Совершенствование системы управления персоналом организации на основе новых форм реализации дополнительного профессионального образования сотрудников (Московский Государственный Строительный Университет)
|
Объект исследования - АО «Русполимет» (Нижегородская область, г. Кулебаки).
Основной вид деятельности - производство чугуна, стали и ферросплавов.
Проведен анализ финансовых результатов за 2020-2021 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Теоретические основы управления персоналом на предприятии 8
1.2. Анализ современного состояния уровня компетенции персонала на предприятиях Российской Федерации 14
1.3. Организация управления персоналом: компетентности подход в РФ и за рубежом 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 34
2.1. Разработка концептуальной модели управления персоналом на предприятии 34
2.2 Разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования 47
2.3 Методы и инструменты исследования потребностей сотрудников предприятия в дополнительном профессиональном обучении 53
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АО «РУСПОЛИМЕТ» И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 58
3.1. Характеристика АО «РУСПОЛИМЕТ» и анализ системы управления персоналом 58
3.2. Апробация комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования 64
3.3. Обоснование управленческих решений по совершенствованию системы управления персоналом и определение эффекта 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Основной вид деятельности - производство чугуна, стали и ферросплавов.
Проведен анализ финансовых результатов за 2020-2021 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Теоретические основы управления персоналом на предприятии 8
1.2. Анализ современного состояния уровня компетенции персонала на предприятиях Российской Федерации 14
1.3. Организация управления персоналом: компетентности подход в РФ и за рубежом 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 34
2.1. Разработка концептуальной модели управления персоналом на предприятии 34
2.2 Разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования 47
2.3 Методы и инструменты исследования потребностей сотрудников предприятия в дополнительном профессиональном обучении 53
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АО «РУСПОЛИМЕТ» И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 58
3.1. Характеристика АО «РУСПОЛИМЕТ» и анализ системы управления персоналом 58
3.2. Апробация комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования 64
3.3. Обоснование управленческих решений по совершенствованию системы управления персоналом и определение эффекта 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
В настоящее время можно отметить активное развитие современного мира. Конкуренция все больше обретает свою значимость, поскольку количество новых организаций увеличивается ежедневно. Так, согласно данным Минэкономразвития РФ в 2023 году уже зарегистрировано более 1,2 млн. новых компаний.
Одним из главных звеньев для функционирования организаций является персонал, поддерживающий производственные процессы и тем самым позволяющий получать прибыль как результат труда. Как следствие, невозможно не отметить значимость обучения персонала.
Данные исследований деятельности компаний, в том числе и международных, показывают, что наличие высококвалифицированных кадров напрямую влияют на развитие компаний, являются ключевыми факторами для достижения целей их стратегического развития. В России на протяжении более 80 лет профессиональное развитие специалистов осуществляется через систему повышения квалификации, т.е. дополнительное профессиональное образование.
В обучении сотрудников должны быть заинтересованы непосредственный руководитель, отдел по профессиональному развитию, а также сам сотрудник. Огромное значение для определения направлений профессиональной подготовки отдельно взятого сотрудника имеет уровень его квалификации.
В настоящее время современные организации уделяют недостаточное внимание к профессиональному развитию персонала, что может привести к понижению уровня его компетентности. Следовательно, результативность и эффективность деятельности всего предприятия тоже упадет. Таким образом, развитие персонала, создание эффективной системы обучения является необходимым компонентом, направленным на развитие деятельности организаций.
Актуальность темы исследования. В современных нестабильных условиях цифровизации и «пандемизации» экономики успех организаций на высококонкурентных рынках определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянные изменения внешней среды. Гибкость необходима не только организации в целом, но и ее сотрудникам. Высокий профессионализм работника является одним из важных факторов, защищающих человека в современных реалиях, поскольку профессиональное обучение отвечает не только за развитие навыков и умений, но и отвечает за адаптацию работников к изменениям в процессе трудовой деятельности (техника, технологии, организация труда и т.п.). Условия и принципы функционирования организаций, их результаты деятельности теперь прямо зависят от профессионально-экономической подготовки сотрудников.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение автора научной литературы по исследуемой тематики показало, что данный вопрос на протяжении нескольких десятков лет во многих аспектах изучается отечественными экспертами такими, как: Галенко В.П., Кибанов А.Я., Шекшня С.В., Иванцевич Дж.М., Лобанов A.A. и многими другими.
Проблема исследования – в условиях сильной конкурентной борьбы преимущество возникает у того предприятия, персонал которого имеет высокую квалификацию в своей профессиональной деятельности. Данная способность – это не первичный элемент, присутствующий по умолчанию, – это трудоемкий процесс обучения, учитывающий постоянное повышения навыков персонала. Поэтому, чтобы показывать высокую эффективность деятельности предприятия, необходимо постоянно совершенствовать систему управления персоналом, повышать уровень его умений и компетенций, от которых напрямую зависит успешность компании.
Гипотеза исследования – совершенствование системы управления персоналом позволит повысить эффективность деятельности предприятия АО «Русполимет» с помощью повышения его квалификации, путем создания собственной структуры или заключение партнерского (рамочного) договора с Вузом.
Объект исследования – Акционерное общество «Русполимет».
Предмет исследования – процесс управления персоналом.
Целью ВКР является разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом АО «Русполимет», учитывающего внедрение структуры дополнительного профессионального образования.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением комплекса мероприятий по решению следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом на предприятии;
2. Проанализировать современное состояние уровня компетенции персонала на предприятиях;
3. Проанализировать методы организации системы управления персоналом на предприятии;
4. Разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом АО «Русполимет», учитывающего внедрение структуры дополнительного профессионального образования;
5. Проведение анкетирования по выявлению необходимости получения дополнительного профессионального образования персонала АО «Русполимет» и анализ результатов;
6. Исследовать модель систематического профессионального обучения персонала;
7. Сравнения подходов для обучения персонала: создание собственной структуры или заключение партнерского (рамочного) договора с Вузом;
8. Качественная и количественная оценка применения смоделированной системы профессионального обучения АО «Русполимет»;
9. Расчет эффекта от применения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ОА «Русполимет».
Теоретическая и методологическая основа представлена научными трудами и практическим опытом отечественных и зарубежных специалистов по исследуемой проблеме. Теоретическая основа включает базовые положения менеджмента, теории управления, теории управления персоналом. Методологическая основа отражает общенаучные методы анализа и синтеза, графическое моделирование, методы экспертных и сравнительных оценок, методы опроса и анкетирования.
Достоверность полученных научных результатов. Информационную базу исследования составили действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, а также данные проведенного опроса среди работников АО «Русполимет».
К основным результатам относятся:
- разработка концептуальной модели управления персоналом на предприятии;
- разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования;
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что научные результаты могут быть использованы в качестве методологической базы для дальнейших исследований внедрения системы дополнительного профессионального обучения на предприятиях.
Практическая значимость заключается в возможности последующего использования созданной концептуальной модели управления персоналом и алгоритма внедрения системы дополнительного профессионального образования в реально действующее предприятие.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические и практические выводы исследования докладывались на семинарах и конференциях НИУ МГСУ, нашли отражения в различных публикациях.
Проблемы отслеживания неблагоприятных тенденций в состоянии организаций нашли свое отражение в работах следующих отечественных ученых: М. Г. Жакуповой, Г. Е. Концевич, П. Кохно, А. А. Макаровой, Е. Ю. Разореновой, А. В, Смирновой, И. Е. Хрусталевой и др.
Структура и объем работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем ВКР составляет 99 страниц, из них 10 таблиц, 25 рисунков. Список литературы включает 91 наименование трудов отечественных и зарубежных авторов.
Во введении ВКР рассматривается актуальность выбранной темы, раскрывается теоретическая значимость исследования, оценивается степень разработанности проблемы, также определена цель работы, исходя из которой выделены цели, назначены объект и предмет работы, выделены основные результаты.
В первой главе проведен анализ теоретических основ управления персоналом на предприятии, проанализировано современное состояние уровня компетенции персонала на предприятиях Российской Федерации.
Во второй главе разработана концептуальная модель управления персоналом на предприятии; предложен комплексный алгоритм совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования.
В третьей главе охарактеризована система управления персоналом АО «Русполимет», проведена апробация комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования, обоснованы управленческие решения по совершенствованию системы управления персоналом и определение эффекта.
В заключении сформулированы выводы и значимые результаты исследования.
Одним из главных звеньев для функционирования организаций является персонал, поддерживающий производственные процессы и тем самым позволяющий получать прибыль как результат труда. Как следствие, невозможно не отметить значимость обучения персонала.
Данные исследований деятельности компаний, в том числе и международных, показывают, что наличие высококвалифицированных кадров напрямую влияют на развитие компаний, являются ключевыми факторами для достижения целей их стратегического развития. В России на протяжении более 80 лет профессиональное развитие специалистов осуществляется через систему повышения квалификации, т.е. дополнительное профессиональное образование.
В обучении сотрудников должны быть заинтересованы непосредственный руководитель, отдел по профессиональному развитию, а также сам сотрудник. Огромное значение для определения направлений профессиональной подготовки отдельно взятого сотрудника имеет уровень его квалификации.
В настоящее время современные организации уделяют недостаточное внимание к профессиональному развитию персонала, что может привести к понижению уровня его компетентности. Следовательно, результативность и эффективность деятельности всего предприятия тоже упадет. Таким образом, развитие персонала, создание эффективной системы обучения является необходимым компонентом, направленным на развитие деятельности организаций.
Актуальность темы исследования. В современных нестабильных условиях цифровизации и «пандемизации» экономики успех организаций на высококонкурентных рынках определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянные изменения внешней среды. Гибкость необходима не только организации в целом, но и ее сотрудникам. Высокий профессионализм работника является одним из важных факторов, защищающих человека в современных реалиях, поскольку профессиональное обучение отвечает не только за развитие навыков и умений, но и отвечает за адаптацию работников к изменениям в процессе трудовой деятельности (техника, технологии, организация труда и т.п.). Условия и принципы функционирования организаций, их результаты деятельности теперь прямо зависят от профессионально-экономической подготовки сотрудников.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение автора научной литературы по исследуемой тематики показало, что данный вопрос на протяжении нескольких десятков лет во многих аспектах изучается отечественными экспертами такими, как: Галенко В.П., Кибанов А.Я., Шекшня С.В., Иванцевич Дж.М., Лобанов A.A. и многими другими.
Проблема исследования – в условиях сильной конкурентной борьбы преимущество возникает у того предприятия, персонал которого имеет высокую квалификацию в своей профессиональной деятельности. Данная способность – это не первичный элемент, присутствующий по умолчанию, – это трудоемкий процесс обучения, учитывающий постоянное повышения навыков персонала. Поэтому, чтобы показывать высокую эффективность деятельности предприятия, необходимо постоянно совершенствовать систему управления персоналом, повышать уровень его умений и компетенций, от которых напрямую зависит успешность компании.
Гипотеза исследования – совершенствование системы управления персоналом позволит повысить эффективность деятельности предприятия АО «Русполимет» с помощью повышения его квалификации, путем создания собственной структуры или заключение партнерского (рамочного) договора с Вузом.
Объект исследования – Акционерное общество «Русполимет».
Предмет исследования – процесс управления персоналом.
Целью ВКР является разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом АО «Русполимет», учитывающего внедрение структуры дополнительного профессионального образования.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением комплекса мероприятий по решению следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом на предприятии;
2. Проанализировать современное состояние уровня компетенции персонала на предприятиях;
3. Проанализировать методы организации системы управления персоналом на предприятии;
4. Разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом АО «Русполимет», учитывающего внедрение структуры дополнительного профессионального образования;
5. Проведение анкетирования по выявлению необходимости получения дополнительного профессионального образования персонала АО «Русполимет» и анализ результатов;
6. Исследовать модель систематического профессионального обучения персонала;
7. Сравнения подходов для обучения персонала: создание собственной структуры или заключение партнерского (рамочного) договора с Вузом;
8. Качественная и количественная оценка применения смоделированной системы профессионального обучения АО «Русполимет»;
9. Расчет эффекта от применения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом ОА «Русполимет».
Теоретическая и методологическая основа представлена научными трудами и практическим опытом отечественных и зарубежных специалистов по исследуемой проблеме. Теоретическая основа включает базовые положения менеджмента, теории управления, теории управления персоналом. Методологическая основа отражает общенаучные методы анализа и синтеза, графическое моделирование, методы экспертных и сравнительных оценок, методы опроса и анкетирования.
Достоверность полученных научных результатов. Информационную базу исследования составили действующие законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, а также данные проведенного опроса среди работников АО «Русполимет».
К основным результатам относятся:
- разработка концептуальной модели управления персоналом на предприятии;
- разработка комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования;
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что научные результаты могут быть использованы в качестве методологической базы для дальнейших исследований внедрения системы дополнительного профессионального обучения на предприятиях.
Практическая значимость заключается в возможности последующего использования созданной концептуальной модели управления персоналом и алгоритма внедрения системы дополнительного профессионального образования в реально действующее предприятие.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические и практические выводы исследования докладывались на семинарах и конференциях НИУ МГСУ, нашли отражения в различных публикациях.
Проблемы отслеживания неблагоприятных тенденций в состоянии организаций нашли свое отражение в работах следующих отечественных ученых: М. Г. Жакуповой, Г. Е. Концевич, П. Кохно, А. А. Макаровой, Е. Ю. Разореновой, А. В, Смирновой, И. Е. Хрусталевой и др.
Структура и объем работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем ВКР составляет 99 страниц, из них 10 таблиц, 25 рисунков. Список литературы включает 91 наименование трудов отечественных и зарубежных авторов.
Во введении ВКР рассматривается актуальность выбранной темы, раскрывается теоретическая значимость исследования, оценивается степень разработанности проблемы, также определена цель работы, исходя из которой выделены цели, назначены объект и предмет работы, выделены основные результаты.
В первой главе проведен анализ теоретических основ управления персоналом на предприятии, проанализировано современное состояние уровня компетенции персонала на предприятиях Российской Федерации.
Во второй главе разработана концептуальная модель управления персоналом на предприятии; предложен комплексный алгоритм совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования.
В третьей главе охарактеризована система управления персоналом АО «Русполимет», проведена апробация комплексного алгоритма совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения структуры дополнительного профессионального образования, обоснованы управленческие решения по совершенствованию системы управления персоналом и определение эффекта.
В заключении сформулированы выводы и значимые результаты исследования.
В процессе проведенного обзора и анализа теоретических подходов к организации профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала было выяснено, что для успешного функционирования любой организации важным условием является развитие ее сотрудников. Несоответствие квалификации персонала потребностям организации чревато низкими показателями ее деятельности. Развитие кадрового состава предприятия оказывает существенное влияние на мотивацию работников и их преданность организации.
Анализ показал, что внимание к подготовке и повышению квалификации персонала на предприятия в последние годы возросло. Численность работников, направленных на обучение и повышение квалификации, увеличилась. На их обучение тратятся огромные финансовые средства с целью дальнейшей их эффективной деятельностью.
В целях устранения выявленных в анализе недостатков в системе управления персоналом были разработаны рекомендации.
Существует несколько главных факторов, которые определяют необходимость и важность обучения сотрудников компании:
«– непосредственно обучение способствует увеличению уровня трудовой мотивации сотрудников, приверженности персонала своей организации и его вовлеченности в дела организации, помимо этого созданию комфорта в организации;
- спланированная и организованная работа по обучению персонала может стать залогом успеха компании по достижению любых целей, в росте конкурентоспособности на рынке;
- рост квалификации работника открывает ему новые возможности профессионального роста как внутри, так и за пределами организации, при этом делает его более конкурентоспособным на рынке труда» [30].
Среди преимуществ профессионального обучения сотрудников можно выделить повышение производительности труда, повышение дисциплинированности сотрудников, сокращение текучки кадров [23].
«При помощи обучения можно поддерживать и распространять среди сотрудников ключевые ценности и приоритеты компании. Организовывать культуру и пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию» [43].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что обучение персонала важная и неотъемлемая часть организации. Следует помнить, что обучение персонала – это процесс, в котором должен быть заинтересован и сам персонал, и руководство компании.
В результате выполнения работы были выработаны управленческие решения по совершенствованию системы управления персоналом. Таким образом, благодаря внедрению данных мероприятий ожидается увеличение удовлетворенности обучением. До внедрения мероприятий она составила 83,5%, после внедрения мероприятий ожидается увеличение данного показателя до 94%. Итого, удовлетворенность обучением увеличится на 10,5%.
Следовательно, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи.
Анализ показал, что внимание к подготовке и повышению квалификации персонала на предприятия в последние годы возросло. Численность работников, направленных на обучение и повышение квалификации, увеличилась. На их обучение тратятся огромные финансовые средства с целью дальнейшей их эффективной деятельностью.
В целях устранения выявленных в анализе недостатков в системе управления персоналом были разработаны рекомендации.
Существует несколько главных факторов, которые определяют необходимость и важность обучения сотрудников компании:
«– непосредственно обучение способствует увеличению уровня трудовой мотивации сотрудников, приверженности персонала своей организации и его вовлеченности в дела организации, помимо этого созданию комфорта в организации;
- спланированная и организованная работа по обучению персонала может стать залогом успеха компании по достижению любых целей, в росте конкурентоспособности на рынке;
- рост квалификации работника открывает ему новые возможности профессионального роста как внутри, так и за пределами организации, при этом делает его более конкурентоспособным на рынке труда» [30].
Среди преимуществ профессионального обучения сотрудников можно выделить повышение производительности труда, повышение дисциплинированности сотрудников, сокращение текучки кадров [23].
«При помощи обучения можно поддерживать и распространять среди сотрудников ключевые ценности и приоритеты компании. Организовывать культуру и пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию» [43].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что обучение персонала важная и неотъемлемая часть организации. Следует помнить, что обучение персонала – это процесс, в котором должен быть заинтересован и сам персонал, и руководство компании.
В результате выполнения работы были выработаны управленческие решения по совершенствованию системы управления персоналом. Таким образом, благодаря внедрению данных мероприятий ожидается увеличение удовлетворенности обучением. До внедрения мероприятий она составила 83,5%, после внедрения мероприятий ожидается увеличение данного показателя до 94%. Итого, удовлетворенность обучением увеличится на 10,5%.
Следовательно, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи.
Подобные работы
- Совершенствование методов оценки управленческого персонала (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ организации и оплаты труда персонала на предприятии (Московский Государственный Строительный Университет)
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Бухгалтерский учет и анализ расходов на оплату труда работников организации (на примере ООО НПО «ДИАРТ»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление адаптацией персонала в торговой организации
на примере ООО «Колорит»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016



