом по стране. Однако стабильность и успешность применения проектов ПЧП в отдельных регионах России доказывает их жизнеспособность и эффективность.
Необходимость внедрения в систему здравоохранения проектов публично–частного партнерства обусловлена кризисом государственного финансирования общественно–значимых инфраструктурных проектов, стремлением государств привлечь частные средства для инвестирования и разделить инвестиционные риски, связанные с реализацией проектов между государством и бизнесом. Недавние международные ограничительные экономические меры в форме санкций, принятые по отношению к крупным компаниям и отдельным гражданам России, которые могут существенно уменьшить бюджет страны, подтверждают необходимость поиска дополнительных источников финансирования сферы здравоохранения. В связи с этим становится особенно актуальной проблема демонополизации системы государственного здравоохранения с учетом тех проблем и рисков, которые могут возникнуть из-за дефицита бюджета. При этом контроль за деятельностью частных компаний в сфере здравоохранения является непосредственной обязанностью государства с учетом того, что нельзя допустить реализации механизма замещения бесплатной медицинской помощи платной.
Подобные работы
- Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в системе здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Нормативно-правовое обеспечение государственно-частного партнерства, особенности применения нормативно-правовых актов (Государственно-частное партнерство в здравоохранении, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2022 - Исследование механизмов государственно-частного партнерства сферы здравоохранения в отечественной и зарубежной практике
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования: особенности применения и перспективы развития
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Государственно-частное партнерство: теория и современная практика (Государственное регулирование экономики, РАНХ и ГС)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Пути реализации проектов государственно-частного партнерства в г. Санкт-Петербурге
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021



