Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Услуга как категория гражданского права

Работа №105562

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Понятие и правовое регулирование оказания услуг 8
1.1 Понятие и содержание услуги как гражданско-правовой категории ... 8
1.2 Основные признаки и особенности услуги в системе объектов
гражданских прав 19
1.3 Правовое регулирование оказания услуг в современной России 24
Глава 2 Возмездное оказание услуг как вид гражданско-правового договора ... 28
2.1 Понятие и правовая сущность договора возмездного оказания услуг 28
2.2 Содержание договора возмездного оказания услуг 33
2.3 Ответственность сторон по договору возмездного оказания услуг ... 38
Глава 3 Актуальные проблемы оказания услуг в гражданских правоотношениях 45
3.1 Анализ основных проблем оказания услуг в гражданском обороте .. 45
3.2 Совершенствование оказания услуг как объектов гражданских
правоотношений 48
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 54

В настоящее время сфера оказания услуг в мировом хозяйстве занимает наиболее сильные позиции, а также в экономической структуре выступает самым важным сектором мировой экономики.
Увеличение доли доходов в ВВП от сферы услуг стало заметным еще в 60-70-е годы ХХ века в большинстве стран, а сегодня этот сектор экономики составляет 68 % всего мирового ВВП, не смотря на то, что уровень развития оказания услуг в разных странах кардинально отличается.
В России развитие сферы услуг на сегодняшний момент общественного развития зависит от целого ряда положительных и отрицательных тенденций.
С одной стороны, с началом рыночных реформ, сопровождающихся процессом приватизации, появилась отличная возможность резкого расширения сферы услуг, что и привело к увеличению количества занятого населения и росту её доли в ВВП. С другой стороны - первые шаги становления сферы услуг наткнулись на сильную конкуренцию со стороны ведущих экономических держав, которые почувствовали появление нового рынка сбыта.
Сектор услуг называется третичным сектором экономики, включающий в себя широкий спектр отраслей, которые обычно делят на три крупные категории: потребительские, обслуживающие взаимодействие субъектов, участвующих в экономических отношениях и услуги государственного управления, обеспечения безопасности и охраны порядка.
В условиях научно-технического прогресса закономерным фактором является появление новых видов деятельности и в системе обязательственных отношений все прочнее занимают обязательства по оказанию услуг. Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера.
Расширение спектра оказания услуг и его качества определяют прежде всего такие факторы, как усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а так же повышение образовательного и культурного уровня человека.
В 2020 году сфера услуг во всем мире, включая Россию, показала резкое падение деловой активности за всю историю исследования. Причиной стало влияние чрезвычайных ограничений после вспышки коронавируса (COVID-19), который парализовал практически всю экономику и особенно сферу услуг, которая работает непосредственно с клиентом.
Положительной тенденцией стало появление новых видов услуг, которые во время карантина стали жизненно необходимыми. Изменился механизм и алгоритм оказания отдельных услуг, которые в дальнейшем войдут в жизнь и плотно закрепятся.
Оказание услуг рассматривают обычно как в экономическую так и правовую категорию. Если анализировать услугу с экономической точки зрения, то ее можно определить, как вид товара, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.
С правовой точки зрения услуга, оказание услуг составляют самостоятельный объект гражданского права, непосредственно, являясь, объектом обязательственного права, ее ценность зависит исключительно от обязательств, указанных в договоре на оказание услуг.
Услуга как правовая сфера отражена в российской Конституции, о ней говорится в статье 74 контекста свободы перемещения услуг по всей территории страны. Но основным источником регулирования сферы услуг выступает статья 39 Гражданского Кодекса РФ «Возмездное оказание услуг», так как данная категория регулирования представляется в основном в рамках частноправовых отношений.
В ГК РФ сказано, что под услугами понимаются определенные действия или деятельность, которые должен осуществить исполнитель по заданию заказчика (п. 1 ст. 779 ГК РФ), те есть в активной форме. Но анализ ряда федеральных законов позволяет сделать вывод о том, что в них содержатся определения только определенных видов услуг, но отсутствует общее понятие услуги.
В современном мире под оказанием услуг подразумевается положительный итог в результате какой-либо деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, но при этом не имеет материально-вещественную форму.
Обособление оказания услуг от других отношений имело место еще в римском праве, где имелось разделение по видам найма: наем вещей, наем услуг и наем работ. Но уже тогда возникали сложности с разделением работ и услуг. Нормативные правовые акты предлагают перечисление отдельных видов услуг, указывая на их множественность и некую общность, акцентируя внимание на том, что это все же деятельность не имеющая, как правило, материального воплощения, не раскрывая при этом специфическую сущность и природу услуги.
Данный пробел в законодательстве не дает возможности для определения специфических особенностей услуг, а также проводить разграничение между услугой и работой. В связи с этим, происходит неправильное толкование действующих норм законодательства, что неизменно является причиной возникновения между участниками гражданского оборота различного рода процессуальных споров, что в конечном итоге подтверждает несомненную актуальность выбранной нами темы настоящей работы.
В настоящее время для оказания услуг составляется договор, с помощью которого можно урегулировать отношения во многих областях деятельности. Например, нормами ГК РФ о возмездном оказании услуг регулируются услуги медиков, турагентств, педагогов, парикмахеров, бухгалтеров и юристов. И это несмотря на огромные различия между перечисленными профессиями.
Правовым вопросам в сфере оказания услуг были посвящены научные Л. В. Санниковой, Д. И. Степанова, Е. Г. Шабловой, М. В. Кротова, Ситдиковой Л.Б., А.В. Баркова. Изучение специфики услуг, нашло в свое время отражение в цивилистических трудах таких авторов, как Е.Д. Шешенин, О.С. Иоффе, М.В. Кротов, А.Ю. Кабалкин, В. П. Грибанов, М.И. Брагинский, О. А. Красавчиков, A. Е. Шерстобитов, М.М. Агарков, С.В. Лазовская, В.А. Белов. С.А. Зинченко, B. А. Лапач, В.Н. Протасов, Д.И. Степанов, К. Маркс, А. Живан и других.
Цель данного исследования состоит в изучении и анализе правового статуса услуги как категории гражданского права.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
- дать общую гражданско-правовую характеристику понятию услуги;
- рассмотреть основные признаки и особенности оказания услуг в системе объектов гражданских прав;
- провести анализ правого регулирования оказания услуг;
- рассмотреть понятие и раскрыть содержание возмездного оказания услуг;
- выявить основные проблемы оказания услуг в гражданском обороте и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся в сфере оказания услуг.
Предметом исследования выступили нормы гражданского права, регулирующие общественные отношения в сфере оказания услуг.
Информационной базой исследования являются нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие общественные отношения в сфере оказания услуг.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе нашего исследования мы убедились в актуальности выбранной темы, поскольку услуга представляет собой одну из самых важных и самых сложных гражданско-правовых категорий.
Новые виды услуг, возникновение которых продиктовано существующими реалиями российской экономики, в частности, потребностями, как общества, так и государства в целом, предъявления дополнительных требований и стандартов к развитию и функционированию сферы услуг.
В ходе исследования мы выяснили, что не существует единого подхода в отношении понимания термина «услуга», поскольку гражданское законодательство, понимая услугу как деятельность, не содержит легального определения понятия «услуга», а у ученых-правоведов вопрос по поводу дефиниции рассматриваемого понятия и его содержания вызывает непрекращающиеся дискуссии и большой разброс мнений по вопросу понимания сущности услуги с экономической либо юридической точки зрения.
Под оказанием услуг понимается возникновение общественного отношения между заказчиком и исполнителем, которые имеют своей целью получение полезного нематериального результата.
Следствием нематериальности услуги долгое время являлось отсутствие у потребителя возможности объективно оценить, насколько полно исполнятся ожидания от поступившей в его распоряжение услуги [31, с.44].
Кроме того, существенным отличием услуг и работ от иных объектов гражданских прав, считается их производность от обязательственных правоотношений поскольку само существование услуг и работ находятся в прямой зависимости от конкретных обязательств по их оказанию (выполнению).
Полагаем, что необходимо легально закрепить в гражданском законодательстве Российской Федерации единое понятие услуги, что будет способствовать более конкретному разграничению на практике оказание услуг и выполнение работ, а также дальнейшему совершенствованию правового регулирования сферы оказания услуг.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что для целей правового регулирования достаточно определения услуги через понятия действий и деятельности. При этом каждый из договоров возмездного оказания услуг содержит свой набор действий и (или) деятельности, который формирует предмет соответствующего договора.
Понятие услуги в настоявшее время требует более детального изучения. Необходимо обратить внимание на конкретизацию общего понятия услуги, выявить схожесть и различие работ и услуг, а так же более подробно провести классификацию услуг для современной экономики, учитывая реалии времени.
Исходя из цели и задач настоящей исследовательской работы, мы изучили труды известных правоведов, цивилистов, экономистов, которые занимались исследованием понятия и содержания «услуги», ее отличия от работы, изучали правовую природу договора возмездного оказания услуг, его понятие и сущность таких, как: Е.Д. Шешенин, О.С. Иоффе, М.В. Кротов, А.Ю. Кабалкин, Л.П. Куракова, С. С. Алексеев, Н. А. Баринов, В. П. Грибанов, М.И. Брагинский, О. А. Красавчиков, А. Е. Шерстобитов, М.М. Агарков, С.В. Лазовская, В.А. Белов. С.А. Зинченко, В.А. Лапач, В.Н. Протасов, Д.И. Степанов, К. Маркс, А. Живан и другие.
Проработали научные статьи и публикации в таких журналах, как «Наука и Просвещение», «Аллея науки», «Скиф», «Научные исследования: от теории к практике», «Вестник современных исследований», «Закон и право», «Гражданское право», «Современное право» и прочих.
В процессе работы мы изучили большой объем общетеоретической и специализированной литературы, нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие возмездное оказание услуг.
Для эффективной работы мы использовали такие методы исследования, как: обобщение, анализ научной и специализированной литературы, анализ нормативно-правовых актов, системный анализ, комплексно-исторический, конкретно-социологический, логический.
В первой главе мы раскрыли понятие и содержание услуги как гражданско- правовой категории, познакомились с различными взглядами цивилистов, экономистов на определение понятия услуга, рассмотрели характерные признаки и особенности услуги в системе объектов гражданских прав, изучили правовое регулирование оказания услуг в современной России.
Во второй главе мы раскрыли понятие и правовую сущность договора возмездного оказания услуг, подробно изучили его содержание и познакомились с ответственностью сторон рассматриваемого договора.
В третьей главе мы провели довольно подробный анализ основных проблем оказания услуг в гражданском обороте, предложили свои способы их решения, а также рассмотрели предложения по совершенствованию оказания услуг как объектов гражданского права.



1. Авдеева В. Г. Понятие услуги и её место в системе объектов гражданских прав // Наука и образование в современном обществе: актуальные вопросы и инновационные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 октября 2020 года. Пенза: «Наука и Просвещение». 2020. С. 91-93.
2. Айрапетян Н. А. Понятие услуги как предмета договора возмездного оказания услуг // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 10. С. 164-167.
3. Арсанукаев Т.Д. Разграничение договора подряда и договора об оказании услуг // Скиф. 2020. №8 (48). С. 186-192.
4. Ахтямова Е. В. Правовые особенности услуги как объекта гражданских прав // Доклады Башкирского университета. 2016. Т. 1. № 1. С. 134-137.
5. Ахтямова Е.В., Резяпова Г.Ф. Правовые особенности юридических услуг, как объекта гражданских прав // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. 2019. С. 177-180.
6. Боуш К. С. Услуга (действие) как самостоятельный объект гражданских правоотношений // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 1(7). С. 300-301.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 5. - Ст. 410.
8. Гамидова Н.З. Возмездное оказание услуг в гражданском праве. Теория и практика // Закон и право. №5, 2021.С. 75-77.
9. Гарькушева А.С. Особенности правового регулирования договора возмездного оказания услуг // Отечественная юриспруденция. 2015. №2 (2). С. 8¬
10.
10. Горбунова О. В. Общая характеристика обязательств по оказанию услуг // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 54-61.
11. Дорожкина Е.А., Холощак Н.С., Вопросы регулирования рынка услуг региона (на примере оценочных услуг) // Вестник Волжского Университета им. В.Н. Татищева. №3, 2019. С. 42-49
12. Джабуа И. В. Проблемы толкования понятия работ и услуг в различных отраслях гражданского права // Вестник Московского университета МВД России. №3, 2018. С. 41-45.
13. Дмитриева Е. И., Поплевина А.И. Услуга как объект обязательства // Вестник современных исследований. 1(28).2019. С. 63-65.
14. Дроздова А.В. Понятие и содержание услуги как объекта гражданских прав // Сибирский юридический вестник. 2003. №1. С. 39-44.
15. Еликбаев К.Н. Содержание понятия «услуга» применительно к международным торгово-экономическим отношениям // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №3. С. 259-262.
16. Журавлева Е. К. Разграничение договоров подряда и возмездного оказания услуг // Законность в современном обществе: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях, Оренбург, 13 апреля 2017 года. Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». 2017. С. 138-140.
17. Звонкова Ю. А. Услуги как гражданско-правовая категория // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5(21). С. 228-234.
18. Иванова Е. В., Степанова О.Н., Агафонов А.В. Оказание услуг как объект гражданско-правового регулирования // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, 01 декабря 2017 года. Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. 2017. С. 144-148.
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru,04.07.2020.
20. Корзенков Р. Г. История правового регулирования отношений по оказанию услуг // Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 24-25 января 2019 года. Юго-Западный государственный университет. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 362-366.
21. Лазовская С.В. Диалектика общего и специфичного в сфере услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №2. С. 197-202.
22. Лауреано Лопеш Ана Марлен Проблемы гражданско-правового регулирования оказания публичных услуг в Российской Федерации // StudNet. 2021. №1.
23. Мальшина Н. А. Услуги культуры - основные классификации // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 3. С. 42-55.
24. Маркова Н.О. К вопросу об ограничении договоров, направленных на оказание услуг, от иных договорных конструкций // Закон и право. 2021. №5. С. 51-57.
25. Маркова Н.О. Оказание услуг как объект гражданских прав. К вопросу о понятии // Закон и право. 2021. №4. С. 39-42.
26. Матова И.С. Перспективы развития института возмездного оказания услуг в современном гражданском законодательстве. // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. №29. С. 54-59.
27. Медникова Ю. А. Содержание договора оказания охранных услуг // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. №1 (20). С. 84-87.
28. Музаев Р. А. Договор возмездного оказания услуг как вид обязательств по оказанию услуг в гражданском праве России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2014. № 1. С. 25-33.
29. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
30. Незнамова, А. А. Услуга как объект гражданского права // Реализация частноправовых отношений с участием публичного элемента: Сборник научных трудов по итогам проведения научно-методического семинара, Москва, 01-30 сентября 2017 года. Москва: Издательство «Саратовский источник». 2017. С. 54-61.
31. Перепелкин В.А. Понятие «Услуга» в экономической теории // Вестник СамГУ. 2009. №69. С. 38-46.
32. Полякова Н.В., Баранова Ю.О., Поляков В.В. Юридические услуги для населения: экономическая характеристика // Известия БГУ. 2017. №2. С. 146-153.
33. Попова Д.Г. Услуга как объект гражданских прав и ее соотношение с категорией «Социальная услуга» // Вестник КемГУ. 2012. №1. С. 351-358.
34. Прибытков И.Г. Теоретические аспекты категории услуг в гражданском праве // Современное право. 2017. № 2. С. 56 - 60.
35. Применко Ю. В. Правовые аспекты договора возмездного оказания услуг // Вестник Нижегородской правовой академии. 2017. № 12(12). С. 88-89.
36. Рагимов Т.С. Гражданско-правовая ответственность в туристской деятельности по законодательству России // Евразийский Союз Ученых. 2020. №4-10 (73). С. 52-56.
37. Раджабов, К. Р. Услуги как объект гражданского права // Право и правосудие в современном мире: актуальные проблемы гражданского, гражданского процессуального и трудового права: Сборник научных статей молодых исследователей // Верховный Суд Российской Федерации; Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион». 2020. С. 28-30.
38. Скибенко Я.Г. Проблемы разграничения договора возмездного оказания услуг и договора подряда// Юридический факт.М.; №1, 2016. С.4-6
39. Савинов Л.И., Рябова Е.Н. Теоретические подходы к содержанию понятия «Услуга» // Сервис Plus. 2010. №3. С. 14-19.
40. Сафин Р.Р. Межотраслевые связи гражданского права при осуществлении договорного регулирования отношений по выполнению работ и оказанию услуг // ВЭПС. 2016. №1. С. 180-185.
41. Селиверстова Л. А. Юдина А.М. Некоторые проблемы правового
регулирования договора возмездного оказания услуг // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей IV
Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2019 года. Пенза: «Наука и Просвещение». 2019. С. 73-76.
42. Слипченко А.А. Понятие услуги как предмета договора об оказании услуг по предоставлению информации о клиентах// Аллея науки. М.: №4, 2021. С.710-716.
43. Скитяева Е. И. К вопросу о разграничении договоров подряда и возмездного оказания услуг // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 января 2018 года. Пенза: «Наука и Просвещение». 2018. С. 95-97.
44. Чаплыгина Я.В. Гражданско-правовая сущность возмездного оказания услуг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №10-4. С. 133-136.
45. Чермит Р. Р. К вопросу о правовой природе оказания услуг как самостоятельного объекта гражданских прав // Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции молодых ученых, Краснодар, 24 октября 2017 года. Краснодар: Научно-исследовательский институт актуальных проблем современного права. 2017. С. 204-207.
46. Шаблова Е.Г. Гражданское право. Гражданско-правовые договоры: учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2018. - 174 с.
47. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) «О почтовой связи» // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 29. - Ст. 3697.
48. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. от 22.12.2020) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. - № 50. - Ст. 4850.
49. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 49. - Ст. 5491.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ