Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №1» г. Петушки
Выборка: 15 дошкольников 4-5 лет и 15 их матерей.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка 7
1.1 Психологические аспекты перинатального развития 7
1.2 Особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом 14
1.3 Детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка 18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка 30
2.1 Организация и методики экспериментального исследования 30
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 32
2.3 Психологические рекомендации женщин в период беременности 44
Заключение 54
Список использованных источников 59
Приложения 63
Перинатальный период, который включает в себя беременность, роды и первые дни новорожденного, несомненно является одним из самых важных периодов для формирования основ психического и личностного развития ребенка. Но в настоящее время в связи с увеличением социально-экономических и внутрисемейных проблем, большой профессиональной занятостью и связанными с этим стрессами и переутомлением, большинство женщин не имеют возможности психологически подготовиться к беременности и рождению ребенка, не осознают важности ответственного отношения к себе и своему будущему ребенку в перинатальный период. Все это приводит к тому, что наличие неблагоприятных факторов, как внешних (стрессы, нервно-психические перегрузки, вредные привычки и т.п.), так и внутренних (повышенная тревожность, безразличное отношение к будущему ребенку, отсутствие взаимосвязи между плодом и матерью и т.п.) оказывают отрицательное влияние на психическое и эмоционально-личностное развитие будущего ребенка.
Многими учеными, такими как А.С.Батуев, Л.В.Соколова и др., отмечается, что в перинатальный период будущий ребенок в полной мере ощущает, в каком состоянии (физиологическом, нервно-психическом, эмоциональном) находится мать, что сказывается на его развитии как во время беременности, так и в будущем, а также на его будущих взаимоотношениях с матерью [5].
В 1982 году была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (НАПВ). По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни[19].
Большое внимание изучению условий, проблем и особенностей перинатального периода развития личности уделяется в исследованиях как зарубежных ученых (Р.Ассаджиоли, А.Бертин, Т.Верни, Ж.Х.Грабер, С.Грофф, Ф.Дольто, Х.Никель, Д.Пайнз, Л.Нильсон, С.Фанти и др.), так и отечественных (В.В.Абрамченко, А.С.Батуев, Н.А.Гармошова, А.И.Захаров, В.В.Петренко и др.). В своих работах они рассматривают перинатальный период, как первую и очень важную стадию человеческого существования, в которой различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна. Психологами также отмечается, что благоприятные условия в перинатальный период, взаимосвязь между матерью и плодом позволяют предотвратить возникновение личностных, поведенческих и нервно-психических расстройств у детей.Проблема влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка рассматривается в работах таких ученых, как А.Бертин, О.А.Соколова, Р.Ж.Мухамедрахимов, Н.Г.Чумакова, Б.З.Драпкин, Н.Н.Авдеева и др.
Но несмотря на то, что одной из целей современных исследований в данной области является выявление и изучение условий и детерминант перинатального периода, влияющих на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, данная проблема до сих пор недостаточно исследована в психологии. Это связано прежде всего с тем, что перинатальная психология как научная область появилась не очень давно и характеризуется разрозненностью и разными подходами к изучению данного периода, а также недостаточностью практических исследований. Именно этим и обусловлена актуальность данной работы, которая позволит систематизировать и обобщить теоретические подходы к данной проблеме, а также провести экспериментальное исследование и выявить наиболее значимые детерминанты перинатального периода и степень их влияния на развитие ребенка.
Объект исследования: условия перинатального периода и эмоционально-личностное развитие ребенка.
Предмет исследования: влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка.
В качестве показателей эмоционально-личностного развития ребенка в данной работе выступают психоэмоциональное состояние и уровень тревожности ребенка, в то время как условиями его перинатального периода развития являются тип психологического компонента гестационной доминанты матери и уровень перинатального риска.
Цель исследования: изучение влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка.
Задачи исследования:
1) изучить психологические аспекты перинатального развития;
2) рассмотреть особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом;
3) выявить и проанализировать детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка;
4) организовать и провести экспериментальное исследование влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка, проанализировать его результаты;
5) разработать психологические рекомендации для беременных женщин.
Гипотеза исследования: условия перинатального периода, в частности тип психологического компонента гестационной доминанты и уровень перинатального периода, оказывают значительное влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка, а именно на его психоэмоциональное состояние и уровень тревожности.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1) теоретические - обзор и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация;
2) практические (эмпирические) – тестирование, анкетирование, методы количественной и качественной обработки результатов, метод корреляционного анализа по Спирмену, разработка психологических рекомендаций.
Для экспериментального исследования используется выборка респондентов – 15 дошкольников 4-6 лет, посещающих МБДОУ «Детский сад №1» г. Петушки, и 15 их матерей.
Практическая значимость: данное исследование позволит выявить степень влияния различных факторов перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка, а также разработать соответствующиепсихологические рекомендации для беременных женщин.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы и четырех приложений. В выпускной квалификационной работе представлены 7 таблиц и 23 рисунка.
В процессе исследования были изучены теоретические и практические аспекты влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка. Были полностью решены поставленные задачи:
1) изучены психологические аспекты перинатального развития;
2) рассмотрены особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом;
3) выявлены и проанализированы детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка;
4) организовано и проведено эмпирическое исследование влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка, проанализированы его результаты;
5) разработаны психологические рекомендации для беременных женщин.
На основании этого можно сделать следующие выводы:
1. На основании анализа психологической литературы выделены и проанализированы основные аспекты перинатального развития. В частности, рассмотрены особенности психического развития и новообразований ребенка в перинатальный период, которые заключаются в формировании и развитии восприятия, определенных органов чувств и рефлексов (сосательный, хватательный и др.), направленных на подготовку ребенка к постнатальному периоду, его настройку на соответствующую информацию и установление контакта плода с матерью. Проанализированы особенности перинатальной диады между матерью и ребенком (плодом), представляющей собой структуру, которая развивается в сложной динамике, зависящей от особенностей взаимодействия как внутри нее, так и диады с окружающим миром. Рассмотрена гестационная доминанта, психологический компонент которой представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, формирующихся и развивающихся у беременной женщины, которые оказывают значительное влияние на изменение и появление новых стереотипов поведения и отношений женщины с целью сохранения беременности и создания условий для развития плода. Изучены особенности кризиса рождения или новорожденности, которые связаны со сложным переходом ребенка от внутриутробного (паразитарного) способа существования к внеутробному (индивидуальному) образу жизни, в котором основным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь ребенка.
2. В рамках исследования выделены и изучены особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом, такие как мотивация зачатия, становление детско-родительской общности, которая понимается, как единое смысловое пространство существования матери и дитя и включает в себя все связи и отношения с миром, реальные и воображаемые, в которых находится женщина, ожидающая ребенка. Рассмотрены типы матерей, отражающие меру сознательного и бессознательного принятия ребенка в перинатальный период – идеальный, холодный, амбивалентный, катастрофический. Выделены такие важные аспекты внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом, как эмоциональный след, обнаруженный психологами и психоаналитиками, способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, "записывать" информацию – клеточная память.
3. Проанализированы основные детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка. Нормальное формирование и развитие эмоциональной и личностной сферы ребенка зависит от психологического здоровья матери и прежде всего от ее эмоционального состояния в перинатальный период, которое выражается в его стабильности, преобладающем характере и окраске эмоций и чувств по отношению к ребенку, беременности, окружающим обстоятельствам и людям (положительном или отрицательном), уровне тревожности, настроении и т.п., а также от уровня психологической готовности женщины к материнству, принятием и осознанием новой роли матери. Отмечена взаимосвязь с эмоционально-личностным развитием ребенка мотивов зачатия, которая выражается в позитивном влиянии осознаваемых и конструктивных мотивов (беременность «ради ребенка», укрепление семьи и т.п.) и негативном влиянии неосознаваемых и деструктивных мотивов (желание соответствовать социальным ожиданиям окружающих, протест, стремление сохранить отношения и т.п.), а также между развитием различных психических и эмоциональных расстройств и стрессом, пережитым во время рождения. Выделены основные негативные социально-психологические факторы, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка. Нарушения в эмоционально-личностном развитии ребенка также могут быть вызваны аффективными расстройствами, возникающими у женщин в послеродовом периоде, в частности послеродовой депрессией матери. На этапе раннего младенчества существенное влияние на развитие ребенка оказывают такие факторы, как степень родительской (прежде всего материнской) заботы и любви, эмоциональная близость и привязанность с матерью, общение со значимыми взрослыми (в первую очередь с родителями).
4. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что уровень психоэмоционального состояния дошкольников зависит от типа психологического компонента гестационной доминанты матерей, что выражается в том, что при оптимальном типе психоэмоциональное состояние детей находится в норме, а при других, деструктивных типах психологического компонента гестационной доминанты (тревожном, эйфорическом, депрессивном, гипогестогнозическом) психоэмоциональное состояние детей ниже нормы, что проявляется в наличии негативных эмоциональных проявлений, в трудностях при распознавании своих и чужих эмоций и в проявлении негативных эмоций в отношениях с окружающими.
5. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что уровень тревожности дошкольников зависит от типа психологического компонента гестационной доминанты матерей, что выражается в том, что при оптимальном типе для детей характерен низкий уровень тревожности, при остальных типах - средний и высокий уровень тревожности детей.
6. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что психоэмоциональное состояние детей зависит от уровня риска возникновения проблем и нарушений в эмоционально-личностном развитии ребенка, что выражается в том, что при низком уровне риска психоэмоциональное состояние детей находится в норме, а при среднем и высоком уровне риска психоэмоциональное состояние детей ниже нормы, что выражается в наличии негативных эмоциональных проявлений, трудностях при распознавании своих и чужих эмоций, проявлении негативных эмоций в отношениях с окружающими. Это подтверждают результаты корреляционного анализа Спирмена. На основании полученного коэффициента -0.959 можно сделать вывод, что между уровнем перинатального риска и уровнем психоэмоционального состояния дошкольников существует тесная обратная связь, которая выражается в следующем: чем выше уровень перинатального риска, тем ниже нормы уровень психоэмоционального состояния дошкольников.
7. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что уровень тревожности детей зависит от уровня риска возникновения проблем и нарушений в эмоционально-личностном развитии ребенка, что выражается в том, что при низком уровне риска уровень тревожности также находится на низком уровне, среднему уровню риска соответствует средний уровень тревожности и высокому уровню риска – высокий уровень тревожности. Это подтверждают результаты корреляционного анализа Спирмена. На основании полученного коэффициента 0.702 можно сделать вывод, что между уровнем перинатального риска и уровнем тревожности дошкольников существует тесная прямая связь, которая выражается в следующем: чем выше уровень перинатального риска, тем выше уровень тревожности дошкольников.
8. На основании полученных результатов и выводов эмпирического исследования нами были разработаны психологические рекомендации для беременных женщин, направленные на формирование их психологической готовности к материнству и оптимального типа компонента гестационной доминанты, принятие и осознание себя в роли матери, а также принятие своего ребенка и обеспечение благоприятных условий для его эмоционально-личностного развития в перенатальный период.
Таким образом, исходя из полученных выводов, можно заключить, что нами была подтверждена гипотеза исследования о том, что неблагополучные условия и детерминанты перинатального периода оказывают негативное влияние на дальнейшее эмоционально-личностное развитие ребенка.
1. Абрамченко В.В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 132 с.
2. Аммон Г. Динамическая психиатрия. М.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. 200 с.
3. Аптулаева Т.Г. Мать и дитя. Энциклопедия счастливого материнства от зачатия до первых шагов. Москва: Издательство «Эксмо», 2016.1216 с.
4. Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М.: Знание, 2003. — 324 с.
5. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать–дитя» // Вестник Ленинградского университета, с. 3, 1994б. в. 2 (№ 10). С. 85–102.
6. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // «Детский стресс – мозг и поведение»: тезисы докладов научно-практ. конф. – СПб.: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», СПбГУ, РАО, 1996. С. 3–4.
7. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период // Психологический журнал. 2000.-Т. 21.-№ 6.-С. 51-56.
8. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. СПб: Жизнь, 1992.
9. Боровикова Н.В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины //Сборник материалов первой научно-практической конференции по перинатальной психологии. Спб., 1998.С.70-74.
10. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Когито-Центр, 2012. 496 с.
11. Брехман Г.И. Перинатальная психология// Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. 1998. № 4. С. 49-52.
12. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
13. БрутманВ. И.Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997. № 6. С. 38 - 47.
14. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 235 с.
15. Диагностика личности дошкольника: Методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов. Донецк: ДОУ, 2019. 84 с.
16. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2000. С. 11-15.
17. Добряков И.В. Биопсихосоциальный подход в перинатальной психологии // Вестник Кыргызско-Российского университета: научный журнал. – КРСУ. Том 7. № 5. 2007. С. 36–38.
18. Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. СПб.: Питер, 1997. 256 с.
19. Кельмансон И.А. Перинатология и перинатальная психология / СПб: Специальная литература, 2015. 343 с.
20. Кельмансон И.А. Перинатальные факторы риска развития расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка // «Врач». 2019. № 1. С.2-7.
21. Кузнецова Л.Э. Психологические факторы перинатального периода развития личности: теоретический анализ проблемы // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 1009-1011.
22. Кузнецова Л.Э., ХошабиК. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. № 9 (89). Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. С. 1257–1259.
23. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 18–27.
24. Психология и психоанализ беременности: [Хрестоматия] / [Ред.- сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара: БАХРАХ-М, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 782 с.
25. Ребенок от зачатия до года. Универсальное пособие. Ж.В. Цареградская. – М.; Астрель: АСТ, 2006.
26. Ройзен М., Оз М. Дорога к счастливому материнству. Путеводитель по беременности и родам для будущих мам. Москва: Издательство «Астрель», 2012. 432 с.
27. Свааб Д. Мы – это наш мозг: От матки до Альцгеймера. Пер. с нидерл.
28. Д.В. Сильверстова / СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014, 544 c.
29. Смирнова Е.О., Радеева Р.П. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 105-116.
30. Филиппова Г.Г. Психология материнства.М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
31. Филиппова Г.Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н.Васина. - М.: УРАО, 2005. 328с.
32. Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова. Влияние тревожности за ребенка во время беременности. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства», 2006 г., № 1.
33. Шмурак Ю.И. Опыт развивающегося перенатального воздействия // Народное образование. 1995. № 6.
34. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста, 2019. 256 с.
35. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольский И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
36. Энн Динз. Ваша Библия беременности. Москва: Издательство «Астрель», 2012. 384 с.
37. Юсфин А.Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / А.Г. Юсфин, А.Н.Васина. М.: УРАО, 2005.153 с.
38. Beck C. The effects of postpartum depression on child development: a metaanalysis // Arch. Psychiatr. Nurs. – 1998; 12 (1): 12–20.
39. Limperopoulos C., Bassan H., Sullivan N. et al. Positive screening forautism in ex-preterm infants: prevalence and risk factors // Pediatrics. – 2008; 121(4): 758–65.
40. Moore V., Davies M., Willson K. et al. Dietary composition of pregnantwomen is related to size of the baby at birth // J. Nutr. – 2004; 134 (7): 1820–6.
41. Murray L., Sinclair D., Cooper P. et al. The socioemotional development of5-year-old children of postnatally depressed mothers // J. Child Psychol.Psychiatry. – 1999; 40 (8): 1259–71.
42. Fried P., Watkinson B., Gray R. A follow-up study of attentional behavior in6-year-old children exposed prenatally to marihuana, cigarettes, and alcohol //Neurotoxicol. Teratol. – 1992; 14 (5): 299–311.
43. Расчет коэффициента корреляции по Спирмену // Электр.ресурсhttps://stanly.statpsy.ru/all/correlation_spearman/steps/1/Дата обращения: 10.11.2022.