Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованная деятельность как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)

Работа №121446

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы34
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………...………………………………………..………...………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...6
1.1. Современные проблемы развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста …...………………………………….…6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования театральной деятельности..8
Выводы по 1 главе……14
ГЛАВА 2. ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ…15
2.1. Динамика развития психоэмоциональной сферы старших дошкольников при использовании театрализованной игры..15
2.2. Методическое сопровождение применения театрализованной игры как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраст…....21
Выводы по 2 главе……………28
Заключение……………………………...………………………………..29
Список используемой литературы и источников………..………….30


Актуальность. В настоящее время проблема психоэмоционального развития личности дошкольника привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, психологии, педагогики и других наук. Психологические новообразования, возникающие на каждой возрастной ступени детства имеют непреходящее, абсолютное значение для всестороннего развития, вносят свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.
В старшем дошкольном возрасте именно эмоции, которые испытывает ребенок, превалируют над волевыми процессами, влияют на формирование социально значимых качеств личности. Большой потенциал в развитии психоэмоциональной сферы дошкольников содержит театрализованная деятельность, которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Степень изученности проблемы исследования. По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
В настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
Из вышесказанного выявляется противоречие: с одной стороны – общепринятое значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка, с другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей.
Данное обстоятельство и определило тему нашего исследования: «Театрализованная деятельность как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методическое сопровождение применения театрализованной деятельности как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать современные проблемы развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования театральной деятельности.
3. Проанализировать динамику развития психоэмоциональной сферы старших дошкольников в театрализованной деятельности.
4. Разработать методическое сопровождение применения театрализованной деятельности как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являлись: педагогическая деятельность, направленная на организацию и воплощение театрализованной игры (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Н.Г.Морозова); рассмотрение дошкольного возраста как периода, наиболее подходящего для развития детей путем театрализованной деятельности (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической литературы; наблюдение за детьми в процессе игровой и свободной деятельности, в проблемных ситуациях; экспертные оценки; констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ результатов, в том числе с использованием математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: изучены современные проблемы развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, описаны психолого-педагогические особенности и динамика развития психоэмоциональной сферы дошкольников посредством использования театральной деятельности, представлено методическое сопровождение применения театрализованной деятельности как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав в каждой по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют всеми остальными его психическими функциями.
Анализ литературы и сопоставление позиций разных авторов позволил нам определить, что развитие психоэмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста заключается в формировании представлений о многообразии человеческих эмоций, в развитии эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии и эмпатии.
В развитии психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста эффективным средством является театрализованная деятельность, как художественно-образное педагогическое средство воздействия на внутренний эмоциональный мир ребенка.
Используются такие методы развития и организации театрализованных игр как дословная передача педагогом текста, рассказывание, заучивание наизусть, а также методические приемы: акцентирование внимания на эмоциональном состоянии героев, анализ текста на основе наводящих вопросов, выполнение заданий по словесному описанию эмоционального состояния героев, передаче манеры разговора и произношения героев произведения на примере отдельных реплик, проигрывались отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
Театрализованная деятельность заключается в том, что осознанный образ превращается в мыслеобраз, своеобразную единицу мышления. Став внутренней формой, он приобретает самостоятельность жизни и способность воздействовать на деятельность субъекта. Образ способен выполнить в педагогическом процессе функцию образца, управляющего дальнейшим поведением человека, то есть регулятивную или нормирующую функцию.
Результатом театрализованной деятельности является проявление детьми способностей контролировать свои чувства и эмоции, достаточное представление об эмоциональной сфере человека, дети могут назвать обстоятельства, при которых человек испытывает радость, грусть, удивление и т.п., начинают понимать сущность эмоциональных явлений, причины и последствия возникновения эмоций, способов их выражения. Данные тенденции свидетельствуют об эффективности театрализованных игр в области психоэмоционального развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, театрализованная деятельность понимается нами как игровая деятельность, в которой ребенок в силу ее специфических особенностей, должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить адекватные образу способы действия.
В данной работе мы охарактеризовали современные проблемы развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, выявили психолого-педагогические особенности развития посредством использования театральной деятельности, ее проанализировали динамику в театрализованной деятельности, разработать методическое сопровождение применения театрализованной деятельности как средства развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.



1. Акулова, О.А. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание, 2005. №4. – ISSN 2047-364Х. – Текст : непосредственный.
2. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игры-импровизации, игры-путешествия, игры-перевоплощения / Е. А. Алябьева. – Москва : Академия, 2005. – 119 с. – ISBN 547-4-18-363936-9. – Текст : непосредственный.
3. Алякринский, Б.С. О таланте и способностях / Б. С. Алякринский. – Москва : ИНФРА-М, 2008. – 173 с. – (Научная мысль). – ISBN 738-4-37-2731497-9. – Текст : непосредственный.
4. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артёмова. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 125 с. – ISBN 648-7-21-7931473-4. – Текст : непосредственный.
5. Запорожец, А.В. Воспитание и обучение детей в детском саду / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова – Москва : Юрайт, 2016. – 316 с. – ISBN 368-3-4795-8526-4. – Текст : непосредственный.
6. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В. Я. Воронова. – Москва : Изд-во МГУКИ, 2011. – 80 с. – ISBN 484-7-2695-8369-9. – Текст : непосредственный.
7. Горохова, Л.А. Музыкальная и театральная деятельность в ДОУ / Л.А.Горохова, Т.Н. Макарова. – Москва : Изд-во МГУКИ, 2005. – 62 с. – ISBN 645-6-7193-2546-7. – Текст : непосредственный.
8. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – Москва : Юрайт, 2006. – 121 с. – ISBN 394-4-5285-2364-3. – Текст : непосредственный.
9. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников / Н. Ф. Губанова. – Москва : Юрайт, 2007. – 255 с. – ISBN 698-7-6954-5547-4. – Текст : непосредственный.
10. Дунаева, Н.О. значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание. 2007, №6. – ISSN 3548-697Х. – Текст : непосредственный.
11. Жуковская, Р.И. Воспитание ребёнка в игре / Р. И. Жуковская. – Москва: АСТ-Пресс, 2009. – 439 с. – ISBN 978-4-698-07899-4. – Текст : непосредственный.
12. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребёнка. – В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – Москва : Вентана-Граф, 2007. – 356 с. – ISBN 978-7-367-18021-8. – Текст : непосредственный.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : КноРус, 2004. – 414 с. – ISBN 978-6-684-34048-9. – Текст : непосредственный.
14. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. - Москва : Олимп, 2005. – 117 с. – ISBN 978-6-946-72456-4. – Текст : непосредственный.
15. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду. Об игрушках для дошколят / Н. К. Крупская. - М. : АСТ, 2009. – 288. – ISBN 978-4-16-096480-76. – Текст: непосредственный.
16. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая, Т.А. Маркова. - Москва : Академия, 2012. – 151 c. – ISBN 978-5-7687-6237-4. – Текст: непосредственный.
17. Михайченко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н. Я. Михайченко, Н. А. Коткова. – Москва : Олимп, 2010. – 91 с. – ISBN 978-7-957-72458-6. – Текст : непосредственный.
18. Николаева, С. Н. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста: монография / С. Н. Николаева. – Москва : [б. и.], 2018. – 198 с. : ил. – (Научная мысль). – ISBN 978-5-16-011279-4. – Текст: непосредственный.
19. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. / О.С. Ушакова. Москва : Академия, 2005. – 171 с. – ISBN 978-5-7741-6329-2. – Текст: непосредственный
20. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 159 с. – ISBN 978-5-9967-4358-6. – Текст: непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ