Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности прохождения государственной службы сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации

Работа №121597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретическая характеристика государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации 8
1.1 История образования Следственного комитета Российской Федерации 8
1.2 Общая характеристика органов Следственного комитета и прохождения службы в нем 25
1.3 Основы правового регулирования деятельности Следственного комитета 30
Глава 2 Особенности прохождения государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации 34
2.1 Поступление на государственную службу в органы Следственного комитета 34
2.2 Отдельные этапы прохождения государственной службы в Следственном комитете 41
2.3 Прекращение государственной службы в Следственном комитете 55
Глава 3 Некоторые проблемы осуществления деятельности сотрудниками органов Следственного комитета Российской Федерации и возможные пути их решения 62
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 79

Следственный комитет Российской Федерации является специализированным государственным органом в системе правоохранительной деятельности, призванным обеспечивать сохранность правопорядка путем расследования и раскрытия преступлений различных категорий тяжести. Следственный комитет не входит ни в одну из ветвей государственной власти, представляя интерес для исследования данной структуры и в частности, интерес для анализа деятельности сотрудников Следственного комитета, имеющей свои особенности, характерные черты и особое предназначение.
Следственный комитет Российской Федерации имеет свою многовековую историю и на каждом этапе развития общества и трансформации государственного аппарата претерпевал множественные изменения кардинального типа: от модернизации сущности и функций следственного органа вплоть до его полного упразднения и последующего создания в иной форме. Следственный комитет, выступая единым органом по решению глобальной задачи - ограждения общества от опасных преступников, за все время своего существования, естественным образом, закрепив в своем содержании особые требования, перечень правил и порядок приема гражданина на должность сотрудника в Следственный комитет.
Особенности прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации представляют собой совокупность специфических условий и факторов, при которых служба в данном государственном органе имеет свои особенности и является общественно значимой, а также имеет строгие правила при трудоустройстве и прохождении службы.
Особенности прохождения службы в Следственном комитете включает в себя не только аспекты формально-правового поля, но и особые качества личности, которыми должен обладать сотрудник Следственного комитета и совершенствовать их в процессе всей своей деятельности. Кроме того, сотрудники Следственного комитета, проходя государственную службу, выполняют свой служебный долг по обеспечению законности в государстве и пресечению преступлений: расследуя преступления тщательно, внимательно и добросовестно, что требует также наличие в поведенческих механизмах особого отношения к своей деятельности.
Проходя службу в Следственном комитете, сотрудники зачастую сталкиваются с разноплановыми особенностями данной структуры и выступают особыми субъектами правового пространства, занимая значительную роль в единой системе органов государственной власти.
Актуальность выбранной темы прослеживается во всем вышеперечисленном. Но главная причина актуальности исследования - не до конца изученная тема места Следственного комитета в системе правоохранительных органов Российской Федерации, его принадлежность к определенной ветви власти и множество других вопросов, так или иначе затрагивающих Следственный комитет, его отличительные признаки и особенности прохождения службы сотрудниками данного органа.
Цель исследования - изучить особенности прохождения службы сотрудниками Следственного комитета РФ и в полной мере раскрыть содержание этих особенностей.
Для успешного достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить историю образования Следственного комитета Российской Федерации как самостоятельной единицы аппарата власти и раскрыть все важные этапы его исторического развития;
2. раскрыть и исследовать общую характеристику такого государственного органа как Следственный комитет и основные особенности прохождения службы в нем;
3. обозначить основы правового регулирования деятельности Следственного комитета;
4. раскрыть этапы прохождения сотрудниками службы в Следственном комитете: изучить этап поступления на службу, отдельные этапы прохождения службы (испытание, аттестация и т.д.), порядок прекращения службы;
5. изучить проблемы осуществления деятельности сотрудниками Следственного комитета РФ;
6. предложить возможные пути решения представленных проблем.
Объект исследования - общественно-правовые отношения, которые складываются в сфере деятельности Следственного комитета РФ и затрагивают прохождение службы в нем.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие деятельность сотрудников Следственного комитета РФ и особенности правового закрепления их работы.
Структура исследования состоит из нескольких составляющих: введения, 1-ой главы - «Теоретическая характеристика государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации» с 3-мя разъяснительными параграфами, 2-ой главы - «Особенности прохождения государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации» с 3-мя разъяснительными параграфами, 3-ей главы - «Некоторые проблемы осуществления деятельности сотрудниками органов Следственного комитета Российской Федерации и возможные пути их решения», заключения, списка используемых источников и используемой литературы.
В процессе исследования были использованы научные труды различных авторов и отечественных деятелей науки, а также мнения сотрудников Следственного комитета, в частности: А.И. Бастрыкин, С.А. Овчинникова, Н.В. Муравьев, М.В. Бабич, А.В. Федоров, Г.К. Смирнова, Д.О. Серов и другие.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании, в первую очередь, нами были исследованы первопричины создания такого федерального органа как Следственный комитет современного времени. В первой главе мы изучили исторический аспект формирования Следственного комитета и постановили, вследствие каких причин данный федеральный орган изначально не был выделен в отдельный автономный элемент правоохранительной системы и являлся частью Прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, в этой главе мы определили и проанализировали основные этапы развития Следственного комитета, внесшие существенный вклад в создание современной модели данного органа: от «майорских» следственных канцелярий эпохи Петра I, созданных в период судебной реформы первой половины 18-го века, до действующего Следственного комитета современной России.
Первым этапом становления следственных органов, как уже было упомянуто выше, явились «майорские» следственные канцелярии Петра I. Данные органы выступали эффективным инструментом борьбы с коррупционными преступлениями высшего эшелона власти того времени, и подчинялись непосредственно Петру I, отчего выступали первым государственным органом следствия. Вторым этапом становления органов Следственного комитета послужило упразднение «майорских» следственных канцелярий в 1723 году, а третьим этапом - создание Тайной экспедиции Екатериной II в 1762 году. Далее Следственный комитет современной России трансформировался через учреждение Александром I должности следственных приставов в 1808 году. Таким образом, произошла первая дифференциация форм расследования, а также первое учреждение новой должности - должности судебного следователя при окружных судах (в 1864 году) и последующее реформирование модели следственного аппарата, сохранившегося в данном виде до 1917 года, после чего - должность судебных следователей была упразднена.
Следующим существенным этапом развития исследуемого нами федерального органа являлось дифференциация следственных органов и прокуратуры в 1936 году, а затем - усиление роли следователей органов внутренних дел с 1963 года по 90-е года 20-ого века.
Становление Следственного комитета настоящего времени сложилось уже в нашем столетии, чему предшествовали принятие в 2007 году законодательных актов, регламентирующих деятельность следователей (Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации») и реформирование следственного аппарата в январе 2011 года.
Таким образом, вступление в силу Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» закрепило осуществление руководства за деятельностью Следственного комитета Президенту Российской Федерации и обособление Следственного комитета от органов прокуратуры. Мы постановили: на данный момент Следственный комитет не вхож ни в одну из ветвей государственной власти, а также не является одной из составляющей целостной структуры какого-либо органа власти.
Кроме того, в контексте первой главы данного исследования мы определили основные полномочия Следственного комитета, среди которых выделили: проведение проверок по фактам поступления заявлений и других обращений (преимущественно, от граждан) о преступлениях; своевременное рассмотрение заявлений и обращений от граждан, а также проведение приема граждан, а также осуществление защиты прав и законных интересов граждан на территории судов Российской Федерации; осуществление деятельности относительно хранения, учета и использования архивных документов и другие полномочия, регламентируемые действующим законодательством и другое.
Вместе с тем, в первой главе нами были исследованы основы правового регулирования Следственного комитета Российской Федерации и для того, чтобы резюмировать перечень нормативно-правовых актов, стоит начать с того, что данных законодательных документов, имеющих значение для Следственного комитета и регламентирующих всю его деятельность, на сегодняшний день является довольно большое количество. Среди данного перечня мы выделили основные:
1. Конституция Российской Федерации, выступающая Основным законом российского государства и затрагивающая все сферы общества, государства, государственных и муниципальных органов. Конституция является основополагающим правовым актом Российской Федерации . Сотрудник Следственного комитета обязан знать и соблюдать права человека, а, например, в пределах какого-либо суда Российской Федерации - отстаивать законные интересы граждан. И напротив, сотрудник Следственного комитета так же, как и любой другой гражданин государства, тоже является человеком, чьи права и свободы неукоснительно должны соблюдаться (как обычными гражданами, так и различными должностными лицами).
2. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», выступающий наиболее значимым для граждан, занимающих должности в рамках службы в Следственном комитете, после положений Конституции РФ. Данным законодательным актом регулируется весь круг прав, обязанностей, полномочий и компетенций сотрудника Следственного комитета. Регламентируются требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на государственную службу в Следственный комитет, демонстрируется вся система Следственного комитета, а также принципы деятельности данного федерального органа, классификация должностей и многое другое.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Содержит правовые нормы, раскрывающие положение и полномочия следователя и руководителя следственного органа, закрепленные в ст.ст. 38 и 39 соответственно. Кроме того, УПК РФ разъясняет права и обязанности всех участников уголовного судопроизводства: потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и т.д.
4. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», выступающий регулятором правового положения Следственного комитета и должностей, входящих в структуру данного федерального органа, а также закрепляющий общие положения о Следственном комитете, перечень должностей, специальных званий, порядок их присвоения и прочее. Включает в свое содержание положения о Центральном аппарате Следственного комитета, следственных управлениях и других структурных подразделениях Следственного комитета.
5. Приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации «О Регламенте Следственного комитета Российской Федерации».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации, выступающий регулятором трудовых отношений между сотрудниками Следственного комитета и представителем нанимателя со стороны государства.
Кроме того, во второй главе нами были исследованы отдельные этапы прохождения службы в органах Следственного комитета и особенности поступления на государственную службы данного вида, а также отличительные черты ее прекращения. Так, государственная служба в органах Следственного комитета является многоступенчатой системой, включающей в себя различные этапы ее прохождения. Общие условия и требования для поступления на государственную службу в органы Следственного комитета закреплены в положениях ст. 16 Федерального закона «О Следственном комитете РФ» (физическое и психическое здоровье, отсутствие судимости, наличие гражданства Российской Федерации и отсутствие гражданства другого государства и т.д.). В этой же статье закреплены запреты и ограничения для гражданина, поступающего на государственную службы в Следственны комитет, то есть условия, при которых поступления гражданина в органы Следственного комитета невозможно. В свою очередь, граждане, желающие поступить на государственную службу в органы Следственного комитета России, предварительно могут заполнить документы и предоставить их в территориальный следственный орган, для последующего исполнения обязанностей общественного помощника следователя.
Таким образом, на наш взгляд, перечень условий и требований, в соответствии с которыми гражданин поступает на государственную службу в органы Следственного комитета, должен быть максимально строгим и законодательно устойчивым, поскольку правила, предъявляемые к гражданам, желающим поступить на вакантную должность в органы Следственного комитета, - это своеобразный нормативно-правовой «фильтр», позволяющий отсеять лиц, которые не смогут выполнять свои служебные обязанности ввиду психических, физических и других особенностей, противоречащих регламенту сотрудника следственного органа.
Вместе с тем, во второй главе нами были проанализированы отдельные этапы прохождения гражданином службы в Следственном комитете, среди которых существуют:
1. принятие Присяги служащим, поступающим на должность государственной службы в Следственный комитет (регламентируется ст. 19 Федерального закона «О Следственном комитете РФ», а порядок принятия Присяги определяется Приказом Следственного комитета России «Об установлении порядка принятия Присяги сотрудника Следственного комитета Российской Федерации» и приложением к данному нормативно-правовому акту);
2. прохождение испытания служащим, поступающим на должность государственной службы в Следственный комитет (дополнительный этап, имеющий значение только для некоторых категорий граждан). Цель испытания - максимальная проверка накопленных теоретических знаний служащего и умение эффективно применять их на практике, а также цель - удостовериться в компетенции и профессиональных навыках нового сотрудника Следственного комитета, его погруженности в процесс и свои полномочия, а также определить степень объективности служащего при выполнении им своих служебных обязанностей;
3. присвоение сотруднику Следственного комитета очередного специального звания (перечень специальных званий закреплен в ст. 20 Федерального закона «О Следственном комитете РФ» и включает в свое содержание: младшие специальные звания - младший лейтенант юстиции, лейтенант юстиции, старший лейтенант юстиции, капитан юстиции; старшие специальные звания - майор юстиции, подполковник юстиции, полковник юстиции; высшие специальные звания — генерал-майор юстиции, генерал-лейтенант юстиции, генерал-полковник юстиции, генерал юстиции Российской Федерации);
4. прохождение аттестации сотрудниками Следственного комитета (аттестация - это правовой инструмент и процедура с контрольно - проверочной функцией, позволяющая выяснить пригодность нахождения сотрудника Следственного комитета на занимаемой им должности, а также определить уровень его профессиональных знаний, степень профессиональной подготовки и компетенций и опять же, их соответствие занимаемой должности. Данная процедура регламентируется Федеральным законом «О Следственном комитете РФ» и существует в трех формах: первичная аттестация, очередная аттестация, внеочередная аттестация).
Кроме рассмотренных нами этапов прохождения службы сотрудниками Следственного комитета, особое внимание в контексте второй главы мы уделили прекращению государственной службы в данном федеральном органе.
Главное основание прекращения государственной службы в органах Следственного комитета, разумеется, заключается в увольнении сотрудников. Увольнение сотрудника Следственного комитета регламентируется некоторыми правовыми нормами Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О Следственном комитете РФ» (ст.ст. 30-30.2) и может быть произведено по следующим основаниям:
1. увольнение в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей сотрудником Следственного комитета;
2. увольнение по собственному желанию сотрудника;
3. увольнение на основании обстоятельств, не зависящих от воли сторон;
4. увольнение сотрудника в связи с утратой доверия.
Кроме того, в третьей главе нами были выявлены и исследованы актуальные проблемы и недочеты, сопровождающие государственную службу в органах Следственного комитета и предложены возможные пути решения данных проблем. Среди актуальных проблем мы выделили:
1. появление конфликта интересов на государственной службе в Следственном комитете и формирование ситуаций, способствующих прогрессированию данного явления;
2. образование ненормированного рабочего дня в связи с излишней загруженностью сотрудников Следственного комитета;
3. масштабность работы сотрудника с письменно-печатными документами.
На наш взгляд, решение большей части актуальных проблем современности, затрагивающих деятельность Следственного комитета и его сотрудников, заключается в расширении штата государственных служащих, занимающих должности в органах Следственного комитета. Данное решение позволит каждому сотруднику следственного органа рационально распределять свое рабочее время и выполнять свои должностные обязанности без потери качества и эффективности выполненных задач.
Таким образом, по нашему мнению, историческое развитие Следственного комитета, а также его место в современной системе государственной власти демонстрирует, что данный орган выступает элементом сдержек и противовесов в системе разделения властей, что говорит об объективности, беспристрастности и минимизации наличия личного интереса у сотрудников следствия в процессе осуществления ими своей деятельности. Также, необходимо резюмировать: вся деятельность сотрудников Следственного комитета в огромной степени специфична и имеет множество особенностей, отличающей государственную службу в данном федеральном органе от службы в другом органе правоохранительной системы России.
На наш взгляд, правовая деятельность сотрудников Следственного комитета, дифференцируемая на различные этапы с индивидуальной спецификой, определяющие профессионализм государственных служащих, свидетельствует о высокой квалификации сотрудников следственных органов, поскольку, проходя данные этапы, сотрудник повышает уровень своих профессиональных навыков, улучшает степень своих должностных компетенций, что в совокупности делает правоохранительную систему России более эффективной, качественной и соответствующей интересам государства и общества.


1. Андреева А.О., Фисаков М.Ю. Реформирование российских следственных органов в XIX в.: динамика смены моделей деятельности и актуальные проблемы столетия [Электронный ресурс] / А.О. Андреева, М.Ю. Фисаков // Правоохранительная ретроспектива. - 2019 - № 2 (50). - С. 112-118. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-rossii- skih-sledstvennyh-organov-v-xix-v-dinamika-smeny-modelei-deyatelnosti (дата обращения: 15.12.2020);
2. Бабич М.В. Государственные учреждения XVIII века: комиссии Петровского времени [Электронный ресурс] / М.В. Бабич // Изд.: М.: РОССПЭН. - 2016. - 480 с. - Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002372826 (дата обращения: 15.12.2020);
3. Бабич Н.В. Особенности отдельных современных концепций и моделей организации и деятельности следственного аппарата России [Электронный ресурс] / Н.В. Бабич // Евразийская адвокатура. - 2018. - № 4 (35). - С. 72-84. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otdelnyh-sovremennyh- kontseptsiy-i-modeley-organizatsii-i-deyatelnosti-sledstvennogo-apparata-rossii (дата обращения: 15.12.2020);
4. Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации: законодательные инициативы и качество следствия [Электронный ресурс] / А.И. Бастрыкин // Расследование преступлений: пути решения. - 2018. - № 1. - С. 9-13. - Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32260088 (дата обращения: 15.12.2020);
5. Волчанская А.Н., Худяков А.В. Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций: вопросы конституционно-правового регулирования. Актуальные проблемы российского права [Электронный ресурс] / А.Н. Волчанская, А.В. Худяков // Юридическая пресса. - 2018. - № 12. С. 203-209. - Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnoe-obespechenie-sotrudnikov- sledstvennogo-komiteta-rossiyskoy-federatsii-kak-uslovie-effektivnogo- vypolneniya-vozlozhennyh (дата обращения: 15.12.2020);
6. Гессен И.В. Судебная реформа [Электронный ресурс] Z И.В. Гессен ZZ Изд.: СПб.: Книгоиздательство П.П. Гершунина и Ко. - 1905. - 267 с. - Режим доступа: URL: https:ZZsearch.rsl.ruZruZrecordZ01003727340 (дата обращения: 15.12.2020);
7. Декрет СНК «О суде». [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:Zzconstitution.garant.ruZhistory/ act1600-1918Z5312Z (дата обращения: 15.12.2020);
8. Информация Следственного комитета России от 20.01.2014 г. «Памятка федеральным государственным служащим Следственного комитета Российской Федерации с описанием типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе и порядка их урегулирования». [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:Zzwww.consultant.ruZconsZcgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=586288# 06250112863370101 (дата обращения: 15.12.2020);
9. Климанов А.М., Пешков Д.В. Некоторые вопросы организации дополнительного профессионального образования в системе Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс] Z А.М. Климанов, Д.В. Пешков // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 9. - С. 74-79. - Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nekotorye-voprosy-organizatsii- dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-sisteme-sledstvennogo- komiteta-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.12.2020);
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:ZZwww.consultant.ruZdocumentZcons doc LAW 28399Z (дата обращения: 15.12.2020);
11. Корнеева О.В., Тимофеев В.В. Становление и развитие Следственного комитета при прокуратуре РФ [Электронный ресурс] / О.В. Корнеева, В.В. Тимофеев // Марийский юридический вестник. - 2017. - № 7. С. 128-140. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie- sledstvennogo-komiteta-pri-prokurature-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.12.2020);
12. Лукоянов Я.Н. Правовое регулирование принципов организации и деятельности Следственного комитета РФ [Электронный ресурс] / Я.Н. Лукоянов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - № 6. - С. 163-164. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-printsipov-organizatsii-i-deyatelnosti-sledstvennogo-komiteta- rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.12.2020);
13. Милушева Т.В. Конфликт интересов как фактор ограничения публичной власти: теоретико-правовой аспект [Электронный ресурс] / Т.В. Милушева // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2019. - № 1. - С. 93-101. - Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17911839 (дата обращения: 15.12.2020);
14. Муравьев Н.В. О судебной службе: беседы с кандидатами на судебные должности (1886 г.) [Электронный ресурс] / Н.В. Муравьев // Изд.: СПб. - 1900. - 327 с. - Режим доступа: URL: http://lawlibrary.ru/article 1132879.html (дата обращения: 15.12.2020);
15. Положение «О судоустройстве РСФСР». [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102010166 (дата обращения: 15.12.2020);
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ