Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка (Российский новый университет)

Работа №121244

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №1» г. Петушки
Выборка: 15 дошкольников 4-5 лет и 15 их матерей.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка 7
1.1 Психологические аспекты перинатального развития 7
1.2 Особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом 14
1.3 Детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка 18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка 30
2.1 Организация и методики экспериментального исследования 30
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 32
2.3 Психологические рекомендации женщин в период беременности 44
Заключение 54
Список использованных источников 59
Приложения 63


Перинатальный период, который включает в себя беременность, роды и первые дни новорожденного, несомненно является одним из самых важных периодов для формирования основ психического и личностного развития ребенка. Но в настоящее время в связи с увеличением социально-экономических и внутрисемейных проблем, большой профессиональной занятостью и связанными с этим стрессами и переутомлением, большинство женщин не имеют возможности психологически подготовиться к беременности и рождению ребенка, не осознают важности ответственного отношения к себе и своему будущему ребенку в перинатальный период. Все это приводит к тому, что наличие неблагоприятных факторов, как внешних (стрессы, нервно-психические перегрузки, вредные привычки и т.п.), так и внутренних (повышенная тревожность, безразличное отношение к будущему ребенку, отсутствие взаимосвязи между плодом и матерью и т.п.) оказывают отрицательное влияние на психическое и эмоционально-личностное развитие будущего ребенка.
Многими учеными, такими как А.С.Батуев, Л.В.Соколова и др., отмечается, что в перинатальный период будущий ребенок в полной мере ощущает, в каком состоянии (физиологическом, нервно-психическом, эмоциональном) находится мать, что сказывается на его развитии как во время беременности, так и в будущем, а также на его будущих взаимоотношениях с матерью [5].
В 1982 году была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (НАПВ). По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни[19].
Большое внимание изучению условий, проблем и особенностей перинатального периода развития личности уделяется в исследованиях как зарубежных ученых (Р.Ассаджиоли, А.Бертин, Т.Верни, Ж.Х.Грабер, С.Грофф, Ф.Дольто, Х.Никель, Д.Пайнз, Л.Нильсон, С.Фанти и др.), так и отечественных (В.В.Абрамченко, А.С.Батуев, Н.А.Гармошова, А.И.Захаров, В.В.Петренко и др.). В своих работах они рассматривают перинатальный период, как первую и очень важную стадию человеческого существования, в которой различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна. Психологами также отмечается, что благоприятные условия в перинатальный период, взаимосвязь между матерью и плодом позволяют предотвратить возникновение личностных, поведенческих и нервно-психических расстройств у детей.Проблема влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка рассматривается в работах таких ученых, как А.Бертин, О.А.Соколова, Р.Ж.Мухамедрахимов, Н.Г.Чумакова, Б.З.Драпкин, Н.Н.Авдеева и др.
Но несмотря на то, что одной из целей современных исследований в данной области является выявление и изучение условий и детерминант перинатального периода, влияющих на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, данная проблема до сих пор недостаточно исследована в психологии. Это связано прежде всего с тем, что перинатальная психология как научная область появилась не очень давно и характеризуется разрозненностью и разными подходами к изучению данного периода, а также недостаточностью практических исследований. Именно этим и обусловлена актуальность данной работы, которая позволит систематизировать и обобщить теоретические подходы к данной проблеме, а также провести экспериментальное исследование и выявить наиболее значимые детерминанты перинатального периода и степень их влияния на развитие ребенка.
Объект исследования: условия перинатального периода и эмоционально-личностное развитие ребенка.
Предмет исследования: влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка.
В качестве показателей эмоционально-личностного развития ребенка в данной работе выступают психоэмоциональное состояние и уровень тревожности ребенка, в то время как условиями его перинатального периода развития являются тип психологического компонента гестационной доминанты матери и уровень перинатального риска.
Цель исследования: изучение влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка.
Задачи исследования:
1) изучить психологические аспекты перинатального развития;
2) рассмотреть особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом;
3) выявить и проанализировать детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка;
4) организовать и провести экспериментальное исследование влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка, проанализировать его результаты;
5) разработать психологические рекомендации для беременных женщин.
Гипотеза исследования: условия перинатального периода, в частности тип психологического компонента гестационной доминанты и уровень перинатального периода, оказывают значительное влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка, а именно на его психоэмоциональное состояние и уровень тревожности.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
1) теоретические - обзор и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, классификация;
2) практические (эмпирические) – тестирование, анкетирование, методы количественной и качественной обработки результатов, метод корреляционного анализа по Спирмену, разработка психологических рекомендаций.
Для экспериментального исследования используется выборка респондентов – 15 дошкольников 4-6 лет, посещающих МБДОУ «Детский сад №1» г. Петушки, и 15 их матерей.
Практическая значимость: данное исследование позволит выявить степень влияния различных факторов перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка, а также разработать соответствующиепсихологические рекомендации для беременных женщин.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы и четырех приложений. В выпускной квалификационной работе представлены 7 таблиц и 23 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования были изучены теоретические и практические аспекты влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка. Были полностью решены поставленные задачи:
1) изучены психологические аспекты перинатального развития;
2) рассмотрены особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом;
3) выявлены и проанализированы детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка;
4) организовано и проведено эмпирическое исследование влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка, проанализированы его результаты;
5) разработаны психологические рекомендации для беременных женщин.
На основании этого можно сделать следующие выводы:
1. На основании анализа психологической литературы выделены и проанализированы основные аспекты перинатального развития. В частности, рассмотрены особенности психического развития и новообразований ребенка в перинатальный период, которые заключаются в формировании и развитии восприятия, определенных органов чувств и рефлексов (сосательный, хватательный и др.), направленных на подготовку ребенка к постнатальному периоду, его настройку на соответствующую информацию и установление контакта плода с матерью. Проанализированы особенности перинатальной диады между матерью и ребенком (плодом), представляющей собой структуру, которая развивается в сложной динамике, зависящей от особенностей взаимодействия как внутри нее, так и диады с окружающим миром. Рассмотрена гестационная доминанта, психологический компонент которой представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, формирующихся и развивающихся у беременной женщины, которые оказывают значительное влияние на изменение и появление новых стереотипов поведения и отношений женщины с целью сохранения беременности и создания условий для развития плода. Изучены особенности кризиса рождения или новорожденности, которые связаны со сложным переходом ребенка от внутриутробного (паразитарного) способа существования к внеутробному (индивидуальному) образу жизни, в котором основным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь ребенка.
2. В рамках исследования выделены и изучены особенности внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом, такие как мотивация зачатия, становление детско-родительской общности, которая понимается, как единое смысловое пространство существования матери и дитя и включает в себя все связи и отношения с миром, реальные и воображаемые, в которых находится женщина, ожидающая ребенка. Рассмотрены типы матерей, отражающие меру сознательного и бессознательного принятия ребенка в перинатальный период – идеальный, холодный, амбивалентный, катастрофический. Выделены такие важные аспекты внутриутробного взаимодействия между матерью и плодом, как эмоциональный след, обнаруженный психологами и психоаналитиками, способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, "записывать" информацию – клеточная память.
3. Проанализированы основные детерминанты перинатального периода, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка. Нормальное формирование и развитие эмоциональной и личностной сферы ребенка зависит от психологического здоровья матери и прежде всего от ее эмоционального состояния в перинатальный период, которое выражается в его стабильности, преобладающем характере и окраске эмоций и чувств по отношению к ребенку, беременности, окружающим обстоятельствам и людям (положительном или отрицательном), уровне тревожности, настроении и т.п., а также от уровня психологической готовности женщины к материнству, принятием и осознанием новой роли матери. Отмечена взаимосвязь с эмоционально-личностным развитием ребенка мотивов зачатия, которая выражается в позитивном влиянии осознаваемых и конструктивных мотивов (беременность «ради ребенка», укрепление семьи и т.п.) и негативном влиянии неосознаваемых и деструктивных мотивов (желание соответствовать социальным ожиданиям окружающих, протест, стремление сохранить отношения и т.п.), а также между развитием различных психических и эмоциональных расстройств и стрессом, пережитым во время рождения. Выделены основные негативные социально-психологические факторы, влияющие на эмоционально-личностное развитие ребенка. Нарушения в эмоционально-личностном развитии ребенка также могут быть вызваны аффективными расстройствами, возникающими у женщин в послеродовом периоде, в частности послеродовой депрессией матери. На этапе раннего младенчества существенное влияние на развитие ребенка оказывают такие факторы, как степень родительской (прежде всего материнской) заботы и любви, эмоциональная близость и привязанность с матерью, общение со значимыми взрослыми (в первую очередь с родителями).
4. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что уровень психоэмоционального состояния дошкольников зависит от типа психологического компонента гестационной доминанты матерей, что выражается в том, что при оптимальном типе психоэмоциональное состояние детей находится в норме, а при других, деструктивных типах психологического компонента гестационной доминанты (тревожном, эйфорическом, депрессивном, гипогестогнозическом) психоэмоциональное состояние детей ниже нормы, что проявляется в наличии негативных эмоциональных проявлений, в трудностях при распознавании своих и чужих эмоций и в проявлении негативных эмоций в отношениях с окружающими.


5. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что уровень тревожности дошкольников зависит от типа психологического компонента гестационной доминанты матерей, что выражается в том, что при оптимальном типе для детей характерен низкий уровень тревожности, при остальных типах - средний и высокий уровень тревожности детей.
6. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что психоэмоциональное состояние детей зависит от уровня риска возникновения проблем и нарушений в эмоционально-личностном развитии ребенка, что выражается в том, что при низком уровне риска психоэмоциональное состояние детей находится в норме, а при среднем и высоком уровне риска психоэмоциональное состояние детей ниже нормы, что выражается в наличии негативных эмоциональных проявлений, трудностях при распознавании своих и чужих эмоций, проявлении негативных эмоций в отношениях с окружающими. Это подтверждают результаты корреляционного анализа Спирмена. На основании полученного коэффициента -0.959 можно сделать вывод, что между уровнем перинатального риска и уровнем психоэмоционального состояния дошкольников существует тесная обратная связь, которая выражается в следующем: чем выше уровень перинатального риска, тем ниже нормы уровень психоэмоционального состояния дошкольников.
7. На основании сравнительного анализа полученных результатов диагностики дошкольников 4-5 лет и их матерей можно сделать вывод, что уровень тревожности детей зависит от уровня риска возникновения проблем и нарушений в эмоционально-личностном развитии ребенка, что выражается в том, что при низком уровне риска уровень тревожности также находится на низком уровне, среднему уровню риска соответствует средний уровень тревожности и высокому уровню риска – высокий уровень тревожности. Это подтверждают результаты корреляционного анализа Спирмена. На основании полученного коэффициента 0.702 можно сделать вывод, что между уровнем перинатального риска и уровнем тревожности дошкольников существует тесная прямая связь, которая выражается в следующем: чем выше уровень перинатального риска, тем выше уровень тревожности дошкольников.
8. На основании полученных результатов и выводов эмпирического исследования нами были разработаны психологические рекомендации для беременных женщин, направленные на формирование их психологической готовности к материнству и оптимального типа компонента гестационной доминанты, принятие и осознание себя в роли матери, а также принятие своего ребенка и обеспечение благоприятных условий для его эмоционально-личностного развития в перенатальный период.
Таким образом, исходя из полученных выводов, можно заключить, что нами была подтверждена гипотеза исследования о том, что неблагополучные условия и детерминанты перинатального периода оказывают негативное влияние на дальнейшее эмоционально-личностное развитие ребенка.



1. Абрамченко В.В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 132 с.
2. Аммон Г. Динамическая психиатрия. М.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. 200 с.
3. Аптулаева Т.Г. Мать и дитя. Энциклопедия счастливого материнства от зачатия до первых шагов. Москва: Издательство «Эксмо», 2016.1216 с.
4. Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. М.: Знание, 2003. — 324 с.
5. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать–дитя» // Вестник Ленинградского университета, с. 3, 1994б. в. 2 (№ 10). С. 85–102.
6. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // «Детский стресс – мозг и поведение»: тезисы докладов научно-практ. конф. – СПб.: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», СПбГУ, РАО, 1996. С. 3–4.
7. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период // Психологический журнал. 2000.-Т. 21.-№ 6.-С. 51-56.
8. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях. СПб: Жизнь, 1992.
9. Боровикова Н.В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины //Сборник материалов первой научно-практической конференции по перинатальной психологии. Спб., 1998.С.70-74.
10. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Когито-Центр, 2012. 496 с.
11. Брехман Г.И. Перинатальная психология// Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. 1998. № 4. С. 49-52.
12. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
13. БрутманВ. И.Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии, 1997. № 6. С. 38 - 47.
14. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 235 с.
15. Диагностика личности дошкольника: Методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов. Донецк: ДОУ, 2019. 84 с.
16. Добряков И.В. Психотерапия и перинатальная психология // «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2000. С. 11-15.
17. Добряков И.В. Биопсихосоциальный подход в перинатальной психологии // Вестник Кыргызско-Российского университета: научный журнал. – КРСУ. Том 7. № 5. 2007. С. 36–38.
18. Захаров А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. СПб.: Питер, 1997. 256 с.
19. Кельмансон И.А. Перинатология и перинатальная психология / СПб: Специальная литература, 2015. 343 с.
20. Кельмансон И.А. Перинатальные факторы риска развития расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка // «Врач». 2019. № 1. С.2-7.
21. Кузнецова Л.Э. Психологические факторы перинатального периода развития личности: теоретический анализ проблемы // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 1009-1011.
22. Кузнецова Л.Э., ХошабиК. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. № 9 (89). Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. С. 1257–1259.
23. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 18–27.
24. Психология и психоанализ беременности: [Хрестоматия] / [Ред.- сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара: БАХРАХ-М, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 782 с.
25. Ребенок от зачатия до года. Универсальное пособие. Ж.В. Цареградская. – М.; Астрель: АСТ, 2006.
26. Ройзен М., Оз М. Дорога к счастливому материнству. Путеводитель по беременности и родам для будущих мам. Москва: Издательство «Астрель», 2012. 432 с.
27. Свааб Д. Мы – это наш мозг: От матки до Альцгеймера. Пер. с нидерл.
28. Д.В. Сильверстова / СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014, 544 c.
29. Смирнова Е.О., Радеева Р.П. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 105-116.
30. Филиппова Г.Г. Психология материнства.М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
31. Филиппова Г.Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н.Васина. - М.: УРАО, 2005. 328с.
32. Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова. Влияние тревожности за ребенка во время беременности. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства», 2006 г., № 1.
33. Шмурак Ю.И. Опыт развивающегося перенатального воздействия // Народное образование. 1995. № 6.
34. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста, 2019. 256 с.
35. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольский И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
36. Энн Динз. Ваша Библия беременности. Москва: Издательство «Астрель», 2012. 384 с.
37. Юсфин А.Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / А.Г. Юсфин, А.Н.Васина. М.: УРАО, 2005.153 с.
38. Beck C. The effects of postpartum depression on child development: a metaanalysis // Arch. Psychiatr. Nurs. – 1998; 12 (1): 12–20.
39. Limperopoulos C., Bassan H., Sullivan N. et al. Positive screening forautism in ex-preterm infants: prevalence and risk factors // Pediatrics. – 2008; 121(4): 758–65.
40. Moore V., Davies M., Willson K. et al. Dietary composition of pregnantwomen is related to size of the baby at birth // J. Nutr. – 2004; 134 (7): 1820–6.
41. Murray L., Sinclair D., Cooper P. et al. The socioemotional development of5-year-old children of postnatally depressed mothers // J. Child Psychol.Psychiatry. – 1999; 40 (8): 1259–71.
42. Fried P., Watkinson B., Gray R. A follow-up study of attentional behavior in6-year-old children exposed prenatally to marihuana, cigarettes, and alcohol //Neurotoxicol. Teratol. – 1992; 14 (5): 299–311.
43. Расчет коэффициента корреляции по Спирмену // Электр.ресурсhttps://stanly.statpsy.ru/all/correlation_spearman/steps/1/Дата обращения: 10.11.2022.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ