Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты конфликта интересов в государственных структурах 8
1.1 Определение конфликта интересов в законодательстве
Российской Федерации и зарубежных законодательствах 8
1.2 Анализ причин происхождения конфликта интересов на
государственной службе 15
1.3 Исследование теоретических методов и способов для
предупреждения и урегулирования конфликта интересов в государственных структурах 21
Глава 2 Теоретические аспекты коррупции в государственных структурах 30
2.1 Причины и факторы, способствующие возникновению
коррупционных отношений на государственной службе 30
2.2 Порядок привлечения государственных служащих к
ответственности за коррупционные правонарушения 37
2.3 Существующие меры по предупреждению коррупции на
государственной службе, анализ их эффективности 44
Глава 3 Влияние конфликта интересов на государственной службе на 52 антикоррупционную политику российской федерации
3.1 Конфликт интересов как средство и способ коррупционных
52 отношений
3.2 Влияние контроля конфликта интересов на общий уровень
коррупции 58
3.3 Предложения по внесению поправок в законодательство
Российской Федерации, регулирующее коррупцию и конфликт интересов 64
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 72
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования темы «Коррупция и конфликт интересов в государственной службе», обусловлена тем, коррупция и конфликт интересов как один из примеров коррупционных действий, ставящий под сомнение компетентность государственной службы, что подрывает основы государства. Вопросам предупреждающих действий и мер на причины, которые содействуют возникновению коррупционных правонарушений и созданию ситуаций конфликта интересов на государственной службе, этим вопросам придается особое значение, по ним проводятся заседания правительства и парламента, организуются различные форумы и конференции между органами власти, темой которых являются «коррупция и конфликт интересов на государственной службе их взаимодействие, причины и способы предупреждения».
Формируются предложения, вносятся изменения в законодательство, однако представители изучающие коррупцию с помощью различных инструментов научных школ, законодатели и представители различных специальностей до сих пор не сформировали единое мнение относительно понимания коррупции, ее форм и их проявления, а с чем и вопрос «Коррупция и конфликт интересов в государственной службе» до сих пор актуален.
Научно-теоретической основой исследования, является то, что в условиях стремительного развития экономико-политической сферы, нормативно-правовая база направленная на предупреждение и противодействие коррупционных отношений государственных служащих на государственной службе и конфликта интересов, является недостаточно проработанной и требует особого внимания.
При написании данной работы использовались научные труды таких авторов как: Ильяков А.Д., Глазырин Т.С., Куриленко М.А., Савосина Н.Г., Ванновская О.В., Нисневич Ю.А., Сорокин Р.С. и других.
Тем не менее, при всем разнообразии вопросов и проблем имеющихся в законодательстве Российской Федерации, в центре внимания находятся многие научные исследования, которые изучают некоторые проблемы, пробелы и коллизии в законодательстве и государственной политике в сфере противодействия коррупции и предупреждения конфликта интересов в государственной службе. Проведенные исследования, включают в себя невероятно широкий объем ситуаций, в которых проявляются коррупционные отношения, однако учитывая все обстоятельства довольно мало исследований, в которых предметом исследований является конфликт интересов как один из способов и методов коррупционных отношений на государственной службе.
Государственная политика на сегодняшний день имеет основные направления в сфере противодействия коррупции, законодательство сформировано, однако проблема коррупции и конфликта интересов на государственной службе до сих пор остается актуальной, поскольку оказывает влияние, как на результативность системы государственного управления, так и на осуществление прав и свобод граждан.
В связи, с чем необходимость исследования возникновения совокупности причин и факторов, способствующих созданию ситуаций конфликта интересов граждан, которые осуществляют профессиональную деятельность на а государственной службе, изучения их правовой и социальной природы, создания и отработки механизмов для предупреждения указанных ситуаций становится очевидной.
Законодательной базой исследования является:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [11];
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (последняя редакция) «О противодействии коррупции» [15];
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г., № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (с изменениями и дополнениями) [19];
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [17];
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» [18];
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях» [23];
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.05.2 [20]) «Об образовании в Российской Федерации» [24] и др;.
Целью исследования в данной работе является анализ действующего законодательства в сфере коррупции и урегулирования конфликта интересов на государственной службе.
Для достижения поставленной цели исследования сформулированы и решены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты конфликта интересов в государственных структурах;
- проанализировать причины и условия, способствующие образованию конфликта интересов в государственных структурах;
- исследовать теоретические методы и способы, предупреждающие и регулирующие конфликт интересов, как и теоретические аспекты коррупции в государственных структурах;
- исследовать причины и факторы, способствующие возникновению коррупционных отношений на государственной службе, а так же существующие меры по предупреждению коррупции на государственной службе, анализ их эффективности;
- изучить действующие меры противодействия коррупции в системе государственной службы, основные направления предупреждения коррупции, изучить проблематику, предложить пути решения.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения возникающие в процессе регулирования конфликта интересов на государственной службе как предупреждение коррупции.
Предметом исследования в данном исследовании являются законодательные нормы которые устанавливают порядок и способы урегулирования конфликта интересов для предупреждения коррупционных отношений, а также их реализация.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления государственного контроля в сфере коррупции и конфликта интересов на государственной службе, юридическая литература, а также судебная практика, научные подходы, концепции, идеи по исследуемой теме.
Гипотеза исследования состоит в том, что для эффективной борьбы с коррупцией в современной России требуются существенно изменить подход к проблеме коррупции, а так же внедрить большое количество нововведений.
Методологической основой исследования послужили методы: диалектический, системно-структурный, метод анализа и синтеза, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический, определившие глубину изучения проблемы, и оказавшие помощь в решении поставленных задач.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является комплексным исследованием особенностей в сфере коррупции и конфликта интересов на государственной службе, по результатам которого выявлены проблемы в рассматриваемой сфере и сформированы предложения по совершенствованию законодательства.
Кроме того, в работе:
- проанализированы теоретические аспекты конфликта интересов в государственных структурах;
- проанализированы причины и условия, способствующие образованию конфликта интересов в государственных структурах;
- исследованы теоретические методы и способы, предупреждающие и регулирующие конфликт интересов в государственных структурах;
- проанализированы теоретические аспекты коррупции в государственных структурах;
- исследованы причины и факторы, способствующие возникновению
коррупционных отношений на государственной службе, а так же существующие меры по предупреждению коррупции на
государственной службе, анализ их эффективности
- изучены действующие меры противодействия коррупции в системе государственной службы и основные направления предупреждения коррупции.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, могут дополнить уже имеющиеся научные исследования в сфере коррупции и конфликта интересов на государственной службе.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, могут быть применены в качестве предложений по внесению поправок в действующее законодательство.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в глубокой теоретическом анализе проблем конфликта интересов и проявления коррупции в имеющихся условиях, а так же прогнозирование изменения ситуации в долгосрочной перспективе в связи с влиянием предложенных проектов.
Апробация и внедрение результатов велись в течение всего исследования.
Структура работы определена целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, трёх разделов, в которые входят девять подразделов, заключение и список использованных источников. Общий объем работы составляет 72 страницы.
В заключение можно сказать, что исследовав теоретические аспекты конфликта интересов, причины и условия возникновения, а так же исследовав теоретические методы и способы предупреждения коррупционных отношений в государственных структурах, сформировались следующие выводы:
- понятие «конфликт интересов» является одним из наиболее сложных и определений, и в законодательстве Российской Федерации раскрывается как ситуация, в которой лицо, выполняя возложенные на него должностные или служебные обязанности, приобретает личную прямую или косвенную выгоду, подразумевающая возможность получения каких либо материальных ценностей;
- условиями, при которых возникает вероятность создания конфликта интересов, выступают социальный, экономический и политический уровень государственной структуры;
- рассматривать конфликт интересов как исключительно коррупционное явление является неправильным поскольку конфликт интересов это, прежде всего конфликт публичного и частного интереса, и коррупционный результат конфликта интересов совсем не является постоянной составляющей;
- коррупция, являясь формой незаконных действий или бездействий, которые проявляются в виде использования физическим или юридическим лицом своего статуса, привилегий замещаемой ими должности с целью приобретения какой либо выгоды, негативно отражается на законных правах государства и общества;
- существующие меры по предупреждению коррупции отчасти являются эффективными, однако некоторые изменения в положениях антикоррупционной политики сделали существующие меры более действенными.
В связи с чем, были предложены ряд мер и изменений в сфере регулирования конфликта интересов и антикоррупционной политики:
- увеличить охват информирования государственных служащих о практике применения комиссий, ее эффективности, необходимости и обязательности;
- увеличить охват информирования служащих о возможности их участия в собраниях и заседаниях по вопросам противодействия коррупции;
- регулярно освещать значимые события в области борьбы с коррупцией среди государственных служащих;
- приглашать государственных служащих к принятию участия в разработке новых нормативных - правовых актов по борьбе с коррупцией;
- улучшить взаимодействия государственных структур;
- организовать единый государственный центр обработки информации;
- внести изменения в законодательство Российской Федерации в части закрытости личной информации граждан;
- упростить предоставление доступа к требуемой информации для правоохранительных органов;
- увеличить срок давности для применения взыскания к государственному служащему;
- предусмотреть проведение анализа всех доходов государственного служащего и членов его семьи, с полной детализацией их финансовой деятельности с запросом их пояснений;
- ввести процедуру на выявление лжи у потенциальных сотрудников.
Таким образом, существующие меры по урегулированию конфликта интересов, а так же меры по предотвращению коррупционных отношений вместе с предложенными мерами могут позволить более эффективно предупреждать и выявлять конфликт интересов и коррупционные отношения, что позволит уменьшить государственные затраты в целом.
1. Абрамов Р.А., Мухаев Р.Т. Государственная антикоррупционная политика. Москва: ИНФРА-М, 2017. - 240 с.
2. Братановский С. Н., Зеленов М. Ф. Виды и особенности мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе. Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 240 с.
3. Ванновская, О. В. Психология коррупционного поведения государственных служащих : монография. Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 251с.
4. Глазырин Т. С. Конфликт интересов на государственной и
муниципальной службе, в деятельности организаций: причины,
предотвращение, урегулирование : научно-практическое пособие. Москва ИНФРА-М 2016. - 224с
5. Жильцов В.И. Государственная служба и противодействие коррупции. Основные рекомендации и разъяснения. Москва: Проспект, 2017. - 330 с.
6. Ильяков А. Д. Конфликт интересов на государственной службе: монография. 2017. - 128с.
7. Ильяков А. Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления: диссертация. 2016. - 85с.
8. Костюк, О. Н. Причинная обусловленность конфликта интересов на государственной службе / О. Н. Костюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 337-340.
9. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
10. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной президентом Российской Федерации от 15.08.2001 № Пр-14962 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
12. Куриленко М. А. Предотвращение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: статья / Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию, 2018. - с. 100-104.
13. Нисневич, Ю. А. Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса: монография. Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 240 с.
14. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ . URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2020).
15. «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2020).
16. «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ . URL: http: //
www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2020).
... Всего источников – 42.