Введение 3
Глава 1. Правовая основа и механизмы реализации государственной национальной политики 8
1.1 Теоретические и нормативно-правовые основы реализации
национальной политики в РФ 8
1.2 Нормативно-правовые основы реализации национальной политики в
Алтайском крае 22
Глава 2. Особенности осуществления национальной политики в России 37
2.1 Организационные и структурные особенности реализации национальной политики с 1990 по 2000 гг 37
2.2 Структурные и структурные основы реализации национальной политики с 2000 -2018 гг 58
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Актуальность темы исследования. Развитие РФ как демократического правового государства, обеспечение национальной безопасности, сохранение территориальной целостности, межнационального мира и согласия являются главными задачами государственной национальной политики. Национальная политика должна быть нацелена на использование этнического многообразие для создания органического целого, в котором бы каждый народ работал на мощь и величие государства, а государство обеспечивало бы развитие каждого этноса на основе принципов их равноправия, свободного развития и самоопределения, национального мира и государственной целостности. Региональные проблемы национальных отношений должны решаться в комплексной взаимосвязи в рамках Стратегии государственной национальной политики РФ. В свою очередь, программы разрешения национальных проблем всех субъектов федерации должны гармонично сочетаться с единой концепцией национальной политики Российского государства.
Актуальными задачами органов государственной власти в реализации национальной политики остаются: развитие федеративных отношений, обеспечивающих целостность российского государства, развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление роли русской нации, ее культуры и языка в формировании гражданской общности россиян, правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств.
В.В. Путин сделал серьезную заявку на формирование новой национальной политики. Так в статье «Россия: национальный вопрос» формулирует концепцию национальной политики в России и предлагает механизмы, с помощью которых Россия может реагировать на вызовы, связанные с национальным вопросом: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».
В 2018 году президент России Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики страны на период до 2025 года.
Одним из пунктов стратегии предложено дополнить текстом о том, что «значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности стало принятие в РФ Республики Крым». Также добавлены «ожидаемые результаты реализации Стратегии». Это укрепление единства многонационального руководства России, предотвращение межэтнических конфликтов, укрепление русского языка как государственного, обеспечение условий для изучения и сохранения языков народов РФ, обеспечение поддержки коренных малочисленных народов страны, создание условий для адаптации иностранных граждан и повышение эффективности межнационального сотрудничества.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность предопределили выбор темы исследования.
Целью исследования является анализ правовых и управленческих аспектов национальной политики в РФ.
Задачами исследования являются:
- анализ правовой основы и механизма реализации государственной национальной политики;
- исследование особенностей реализации национальной политики с 1990 по 2000 гг.;
- анализ особенностей реализации национальной политики с 2000 по настоящее время.
Объектом исследования является национальная политика, реализуемая на территории Российской Федерации.
Предмет исследования- система государственного управления в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации.
Методологической основой являются такие методы, как системный, структурно-функциональный, исторический, модернизационный, позитивистский, цивилизационный.
Использование комплексного и системного подходов дало возможность рассмотреть во взаимосвязи весь спектр условий и факторов, повлиявших на национальную политику России. Применение сравнительного метода позволило сопоставить нормативно-правовые документы РФ и Алтайского края по национальному вопросу, выявить черты их сходства и различия. Применение проблемно-хронологического метода исследования позволило раскрыть динамику развития национальной политики с 1990 г. по настоящее время.
Теоретическую основу исследования составили труды А.Н. Аверина, А.В. Гетмана, К.И. Зейналова, В.Ю. Зорина, Д.Ю. Клементьева, И.И. Ларинбаева, С.В. Пантелеевой, В.В. Уханкина, Ю.П. Шабаева, Т.П. Шикера и других.
Уханкин В.В. рассматривает вопросы национальных и федеративных отношений в Российской Федерации, связанные с государственным управлением в сфере национальной политики России. Внимание сосредоточено на понятии национальной политики и ее содержании. Также автором обозначается роль национальной политики в многонациональном федеративном российском государстве. Отмечается, что национально-этнический фактор всегда связан с вопросом государственного устройства.
B. Ю.Зорин анализирует стратегию государственной национальной политики и другие нормативные документы последних лет, определяющие основные направления развития межэтнических отношений в России.
Д.Ю. Клементьев раскрывает основные составляющие национальной политики РФ. Автор делает акцент на наличии определенных уровней, раскрывающих содержание национальной политики. Уделяя особое внимание каждому уровню, раскрываются такие вопросы, как: процесс институционализации национальной политики, включающий способы реализации национальной политики, ее цели.
C. В. Пантелеева рассматривает национальную политику как сферу социальных взаимоотношений. Расуждается о возможных задачах и способах достижения межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Хронология исследований национальной политики с 1990 года до сегодняшних дней. Данный период исследования выбран с позиции значимых изменений в национальной политики России.
Территориальные рамки: национальная политика России, в частности Алтайский край.
Научная новизна исследования заключается:
- в получении новых научных знаний в истории национальной политики России;
- в новизне исследования заключающейся в определенных хронологических и территориальных рамках исследования начиная с 1990 г. по настоящее время.
-в сравнительном анализе нормативно-правовых документов РФ и Алтайского края по национальному вопросу, что позволило выявить черты их сходства и различия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные научные результаты, полученные автором, могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам национальной политики, национализма, конфликтологии и этносоциологии; в учебном процессе при подготовке государственных служащих в форме базовых и специализированных курсов и программ.
Апробация и внедрение полученных результатов. Автором были опубликованы следующие статьи: .Гильмияров О.И. Анализ реализации государственной национальной политики в алтайском крае // Студенческий: электрон. научн. журн. - 2020. - № 14(100). А также выступление с докладом на конференции «Мой выбор-Наука» (Агу 2019 г.) с темой: «Реализация Национальной политики в России».
Структура работы определена содержанием темы. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих два параграфа, заключения и списка использованных источников.
Во введении отражена актуальность исследования, обозначена цель и определены задачи для ее достижения, предмет и объект исследования.
В первой главе исследования рассматривается правовая основа и механизмы реализации государственной национальной политики, а также понятие и основные направления национальной политики.
Во второй главе идет подробный анализ динамики развития национальной политики России.
В заключении сделаны основные выводы по теме исследования.
Согласно проведенного в настоящей работе исследования, представляется возможным сформулировать следующие выводы.
(зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2018 № 52115) [Электронный ресурс]. - ПКЬ: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 10.02.2020).
Государственная национальная политика в Российской Федерации представляет собой комплекс организационных и политических мер, проводимых государством с целью создания благоприятной среды в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, регулирования отношений между народами (этническими группами), проживающими на территории Российской Федерации.
Российская Федерация является многонациональным государством на территории которой, проживает более 190 этнических групп. Национальный состав населения отличается культурным, этноконфессиональным и языковым многообразием. Политика государства направлена на обеспечение этнокультурных и языковых потребностей всех народов, проживающих на территории Российской Федерации.
С целью укрепления единства и целостности российской нации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия определяет приоритетные направления, цели, задачи и принципы государственной национальной политики, а также инструменты и механизмы ее реализации. В реализацию стратегии вовлечены государственные органы, органы местного самоуправления, институты гражданского общества для организации совместной работы по обеспечению межнационального мира и согласия, укрепления гражданского единства, поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
Планом мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 2985, предусмотрена реализация мер, направленных на достижение целей Стратегии.
Основным инструментом реализации Стратегии является Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532. В отличие от Стратегии Государственная программа содержит конкретные задачи и мероприятия, а также целевые показатели (индикаторы) программы, которые позволяют оценить эффективность реализации мероприятий Государственной программы.
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию Государственной программы является Федеральное агентство по делам национальностей.
В региональном разрезе важно отметить, что в Алтайском крае ежегодно фиксируются стабильно высокие позитивные оценки отношений между жителями как разной национальности, так и вероисповедания.
Анализ динамики развития национальной политики России с 1990 по настоящее время показал, что проблемы, связанные с регулированием межнациональных отношений, играли важнейшую роль в общественно-политической жизни первого постсоветского десятилетия, влияя на самые разные стороны развития социума (вопросы развития культуры, национальной безопасности, регионального развития, федеративных отношений и др.). От представителей власти в этот период требовалось проведение особенно взвешенной национальной политики. Вопросы, касавшиеся национальной сферы, привлекали в 1990-е гг. всеобщее внимание, становились поводом для кампаний в СМИ, нередко оказывались в центре острой идейно-политической борьбы.
Оценка различных аспектов национальной политики первого постсоветского десятилетия является и в наши дни предметом научных и общественно-политических дискуссий, с чем, в частности, связано появление настоящего исследования. Давая общую характеристику национальной политики 1990-х гг., необходимо прежде всего отметить, что она реализовывалось в крайне тяжелых экономических условиях, в обстановке политической нестабильности, мешавшей проводить последовательный политический курс.
К началу 1990-х гг. обозначился ряд острых проблем в национальной сфере, которые после распада СССР предстояло решать властям суверенной России. К их числу относилась нараставшая асимметрия федеративных отношений, усугублявшаяся неравномерностью экономического развития регионов, в том числе созданных по национальному принципу; вопрос о статусе русских в России и их положении в странах постсоветского пространства; вопрос о культурно-языковом развитии народов России и национальных движениях в их среде; проблема разрешения межнациональных конфликтов; вопрос о регулировании межконфессиональных отношений в контексте национальной политики. Значительную роль играла и проблема национальной идентификации граждан России, связанная с указанием национальной принадлежности в официальных документах.
После первого десятилетия новой власти (2000-2010), примерно к концу 2011 - началу 2012 года, федеральному центру стала очевидна потребность страны в дальнейшем регулировании национальной политики. Именно к этому времени относятся учреждение Государственного совета по национальной политике и разработка «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года».
В 2016 году было принято постановление «О государственной программе Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», а в 2018 году - постановление «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
В декабре 2018 года в Стратегию были внесены существенные изменения и дополнения, принятые по итогам обсуждений в Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям.
Таким образом, эффективность выработки и реализации государственной национальной политики в современной России зависит в значительной степени от качества анализа исторических предпосылок, хода, результатов выработки политических решений в сфере регулирования межнациональных отношений, принятых на предшествующих стадиях исторического развития нашей страны.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФК // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 22. - Ст. 2670.
3. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 18. - Ст. 1532.
4. Федеральный закон от 22.10.2013 N 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 43. - Ст. 5454.
5. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2015) «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 23. - 6 июня. - Ст. 2199.
6. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 50. - Ст. 1740.
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 18.07.2019) // Российская газета. 1992. - N 248.
8. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».
9. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.
10. Указ Президента РФ от 31.03.2015 N 168 (ред. от 15.05.2018) «О Федеральном агентстве по делам национальностей» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - N 14. - Ст. 2106.
11. Указ Президента РФ от 26.10.2018 № 611 «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 44. - 29 октября. - Ст. 6717
12. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // СПС «Консультант Плюс».
13. Указ Президента РФ от 08.09.2014 N 612 (ред. от 15.05.2018) «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» СПС «Консультант Плюс».
14. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - N 2 (Часть I). - Ст. 361.
15. Постановление Правительства РФ от 28.10.2017 № 1312 (ред. от 29.11.2018) «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций» (вместе с «Положением о государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций») // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 45. - 6 ноября. - Ст. 6675
16. Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2013 N 1226-р (ред. от 15.09.2015) «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».
17. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2985-р «О плане мероприятий по реализации в 2019-2021 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 1. - 7 января. - Ст. 109.
18. Приказ Минтруда России от 02.08.2018 № 514н «Об утверждении
профессионального стандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений»» (зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2018 № 52115) [Электронный ресурс]. - ПКЬ:
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 10.02.2020).
19. Постановление Правительства Алтайского края от 28 февраля 2019 года N 74-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Алтайском крае в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // ПКЬ: www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/kompart(дата обращения 05.09.2019 г.)
20. Постановление Администрации Алтайского края от 25.11.2013 № 613 «О
внесении изменений в постановление от 20.04.2010 № 159
Администрации Алтайского края «О Совете по этнокультурному развитию» // URL:www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/(дата обращения 05.09.2019 г.)
21. Постановление Администрации Алтайского края от 26.08.2015 №343 «О Совете по вопросам реализации государственной национальной политики Алтайского края» // 1Ж1/ www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/kom(дата обращения 05.09.2019 г.)
22. Постановление Правительства Алтайского края от 05.04.2017 №110 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае» на 2017- 2021 годы» // иКЬ:’№№№.а11а1гедюп22.ги/доу/адш1Ш81:га1:юп/18р/кошраг1/ (дата обращения 05.09.2019 г.)
23. Постановление Правительства Алтайского края от 28 февраля 2019 года N 74-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Алтайском крае в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // ПВЕ: vwwTi1tairegion22. ги/доу/айшхшзй'айоп/хзр/кошрагЕдо зийагз1уеппауапа1:з1о па1пауа po1itika/Noгшatiупye-dokuшeпty/ (дата обращения 05.09.2019 г.)
Литература:
24. Абдуразакова Т.С.Основные направления реализации государственной национальной политики / Т.С. Абдуразакова // Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов. - 2019. - С.16-19.
25. Авдеева Г.С. Этнокультурное пространство Алтайского края: реализация политики национальных интересов государства / Г.С. Авдеева // Известия Алтайского Государственного Университета. - 2018. - №2. - С248-251.
26. Аверин А.Н. Государственная национальная политика: правовая и организационная основа / А.Н. Аверин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - №4. - С.46-49.
27. Аверьянов А.В. Феномен национальной политики в СССР: особенности становления и развития / А.В. Аверьянов // Гуманитарные и юридические исследования. - 2019. - №1. - С.8-11.
28. Болтенкова Л.Ф. Интегрирующая роль русского языка в годы советской власти / Л.Ф. Болтенкова // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2015. - №3. - С.58-61.
29. Васильева Е.Р. Сравнительный анализ реализации госпрограмм / Е.Р. Васильева // Вестник современной науки. - 2019. - 12. - С.48-51.
30. Веригин С.Г. История создания и упразднения Карело-Финской ССР / С.Г. Веригин // Федерализм. - 2015. - №4. - С.147-150.
31. Выступление доцента Департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ А.И. Суздальцева [Электронный ресурс] // Специалист в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений: вызовы времени и профессиональный стандарт: Всероссийский круглый стол (8 июня 2017 г.). - ИКС: http://www.igsu.ranepa.ru/news/p49394 (дата обращения 01.02.2020).
32. Гетман А.В. Национальная политика государства / А.В. Гетман // Наука через призму времени. - 2017. - №6. - С.130-133.
33. Данильченко С.Л. Цивилизационные особенности и исторические традиции национальной политики России / С.Л. Данильченко // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2015. - С.77-80.
34. Единство нации не выдержало критики [Электронный ресурс] // Коммерсант. - 2017. - 7 марта. - ИИЕ: https://www. kommersant.ru/daily(дата обращения: 20.02.2020).
35.Зейналов К.И. Гармонизация межнациональных отношений в стратегии государственной национальной политики Российской Федерации: проблемы и противоречия / К.И. Зейналов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - №4. - С.86-89.
36.Зорин В.Ю. Государственная национальная политика в современной России / В.Ю. Зорин // Вестник Московского Государственного Областного Университета. - 2018. - №1. - С.6-9.
37.Зубкова Е.Ю. Власть и развитие этноконфликтной ситуации в СССР 1953-1985 годы / Е.Ю. Зубкова // Отечественная история. - 2014. - №4. - С.3-6.
38. Иванов М.В. Национально-культурная автономия: к вопросу о понятии и назначении / М.В. Иванов // Теория и практика общественного развития.
- 2019. - №2. - С.199-202.
39. Каневский А.А. Виды национальной политики государства / А.А. Каневский // Философия права. - 2015. - №4. - С.47-50ю
40. Клементьев Д.Ю. Государственная национальная политика Российской Федерации / Д.Ю. Клементьев // Вестник Московского Государственного Областного Университета. - 2015. - №1. - С. 75-78.
41. Конин Н.М. О правовых основах и особенностях государственного регулирования в сфере национальных отношений / Н.М. Конин // Вестник Саратовской Государственной Юридической Академии. - 2017. - №3. - С.94-97.
42. Консультативный совет по делам национально-культурных автономий.
НИТ: http://fadn.gov.ru/otkritoeagenstvo/obshestvenniy-kontrol (дата
обращения: 18.02.2020).
43. Куприянова В.И. Эволюция государственной национальной политики Российской Федерации / В.И. Куприянова // Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С.225-228.
44. Ларинбаева И.И. Принцип равноправия в контексте прав человека / И.И. Ларинбаева // Правовое государство: проблемы понимания и реализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика». - 2015. - С.11-13.
45. Матюгина Т.М., Перепелкина Л.С. Национальная политика в России: XVI
- начало XXI века. - М., 2014. - С.8-11.
46. Михайлов В.А. Русский народ в национальной политике российского государства / В.А. Михайлов // Публичное и частное право. - 2015. - №1.
- С.7-10.
47. Мурин Ю.Г. Единый архив общего отдела ЦК КПСС в 1960-1980-Х гг. / Ю.Г. Мурин // Вестник архивиста. - 2015. - №2. - С.32-35.
48. Мусаев В.И. Специфика советской национальной политики в период великой отечественной войны и в первые послевоенные годы (1941-1953 гг.) / В.И. Мусаев // Государство, общество, личность в истории России (XVIII-XX ВВ.). Сборник научных трудов к 80-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Владлена Семеновича Измозика. Санкт-Петербург, 2018. - C.217-220.
49. Насимова П.А. Понятие национальной политики и её основные направления / П.А. Насимова // Вестник Педагогического Университета. -
2015. - №1. - С.28-31.
50. Никитин М.А. Эволюция государственной национальной политики России / М.А. Никитин // Вестник Российской нации. - 2015. - №6. - С.246-249.
51.О Координационном совете по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации: положение, утвержд. приказом Министерства культуры РФ от 17 нояб. 2014 г. № 1974. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/coordinating- council-national-policy/(дата обращения: 11.02.2020).
52.О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 20 авг. 2013 г. № 718. URL: http://fadn.gov.ru/dokumenty/osnovopolagayuschie/programs (дата
обращения: 18.02.2020).
53.Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: распоряжение Правительства РФ от 12 окт. 2012 г. № 1906-р. URL:
http://fadn.gov.ru/dokumenty/osnovopolagayuschie/acts(дата обращения: 17.02.2020).
54. Пантелеева С.В. Национальная политика в России / С.В. Пантелеева // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2017. - №2. - С.48-51.
55. Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2015-2017 гг.: распоряжение Правительства РФ от 19 нояб. 2014 г. № 2321-р. НКР: http://government.ru/media/files/ZXiQGZwhcwc.pdf(дата обращения: 17.02.2020).
56. Проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, принятой за основу рабочей группой по подготовке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям // СПС «КонсультантПлюс»
57. Проект Федерального закона № 369190-3 «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
58. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // Режим доступа URL.:https://rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html (Дата обращения 14.01.2020).
59. Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с
религиозными объединениями при Совете Федерации. 1Ж1/
http://www.council.gov.ru/structure/docs/61938/(дата обращения: 11.02.2020).
60. Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ. НКР: http://kremlin.ru/events/president/news/15577(дата обращения: 11.02.2020).
61. Соколова Ф.Х. Эволюция национальной политики России в конце ХХ - начале XXI века / Ф.Х. Соколова // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. -
2016. - №6. - С.54-57.
62. Соколова Ф.Х. Эволюция национальной политики России в конце ХХ - начале XXI века / Ф.Х. Соколова // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. - 2016. - №6. - С.54-57.
63. Тарасова Е.А. Трансформация федеративных отношений в РСФСР-РФ в 1990-1993 гг. / Е.А. Тарасова // Труды исторического факультета Санкт- петербургского Университета. — 2015. - №1. - С.431-433.
64. Уколова В.И. Русская национальная политика: исторический опыт и современность / В.И. Уколова // Международная жизнь. - 2018. - №3. - С.157-159.
65. Уханкин В.В. Вопросы правового регулирования и государственного управления в сфере национальной политики современной России / В.В. Уханкин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского Университета МВД России. - 2017. - №2. - С.46-49.
66. Уханкин В.В. Национальная политика: понятие и роль в механизме многонационального Федеративного Российского государства / В.В. Уханкин // Вестник Калининградского Филиала Санкт-Петербургского Университета МВД России. - 2018. - №3. - С.56-59.
67. Харитонова Е.М. Мониторинг этнополитической конфликтности / Е.М. Харитонова // Вестник Пермского Университета. - 2016. - №4. - С.180¬183.
68. Хисматуллин И.Р. Государственная национальная политика: подходы к определению / И.Р. Хисматуллин // Международный академический вестник. - 2017. - №2. - С.46-49.
69. Шабаев Ю.П. Этнополитика в современной России / Ю.П. Шабаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2015. - №3. - С.167¬170.
70. Шалыгин А.А. Регулирование межнациональных отношений в полиэтничном регионе в первое десятилетие советской власти / А.А. Шалыгин // Вестник Тамбовского Университета. - 2016. - №1. -С.207¬210.
71. Шикер Т.П. Правовые основы государственной национальной политики / Т.П. Шикер // Этносоциум и межнациональная культура. - 2018. - №5. - С.123-126.
72. Akaev V. National policy of the Russian state:deliberations on Putin's article / V. Akaev // Central Asia and the Caucasus. -2012.-№2. - P.193-195.
73. Alizade Z. National identity: state policy and public opinion / Z.Alizade//The Caucasus & Globalization. -2017.-№3.-C.84-87.