Введение 3
1 Правовое регулирование труда иностранных граждан и лиц без гражданства в России 5
1.1 Анализ основных положений законодательства, регулирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства 5
1.2 Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 11
1.3 Специфика регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства 14
2 Актуальные проблемы использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства в России 17
2.1 Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в России 17
2.2 Правовые проблемы внешней трудовой миграции 20
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Россия является государством, которое активно сотрудничает с иными странами и стремиться привлекать на свою территорию иностранных граждан. Отчасти это обусловлено снижением численности населения нашей страны и появлением пустующих территорий, откуда по причине неблагоприятных для жизни условий идет отток населения. Кроме того, создание СНГ стало причиной упрощения взаимоотношения между государствами и их населением. Более высокий уровень жизни по сравнению со странами ближнего зарубежья привлекателен для иностранных граждан и лиц без гражданства. В результате приток иностранных мигрантов, которые приезжают в поисках работы, постоянно увеличивается. Законодательство России находится на стадии формирования в том числе в аспекте регулирования труда иностранных граждан, поэтому сохраняется потребность в проведении исследований в данной области.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в связи с привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.
Предмет исследования – законодательство России, регулирующее вопросы трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также современные взгляды на данный вопрос.
Целью работы является исследование законодательной регламентации привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать основные положения законодательства России, регулирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства;
исследовать особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
охарактеризовать специфику регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства;
дать общую характеристику порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в России;
выявить правовые проблемы внешней трудовой миграции.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический, сравнительно-правовой методы и метод системного анализа для изучения норм права России, а также иные методы научного познания.
Работа состоит из настоящего введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Иностранные граждане и лица без гражданства, также, как и граждане России, имеют право трудиться на территории нашего государства. Однако при этом они прибыть в Россию легально и получить документы, подтверждающие их право на осуществление трудовой деятельности.
Несмотря на то, что проблема трудовой миграции носит не региональный, а федеральный характер и регулируется на уровне законов и подзаконных актов, издаваемых органами государственной власти федерации, более болезненной и значимой она является именно для субъектов Российской Федерации. В нашей стране возможность регулирования трудовой миграции для регионов ограничена наличием контролирующей функции Правительства Российской Федерации и отсутствием возможности самостоятельно принимать решение о том, насколько допустим и приемлем и необходим приток иностранной рабочей силы в тот или иной регион.
Признавая потребность в высококвалифицированной рабочей силе, государство и регионы не стремятся поддерживать высококлассных специалистов – россиян, а стараются привлечь иностранцев, провоцируя в итоге «утечку умов», то есть отток грамотного, умного населения, преимущественно молодежи на запад, где эти специалисты оцениваются по достоинству.
Для улучшения данной ситуации можно предложить использование следующих методов. Во-первых, необходимо полностью передать регионам контроль над миграцией, то есть право установления возможности въезда для мигрантов, проживания на территории субъекта и определения местности, где мигранты нужны, востребованы. Количественное и качественное регулирование миграции позволит разрешить сразу несколько проблем. Первая – это снижение числа въезжающих мигрантов, которые склонны к совершению правонарушений и преступлений, потому что у них будет отсутствовать возможность постоянного проживания в благоприятных регионах, за исключением случаев, когда они специально приглашаются, имеют статус высококвалифицированных специалистов. Вторая – это решение вопроса заселения развития тех регионов, где отток коренного населения приводит к опустению.
Следующая возможность – это ограничение, которое необходимо устанавливать не только для неблагонадежных иностранцев, но и для высококвалифицированных, разрешая замещение должностей иностранцами и привлечение их к труду только в случае отсутствия специалистов соответствующей квалификации, имеющих необходимых опыт работы.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
5. Венская Конвенция о праве международных договоров : заключена в Вене 23.05.1969 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLII. – 1988.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
7. О средствах массовой информации : федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 06.06.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 7. – Ст. 300.
8. О международных договорах Российской Федерации : федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
9. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 17.06.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 34. – Ст. 4029.
10. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
11. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 30. – Ст. 3285.
12. О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства : федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 49 (часть VI). – Ст. 6918.
13. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») (ред. от 31.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2820.
14. Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2019 год : Постановление Правительства РФ от 06.12.2018 № 1494 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.12.2018.
Научная учебная литература
15. Андреев Ю.Н. Договор в гражданском праве России: сравнительно-правовое исследование: монография. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. – 272 с.
16. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 8-е изд., испр., доп. и перераб. – М.: КОНТРАКТ, – 2019. – 1254 с.
17. Серебрякова Е.А., Ситникова Е.Г. Трудовой договор с иностранцем: от заключения до прекращения. – М.: Редакция «Российской газеты», 2017. – Вып. 17. – 176 с.
Публикации в периодических изданиях
18. Абдуллаев Э.Э. оглы. Современные проблемы регулирования трудовых правоотношений с участием иностранных граждан на территории Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 11. – С. 200 - 206.
19. Баббучиева Ф.Х. Проблемы, связанные с заключением трудового договора с иностранным гражданином / Ф.Х. Баббучиева // Аллея науки. – 2017. – Т. 4. – № 10. – С. 568-572.
20. Воронина Н.А. Внешняя трудовая миграция в условиях евразийской миграции: правовые аспекты / Н.А. Воронина // Труды Института государства и права РАН. – 2017. – № 1. – С. 94-113.
21. Дивеева Н.И. Трудоустройство временно пребывающих иностранных граждан в Российской Федерации в рамках безвизового режима: переход от механизма квотирования разрешений на работу к патентам / Н.И. Дивеева, Г.А. Кузнецов // Социологи и право. – 2017. – № 1. – С. 7-16.
22. Егиазарова М.В. Правовые режимы труда иностранных граждан в государствах - членах ЕАЭС: сравнительный анализ // Право и экономика. – 2019. – № 3. – С. 61 - 65.
23. Егиазарова М.В., Уртадо О.А. Гражданско-правовой договор как основание трудоустройства иностранных граждан: проблемы правового регулирования // Право и экономика. – 2018. – № 5. – С. 54 - 59.
24. Иванова А. Трудовые мигранты из стран центральной Азии на российском рынке труда: условия жизни и самосохранительное поведение / А. Иванова, С. Рязанцев // Центральная Азия и Кавказ. – 2017. – Т. 20. – № 4. – С. 69-78.
25. Петренко Н.И. Некоторые аспекты института гражданства в Российской Федерации / Н.И. Петренко, А.С. Ровенская // Марийский юридический вестник. – 2017. – № 2 (21
26. Тютерева А.Р. Теоретические концепции международной трудовой миграции / А.Р. Тюреева // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 2. – С. 116-117.
27. Чакински А. «Топы» экспаты и трудовые споры, связанные с ними // Трудовое право. – 2019. – № 8. – С. 85 - 94.
28. Шевцова Е.В. Тенденции миграции населения и миграционной политики в Новосибирской области / Е.В. Шевцова // Известия Иркутского государственного университета. – 2017. – Т. 20. – С. 91-101.
29. Шильников А.А. Практика бизнеса в разрезе использования труда мигрантов // Миграционное право. – 2019. – № 2. – С. 36 - 38.