Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование возмездных образовательных услуг

Работа №121489

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

предпринимательское право

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы правового регулирования возмездных образовательных услуг 10
1.1 Понятие рынка образовательных услуг, его структура и роль в системе рыночных отношений 10
1.2 Становление и развитие законодательства о возмездных образовательных услугах 21
Глава 2 Правовое регулирование возмездных образовательных услуг 41
2.1 Средства правового регулирования возмездных образовательных услуг 41
2.2 Актуальные проблемы правового регулирования возмездных образовательных услуг 55
Глава 3 Правовое регулирование репетиторской деятельности на рынке образовательных услуг 63
3.1 Особенности правового регулирования репетиторской деятельности на рынке образовательных услуг 63
3.2 Пути совершенствования правового регулирования репетиторской деятельности на рынке образовательных услуг 71
Заключение 80
Список используемой литературы и используемых источников 83
Приложение А Анкета для репетиторов 95

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Основными характеристиками предпринимательской деятельности являются: инициативность, систематичность, самостоятельность, риск, новаторство. Цель данной деятельности - получение прибыли. В современной России предпринимательство развивается во многих сферах, имея свои уникальные особенности. Особенность предпринимательства в образовании заключается в том, что образование относится к отраслям социальной сферы. Образовательные организации создаются в основном, как некоммерческие организации и получение прибыли не может являться целью их деятельности, в том числе предпринимательской.
Рынок образовательных услуг представляет из себя систему прямых и косвенных социально-экономических отношений, которые складываются по поводу купли-продажи товара «образовательные услуги». Этот товар имеет потребительную стоимость, рыночную цену, определяемую спросом и предложением. Данная система создает возможность выбора потребителем форм и способов удовлетворения потребностей в обучении.
В условия постиндустриального общества информация и знания превращаются в ведущую производительную силу, а непрерывное образование становится основным принципом, обуславливающим профессионализм и компетентность. Высокий уровень образования, сопровождаемый высоким уровнем квалификации, получаемой на базе этого образования, становится главным фактором обеспечения высокого уровня жизни человека. Именно поэтому исследования в области правового регулирования возмездных образовательных услуг имеют высокую социальную и экономическую значимость. Кроме того, сфера образования становится научно-информационным фундаментом предпринимательской деятельности, приобретающей преимущественно интеллектуально-информационный характер.
Объект исследования: комплекс правоотношений, складывающихся в результате оказания возмездных образовательных услуг.
Предмет исследования: теоретические основы правового регулирования возмездных образовательных услуг, изучение структуры возникающих правоотношений по поводу данных услуг.
Цель исследования: обоснование теоретических выводов и практических предложений, которые могут быть применены в законотворчестве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать правовое регулирование возмездных образовательных услуг путем анализа отношений, возникающих на рынке образовательных услуг, изучения особенностей правового статуса профессиональных участников рынка образовательных услуг, определения их положения;
• исследовать механизм государственного регулирования возмездных образовательных услуг;
• проанализировать и обобщить научно-теоретические разработки, высказанные в правовой литературе по договору об оказании возмездных образовательных услуг;
• проанализировать законодательство о возмездных образовательных услугах в историческом контексте, дать оценку действующему законодательству, регулирующему предпринимательскую деятельность на рынке образовательных услуг, выработать предложения по его совершенствованию, устранению имеющихся пробелов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных исследователей, которые обращались к теме предпринимательской деятельности в сфере образования: Т. С. Сальникова, С. В. Авилкина, Л. С. Леонтьева, А. Е. Балашов, Т. А. Волошина, И. И. Дьяков, Д. В. Ивинский, И. Ф. Чепурова, И. Ф. Сюбарева, Т. С. Герасина, Т. С. Викторова и др. Зарубежные исследования в этой области проводили: Т. Лайонс, Д. Кикал, Б. Самон, Д. Ходжсон, М. Питерс и др.
Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: логический, исторический, сравнительно-правовой и др. На основе указанных методов теоретический анализ соединен с решением практических задач, выработкой рекомендаций по совершенствованию законодательства в области регулирования рынка образовательных услуг. В качестве эмпирической основы исследования использованы результаты судебной практики и анкетирования репетиторов. Указанные методы не исключают возможности простого изложения фактов с целью аргументации, позволяющей выявлять особенности исследуемого вопроса.
Опытно-экспериментальная база исследования. К исследованию были привлечены лица, практикующие репетиторскую деятельность - преподаватели муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детства и юношества «Дом знаний»» города Череповца и участники профильного сообщества «Подслушано у репетиторов» (социальная сеть Вконтакте). Опрос проводился дистанционно, с использованием онлайн-инструмента Google Forms. Число респондентов составило 385 человек.
Научная новизна исследования определяется тем, что данное исследование является комплексным исследованием теоретических и практических проблем, связанных с оказанием возмездных образовательных услуг. Дана правовая характеристика образовательных услуг как объекта рынка; комплексно исследованы и систематизированы свойства образовательных услуг; изучена правовая природа образовательных услуг.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении автором вопроса совершенствования правового регулирования возмездных образовательных услуг; формировании обоснования для развития нормативной базы регулирующей возмездные образовательные услуги, внесении определенных изменений в нормативную базу на основе практического опыта автора; выявлении возможных путей решения исследуемой проблемы; создании вклада в регулирование деятельности возмездных образовательных услуг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть учтены в правотворческой деятельности, а именно: при внесении поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие оказание возмездных образовательных услуг, а также при формировании судебной практики.
Нормативно-правовая основа исследования - Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об автономных учреждениях», Постановление правительства российской федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и др.
Апробация результатов работы. Основные положения диссертации нашли отражение в научной публикации.
Гипотеза исследования состоит в следующем. Если конкретизировать правовое положение репетиторской деятельности в законодательных актах, то это позволит государству установить контроль за теневым репетиторским сектором и улучшить качество возмездных образовательных услуг.
Положения, выносимые на защиту:
• Необходимо сформулировать четкое легальное определение образовательной услуги. Образовательная услуга - деятельность, в процессе которой продавец передает потребителю определенный объем знаний и информации, направленный на всестороннее развитие личности, приобретение профессиональных умений и навыков для их дальнейшего применения на практике. Особенностями образовательных услуг можно назвать длительный временной промежуток оказания услуги, активное участие потребителя, контроль государственных органов за качеством предоставляемых образовательных услуг;
• Периодизацию развития законодательства об образовательных услугах логично проводить в тесной связи с историческим развитием России. Досоветский период развития российского законодательства характерен тем, что в этот период создаются предпосылки для будущих реформ, в результате которых в стране создается система образования. В условиях отсутствия законодательного закрепления образовательных основ широкое распространение получает «циркулярное право». В советский период происходит закрепление права на образование в конституции, государство издает НПА в образовательной сфере и отслеживает их исполнение. Школа отделяется от церкви, отменяется платное обучение. Формируется единая система бесплатного всеобщего образования. В современный период в России появляются новые условия предоставления образовательных услуг. Осуществляется переход от государственной монополии к многоукладной системе образования. Возникает необходимость перестройки работы всех образовательных учреждений. Начинается процесс создания сети разнообразных негосударственных образовательных учреждений;
• Образовательная деятельность осуществляется следующими профессиональными участниками: образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми гражданами. В случае репетиторской деятельности, наиболее рентабельным вариантом легализации является оформление самозанятости. Так как репетиторы входят в число лиц, предоставляющих услуги другим физлицам для личных нужд без привлечения наемных работников. В данном случае нет необходимости уплачивать страховые взносы, приобретать и обслуживать контрольно-кассовую технику;
• Законодательство в сфере образования основывается на сочетании норм публичного и частного права. Конституция РФ содержит основы образовательных прав граждан, которые конкретизируются в законах и подзаконных актах, относящихся к образовательной деятельности;
• На наш взгляд, определение понятия «репетиторство» можно сформулировать следующим образом. Репетиторство - оказание платных образовательных услуг одному или нескольким физическим лицам образовательной организацией, индивидуальным предпринимателем или педагогическим работником;
• Оптимальным определением правовой природы репетиторства является ее квалификация качестве предпринимательской деятельности;
• Мотивация государства к легализации репетиторской деятельности проявляется в стремлении создать правовой режим охраны и защиты прав, организовать контроль за деятельностью репетиторов. Указанная позиция в полной мере соотносится с доктринальными представлениями о задачах государственной регистрации субъектов предпринимательства;
• Для большей части частных преподавателей легализация деятельности является необходимостью. Целесообразно закрепление правового режима репетиторской деятельности на законодательном уровне;
• Введение нового налогового режима для самозанятых - налога на профессиональный доход (Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход») в целом положительно оценивается репетиторами, однако требует дальнейшего совершенствования. Эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года включительно. Налоговая ставка для самозанятых составляет 4% (при работе с российскими и иностранными физическими лицами), 6% (при работе с российскими и иностранным организациями и индивидуальными предпринимателями);
• Среди преимуществ перехода репетиторов в статус самозанятого можно отметить отсутствие необходимости сдавать отчетность; заводить кассовый аппарат; низкий налог на доходы; возможность не платить ничего, кроме налога на доходы; возможность легко зарегистрироваться в качестве плательщика НПД; автоматический подсчет суммы налога; возможность самостоятельно решить, с каких доходов платить налог;
• Минусы перехода на самозанятость для репетиторов заключаются в следующем. Не начисляется рабочий стаж и пенсия; нет пособий на случай болезни или ухода в декрет; необходимость платить налог ежемесячно; ограничение по доходу; запрет иметь наемных работников;
• Для контроля и повышения качества возмездный образовательных услуг целесообразно ввести обязательное лицензирование репетиторских услуг и создать единую информационную систему для частных преподавателей, где при регистрации репетитор указывал бы свои документы об образовании, повышении квалификации, опыте работы. На государственные органы возложить обязанность по проверке документов.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав (разделов), заключения, содержит 1 рисунок, 2 таблицы, список использованной литературы и источников, 2 приложений. Основной текст работы изложен на 82 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования, резюмируем следующие выводы.
Механизмы регулирования предпринимательской деятельности в России нуждаются в развитии и совершенствовании. В настоящий момент в России остается много пробелов в области регулирования репетиторского сектора. Никак не решены вопросы лицензирования и сертификации репетиторской деятельности. Стать частным преподавателем в нашей стране может любой человек, предложив свои услуги на популярной интернет- платформе по поиску репетиторов.
В данной работе автором были обоснованы теоретические выводы и практические предложения, которые в дальнейшем могут быть использованы в законотворчестве, а именно:
• Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений. Эти отношения предполагают куплю-продажу образовательных услуг. Структура рынка образовательных услуг состоит из производителей, потребителей, инфраструктуры, контролирующих органов, поставщиков и общественных институтов, которые относятся к продвижению образовательных услуг на рынке. В современной экономике рынок образовательных услуг играет решающую роль. Уровень образования специалистов представляет собой один из важнейших факторов на рынке труда. Увеличение образованности граждан в перспективе влияет на ускорение темпов экономического роста страны;
• Становление законодательства о возмездных образовательных услугах происходило без отрыва от развития российской государственности. Мы можем выделить три основных периода: досоветский (зарождение системы нормативно-правовых актов, в которых формировались правовые основы образования граждан), советский (создание новой системы образования: обособление от церкви, отмена платного обучения, преемственность законодательства), постсоветский (активное правотворчество и упорядочивание правового регулирования в условиях динамичной модернизации; существенное влияние норм и принципов международного права);
• Образовательную деятельность могут осуществлять образовательные организации, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане. Лидерами становятся те профессиональные участники, которые способны предоставить востребованные образовательные услуги, обеспеченные квалифицированными педагогическими кадрами и разумной ценовой политикой;
• Законодательство в области образования включает в себя нормы публичного и частного права. Основные права на образование закреплены в Конституции Российской Федерации, их дальнейшее развитие и особенности разъясняются в законах и подзаконных актах, касающихся образовательной сферы. Важнейшей формой государственного регулирования возмездных образовательных услуг является институт лицензирования, который динамично развивается в РФ. Средством индивидуального правового регулирования в механизме действия частного права выступает договор;
• Актуальной проблемой правового регулирования возмездных образовательных услуг является неопределенность правового статуса репетиторов, которые во многом составляют теневой сектор в образовании. В отношении данных профессиональных участников рынка образовательных услуг не проводится государственный контроль. На сегодняшний день, для большинства репетиторов налог на профессиональный доход стал наиболее приемлемым вариантом легализации. Однако, в России еще не сформирована единая законодательная программа по развитию и поддержке самозанятости. В доработке нуждаются мотивационные инструменты, подталкивающие выход репетиторов из неформального сектора экономики. Недостаток у судов практики по делам с участием плательщиком налога на профессиональный доход приводит к решениям не в их пользу;
• Мы рассмотрели опыт правового регулирования репетиторских услуг в зарубежных странах. По методам регулирования Российская Федерация ближе всего к Германии. Общие черты образовательной политики в сфере финансовой поддержки репетиторства прослеживаются в Австралии. Сходство с Бразилией проявляется в отношении репетиторов к налоговым отчислениям и уклонения от них. Таким образом, при разработке законодательства, регулирующего репетиторский сектор в России, имеет смысл обратится к опыту указанных стран. Однако, перед тем как вмешаться в социальный процесс, необходимо внимательно изучить, чему способствует социологическое обеспечение законотворчества. Социологическое исследование методом опроса позволило спрогнозировать потребности правового регулирования, изучить процессы фактической нормативной саморегуляции общества.


1. Автономов В. История экономических учений. М. : ИНФРА-М, 2016. 349 с.
2. Алексеев С. С. Структура советского права. М.: Юридическая литература, 1975. 795 с.
3. Алексеенко Е. В. Экономика образования : учебное пособие. Омск : ОмГПУ, 2018. URL: https://www.iprbookshop.ru/105340.html (дата обращения: 27.06.2021).
4. Ананченко И. В. Самозанятые репетиторы: плюсы и минусы // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. 2019. № 9. С. 21-28.
5. Апресова Н. Г. Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020. № 7. С. 130-137.
6. Балакина Т. П. Экономика репетиторства: мотивы, стимулы, модели // Экономика образования. 2012. № 2. С. 115-123.
7. Банслова В. Б. Российский рынок образовательных услуг: этапы и факторы его развития // Проблемы современной экономики. 2016. № 4. С. 201-206.
8. Баринов Н. А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ). Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2014. URL: https://www.iprbookshop.ru/27492.html (дата обращения: 27.06.2021).
9. Бузуева Ю. Г. Современные тенденции развития российского рынка образовательных услуг // Путь науки. 2017. № 10. С. 32-34
10. Бурденко Е. В. Рынок образовательных услуг в трансформируемой экономике: автореф. дис. канд. экон. наук. М. : МАКС Пресс, 2004. 22 с.
11. Веселая А. А. К вопросу о сущности образовательных услуг // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. № 1. С. 180-183.
12. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
13. Габышева Л. К. Международные образовательные программы как фактор конкурентоспособности регионального университета // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 34-67.
14. Галичин В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М. : Дело, 2015. 556 с.
15. Гетман А. Выход из тени: подходы к регулированию репетиторства в России и в мире // Образовательная политика. 2020. № 4. С. 58-68.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ