Введение 3
Глава 1. Модная индустрия как социокультурное явление: история и современность 8
1.1. Возникновение индустрии моды: экономические и социокультурные факторы 8
1.2. Коммуникации модной индустрии: ретроспективный анализ 20
1.3. Модные дома и модные бренды как социокультурное явление 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. PR-коммуникации в продвижении отечественных брендов повседневной одежды 36
2.1. PR-коммуникации отечественных брендов повседневной одежды 36
2.2. Анализ лучших PR –кейсов по продвижению отечественных модных брендов 44
2.3. Разработка рекомендаций по оптимизации продвижения отечественных брендов модной индустрии 51
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 67
Мода – одно из сложнейших явлений современной культуры, посредством которой можно подчеркнуть свой социальный статус, восполнить эстетические потребности. Мода влияет на мировую экономику, общественную жизнь. Современная модная индустрия принадлежит к самостоятельной отрасли экономики и состоит из производства и сбыта модных товаров.
В настоящее время индустрия моды испытывает влияние целого ряда факторов, среди которых геополитическая обстановка, укрепление позиций стран Азии, использование новых технологий в отрасли. В силу этого происходит высокая волатильность рынков моды.
В ноябре 2022 г. был размещен отчет компании McKinsey&Company и журнала The Business of Fashion, отражающий современное состояние индустрии моды . Данный отчет показывает, что на фоне мирового увеличения заказов в 2022 г. российские заказы в данной отрасли снизились. Количество покупок онлайн за год в России снизилось более чем на 20%. Заключение сделано компанией «Адмитад», которая исследовала 37 млн заказов. Величина денежных средств россиян, потраченных на модные покупки, уменьшилась на 14%, тогда как рост оборота заказов в мире составил свыше 35%.
При сравнении обстановки до специальной военной операции (СВО) в России и год спустя видно, что общая сумма заказов снизилась до 13%. Но стоит отметить, что сектор моды находится в фазе восстановления. При наложении санкций на Россию многие зарубежные бренды покинули наш рынок и закрыли возможность совершать заказы. Кроме того, появились трудности с логистикой. В силу этого из-за инфляции происходит рост средних чеков в отрасли.
Актуальность темы работы обусловлена сложившимися сложными условиями, в которых находится индустрия моды в России, и необходимостью поиска эффективных способов продвижения одежды.
В контекстной рекламе значительную роль сыграли «Яндекс» и My Target. При этом количество заказов модных товаров посредством рекламы Яндекса увеличилось на 33% . Кроме того, существенное влияние оказывают социальные сети – через них совершено около 10,5% заказов, из них 6,8% заказов сделано через сеть Вконтакте. Через Телеграм-каналы было продано более 5% заказов. Стоит отметить увеличение числа покупок модных товаров, совершенных через платформу «Яндекс.Дзен», на 24% за год.
Поскольку Россия столкнулась со множеством ограничений, величина покупок модных товаров, совершенных на зарубежных сайтах, снизилась с 13% до 3,7% к году, составив 166 млрд руб. В основном, покупки в режиме онлайн совершаются во внутренней торговле.
16 марта 2023 г. состоялся съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РССП) с присутствием президента В.В. Путина. На съезде шло обсуждение ситуации, сложившейся ввиду ухода иностранных компаний с российского рынка. Говорилось о восстановлении устойчивого внутреннего спроса на модные товары .
Президент РСПП А. Шохин сказал, что Россия смогла удержать «функционирование экономики» благодаря сохранению основных принципов экономическое политики, именно – честной конкуренции и рыночное экономике.
Степень разработанности проблемы. Вопросам социологии, моды, культуры, коммуникаций посвящаются труды зарубежных и отечественных исследователей, среди которых: Р. Барт , Ж. Батай . Французский социолог П. Буардье стал одним из первых, кто посвятил много трудов моде. В частности, он написал труд «Кутюрье и его фирменный знак» (1975 г.) , эссе «Высокая мода – высокая культура» (1993 г.) . Его подход оказывает влияние на современные теории производства моды. В трудах П. Буардье проводит анализ действия поля производства высокой моды и анализ приобретения вещи ценности .
Проблемы эффективного управления брендами изучаются с 1990-х гг., в рамках теории маркетинга. Ключевые труды по данным проблемам написаны Д. Аакером, Д. Келлером, Р. Бордли, В. Домниным и т.д. А. Вайлемар и М. Джери в одной из глав своего исследования анализируют опыт продажи одежды так называемых «уличных марок» .
Д. Аакер в своей последней монографии показывает пример архитектуры дизайнерского бренда Polo Ralph Lauren .
Также много полезной информации можно найти в учебных пособиях, посвященных модному бизнесу, маркетингу моды. Немаловажным является опыт международного журнала Journal of Fashion Marketing and Management. В нем исследуются тенденции, проблемы, которые влияют на состояние индустрии моды.
Американские маркетологи Эл и Лора Райс написали монографию, в которой они сравнивают рекламу и PR, обосновывают позицию относительно того, что в развитых странах реклама уже не такая эффективная, ее вытесняет PR. Тем более, когда происходит продвижение нового бренда, обычная реклама оказывается неэффективной. Авторы монографии приводят множество примеров, доказывающих, что внедрить на рынок новый бренд посредством рекламы нереально, в силу утраты к ней доверия. Так они обосновывают использование PR как эффективного инструмента, позволяющего успешно запустить новый продукт или услугу .
В трудах Г.М. Брума, М.В. Гундарина, С.М. Катлипа, Д. Ядина изучены основные коммуникативные технологии, которые используются в индустрии моды. Интернет-коммуникации рассматривали М.П. Бочаров, О.В. Сагинова, М.В. Тишкова, А.Н. Чумиков.
Объектом исследования являются PR-коммуникации отечественных брендов повседневной одежды в современных российских условиях.
Предмет исследования: адаптация брендов модной отечественной индустрии к изменившимся условиям на примере брендов повседневной одежды.
Цель исследования: выявить новые тенденции продвижения отечественных брендов повседневной одежды в изменившихся условиях.
Исходя из цели, сформулированы задачи:
• рассмотреть особенности моды как социокультурного явления;
• определить причины и сущность изменений в индустрии моды;
• дать характеристику PR-коммуникаций в индустрии моды;
• проанализировать инструменты PR-коммуникаций в продвижении отечественных брендов повседневной одежды;
• привести примеры лучших PR-кейсов по продвижению отечественных модных брендов в России;
• разработать мероприятия по улучшению PR-коммуникаций для отечественных брендов повседневной одежды.
Методологической основой для анализа эмпирического объекта являются анализ академических работ и медийных источников по теме исследования с применением принципов, методов социокультурного, социально-психологического и социально-исторического анализа. Также использовались пиар-методы, среди которых контент-анализ источников в медиа и социальных сетях, опросы из открытых источников, анкетирование, экспертное интервью.
Научная новизна работы определяется комплексным анализом трендов PR-коммуникаций отечественных брендов на основании лучших кейсов по продвижению в России.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут успешно применяться организациями в качестве примеров для внедрения успешных PR-коммуникаций с целью введения на рынок своих продуктов и услуг и удержания своих позиций.
Структура работы определена последовательностью целей и задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава состоит из четырех параграфов. Глава посвящается возникновению индустрии моды. Рассмотрены факторы, ставшие предпосылками ее появления и изменения. Проведен ретроспективный анализ коммуникаций модной индустрии.
Во второй главе рассмотрены PR-коммуникации отечественных брендов повседневной одежды. Проанализированы лучшие кейсы по продвижению отечественных брендов. На примере бренда Tàlia детально проанализированы существующие проблемы, а также эффективность мероприятия, ставшего своеобразным инструментом повышения популярности и узнаваемости бренда.
Рынок одежды выступает компонентом модной индустрии. Здесь, как и в любой отрасли рынка, действует определенная схема, начиная от появления дизайнера, заканчивая продажей вещей на торговой площадке. Бренд должен проводить анализ модных новинок, учитывать желания своей целевой аудитории. Основная задача компаний состоит в продвижении продукции, которая составит достойную конкуренцию и будет удовлетворять запросы покупателей.
Модная одежда всегда играла большую роль в экономическом развитии стран. Одежда позволяет подчеркнуть социальный статус человека, его вкус, а также индивидуальность.
В настоящее время проявляется повышенный интерес к довольно новой сфере деятельности – связям с общественностью. Российское общество вступило в эпоху глобализации, которая охватила все сферы жизнедеятельности. Происходят значительные изменения в информационно-коммуникационном пространстве, где изменяются процессы конкуренции, сотрудничества, компромисса, и, следовательно, для них требуются новые методы и технологии общения, которые обеспечат эффективность влияния и выживания в общественно важных ситуациях. Данные перемены сказались на таком элементе коммуникативного пространства, как паблик рилейшнз (PR) - связи с общественностью.
PR как инструмент коммуникаций представляет собой коммуникативное управление, под влиянием которого формируются взгляды людей на организацию, а также происходит адаптация самой организации для достижения своих целей.
Специальные мероприятия представляют собой одни из наиболее действенных методов продвижения любого бренда. Причиной этому становится тот факт, что с позиции психологии люди лучше воспринимают то, что они испытали на эмоциональном уровне. На примере бренда Tàlia были рассмотрены текущие проблемы. Было проведено мероприятие в честь Дня рождения бренда в виде закрытой вечеринки, в одном из московских коттеджей. Установлено, что проведенное мероприятие положительным образом сказалось на показателях деятельности компании.
1. Аакер Дэвид А. Создание сильных брендов (2-е издание). – М.: Издательский дом Гребенникова, 2018. – 440 с.
2. Адлер Б.Ф. От наготы до обильных одежд. Берлин: Государственное издательство, РСФСР, 1923. - 46 с.
3. Андреева А.Н. Дизайнерские бренды в фэшн-бизнесе- 2-е изд./ А.Н. Андреева // Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.- Петерб. Гос. ун-та, 2018. – 256 с.
4. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
5. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Аксиома; Мифрил, 1997. – 294 с.
6. Белько Т.В. Инновации и биотехнологии в модной индустрии: Монография. / Белько Т.В. - Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2018. - 306 с.
7. Бурян, В. А. Современные каналы коммуникации в индустрии моды на примере социальной сети / В. А. Бурян, К. А. Зеленкова, В. Л. Ефимова // Научный альманах. – 2022. – № 5-2(91). – С. 87-93
8. Васильев А.А. Судьбы моды. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. - 464 с.
9. Габбасова А.А. Особенности брендинга в индустрии моды /А.А. Габбасова //Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт, 2018.-№15.- С. 87-91.
10. Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации /Е.Н. Голубкова. – М.: Юрайт, 2020. – 363 с.
11. Горина К.В. География индустрии моды и красоты: учеб. пособие. – Чита: ЗабГУ, 2018. – 136 с.
12. Гусева, М. А. Обзор актуальных научных подходов к сущности public relations: модели и сферы применения / М. А. Гусева // Лучшая студенческая статья 2017 : сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса, Пенза, 25 марта 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 292-296.
13. Домнин В.Н. Брендинг / В.Н. Домнин. – М.: Юрайт, 2020.– 493 с.
14. Ермилова Д.Ю. История домов моды: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Д.Ю. Ермиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 288 с.
15. Жиляева, А. А. Особенности современной моды / А. А. Жиляева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2020. - № 21 (311). – 485 с.
16. Жильцова О.Н. Связи с общественностью / О.Н. Жильцова, И.М. Синяева, Д.А. Жильцов. – М.: Юрайт, 2020. – 337 с.
17. Зиммель Г. Мода // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С. 266- 291.
18. Казанцева В.С. Нестандартные инновационные методы продвижения бренда в индустрии моды /В.С. Казанцев, В.И. Фомичев // «Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства. XII Международная научно-практическая конференция, 2020. – 391 с.
19. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1987. - 608 с.
20. Кравцова П.А., Макарова Т.Л. Трансформация женского образа в современной рекламе брендов, ориентированных на женскую аудиторию: Монография. – М.: РИО РГУ им. А.Н. Косыгина, 2020. – 193 с.
21. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: “Я” и “Другой” как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Семиосфера. - С.-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. – 295 с.
22. Любименко А.И. Бренд-менеджмент в индустрии моды: учеб. Пособие/ А.И. Любименко, М.Н. Титова, М.В. Чигиринова.- СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2020. – 103 с.
23. Лысикова О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере / О. В. Лысикова, Н. П. Лысикова. – М.: ФЛИНТА, 2019. –168 с.
24. Макарова Т.Л., Макаров С.Л. Информационные технологии в оформлении модных событий (events): символика новых образов. – Дизайн и технологии – №53 (95), 2019. – 102 с.
25. Миллер Д. Расскажите о своем бренде так, чтобы в него влюбились / Д. Миллер. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 232 с.
26. Мышанский А.А. К вопросу о связях с общественностью как инструменте трансляции марочных ассоциаций // StudNet. – № 9. – 2020. – 193 с.
27. Назайкин А.Н. Медиарилейшнз на 100% или искусство управления отношениями с прессой и социальными сетями / А.Н. Назайкин. – М.: Солон-пресс, 2020. – 380 с.
28. Николаева, М. А. История индустрии моды и устойчивое развитие в условиях современных вызовов / М. А. Николаева // Россия в ХХI веке в условиях глобальных вызовов: проблемы управления рисками и обеспечения безопасности социально-экономических и социально-политических систем и природно-техногенных комплексов : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 26–27 апреля 2022 года / Российская академия наук, Международный независимый эколого-политологический университет, Государтвенный университет управления. Том Выпуск 2. – Москва: Государственный университет управления, 2022. – 493 с.
29. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 2019. - 592 с.
30. Приказчикова А. Гардероб наизнанку: как индустрия моды уничтожает планету и для чего нужно вывернуть свой шкаф. – М.: Эксмо, 2020. – 240 с.
31. Райс, Эл. Расцвет пиара и упадок рекламы = The Fall of advertising and the rise of PR : как лучше всего представить фирму / Эл Райс, Лора Райс ; [пер. с англ. Т. Китаиной]. - Москва : Изд-во АСТ : Транзиткнига, 2021 (ГП Владимир. книж. тип.). – 311 с.
32. Рожков И.Я. Брендинг / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. – М.: Юрайт, 2019. – 331 с.
33. Связи с общественностью как социальная инженерия / В.А. Ачкасова [и др.]; под редакцией В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. – М.: Юрайт, 2020.– 351 с.
34. Синяева И.М. Реклама и связи с общественностью / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов – М.: Юрайт, 2020 . – 552 с.
35. Умаров М.Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М.Ю. Умаров. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 с.
36. Фадеева Е.Н. Связи с общественностью / Е.Н. Фадеева. – М.: Юрайт, 2020. – 263 с.
37. Филенко С.С., Макарова Т.Л. Недели моды и продвижение модных брендов в условиях трансформации современной реальности // Научный журнал «Костюмология», 2021, №2. – 294 с.
38. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К°, 2020. – 322 с.
39. Яковлева М. В. Влияние моды на развитие творческих (креативных) индустрий // Вестник СПбГИК. 2022. №2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mody-na-razvitie-tvorcheskih-kreativnyh-industriy (дата обращения: 25.03.2023).
Электронные ресурсы
40. Андреева А. Н., Прокофьева О. С. Особенности капитала бренда для компаний рынка роскоши: общие принципы и оценивание Louis Vuitton и Gucci // Российский журнал менеджмента. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kapitala-brenda-dlya-kompaniy-rynka-roskoshi-obschie-printsipy-i-otsenivanie-louis-vuitton-i-gucci (дата обращения: 17.04.2023).
41. Анализ рынка одежды в России в 2016–2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021–2025 гг. // BusinesStat – готовые обзоры рынков, URL: https://businesstat.ru/images/demo/clothes_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 16.04.2023).
42. Брудный А.А. Понятие моды [Электронный ресурс] Инсай – вертикальное развитие http://www.insai.ru/slovar/moda (дата обращения: 23.03.2023).
43. Дроздова А. В., Трушина Т. Л. Трансформация моды в современной медиакультуре // Ярославский педагогический вестник. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-mody-v-sovremennoy-mediakulture (дата обращения: 31.03.2023).
44. Исаченко А. Коронавирус и мода: пять признаков того, что фэшн-индустрия уже не будет прежней [электронный ресурс] // BBC, 2020. https://www.bbc.com/russian/news-52283164 (дата доступа: 20.01.2023).
45. «Исследование бренда GUCCI 2016» Сян Чуанму https://baijiahao.baidu.com/s?id=1714188906408553238&wfr=spider&for=pc
46. Напсо М.Д. Мода как социокультурный феномен // Человек и культура. - 2019. – № 4. – С. 9 - 14. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20129
47. Научный журнал «Костюмология» Journal of Clothing Science 2021, №2, Том 6 2021, No 2, Vol 6 ISSN 2587-8026 https://kostumologiya.ru
48. Официальный сайт «Шанель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chanel.com/us/
49. Официальный сайт Диор [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.dior.com
50. Официальный сайт «Гучи» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gucci.com/us/en/
51. Официальный сайт «Прада» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prada.com/us/en.html
52. Сайт бренда «4forms». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4forms.ru/ (дата обращения: 14.04.2023).
53. Сайт бренда «Bat Norton». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://batnorton.com/ (дата обращения: 14.04.2023).
54. Сайт бренда «EAZYWAY». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eazy-way.com/ (дата обращения: 14.04.2023).
55. Сайт бренда «Gloria Jeans». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gloria-jeans.ru/ (дата обращения: 14.04.2023).
56. Сайт бренда «Gulliver». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gulliver.ru/ (дата обращения: 14.04.2023).
57. Хань, Мэнжуй. Международные бренды: история их создания / Мэнжуй Хань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100495/ (дата обращения: 31.03.2023).
58. Шевченко Д.А. Продвижение брендов в fashion-индустрии средствами связей с общественностью [Электронный ресурс] /Д.А. Шевченко // Реклама, Маркетинг, PR. - М.: РГГУ. - 2014. - Режим доступа: http://www.marketologi.ru/docs/downloads/lib/2015/03/05/1.pdf (дата обращения: 21.04.2023).
59. Bourdieu P. (with Y. Delsaut) Le Couturier et sa griffe. Contribution à une théorie de la magie, Actes de la Recherche en Sciences Sociales, 1975, 1: 7–36.
60. Bourdieu P. Haute Couture and Haute Culture, in: Bourdieu P. Sociology in Question. London: Sage, 1993
61. Ding J., Liu X., Yu L., Xi Z. and Yuan R. Index System of Fashion Week Vitality Evaluation // Journal of Physics Conference Series, 2nd International Symposium on Big Data and Applied Statistics, 2020. pp. 1–5.
62. Ferrero-Regis T., Lindquist M. Staging Fashion Show and Its Spaces. Bloomsbury Publishing, 2020. – 264 p.
63. Hag M.A., Ghouri A.M., Khan N.R. Measuring the Mediating Impact of hedonic Consumption on Fashion Involvement and Impulse Buying Behavior // Indian Journal of Commerce & Management Studies. Volume 5. Issue 3. 2014 pp. 50–57.
64. H&M Group Sustainability Performance Report 2020 // H&M Group, URL: https://hmgroup.com/wp-content/uploads/2021/03/HM-Group-SustainabilityPerformance-Report-2020.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
65. McKinsey & Company. The state of fashion 2020 [электронный ресурс] // McKinsey, 2019. https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/the-state-of-fashion2020-navigating-uncertainty (дата обращения: 20.03.2023).
66. Morsiani B. From Local Production to Global Relations: The Congo Fashion Week London // Fashion Theory Volume 24, Issue 7, 2020. pp. 3–16.
67. Rates of Minimum Wages // Bangladesh National Portal, URL: http://mwb.portal.gov.bd/sites/default/files/files/mwb.portal.gov.bd/page/c04961b7_671 4_4a37_b4f7_e3ae2659f4c0/2021-09-02-08-33- ca028a6433a73b80092363624b8a0ad8.pdf (дата обращения: 09.03.2023).
68. Retail.ru: https://www.retail.ru/articles/situatsiya-na-fashion-rynke-i-vyzovy-2023-goda/
69. Statista, Value of the apparel market worldwide from 2005 to 2020 (in billion U.S. dollars [электронный ресурс] // URL: https://www.statista.com/statistics/821415/val ue-of-the-global-apparel-market/ (дата доступа: 20.01.2021).
70. Wachenfeldt P. The Mediation of Luxury Brands in Digital Storytelling Fashion Theory, Volume 25, Issue 1 (2021) pp. 99–118.