Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Понятие и сущность бизнес-плана 8
1.2. Виды бизнес-планов 15
1.3. Роль бизнес-плана в деятельности организации 20
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВЕКСЕЛЬ-ГАРАНТ» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Вексель-Гарант» 26
2.2 Анализ ассортимента ООО «Вексель-Гарант» 38
2.3 Обоснование внедрения новых видов продукции 40
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕКСЕЛЬ-ГАРАНТ» 49
3.1 Разработка бизнес-плана внедрения нового вида продукции в ООО «Вексель-Гарант» 49
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Планирование - это сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов.
В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании, и как лишь отдельный элемент более широкого плана действий. Подобные планы нужны, прежде всего, для обоснования некоторого нового направления развития, т.е. нередко они носят разовый, а не регулярный характер.
Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.
Бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании, независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, надо быть уверенным, что она будет приносить доход, достаточный для обеспечения нормальной жизни предприятия, обслуживания текущих расчетов с поставщиками и кредиторами и расширения производства. Бизнес-план не только дает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служит некоторым эталоном, относительно которого оценивается деятельность данной фирмы.
Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатывать частные бизнес-планы, отражающие те или иные аспекты ее деятельности. Необходимость подобных планов определяется, в частности, идеей диверсификации деятельности, являющейся одним из основных способов обеспечения стабильности функционирования компании, страхования ее владельцев от финансовых потерь в связи с возможным спадом спроса на продукцию в той или иной сфере производства. Таким образом, бизнес-план используется, как внутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления.
Все это обуславливает актуальность исследования теоретических и практических аспектов планирования деятельности предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать бизнес-план организации ООО «Вексель-Гарант».
Объектом изучения является ООО «Вексель-Гарант».
Предметом изучения является бизнес-планирование в организации ООО «Вексель-Гарант».
В процессе написания выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение бизнес-плана, как метода осуществления финансово-экономической деятельности предприятия;
• проведен анализ отраслевого рынка ООО «Вексель-Гарант»;
• разработан бизнес-план внедрения новых видов товаров.
Методы исследования и изучения, используемые в процессе работы:
• опрос работников предприятия;
• статистический метод;
• графические способы отображения информации;
• методические приемы финансового анализа хозяйственной деятельности;
• анализ предлагаемой финансовой документации;
• личные наблюдения в процессе прохождения преддипломной практики.
В качестве методологической основы изучения широко применялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов по проблемам планирования деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили данные бухгалтерской финансовой отчетности анализируемого предприятия за период 2013 - 2015 гг.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был разработан бизнес-план на новый вид продукции организации ООО «Вексель-Гарант».
ООО «Вексель-Гарант» является одним из операторов среди российских ритейлеров электроники и бытовой техники. В ассортимент бытовой техники и электроники ООО «Вексель-Гарант» входят: телевизоры, холодильники, кофеварки, духовые шкафы и варочные панели, стиральные и посудомоечные машины, микроволновые печи, фены, музыкальные центры.
В ООО «Вексель-Гарант» представлен широкий ассортимент товаров самых известных и популярных фирм производителей.
Наибольшую долю на предприятии занимает такая категория - как рабочие. Её численность в 2015 году уменьшилась на 4 чел. по сравнению с 2014 г. В течение 2014 - 2015 гг. годовая выручка увеличилась на 118692 тыс. руб. и составила 496262 тыс. руб.
В 2015 году сумма прибыли от продаж составила 12695 тыс. руб., это на 2120 тыс. руб. больше чем в 2014 г.
По сравнению с данными за 2014 г. в 2015 г. сократилась сумма коммерческих расходов, она снизились на 4168 тыс. руб., управленческие расходы увеличились в 2015 г. на 855 тыс. руб.
Сумма чистой прибыли в 2015 г. увеличилась по сравнению с данными за 2014 г. на 2560 тыс. руб., значение данного показателя составило 9111 тыс. руб. Как показывает проведенный анализ ликвидности баланса ООО «Вексель-Гарант» за 2015 г., баланс предприятия за 2015 г. является не ликвидным. Это подтверждает то, что по состоянию на начало 2015 г. предприятие ООО «Вексель-Гарант» имело платежный недостаток средств по наиболее срочным обязательствам в сумме 24935 тыс. руб., а на конец анализируемого года предприятие имело платежный недостаток средств по наиболее срочным обязательствам уже в сумме 42323 тыс. руб.
Проанализировав рынок сбыта, руководство ООО «Вексель-Гарант» пришло к решению, что нужно запустить реализацию новых видов товаров, а именно, сотовых телефонов и компьютеров.
Мобильные технологии вошли в нашу жизнь относительно недавно, однако уже сейчас многие не могут представить себя без них. Развитие мобильных технологий дарит многим людям удобство и возможность процветания в бизнесе. В наши дни определение мобильного телефона широко выходит за эти рамки. Внедрение новой группы товаров является актуальным и целесообразным. Эффективность данной разработки зависит от правильно составленного бизнес-плана и экономически обоснованного проекта. Помимо основных видов товаров (сотовые телефоны и планшетные компьютеры) будут предлагаться дополнительные сопутствующие услуги:
• настройка оборудования к работе;
• обучение;
• сервисное обслуживание, гарантийное и послегарантийное.
Для многих мобильный телефон становится не просто средством связи, а показателем определенного статуса. Поэтому люди часто покупают дорогую модель в кредит. Средний россиянин приобретает новый мобильный раз в 19 месяцев, в то время как в Европе — раз в два года и реже.
Активное воздействие на рынок сотовых телефонов г. Серпухов и аксессуаров оказывают компании «Телефон. Ру» (20 салонов), «Цифроград» (17 салонов в г. Серпухов) и «Беталинк» (16 салонов).
Безусловными лидерами рынка являются компании «Евросеть», у которой в г. Серпухов — 25 салонов, а также компания «Связной», насчитывающая 33 салона (около 6%), и Divizion — 14 салонов одноименного формата и 35 формата DVZoom (около 10%).
Руководство ООО «Вексель-Гарант» должно понимать, что нужды населения необходимо удовлетворять также эффективно, как это делают конкуренты. Нужно понимать, что население - не единственный объект соперничества.
По плану общая сумма доходов от продажи товаров составит 1584000 руб. В том числе: от продажи сотовых телефонов в количестве 38 штук сумма составит 230400 руб., планшетных компьютеров в количестве 145 штук - 997200 руб., аксессуаров к сотовым телефонам в количестве 370 штук - 189000 руб., и аксессуаров к компьютерам в количестве 240 штук - 167400 руб.
Наибольшую сумму выручки планируется получить от реализации планшетных компьютеров.
Ассортимент реализуемых товаров является одним из факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка.
В результате внедрения новой группы продукции в продажу в количестве 793 штуки сумма чистой прибыли составит 705613 руб. Можно говорить об экономической целесообразности проекта, срок окупаемости которого 2 года.
Сейчас важно, что продается и, в первую очередь, что покупается. Это поставило ООО «Вексель-Гарант» перед необходимостью изыскания новых подходов к формированию ассортимента, как для обеспечения устойчивости своего функционирования, так и для дальнейшего развития, и привело к целесообразности разработки новых управленческих решений, обеспечивающих внедрение новой группы продукции в продажу.