Warning: filesize(): stat failed for files/screen/121/121419/2023-10-23_18-16-38.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
Warning: filesize(): stat failed for files/screen/121/121419/2023-10-23_18-16-38.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА ИСКУССТВ, - бакалаврская работа
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 8
1.1 Особенности творческого воображения детей 6-7 лет 8
1.2 Специфика изобразительной деятельности детей 6-7 лет 16
1.3 Синтез искусств в изобразительной деятельности детей старшего
дошкольного возраста 22
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей 6-7 лет посредством синтеза искусств в изобразительной деятельности 25
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет... 25
2.2 Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет
творческого воображения в изобразительной деятельности посредством синтеза искусств 38
2.3 Анализ эффективности проведенной работы 47
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 67
Аннотация
Бакалаврская работа посвящена проблеме творческого развития детей дошкольного возраста. Актуальность исследования обуславливается противоречием, которое заключается в необходимости применения синтеза искусств с целью развития творческого воображения детей 6-7 лет и недостаточным методическим обеспечением данного направления педагогической деятельности.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития у детей 6-7 лет творческого воображения в изобразительной деятельности посредством синтеза искусств.
В бакалаврской работе решаются следующие задачи: изучить теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности; выявить уровень развития у детей 6-7 лет творческого воображения; реализовать экспериментальное исследование по развитию у детей 6-7 лет творческого воображения посредством синтеза искусств в изобразительной деятельности.
Исследование имеет новизну и практическую значимость. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (52 источника) и приложения. Текст работы иллюстрируют 9 рисунков и 11 таблиц. Объем работы - 74 страниц, включая приложение.
Дошкольное образование является одной из ступеней системы образования. Непосредственно изменения, затрагивающие образовательную систему, влияют и на вопросы творческого развития детей, что выражается в формировании у дошкольников творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В таком контексте проблема развития воображение детей старшего дошкольного возраста приобретает особое значение.
В ситуации постоянных преобразований, усложняющих процесс социализации, все более востребованы творческие способности детей, поэтому воображение выступает необходимым условием процесса социализации детей. Они позволяют детям беспрепятственно адаптироваться к новым социальным условиям, а также выступать в качестве субъекта, влияющего на ход различных общественных процессов, как культурных, так и социально-экономических. В интенсивно меняющихся условиях развития общества оказывается недостаточно вооружить человека нужным объемом знаний. Необходимо обратиться к воспитанию самостоятельной, творчески развитой личности.
Опираясь на Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, отметим, что развитие личности ребенка с позиции его индивидуальных особенностей имеет на сегодняшний день особое значение, поэтому развитие воображения у детей является главной проблемой в рамках подготовки детей к процессу школьного обучения, а также возможности полноценной социализации и адаптации в целом.
На сегодняшний день в процессе развития детей внимание уделяется синтезу искусств. В изобразительной деятельности это выражается через интеграцию рисования, аппликации, лепки.
Занятия, основанные на синтезе искусств, отражают особенности всестороннего развития детей в контексте творческого воображения. С этой позиции необходимо акцентировать внимание на синтезе искусств в изобразительной деятельности дошкольников 6-7 лет.
Исследования воображения представлены в работах Ю.М. Бородай, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, Ф.Т. Михайлов, В.Т. Кудрявцев, И.П. Фарман, Т.В. Себар, О.В. Боровик, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконина,
С.Л. Рубинштейна, А.Я. Дудецкого, и др. Особенности психического развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте рассмотрены следующими исследователями: В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова.
Противоречие заключается в необходимости применения синтеза искусств с целью развития творческого воображения детей 6-7 лет и недостаточным методическим обеспечением данного направления педагогической деятельности.
Проблема исследования: каковы возможности синтеза искусств в развитии у детей 6-7 лет творческого воображения в изобразительной деятельности?
Цель - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития у детей 6-7 лет творческого воображения в изобразительной деятельности посредством синтеза искусств.
Объект исследования - процесс развития у детей 6-7 лет творческого воображения.
Предмет исследования - развитие у детей 6-7 лет творческого воображения в изобразительной деятельности посредством синтеза искусств.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
2) выявить уровень развития у детей 6-7 лет творческого воображения;
3) реализовать экспериментальное исследование по развитию у детей 6¬7 лет творческого воображения посредством синтеза искусств в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет творческого воображения в изобразительной деятельности посредством синтеза искусств возможно:
- при интеграции выразительных средств различных видов искусств (музыка, художественное слово, изобразительное искусство) в процессе НОД по изобразительной деятельности;
- при использовании нетрадиционных методов рисования;
- при создании проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение детей.
При решении задач исследования, были использованы следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы, методы количественной обработки и качественной интерпретации фактических данных.
Теоретические основы исследования составили:
- концептуальные идеи, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов о характере и специфических особенностях детского художественного творчества как эстетического явления (Д.В. Бакушинский, В.А. Фаворский, Е.И. Флерина, Н.П. Сакулина);
- положения педагогики и психологии о значении, взаимосвязи и взаимозависимости обучения и творчества в детской изобразительной деятельности (Е.А. Флерина, Н.П. Саккулина, B.C. Мухина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, А.А. Запорожец);
- положения о применения синтеза искусств в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Т.С. Комарова).
Новизна исследования заключается в том, что в работе проанализированы особенности применения синтеза искусств как средства развитие творческого воображения детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
Практическая значимость: формы и методы работы по применению синтеза искусств могут использоваться педагогами дошкольной образовательной организации с целью развития творческого воображения детей 6-7 лет в изобразительной деятельности; а также родителями в условиях семейного воспитания.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 50 «Синяя птица» г.о. Тольятти.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 наименования), приложений.
Понятие творческого воображения рассматривается в рамках психолого-педагогической литературы как психологическая деятельность, которая заключается в создании новых образом и мысленных ситуаций. Исследователи сходятся в том, что воображение включает как мыслительные процессы, так и творческие аспекты деятельности.
Воображение детей 6-7 связано с развитием творческой активности, креативностью, при этом развитие воображения связно с методами и приемами, которые необходимо выбирать с учетом особенностей детей.
Процесс развития воображения у детей 6-7 лет отличается тем, что в этом возрасте дети имеют необходимый уровень способности к преобразованию впечатлений, также дети связывают воображение с практической деятельностью, мышлением, поэтому оно применяется и при решении познавательны задач.
Формирования воображения у детей 6-7 связано с наличием двух последовательных элементов:
1) порождение образа, идеи творческого продукта;
2) составление плана по его реализации.
Изобразительная деятельность является одним из основных способов развития творческого воображения детей 6-7лет. Это связано с тем, что изобразительная деятельность:
-обеспечивает максимальную самостоятельность детей в творчестве;
- позволяет определить сильные и слабые стороны дошкольников;
- способствует развитию инициативы детей.
Особое внимание в рамках изобразительной деятельности уделяется синтезу искусств. Под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства.
Во второй части нашего исследования представлено экспериментальное исследование развития творческого воображения детей 6¬7 лет посредством синтеза искусств в изобразительной деятельности Для проведения эксперимента была сформирована группа детей - 20 человек.
На основании анализа научно-теоретических и методических исследований мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование уровня развития творческого воображения детей 6-7 лет при помощи следующих диагностических методик:
- «Нарисуй что-нибудь» (Р.С. Немов)
- «Придумай игру» (Е.А. Панько)
- «Скульптура» (Р.С. Немов)
- «Изучение уровня развития воображения» (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина)
- Методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев)
Диагностика помогла оценить уровень развития творческого воображения. На констатирующем этапе было выявлено, что у детей в основном представлен средний показатель развития творческого воображения, то есть дети могут применять нестандартную позицию, но при этом не прорабатывают до конца собственные образы, что приводит к ошибкам в составлении работы.
Далее был организован и проведен формирующий эксперимент, в котором принимали участие все дети. Нами были разработаны творческие задания, которые можно использовать и вне занятий, раскрывающие перед ребенком саму суть творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать, как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно, высказывать их, направлять свое воображение на поиск нового.
Результаты внедрения разработанных занятий и заданий носили позитивный характер: у детей экспериментальной группы повысилась положительная мотивация изобразительной деятельности, появилась уверенность в собственных творческих возможностях, улучшился психологический климат на занятиях рисованием, проявились
способности к самостоятельному замысливанию и созданию выразительного образа в разных видах художественной деятельности.
Для проверки степени эффективности проведенной системы работы нами был организован контрольный эксперимент, на котором повторно обследовался уровень развития творческого воображения детей 6-7 лет.
Анализ показывал значительное преобладание положительной динамики у детей - дети стали использовать оригинальный подход к созданию собственного образа, при этом стали более тщательно продумывать его, не опираясь на уже готовые варианты работы, что в целом указывает на повышение уровня творческого воображения.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы работы по развитию творческого воображения детей 6-7 лет посредством синтеза искусств в изобразительной деятельности.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, цели и задачи исследования были достигнуты.
1. Азова, Г.М. Условия развития творческих способностей дошкольников / Г.М. Азова // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - №4. - С. 69-71.
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - С.124.
3. Анищенко, М.А. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников / М.А. Анищенко // Актуальные вопросы современной науки. - 2014. - №8. - С. 48-51.
4. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М. - 1984. -218 с.
5. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. -112с.
6. Виноградова, Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении : учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 219 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский. - 3-е изд.М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Союз, 2006. - 224 с.
9. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. / Л. С. Выготский. - М.: «Просвещение», 2011. - 124 с.
11. Глебова, И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки / И.Ю. Глебова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. - 2013. - № 4. - С. 31-34.
12. Долгова, В.И. Формирование воображения у дошкольников /
B. И. Долгова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11(17). -С.191-196.
13. Долгун, Н.В. Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе / Н.В. Долгун // Молодой ученый. - 2017. - №5. -С. 485-487.
14. Евсеева, Т.О. Развитие интеллекта и воображения у детей / Т.О. Евсеева // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. - 2016. - № 5. - С.583-586.
15. Ежкова, Н.С. Проблема развития творческого воображения детей / Н.С. Ежкова // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Современная психология: методология, парадигмы, теории». - 2016. - 71 с.
16. Езимова, Ю.Я. Художественно-эстетическое развитие детей в ДОО / Ю.Я. Езимова// Научная палитра. -2015. - № 4. - С. 47-51.
... Всего источников – 52.