Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Аспекты расследования дорожно-транспортных преступлений 6
1.1 Криминалистическая характеристика автотранспортных преступлений 6
1.2 Планирование расследования и иные не процессуальные действия 13
Глава 2. Особенности производства некоторых следственных действий 29
2.1 Особенности осмотра места происшествия 29
2.2 Особенности тактики допроса участников и очевидцев на месте совершения дорожно-транспортного происшествия 42
Заключение 53
Список используемых источников и литературы 56
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в России имеется серьёзная проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий, в результате чего зачастую гибнут люди и причиняется огромный ущерб народному хозяйству, в связи с чем расследование дорожно-транспортных происшествий приобретает особое значение.
В обществе с появлением первых транспортных средств стали случаться автодорожные аварии и возникла необходимость в проведении разбирательств по фактам совершения дорожно-транспортных происшествий с целью привлечения виновных лиц к установленной ответственности, предупреждения их совершения в будущем.
Изначально происшествия, связанные с нарушением лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств не были криминализированы и относились к категории «несчастный случай», поэтому разбирательства по ним проводились поверхностно. Ярким примером тому может служить первое в мире ДТП, по механизму относящееся к наезду на пешехода, имевшее место 17 августа 1896 г. в Англии. По результатам рассмотрения случившегося, водителя признали невиновным, невзирая на тот факт, что проявленная им невнимательность и пренебрежительность к окружающим явились основной причиной гибели Бриджет Дрискол - матери двоих детей. Но в последующем, с ростом количества транспорта, а соответственно и дорожно-транспортных происшествий, происходит криминализация норм права, регулирующих отношения в этой области. Включение в уголовное законодательство норм об ответственности водителей транспорта явилось основополагающим событием в возникновении методики расследования рассматриваемых нами преступлений.
На основе анализа нормативных правовых актов и научной литературы, посвященных проблемам расследования дорожно-транспортных преступлений, и вышедших в свет в различное время, разработана периодизация генезиса методики дорожно-транспортных преступлений. Реализации принципов гуманизма и законности Российского государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»1, во многом препятствуют разнообразные преступные посягательства на отношения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, и общественная опасность таких преступлений значительно возрастает в тот период, когда новые социально-политические, экономические и хозяйственные механизмы еще окончательно не сложились и в достаточной степени не окрепли.
На основании опубликованных данных, отражающих криминогенную ситуацию в Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, можно отметить, что все большее значение приобретает обеспечение дорожной безопасности с позиций криминалистической науки, справедливого, всестороннего и полного судебного разбирательства по уголовным делам по фактам дорожно-транспортных происшествий. Из множества аспектов данной проблемы следует выделить необходимость, во- первых, дальнейшего развития научных основ организации методики и тактики расследования дел данной категории; во-вторых, укрепления доказательственной базы судебного рассмотрения уголовных дел, связанных с ДТП, путем совершенствования процессуального регулирования используемых криминалистических средств.
На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Давая криминалистическую характеристику дорожно-транспортного происшествия, следует указать на наличие как объективных, так и субъективных обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования совершенного происшествия. С позиции криминалистики дорожно-транспортное происшествие рассматривается как собирательное понятие, объединяющее в себя события, возникшие в результате нахождения в динамическом состоянии транспортных средств которое повлекло негативные последствия (травмированы или погибли люди) причинён материальный ущерб.
2. Установлено, что характеристика видов дорожно-транспортных происшествий зависит от характера совершенного нарушения правил дорожного движения, а также от причин его совершения и виновного (или безвинного) поведения участников дорожно-транспортного происшествия. В совокупности указанные обстоятельства образуют механизм дорожно-транспортного происшествия. Между тем, для правильного уяснения всех объективных и субъективных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, имеющих отношения к объективной и субъективной стороне правонарушения, следует провести своевременные и неотложные следственные действия. Далее в работе будут рассмотрены необходимые элементы первоначальных и последующих этапов расследования по указанным видам происшествий.
3. Констатировано, что к настоящему времени в криминалистике сформировался подход к разработке оптимальных алгоритмов действий по расследованию преступлений на основе выделения типичных следственных ситуаций.
4. Определено, что совершенствование форм и методов профилактической деятельности органов внутренних дел осуществляется применительно к новым формам и изменениям в характеристике совершенных дорожно-транспортных происшествий. Эффективность борьбы во многом зависит от своевременного выявления и устранения причин преступлений и условий, им способствующих. Прогноз, построенный на объективном и глубоком знании причин и условий этих видов правонарушений позволит иметь представление о возможном изменении в будущем состояния, уровня, динамики таких преступлений и принимать меры для их профилактики в процессе профилактической работы органов внутренних дел, с использованием всех имеющихся в их распоряжении сил и средств. Мероприятия по предупреждению ДТП следует проводить на основе анализа статистических данных их учета, изучения следственной и судебной практики.
5. Констатировано, что любое происшествие, как правило, обусловлено не одной, а несколькими причинами. Следовательно, и мероприятия по их предупреждению должны быть по своему содержанию комплексными, направленными одновременно на улучшение организации движения транспорта и пешеходов, на повышение требовательности к технически исправному состоянию транспортного средства, проезжей части, усиление надзора за безопасностью дорожного движения со стороны работников ГИБДД, общественности, на усиление пропаганды правил движения.
6. Таким образом, собранный объективный и обширный материал о причинах совершения преступлений и происшествий в условиях, им способствовавших, дает возможность не только детально и эффективно осуществлять текущие профилактические мероприятия, но и прогнозировать, планировать борьбу с дорожно-транспортными происшествиями.
7. Определено, что осмотр места происшествия, как правило, проводят до возбуждения уголовного дела в максимально сжаты и краткие сроки в условиях постоянно изменяющейся дорожной обстановки. На данном этапе расследования преступления, осмотр места происшествия, является ключевым процессуальным следственным действием, от правильного и своевременного проведения которого, порой может зависеть исход установления истины по делу.
8. Установлено, что следователю важно не только визуально осмотреть место происшествия, транспортное средство или труп, если имеется смертельный исход, но и с использованием специальных средств установить и закрепить следы происшествия, в том числе микроследы (осколки стекла, частички краски и т.д.).
9. Предложено, при проведении допроса водителя, совершившего ДТП, при расследовании ДТП, следует учитывать, что водитель, причастный к ДТП, заинтересован в положительном для него исходе дела, и, как правило, в ходе его допроса следователем, стремится показать обстоятельства ДТП в выгодном для него свете, с целью избежать привлечения к уголовной ответственности либо с целью смягчения его вины. Достоверность сообщённых им сведений подлежит анализу и тщательной проверке следователем, путём допросов свидетелей, назначением автотехнической, судебно-медицинской, криминалистической экспертиз.
10. Констатировано, допросы участников дорожно-транспортного происшествия позволяют получить криминалистически значимую информацию от самих участников дорожного движения, а также от лиц, которые оказались свидетелями дорожно-транспортного происшествия. Данная информация должна учитываться в совокупность с иной полученной при расследовании дорожно-транспортного происшествия информации.
1. Правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019);
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019);
4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 12.07.2017) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") "Российские вести", N 227, 23.11.1993; Федеральный закон от 10.12.1995 N 196- ФЗ (последняя редакция) "О безопасности дорожного движения". "Российская газета", N 245, 26.12.1995;
5. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016) "Российская газета", N 31, 14.02.2007;
2. Специальная литература:
6. Аверьянова Т.В Руководство по расследованию преступлений. Учебное пособие // - М.: Норма, 2002. - 768 с.
7. Аверьянова Т.В Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: научно-практическое пособие // - М.: Юрайт, 2011. - 720 с.
8. Аверьянова Т.В. [и др.]. Криминалистика [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» /— 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 799 с.
9. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 с.
10. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 с.
11. Багмет А.М. [и др.]. Словарь по криминалистике. 1250 терминов и определений [Электронный ресурс] /— Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с.
12. Балакин В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие // 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: СибАДИ, 2010. - 136 с.
13. Басалаев А.Н. Курс криминалистики. Том 1. Общая теория криминалистики. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика / [и др.]. СПб. : Юридический центр Пресс, 2016. — 720 с.
14. Брагин А.П. Российское уголовное право: учебно-практическое пособие //А.П. Брагин.-М.:Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 688 с.
15. Бриллиантов А.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. 2-е издание. Учебник // Москва: Проспект, 2015. — 1184 с.
...