Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Феномен страха…………………………………………………………..6
1.1. Определение страха…………………………………………………………..6
1.2. Два типа страха……………………………………………………………...10
1.3. Значение страха в современном обществе………………………………...14
Глава 2. Феномен насилия………………………………………………………19
2.1. Определение насилия……………………………………………………….19
2.2. Виды насилия………………………………………………………………..25
2.3. Этический анализ феномена насилия……………………………………...28
Глава 3. Насилие как следствие страха; страх как следствие насилия……....35
3.1. Террор и легитимное насилие……………………………………………...35
3.2. Терроризм…………………………………………………………………....40
Заключение……………………………………………………………………….49
Список Литературы
Заявленная тема выпускной квалификационной работы – страх как фактор моральной легитимации насилия – является одной из самых обсуждаемых в связи с происходящими событиями в мире. Высокая актуальность данной темы вызвана рассмотрением проблем современного состояния общества, его процессов и культуры. Данная тема также представляет собой моральную рефлексию современных событий, что, помимо актуальности, выявляет в ней теоретическую значимость рассмотрения проблемы.
Данное исследование позволяет проанализировать феномен страха, с последующей его концептуализацией и рассмотреть в качестве необходимого элемента современных событий. Страх, как актуальный феномен современного общества подталкивает к рассмотрению другого значимого явления – насилия, которое очень часто становится необходимой основой для эскалации страха от простого психологического чувства к общественному мировоззрению. Следует добавить, что именно насилие создает возможность рассмотрения страха как предмета моральной рефлексии.
Цель данной работы – рассмотреть с моральной точки зрения возможные виды связи страха и насилия как феноменов современного общества.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и поэтапное решение следующих взаимосвязанных задач: во-первых, проанализировать феномен страха с точки зрения разных гуманитарных наук, концептуализировать данное понятие и определить связь с моральной сферой. Во-вторых, рассмотреть феномен насилия и выявить его природу, определить и классифицировать основные виды насилия, рассмотреть оценку насилия с этической точки зрения. В-третьих, выявить и рассмотреть объективацию связи страха и насилия в понятиях террора, легитимного насилия и терроризма.
Цели и задачи написания работы определили ее структуру, которая состоит из ведения, трех глав, включающих три параграфа, заключения и списка литературы.
Первая глава работы посвящена рассмотрению феномена страха, на основе монографии норвежского философа и культуролога Ларса Свендсена, с точки зрения психологии, культурологи, философии. Данное рассмотрение будет дополнено философским анализом трактата «Понятия страха» Серена Кьеркегора, и добавлено рассмотрение этического анализа страха на основе исследований Пустовойт Ю.В.
Во второй главе будет рассмотрено понятие насилия с точки зрения Ханны Арендт и Славоя Жижека, представляющих политологический, философский и культурологический позиции. Так же будет проведена этическая аналитика насилия на основе статей известных современных российских исследователей морали – Гусейнова А.А. и Апресяна Р.Г.
В третьей главе будет представлен анализ таких явлений как террор, легитимное наказание, терроризм на основе работ философских и культурологических работ современных исследователей Ханны Арендт, Мишеля Фуко, Жана Бодрийяра.
Данный выбор авторов объясняется новизной и современностью проблемы. Степень разработанности проблемы в отечественной литературе невысока: из современных авторов можно выделить корпус статей о насилии авторства сотрудников сектора этики ИФ РАН – Гусейнова А.А., Апресяна Р.Г., так же стоит отметить этическое исследование страха в виде статей и диссертации на эту тему, автора Пустовойт Ю.В.
В зарубежной литературе анализ насилия представлены известными философами, культуролгами, такими как Ханна Арендт, Славой Жижек, Мишель Фуко, Жан Бодрийяр. Современное исследование феномена страха был проведено Ларсом Свендсеном, а философское открытие темы страха было сделано протоэкзистенциалистом и религиозным философом - Сереном Кьеркегором, раскрытие данной темы было продолжено в русле течения экзистенциализма.
Подводя итоги исследования страха как фактора моральной легитимации насилия, следует кратко осветить основные выводы для создания цельного взгляда на проделанный ход работы и его следствия в виде отдельных положений. Страх как феномен может иметь два типа: повседневный, предметно-определённый страх-боязнь лежащий в плоскости рассмотрения психологии, или глубокий и фундаментальный беспредметный страх-тоска, являющийся предметом философии. Двумя главными особенностями психологического чувства страха являются: интенциональный характер, и ожидание возможного причинения зла. Страх как философская категория мироощущения, имеет беспредметную направленность и связана с возможностью осознанного выбора в контексте будущей неопределенности, как страх неизвестного. Важное этическое следствие заключается в использовании страха-боязни как предпосылки ожидания возможного зла. Второй вид страха важен с этической точки зрения, потому что отсылает человека к осознанию свободы, как чистой возможности, и является основанием для ее присутствия. Таким образом можно рассматривать страх как предпосылку к свободному и ответственному действию.
Насилие это особый вид общественных отношений возникающих на почве распределения власти и подчинения объекта насилия воли субъекта, против желания первого. Важной характеристикой насилия является его инструментальность и необходимость в существовании достигаемой цели. В ходе рассмотрения данного понятия была выявлена рациональная и социальная природа насилия, что говорит о насилии как осознанном поступке, который подлежит этической оценке. Субъективное насилие имеет ярко выраженную негативную моральную оценку, из-за самого противоречия общегуманистическим ценностям и своей направленностью к самовоспроизводству, что противоречит характеру насилия как инструменту для достижения цели. Символическое насилие свободно является имморальным феноменом, потому что представляет собой основу для создания общего поля коммуникации. В таком свете символическое насилие не может рассматриваться в моральном дискурсе, в силу своего необходимого присутствия в функционировании символических структур.
Возможным следствием совмещение насилия и страха в современном обществе является политические действия в виде террора, легитимной власти наказывать и явления терроризма. Политика террора представляет собой, насилие, явленное в страхе, следствием чего становятся извращенные отношения власти и насилия, при которых роль насилия сместилась от средств к цели, и стало воспроизводить само себя, прикрываясь аргументом поддержания власти. Исследование показало, что смешение насилия со страхом увеличивает психологический эффект от насилия, что ярко иллюстрирует факт обращения к террору во время революция или насильственных режимов тоталитаризма.
Терроризм представляет собой страх, явленный в насилии. Он может возникнуть вследствие глобализации культуры, и желании отчаянной попытки насильно втянутых в глобализацию выразить свой протест, чтобы быть услышанными и заявить о своем статусе «другого» по отношению к глобализационной западной культуре.
Терроризм как ответ глобализирующей системе может быть воспринят имморально, как естественное следствие внутренней пустоты и виртуальности современной культуры и общественных отношений. В данном случае сам теракт, безусловно, является морально-осудительным, но общее следствие будет носить имморальных характер. Так же терроризм может представлять действия, исходящие из принципов морали ресентимента. Он будет иметь однозначный аморальный характер. Имморальный терроризм связан с внушением фундаментального абсурдного страха, в свою очередь, терроризм несущий в себе мотив морали ресентимента производит объективно-определенный страх, связанный с желанием разрушить ценности культуры, определяющей чувство зависти.
В самом имморальном терроризме страх берется как главное оружие с примесью абсурдности, иррациональности, что аннулирует возможность последовательно аргументировать, в соответствии с логикой ценностей глобализационной культуры террористический акт в виде положительного или отрицательного явления. На него можно смотреть с точки зрения представления возможности ожидания самого худшего. Акцент смешается от насилия к столкновению с идеей свободы, как пугающе иррациональной стихией, неподвластной предсказанию человеком, и, соответственно, восприятии себя как временного человека, по сравнению с самой свободой, которая может внезапно убить всех одним терактом.
За этим можно предположить, что насилие никогда не может быть морально оправданно. Единственное положение насилия отличного от аморального находится вне морального дискурса. Но насилие можно легитимизировать с помощью фундаментального страха. Логика будет такова, что страх как чувство встречи человека со свободой выбора, во-первых, является предпосылкой свободы, которая есть необходимое условие для доброй воли, во вторых, дает решение поступать осознанно, то есть становится субъектом автономной воли в моральном дискурсе. Если обобщить эти следствия страха, то можно придти к заключению, что страх налагает ответственность. А принципом ответственности можно пользоваться в случае примениния насилия, так как это единственное что может легитимизировать, как факт согласия моральных субъектов, насилие с этической точки зрения – то, что оно изначально будет использоваться как отрицательное средство с, скорее всего отрицательными последствиями. Таким образом, насилие будет морально легитимно, но не оправдано, когда субъект насилия будет сам испытывать страх совершая насильственных акт в виде подчинения воли, страх в этом случае будет рассматриваться как присутствие отношений ответственности.
1. Абрамович Г. Ю. Философский анализ трактата «Понятие страха» датского философа С. Кьеркегора // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. №156. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-analiz-traktata-ponyatie-straha-datskogo-filosofa-s-kierkegora
2. Апресян Р.Г. Этика силы – в противостоянии насилию и агрессии http://www.intelros.ru/subject/figures/ruben-apresyan/12487-etika-sily-v-protivostoyanii-nasiliyu-i-agressii.html
3. Апресян Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали // Этическая мысль. — Вып. 2. — М., 2001. — 231 с.
4. АрендтХ. О насилии / Пер. с англ. Г.М. Дашевского М.: Новое издательство, 2014. —148 с.
5. Арендт Х. Ответственность и суждение / пер. с англ. Д. Аронсона, С.Бардиной, Р.Гуляева. М.: Изд. Института Гайдара, 2014. – 352 с.
6. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр ; [пер. с фр. А. Качалова]. — М. : РИПОЛ классик, 2016. — 224 с.
7. Васильева Н. А. Феномен страха: онтологический статус и пути преодоления страха // МНКО. 2014. №5 (48). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-straha-ontologicheskiy-status-i-puti-preodoleniya-straha
8. Гилинский Я.И.Социальное насилие – СПб.: Алеф-Пресс, 2013. – 185с.
9. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? // Вопросы философии, 2004. № 3. С. 19–28.
10. Гусейнов А.А. Понятие насилия // Этика / Под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко. М.: Гардарики, 1999. С. 401, 413.
11. Жижек С. О насилии. – М.: «Европа», 2010 – 184с.
12. Малышев М.А. Концепция тоталитаризма в творчестве Ханны Арендт // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2010. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-totalitarizma-v-tvorchestve-hanny-arendt
13. Мюрберг И. И. Дискурс насилия: К. Шмитт против Х. Арендт // Власть. 2010. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-nasiliya-k-shmitt-protiv-h-arendt (дата обращения: 07.05.2016).
14. Пустовойт Ю.В. Рефлексия проблемы страха в гуманитаристике // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3. С. 38-41.
15. Пустовойт Ю. В. Феномен «Страха»: взгляд сквозь призму этимологии // Вестник ТГУ. 2007. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-straha-vzglyad-skvoz-prizmu-etimologii
16. Пустовойт Ю.В. Страх как этическая категория в патристике. // Гуманітарні студії. 2008. № 4. С. 177-180.
17. Пустовойт Ю.В. «Страх божий» и его современное понимание: к вопросу о «растлении смыслов» // Научные труды Северо-Западного института управления. 2013. Т. 4. № 5 (12). С. 290-294.
18. Свендсен Л. Философия страха / Пер. с норв. Н.В. Шинкаренко. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 288 с.
19. Федорышин Владислав Викторович Страх как основа насилия (на примере терроризма) // ОНВ. 2009. №4-79. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-osnova-nasiliya-na-primere-terrorizma (дата обращения: 07.05.2016).
20. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М.: «Ad Marginem», 1999 – 479 с.
21. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
22. Кьеркегор С. Понятие страха. М.: Академический проект, 2014. – 217 с.