Введение 3
1 Теоретические основы маркетинга в инновационном процессе 8
1.1 Сущность и функции маркетинга инноваций 8
1.2 Роль маркетинга в создании инновационного продукта 16
1.3 Проблемы и перспективы маркетинга инноваций в России 30
2 Анализ маркетинга в инновационном процессе на предприятии ООО
«Моквин» 36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Моквин» 36
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 42
2.3 Маркетинговый анализ предприятия 50
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинга в ООО
«Моквин» 65
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии 65
3.2 Эффект от предложенных мероприятий 70
Заключение 75
Список литературы 79
Приложения
В настоящее время общепризнано, что инновационная деятельность является необходимым условием для долгосрочного устойчивого функционирования любого предприятия.
Инновации в технологии, производстве и реализации продукции, эксплуатации оборудования, использовании материалов и в различных видах услуг обеспечивают рынок новыми конкурентоспособными товарами, создают условия для эффективной деятельности и развития фирм и предприятий. Инновации требуют специальной организации работ, вложений капитала и управления производственными и финансовыми ресурсами.
В настоящее время выбор эффективных для компании инноваций и управление на предприятиях процессами обновления технологии, производимой продукции или услуг базируются на методологии коммерческой оценки проектов.
Коммерческая оценка проектов показывает, насколько эффективен тот или иной проект, насколько результаты его внедрения позитивно отразятся на общих конечных результатах компании в целом, насколько компания будет эффективно осуществлять свою деятельность в условиях рынка.
Поэтому данная тема особенно актуальна в современных условиях хозяйствования.
Многим современным публикациям в области инноватики и инновационного менеджмента присущ описательный, качественный характер. Слабая структурированность объектов количественных оценок в экономике инновационной деятельности и недостаток методик их анализа затрудняют обоснование управленческих решений, которые во многих случаях основываются на интуитивных предчувствиях, а не на объективных критериях оценки.
В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к при-родным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.
В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.
Основная цель постановки маркетинговой деятельности на предприятии состоит в том, чтобы сформировать механизмы взаимодействия между пред-приятием и рынками (потребителями, поставщиками, заинтересованными группами), а также обеспечить конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Способом обеспечения выживания в долгосрочном периоде должен стать маркетинговый подход, возведенный до масштаба всеобщей философии и корпоративной культуры и пронизывающий все уровни управления предприятием.
Управление промышленной фирмой ориентировано на создание и под-держание конкурентных преимуществ, под которыми понимаются факторы, позволяющие фирме лучше, чем соперники, удовлетворять потребности потребителей и лучше защищаться от конкурентных сил. В последнее время появляется все больше аргументов в пользу того, что устойчивое конкурентное преимущество основывается на непрерывной инновационной деятельности.
Формирование рынка и рыночных отношений в инновационной сфере способствовало развитию маркетинга инноваций (маркетинга наукоемкой продукции) как специфического направления деятельности инновационных фирм. В условиях современного рынка комплекс маркетинга - это не просто товар, цена, сбыт и продвижение. Для потребителей это еще и полезность, ценность, доступность и информированность.
Следовательно, основные задачи маркетинга инноваций - сделать так, чтобы инновационные продукты в качестве товаров представляли ценность и полезность для потенциальных потребителей, проинформировать их об этом и обеспечить доступность товаров. Решение данных задач обеспечивается путем использования специфических приемов и методов маркетинга.
Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.
Цель исследования заключается в развитии теоретико-методологических положений, определяющих роль маркетинга в инновационном процессе организации, и разработке и обосновании методического подхода к маркетингу ин-новаций.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- уточнить понятие «маркетинг инноваций» на основе анализа существующих в зарубежной и отечественной литературе теоретических положений и подходов;
- провести маркетинговый анализ инновационных продуктов на различных стадиях разработки и продвижения, разработать методический подход к маркетингу инновационных товаров, позволяющий исследовать, данную проблему в комплексе;
- предложить методические рекомендации, определяющие процесс исследования рынка с учётом концепции маркетинга инноваций и стадии инновационного процесса.
Объект исследования - ООО «Моквин».
Предмет исследования — теоретические, методические и практические аспекты маркетинга инновационных товаров.
Научная новизна полученных результатов. Наиболее существенные результаты исследования заключаются в следующем:
- обоснована ключевая роль маркетинга в процессе разработки и продвижения инновационных товаров, которая заключается в том, что маркетинг сопровождает каждый этап инновационного процесса, ориентируя компанию и все ее подразделения на рынок и потребителя;
- уточнено понятие «маркетинга инноваций» как комплекса мероприятий по исследованию всех вопросов (коммерческих и социальных), связанных с процессом создания и реализации конкретных нововведений, инновационных проектов и программ для обеспечения эффективного приспособления инноваций к запросам и требованиям среды их реализации.;
- разработан методический подход к процессу исследования рынка с учётом концепции маркетинга инноваций и стадии инновационного процесса, который заключается в том, что может быть использован для любых инновационных товаров на различных типах рынков, объединяющий этапы научно-технической и маркетинговой составляющих процесса разработки и продвижения инновационных товаров.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретических и методических аспектов маркетинга в инновационном процессе, а также обосновании методического подхода исследованию рынка с учетом стадии инновационного процесса.
Практическая значимость исследования. Основные результаты исследования имеют универсальный характер и могут быть использованы на предприятиях различных сфер деятельности при разработке и продвижении инновационных товаров на рынок.
Теоретической основой исследования являются статьи, учебные пособия, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыты понятие, функции маркетинга инноваций, определена роль маркетинга в создании инновационного продукта, описаны проблемы и перспективы маркетинга инноваций в России.
Во второй главе представлена краткая характеристика ООО «Моквин», проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, а также маркетинговый анализ предприятия.
В третьей главе ВКР предложены рекомендации по совершенствованию маркетинга на предприятии, а также рассмотрен эффект от предложенных мероприятий.
В заключении изложены и соотнесены с общей целью и задачами итоги выпускной квалификационной работы, приведены полученные практические результаты, а также обозначены конкретные задачи, которые должны быть решены в приоритетном порядке.
Исследование проводилось с использованием методов наблюдения, экономического анализа, изучения необходимой информации. При выполнении работы были использованы материалы научной и учебной литературы отечественных и зарубежных авторов.
Маркетинг инноваций - это маркетинговая деятельность по определению и продвижению товаров (услуг, технологий), которые обладают существенно новыми свойствами. То есть, маркетинг инноваций предполагает выведение на рынок инновационной продукции.
Компания ООО "Моквин" зарегистрирована 28 января 2015 регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю.
Основным видом деятельности является «Обработка отходов и лома цветных металлов», дополнительные виды деятельности: «Производство металлообрабатывающего оборудования», «Производство прочих станков», «Обработка отходов и лома драгоценных металлов», «Обработка отходов и лома черных металлов», «Обработка отходов и лома пластмасс», «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», «Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов», «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями», «Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием» и ещё 15.
Новоалтайский завод «Моквин» - крупнейший переработчик свинца в Сибири, в 2019 г. запустил производство полюсных наконечников для автомобильных аккумуляторов. Проект уникальный, подобные изделия в мире выпускают только две компании. С осени 2018 г. в Барнауле начали работать мобильные пункты приема отработанных и установки новых аккумуляторов.
На основании проведения анализа деятельности предприятия ООО «Моквин» можно сделать следующие выводы. ООО «Моквин» имеет ряд преимуществ и является наиболее востребованным перед конкурентами. Высокое качество выпускаемой продукции, высокая квалификация персонала, большой опыт работы делает предприятие привлекательным для заказчиков. Так же обеспечение компании энергоносителями стабильно в настоящее время и в ближайшей перспективе, в том числе :
- по электрической энергии не возникает проблем с ее получением;
- компания находится вблизи магистральных российских газопроводов, поэтому не возникает проблем с обеспечением требуемого давления газа на входе в систему предприятия и получение м необходимого объема потребления газа;
- для обеспечения производства теплом, паром, сжатым воздухом, питьевой и промышленной водой предприятие располагает собственными промышленными установками и не испытывает проблем с данными видами ресурсов;
- компания имеет достаточные лимиты от государственных органов на потребление воды для промышленных и бытовых нужд, на сброс загрязненных стоков и воздуха.
Те м не ме не е компания имеет ряд угроз, связанных с поте ре й основных потребителей продукции. Однако данная отрасль обеспечивается увеличивающимися заказами от государства. Угроза не выполнения запланированных объемов работ вследствие выхода из строя оборудования. Как следствие - изменение сроков изготовления и отгрузки продукции, что в не которых случаях может повлечь за собой выставление штрафных санкций от потребителей. Для минимизации данного вида риска, компанией проводится модернизация и плановые ремонты имеющегося оборудования, а также осуществляется переход на новые, прогрессивные технологии.
Существует угроза не стабильного поступления заготовки или невозможность заказа и поставки. Данный фактор полностью или частично может быть исключен посредством наличия альтернативных поставщиков. Риск отсутствия дефицитных марок сплавов и, как следствие, не возможность изготовления или принятия заказа от потребителя к исполнению. Кроме того, возможна угроза резкого увеличения стоимости исходного сырья или компонента исходного сырья. Для исключения подобных рисков, компанией создается буферный запас, а также отслеживаются тенденции изменения цен на сырьевых рынках, так как не осведомленность о поведении рынка ведет к усилению фактора рыночного риска и к безусловным потерям.
Предприятию ООО «Моквин» следует предпринять ряд коренных преобразований, которыми могут являться следующие меры:
- значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции,
- постараться выйти на новый рынок,
- наладить сбытовую сеть,
- проводить маркетинговые исследования,
- усилить вертикальную интеграцию обоих типов,
- найти пути использования более дешевых материалов,
Достижение конкурентного преимущества может быть также осуществлено через стратегию лидерства в низкой стоимости продукции, которые могут принести большие стоимостные преимущества через разумную экономию издержек на всех стадиях производства и продвижения продукции до конечного потребителя.
Основными рекомендациями по совершенствованию маркетинговой деятельности на ООО «Моквин» являются:
1. Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности.
2. Концентрация исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.
3. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на
долговременный результат маркетинговой работы.
4. Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.
5. Изменение организационной структуры службы маркетинга.
Выполнение маркетинговой деятельности по определенному плану:
1. Основные сведения о покупателях.
2. Прогноз продаж
3. Возможности и угрозы.
4. Стратегия маркетинга.
Этот список далеко не полный и не единственно возможный. Все подвержено изменениям. Скорее, наоборот, каждый день торговли приносит новую информацию, и это может потребовать пересмотра плана. Поэтому нужно включить наш график работы специальные собрания по корректировке плана. Но до тех пор, пока нет плана, нечего проверять и пере сматривать.
К тому моменту, когда предприятие завершит этот этап, у них будет план маркетинга, график маркетинговых мероприятий и бюджет маркетинга. Бюджет должен демонстрировать не только, сколько вы потратите, но и когда.
Если мы добьемся положительных итогов в результате этой деятельности, это означает, что система управления маркетингом на ООО «Моквин» организована правильно.
На основании усредненных данных финансовых результатов аналогичных инновационных проектов в Европе спрогнозирован ожидаемый экономический эффект от внедренных мероприятий. Таким образом, средняя окупаемость составит примерно 6 лет, увеличение чистой прибыли через 6 лет минимум в 2 раза (на основании усредненных данных финансовых результатов аналогичных инновационных проектов в Европе) при пессимистичном плане и в 5 раз при реалистичном.
1. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ [Электронный ресурс] / URL: http: //www.consulta nt.ru/docume nt/cons_doc_LA W_221172/, свободный
2. О Стратегии научно-технологического развития Российской
Федерации : Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 ФЗ [Электронный ресурс]/ URL:https://www.ga rant.ru/products/ipo/prime /doc/71451998/,
свободный
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 [Электронный ресурс] / URL:https://base .garant.ru/70644224/,свободный
4. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. : Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] /URL:https://www.ga rant.ru/products/ipo/prime /doc/70006124/#revie w,свободный
5. Баранче е в В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями (2-е изд., перераб. и доп.). - М.: Юра йт, 2018. - 326 с.
6. Белоцерковская Н.В. Маркетинговые инновации: подходы, виды, содержание и внедрение // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 4 (165). С. 47-52.
7. Бельских И.Е . Маркетинг инноваций: учебное пособие / - Волгоград: ВолгГТУ, 2019. - 76 с.
8. Бельских И.Е. Инновации и альтернативы в современной экономике // Экономика: те ория и практика. 2018. № 1 (37). С. 39-43.
9. Бляхман Д.С. Экономика , организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учеб. пособие для экон. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 2018. - 310 с.
10. Брютин Л.С. Управление техническими нововведениями в
промышленности. - СПб.: Логос, 2019. - 268 с.
11. Будрин А.Г., Буруби М.Р., Бурас А. Маркетинг инноваций как направление повышения результативности инновационной деятельности компаний // Креативная экономика. 2018. № 9(11). С. 1327-1342.
12. Вертканова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями:
теория и практика: учеб. пособие. - М. : Эксмо, 2018. - 432 с.
13. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Инновационная деятельность // Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Коссова. - М.: Магистр. 2019. С. 37-74.
14. Гвишиани Д.М., Громека В.И. Теоретические аспекты исследований
инновационного процесса и формирования инновационной политики / Инновационная политика развитых капиталистических государств. - М.:
Логос. - 255 с.
15. Георгиев Д. Маркетинг инноваций: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. ПВЕ: http://www.nanoindustry.su/journal/article/3941, свободный
16. Геращенко М.М. Подходы к определению сущности маркетинга инноваций // Фундаментальные исследования. 2018. № 3-2. С. 321-325
17. Данилкова Е. Б. Экономическая сущность и природа инновации // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 79. № 1. С. 326-331.
18. Ермакова Ж.А., Белоцерковская Н.В., Иванченко О.П. Содержание и соотношение понятий: маркетинг инноваций, инновационный маркетинг, маркетинговые инновации // Инновации. 2019. №6. С. 49-54.
19. Еферина Т. В., Кочкина Н.Н., Лизунова В.О., Просянюк Д.В. Системные барьеры развития инновационного бизнеса в России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 2. - С. 49-71.
20. Зозуля Д. М., Лисицин В. Г., Голивкина П. Б., Милованова В. С., Мозгалева А. А., Поварова М. Е. Проблемы российского инновационного бизнеса в современных условиях хозяйствования // Научно-методический журнал «Концепт». 2018. Т. 13. С. 1856-1860.
21. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста [Электронный ресурс] // Центр по развитию инноваций. 2018 г. [Электронный ресурс] / ИКЬ: 111фзАууу. шскшзе у.сош/~/ше Фа/МсКтзе у/Ьосайонз/Е игоре %20 анй%20М1йй1е %20Е аз!7Кизз1а 70иг%201нз1дй1з/1нноуайонз%201н%20Кизз1а 71нн оуайонз-т-Кизз1а_’№е Ь_1д-1.азйх, свободный.
22. Инновационная экономика: перспективы развития и
совершенствования. 2018. №5. С. 11-17.
23. Козлов К. К., Соколов Д .Г., Юдаева К. В. Инновационная активность российских фирм // Экономический журнал ВШЭ. 2019. Т. 8, № 3. С. 399-420.
24. Комаров В. М. Основные положения теории инноваций. - М. : Дело, 2018.- 190 с.
25. Кораблина А. А. Инновационная деятельность предприятия: проблемы совершенствования // Научно-методический журнал «Концепт». -
2019.- Т. 11.- С. 2011-2015.
26. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2018. - 656 с
27. Круглов В.Н., Пауков С.А. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 5. С. 4-22.
28. Леонтьев Н.Я., Новикова В.Н. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11. С. 171-174.
29. Лобанова Н.А. Актуальные вопросы анализа инновационного
потенциала российских предприятий // Дискуссия. 2018. №4. С. 45-49.
30. Ляпина С.Ю. Управление инновациями. М.: Дело и сервис, 2018. - 408 с.
31. Маликова С., Мазурин Э.Б. Управление инновациями на предприятии: что на до учитывать при разработке стратегии. [Электронный ресурс]. 1Ж1.:111фзАууу.ед-онйне .ги/агйс1е /401946/, свободный
32. Маркова В.Д. Особенности маркетинга инноваций // Евразийский международный научно-аналитический журнал: проблемы современной экономики. 2019. №4. С. 115-120.
33. Масленникова Н.П., Желтенков А.В., Ильяшенко С.Н. и др. Инновационный менеджмент. М.: Издательство МГОУ, 2018. 294 с.
34. Минаева Е .В. Инновационное формирование корпоративной бизнес- стратегии организации // Вестник университета. 2018. № 14. С. 208-213.
35. Митина Э.А., Лозовой И.О. Маркетинг и инновации как главные функции бизнеса // Экономика и бизне с: те ория и практика . 2019. №10. С. 87-92.
36. Мишуткина Н.А., Шуклина Е .В. Ме сто маркетинга инноваций в России // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2019. №4. С. 178-180.
37. Наринбоева Г.К., Расулова М.Б. Управление инновационной деятельностью // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №5. С. 11-17.
38. Наринбоева Г.К., Расулова М.Б. Особенности управления инновационной деятельностью // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2. С. 157-163.
39. Новикова О.А. К вопросу о выборе приоритетных направлений совершенствования системы управления инновационной активностью промышленного предприятия предприятия // Вестник Евразийской науки. 2018. №10. С. 75-83.
40. Новикова О.А, Полева Н.А. Анализ инновационной активности как инструмент формирования стратегии предприятия // Вестник Евразийской науки. 2018. №7. С. 69-77.
41. Полукеева А.В. Особенности управления инновационной
деятельностью промышленного предприятия // Организатор производства.
2020. №1. С. 33-40.
42. Понкратова А.П., Быкова Д.В. Маркетинг инноваций // Новый университет. 2016. №11-2. С. 55-57.
43. Попова Е.Ю. Инновации и инновационная деятельность промышленных предприятий в современных условиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 6. С. 24-29.
44. Попова Ю. С. Экономическая сущность и значение развития инновационного предпринимательства // Инновационные аспекты социально- экономического развития региона: сборник материалов IV Ежегодной научной конференции аспирантов ФТА. 2019. № 9. С. 96-100.
45. Рыжикова Т.Н. маркетинг инноваций: проблемы инновационного развития // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 4.С. 11-17.
46. Тимофеев Н.В. Маркетинг инноваций: сущность, функции и значимость. Место маркетинга среди инновационных процессов // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 4. . С. 519-530.
47. Тимофеев Н.В. Развитие понятийного аппарата теории инноваций // Научное обозрение . 2019. № 20. С. 341-347.
48. Токарев Б.Е. Концепция многоуровневого маркетинга
инновационного стартапа // Вестник университета . 2020. №2. С. 37-45.
49. Толкаченко О.Ю., Титова А.В. Сущность инноваций и принципы осуществления инновационной деятельности предприятия // Транспортное дело России. 2020. №6. С. 89-91.
50. Трефилова И.Н., Кассюра Е.В. Оценка роли маркетинга в формировании инновационного потенциала высокотехнологичных компаний в цепочке ценностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета.. 2018. №1. С. 149-159.
51. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием
предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 176 с.
52. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций
[Электронный ресурс]. 1Ж1.:11Пр:/Аууу.а ир. ги/Ьоок&'/т170/1_1.htm,
свободный
53. Хомутский Д.Ю. Как измерить инновации // Управление компанией. 2020. № 2. С. 75-80.
54. Храмцова Н. А. Ахматова А.А. Инновации как главный фактор экономического роста и экономического развития // Будущее науки-2018: сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. Омск: СибАДИ, 2019. С. 395-398.
55. Храмцова Н.А. Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятия // Стратегии бизнеса, 2020. №10 (54). С. 28-32.
56. Чулок А .А. Анализ показателей эффективности инноваций на микро- и макроуровне // Инновации. 2018. № 5. С. 27-32.
57. Шпак Г.Б. Инновационный менеджмент. - Хабаровск, ХГА -ЭП, 2018.
-387 с.
58. Шумпе те р И. Те ория экономического развития. - М.: Прогресс, 2018.
-218с.
59. Щербинина М,Ю. Ключевые аспекты маркетинга инноваций // Карельский научный журнал. 2020. №4. С. 217-219.
60. Юрьев В.М., Чекулина Т.А. Формирование концепции инновационного развития экономики с позиций практико-ориентированного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 12-2. С. 121-127.
61. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование . - М.: Экономика, 2018. - 227 с.