ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СИСТЕМЫ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Понятие логико -математического анализа содержания темы школьного курса математики (на примере темы «Системы алгебраических уравнений»)... 9
§2. Цели обучения и основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе математики основной школы 11
§3. Анализ содержания теоретического материала по теме «Системы алгебраических уравнений» в учебниках алгебры 7-9 классов 155
§4. Анализ задачного материала по теме «Системы алгебраических уравнений» в учебниках алгебры основной школы 19
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СИСТЕМЫ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 35
§5. Формы, методы и средства обучения теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы 35
§6. Методические рекомендации по обучению теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы 421
§7. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 50
§8. Системы задач по теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы 53
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность исследования. Системы уравнений встречаются в древних текстах II тысячелетия до н. э. Системы уравнений применяли для решения задач в Вавилоне и Египте. Уже тогда люди умели составлять своеобразные системы уравнений и решать их. Многие системы становились громоздкими, и их запись в общем виде была трудной к восприятию. Решение этой проблемы предложил в 1675 г. немецкий математик Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) - он ввёл нижние индексы при буквах.
Вместе с тем, отметим, что тема «Системы уравнений» изучается в основной школе начиная с 7 класса. Многие математические модели построены на основе ситуаций из реальной жизни, одной из таких моделей являются системы уравнений.
Системы уравнений - это инструмент для решения многих задач из смежных дисциплин, связанных с математикой.
Кроме того, одним из вопросов методики преподавания математики в основной школе является вопрос методики формирования у учащихся умений и навыков решения и составления систем уравнений.
С понятием системы учащиеся встречаются в основной школе при изучении тем «Прямоугольная система координат», «Система исчисления» и т. д. Одним из значений слова «Система», которое можно встретить в различных источниках, выступает следующее определение: «Система - множество элементов, состоящих в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность и единство».
Задачи по теме «Системы уравнений» включены в основной государственный экзамен: задание 14 и задание 21 (раздел «Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы»).
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения учащихся теме «Системы уравнений» в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся теме «Системы уравнений» на уроках алгебры основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся теме «Системы уравнений» в курсе алгебры основной школы и разработать системы заданий по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие логико -математического анализа содержания темы школьного курса математики (на примере темы «Системы алгебраических уравнений»).
2. Выявить основные цели и задачи обучения системам алгебраических уравнений в курсе математики основной школы.
3. Представить основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы.
4. Выполнить анализ содержания теоретического и задачного материала темы «Системы алгебраических уравнений» в учебниках алгебры 7-9 классов.
5. Выявить формы, методы и средства обучения теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы.
6. Представить методические рекомендации по обучению системам алгебраических уравнений в курсе алгебры основной школы.
7. Рассмотреть задачи ОГЭ по данной теме.
8. Разработать системы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены методические рекомендации по обучению учащихся решению систем алгебраических уравнений в курсе алгебры основной школы и системы задач по теме исследования, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению учащихся решению систем алгебраических уравнений в курсе алгебры основной школы.
2. Системы задач по теме «Система алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы раскрывает теоретические основы обучения теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы. Выявлены основные цели и задачи обучения данной теме в курсе математики основной школы, определены требования к знаниям и умения учащихся по данной теме. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материалов по теме исследования.
В Главе II представлены методические основы обучения учащихся теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы. Выявлены формы, методы и средства обучения данной теме в курсе алгебры основной школы. Представлены методические рекомендации по обучению решению систем алгебраических уравнений в курсе алгебры основной школы. Рассмотрены задачи ОГЭ по теме исследования. Разработаны системы задач по обучению учащихся теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 35 наименований. Объем работы составляет 66 страниц.
1. Определено понятие логико -математического анализа содержания темы «Системы алгебраических уравнений», рассмотренное с учетом подходов Н.Л. Стефановой и Е.И. Лященко. Так же было выделено понятие логико-дидактического анализа тем школьного курса математики, которое тесно связано с понятием их логико -математического анализа. Выделены их отличия.
2. Выявлены основные цели и задачи обучения системам алгебраических уравнений в курсе математики основной школы. Были рассмотрены федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и сборник рабочих программ по алгебре Т.А. Бурмистровой.
3. Представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе математики основной школы.
4. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материалов темы «Системы алгебраических уравнений» в учебниках алгебры 7-9 классов основной школы. Описана типология заданий в учебниках разных авторов.
5. Выявлены формы, методы и средства обучения теме «Системы алгебраических уравнений» в курсе алгебры основной школы. Установлено, например, что к индивидуальной и групповой формам обучения учителя обращаются при отработке умений и навыков по теме «Методы решения систем уравнений» при решении задач на первом и последующих уроках, в ходе самостоятельной работы. При обучении учащихся алгебре наиболее распространены визуальные средства, например презентации .
6. Представлены методические рекомендации по обучению системам алгебраических уравнений в курсе алгебры основной школы. Для решения этой задачи мы воспользовались поурочными разработками по учебнику А.Г. Мордковича.
7. Были рассмотрены задачи ОГЭ по данной теме. Мы проанализировали банк заданий ОГЭ и рассмотрели встречающиеся в них виды систем уравнений. Также отметили особенности и отличия заданий ОГЭ в сравнении с типологией заданий по теме «Системы уравнений» в учебниках алгебры 7-9 классов.
8. Разработаны системы задач по теме исследования для учащихся 7-9¬х классов. Системы и задачи в них были составлены с учётом методов решения систем уравнений. В каждой системе задач подобраны задания на применение основных методов решения систем уравнений.
1. Бурмистрова, Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организация/ Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
2. Гиганова, И.А. Методика изучения систем линейных уравнений и неравенств в школьном курсе математики / И.А. Гиганова // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - № 5. - С. 382 - 383. - Режим доступа:http s ://elibrary. ru/item. asp?id=21958132.
3. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных организаций/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А.
Бунимович. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
4. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
5. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.
6. Забелин А.В. Обучение общему приёму решения систем уравнений.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Ьйр://открытыйурок.рф/статьи/556054/. - Последнее обновление 10. 03. 2018.
7. Звавич, Л.И. Алгебра. 7 класс. Дидактические материалы [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
8. Лихачёв Б.В. Педагогика [Текст]: Курс лекций - СПб.: Владос, 2010. - 648 с.
9. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст]: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов/ Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; под ред. Е.И. Лященко - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
10. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
11. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
12. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 271 с
13. Метельский, Н.В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы [Текст]: учеб. пособие для вузов. / Н.В. Метельский - 2-е изд., перераб. - Мн.: Изд-во БГУ, 1982. - 256с.
14. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 17-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 175 с.
15. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс [Текст]: методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2010. - 77с.
16. Мордкович, А.Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 12-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2010. - 215 с.
17. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семе - нов. - 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 224 с.
18. Муравин, Г.К. Алгебра. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 285 с.
19. Муравин, Г.К. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 254 с.
20. Муравин, Г.К. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 315 с.
21. Пенькова М.Е. Алгоритмы в математике: Открытый урок. Первое
сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -
http ://открытыйурок.рф/статьи/602939/
22. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: Протокол федерального учебно -методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http ://3329.edusite. ru/DswMedia/
23. Рурукин А.Н. Алгебра. 7 класс. Поурочные разработки. К УМК А.Г. Мордковича [Текст]: методическое пособие для учителя - М: ВАКО, 2014. - 256 с.
24. Рурукин А.Н. Алгебра. 8 класс. Поурочные разработки. К УМК А.Г. Мордковича [Текст]: методическое пособие для учителя / А.Н. Рурукин, С.В. Сочилов, Ю.М. Зеленский. - М: ВАКО, 2010. - 352 с.
25. Рурукин А.Н. Алгебра. 9 класс. Поурочные разработки. К УМК А.Г. Мордковича [Текст]: методическое пособие для учителя / А.Н. Рурукин, И.А. Масленникова, Т.Г. Мишина. - М: ВАКО, 2011. - 288 с.
26. Слабченко Е.А. Активные формы обучения на уроках математики: Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http ://открытыйурок.рф/статьи/418345/
27. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
28. Стефанова, Н.Л. Методика и технология обучения математики. Курс лекций [Текст]: пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, В.В. Орлов и др. - М.: Дрофа, 2005. - с. 276.
29. Суворова, С.Б. Алгебра. Методические рекомендации 8 класс [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 244 с.
30. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fipi.ru/. - Последнее обновление 03. 05. 2018.
31. Hawkes, H.E. First course in algebra/ H.E. Hawkes, W.A. Luby, F.C. Touton. - Boston: Ginn and company, 1910. - 334 p.
32. Hawkes, H.E. Second course in algebra/ H.E. Hawkes, W.A. Luby, F.C. Touton. - Boston: Ginn and company, 1911. - 263 p.
33. Schoenfeld, Alan H. ed. Learning to think mathematically: Problem solving, metacognition, and sense-makingin - New York: MacMillan, 1992. - 370 p.
34. Tomson D. Mathematics Teacher Training. In R: Teaching mathematics: retrospective and perspectives. Lithuania: Palanga, 2015, May 7-9. p - 137.
35. Tomson D. Role of Mathematics in Curriculum. In R: Teaching
mathematics: retrospective and perspectives. Lithuania: Palanga, 2015,
May 7-9. p - 162.