Введение…………………………………………………………………….….…3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты государственного управления качеством жизни населения ………8
1.1.Понятие, сущность и основные показатели качества жизни населения…………..8
1.2.Повышение эффективности государственного управления как фактор повышения качества жизни населения …13
Глава 2. Влияние государственного управления на качество жизни населения……21
2.1. Основные характеристики государственного управления качеством жизни населения в Японии ……21
2.2. Возможность адаптации и использования опыта государственного управления качеством жизни населения Японии в Российской Федерации…..27
Заключение……………………………………………………………………...31
Библиографический список……….………34
В условиях глобальных изменений современной политической и социально-экономической жизни общества задачи по повышению качества жизни населения являются наиболее острыми для сферы государственного управления. Данные задачи преимущественно решаются за счет повышения эффективности работы и функционирования различных государственных структур.
Задачи по повышению качества жизни населения не могут потерять своей актуальности, поскольку это основной ориентир и параметр государственного управления. Они заключаются в соответствии потребностей и возможностей населения условиям общественной среды.
Качество жизни населения зависит от большого количества разнообразных условий, начиная от географических факторов, экологической обстановки и заканчивая политической обстановкой в государстве.
Проблемы в области качества жизни населения отражают кризисные процессы во всех областях государственного управления и демонстрируют зачастую противоречивые результаты различных реформ и решений, принятых в ходе государственного управления.
В развитых странах обеспечение достойного качества жизни населения является приоритетной миссией и осуществляется за счет социальной политики, проводимой государством. Решение данных задач является основной целью государственного управления и напрямую влияет на направление, развитие и темп преобразований в стране, и, следовательно, на экономическую и политическую стабильность в обществе.
Задачи по оценке и повышению качества жизни населения особенно важны для специалистов государственного и муниципального управления по следующим причинам:
1. Необходимость ориентирования на улучшение показателей и индикаторов качества жизни и влияние принятых мер при планировании и разработке решений в сфере государственного управления;
2. Необходимость сбора информации о качестве жизни населения разных территорий и регионов, которая является оценочным критерием эффективности государственного управления всех уровней;
3. Необходимость обработки данных о показателях качества жизни населения, а также составление и анализ отчетной документации.
Для регулирования направления деятельности государственного управления важно точно представлять суть понятия «качество жизни» и его составляющие, а также роль в жизни страны.
Вопрос повышения качества жизни является дискуссионным, поскольку множество элементов, которые составляют данное понятие, субъективны. Профессиональные достижения, материальное благополучие, эмоциональное и социальное удовлетворение в разной степени значимы для каждого человека. В связи с этим разработка и изучение системы показателей качества жизни населения остаётся открытым и актуальным для изучения.
Первостепенную роль для планирования и осуществления мероприятий государственного управления, нацеленных на повышение качества жизни населения, играет теоретическое осмысление социально-экономических аспектов проблемы качества жизни в современных условиях. Количественные показатели не являются достаточным критерием при сравнительном анализе, так как необходимо предусматривать поведенческие признаки разного рода, которые относятся к качеству и образу жизни.
Политика повышения и выравнивания качества жизни населения проводится во всех странах мира. Суть данной политики отличается в разных странах на основе политического устройства того или иного государства. К тому же мероприятия, содержание и методы данной политики обуславливаются степенью развития национального благосостояния и экономики.
Особый интерес в данном плане представляет Япония, которая осуществила «экономическое чудо» - феномен рекордного роста экономики в течение 1955-1973 гг.. В этот период среднегодовые темпы экономического роста Японии составляли 9,5%. «Японский феномен» не имеет аналогов. Благодаря ему страна преодолела практически нулевой цикл и прошла путь до фазы информационно-индустриального общества.
В данный момент в международных экономических отношениях Япония занимает одно из ведущих мест, уступая лишь Германии, Китаю и США. Также в Японии особое значение придается социальной политике, направленной на повышение качества жизни населения. Япония является первым государством в Азии, которое наряду со Швецией и Великобританией стали называть страной «благосостояния».
Опыт государственного управления обеспечением качества жизни населения Японии достоин исследования и анализа. Но необходимо учитывать, что сфера японского государственного управления обуславливается специфичными национальными особенностями. Однако проверенные и подтвержденные меры, направленные на повышение качества жизни населения, могут быть учтены в качестве полезного практического опыта в сфере государственного управления.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости анализа и последующего использования опыта Японии в области отечественного государственного управления качеством жизни населения. На данный момент проблема повышения уровня и качества жизни населения России является наиболее острой.
Изучение опыта Японии является целесообразным для проведения собственной политики, особенно в контексте неравномерного социально-экономического развития Российской Федерации. На протяжении многих лет Япония демонстрирует такие выдающиеся показатели как высокий уровень технического прогресса и экономической стабильности при ограниченных природных ресурсах и стихийных бедствиях.
Важное практическое и теоретическое значение данной работы обусловлено поиском эффективных моделей государственного управления качеством жизни населения на примере опыта Японии.
Целью данной работы является изучение и анализ политики государственного управления качеством жизни населения на примере Японии и выработка комплекса рекомендаций по их адаптации.
На основе поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «качество жизни» и изучить основные индикаторы и показатели;
2. исследовать способы повышения качества жизни населения на основе повышения эффективности государственного управления;
3. изучить и проанализировать опыт Японии в сфере государственного управления качеством жизни населения;
4. оценить перспективы адаптации и применения опыта Японии в области государственного управления качеством жизни населения.
Объектом исследования является опыт государственного управления качеством жизни населения в Японии.
Предмет исследования - процесс совершенствования государственного управления качеством жизни населения с использованием опыта Японии.
Для проведения исследования в рамках написания данной работы были использованы общенаучные методы исследования, а именно: анализ, классификация, формализация, конкретизация, аналогия, синтез, дедукция, индукция, обобщение. А также были использованы практические методы исследования: наблюдение, описание, сравнение.
В процессе анализа источников было исследовано большое количество научных работ и авторитетных мнений.
Теоретическую основу исследования понятия «качество жизни» заложили Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммел.
Многие экономисты посвящали свои труды изучению методологических основ анализа качества жизни: К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер и др.
Актуальные представления о качестве жизни сложились благодаря работам таких авторов как В. Н. Бобков, З. Т. Голенкова, П. С. Мстиславский, Н. М. Римашевская, Л. С. Ржаницина и др.
Проблематика качества жизни и оценки показателей активно исследуется современными отечественными учеными: М. К. Горшковой, В. Н. Лазаревой, Е. С. Садовой, В. А. Сауткиной и др.
Зарубежные авторы вели исследования в области разработки национальных моделей уровня и качества жизни населения, их механизмов регулирования, а также оценки и показателей. Отдельные моменты и проблематика сферы государственного управления качеством жизни населения и системы социального обеспечения в Японии изложены в трудах многих отечественных и зарубежных авторов: Н. А. Волгин, Миямото Таро, В. Н. Хлынов, Акаиси Тиэко и др.
Качество жизни представляет собой комплексную социально – экономическую категорию, которая отражает уровень развития и удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Качество жизни населения является одной из важнейших характеристик эффективности государственного управления.
Основополагающей трудностью является определение системы индикаторов, характеризующих сущность качества жизни. Можно выделить ряд подходов при определении индикаторов качества жизни, опирающихся на различные методологические базы. Среди них наиболее широко известным и используемым является Индекс развития человеческого потенциала ООН, который основывается на вычислении интегрального индикатора качества жизни.
Современные концепции анализа качества жизни построены на базе измерения объективных и субъективных показателей, включающие в себя условия окружающей среды и степень удовлетворенности результатами жизнедеятельности. Серьезной проблемой в реализации нормативно установленной методики оценки качества жизни является отсутствие единых эталонных показателей, характерных для понятия «качество жизни». Однако измерение этих показателей и построение исходной модели качества жизни страны принципиально важно, так как позволяет выявить проблемные места в системе государственного управления через анализ основных направлений деятельности органов власти и определить основные направления развития. Проблема определения эффективности и результативности развития социально-экономическими системами по повышению качества жизни населения является одной из мало исследованных областей государственного управления, так как обеспечение высокого качества и достойного уровня жизни является не только проблемой эффективного функционирования экономических субъектов, но и включает в себя сложную систему психологической и социальной удовлетворенности индивидов
Повышение качества жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
В работе были рассмотрены и проанализированы важнейшие звенья социальной системы Японии, напрямую влияющие на качество жизни: пенсионное обеспечение, система медицинского обслуживания и страхования, уровень занятости, демографическая политика и общенациональное планирование.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день Япония гарантирует своим гражданам социальную защиту и материальную поддержку на протяжении всей жизни. Япония преследует цели социального благополучия, прежде всего — поддержание жизненных стандартов на высоком уровне. Особого внимания заслуживает регулярная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменяющейся ситуацией в стране, а также определение приоритетов в этой сфере. Несмотря на то, что японская система социального обеспечения является довольно зрелой и развитой, она сталкивается с весьма серьёзными проблемами, главная из которых — быстрое старение населения. Данный фактор оказывает особенно большую нагрузку на государственный бюджет: наблюдается большой рост расходов на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, так как численность стареющей категории населения постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2 млн. человек. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Очевидно, что в ближайшее время Японии придется принять радикальные меры, для того чтобы сохранить и продолжить развитие значительных достижений государственного управления по повышению качества жизни, а также поддержать уверенность граждан в том, что они могут получить защиту и помощь, когда им это необходимо.
Система мер по государственному управлению обеспечением качества жизни населения в Японии, которая входит в ряд первых стран по сводному показателю качества жизни, представляет особый интерес для российского общества. Особого внимания заслуживают такие ее стороны, как пенсионное обеспечение, региональная политика, национальное планирование стратегии развития страны и обеспечение населения занятостью.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что устойчивый рост качества жизни населения определяет конечный результат управляющего воздействия со стороны государственных и муниципальных органов управления. Именно на них возлагается ответственность за создание условий повышения качества жизни населения, в том числе формирование институциональной среды, способной обеспечивать факторы развития личности и комфортной жизнедеятельности населения.
1. Бобков В. К. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизмы реализации // Уровень жизни населения регионов России. – 2005. – № 1 – с. 7-20
2. Государственное стратегическое планирование: состояние, переспективы, пути развития. Сборник аналитических материалов фракции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, 2020. – 80 с.
3. Горобиевская С. В. Методологические особенности оценки качества жизни в странах с переходной экономикой // Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние,тенденции и перспективы. Сборник материалов Международнойнаучно-практической конференции // ОАО ВЦУЖ, ИСЭПН РАН. -М.: М-Студио, 2012.- с.63-75
4. Жеребин В. М. Индикаторы качества жизни населения // Вопросы статистики– №3– 2012– 25 - 36 с.
5. Зубец А. Н. Истоки и история экономического роста. — М.: «Экономика», 2014. — 463 с.
6. Игнатова И. О. Социальная политика Японии // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 19-25.
7. Кещян В. Г., Чернышев А. С. Государственная поддержка социально-экономического развития депрессивных регионов в зарубежных странах // Региональная экономика: теория и практика - №1(28) – 2006 –с.49- 58
8. Ковынёва О. А., Герасимов Б. И. Управление качеством жизни. – Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2006. — 89 с.
9. Лебедева И. П. Система социального обеспечения Японии: достижения и проблемы // Японские исследования – 2016 - №4 – с. 23-34
10. Мазепина О. Ю. Проблемы определения и измерения уровня и качества жизни населения // Проблемы развития территории. - №6. – 2014. – с.83-88
11. Мокина М. Н. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта регулирования занятости // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования»: сборник материалов конференции. — Екатеринбург, УрФУ, 2016. — С. 2612-2617.
12. Нагимова А. М. Н 16 Социологический анализ качества жизни населения: региональный аспект. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. – 307 с.
13. Окрепилова И. Г., Венедиктова С. К. Управление качеством жизни. — СПб.: СПбГУЭФ, 2010. — 104 с.
14. Рубанова Е. Ю. Теоретические аспекты качества жизни в контексте психологии здоровья // Учёные заметки ТОГУ: электронное издание. — 2014. — Т. 5, № 3. — с. 108—115.
15. Спиридонов С. П. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования // Вопросы современной науки и практики : журнал. — 2010. — С. 208—223
16. Тимонина И. Л. Новая стратегия пространственного развития Японии: вызовы XXI века // Японские исследования – 2020- № 4 - с. 40-63.
17. Управление качеством жизни населения: монография / под общ. ред. С. Г. Захаровой. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. -157 с.
18. Ушаков И. Б. Качество жизни и здоровье человека. — М.: «Истоки», 2005. — 130 с.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Индекса лучшей жизни. URL: https://www.oecdbetterlifeindex.org/ru
2. Особенности и основные характеристики экономики Японии в 2021 году. URL: https://zagranportal.ru/yaponiya/finansy-yaponiya/ekonomika-yaponii.html