Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №121137

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки детей младшего школьного возраста 7
1.1 Проблемы исследования самооценки детей младшего
школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Психолого-педагогические условия, влияющие на
формирование самооценки детей младшего школьного возраста 15
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование самооценки у детей младшего школьного возраста 27
2.1 Диагностика уровня самооценки детей младшего
школьного возраста 27
2.2 Педагогические приемы формирования самооценки детей
младшего школьного возраста 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования 48
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании 62
Приложение Б Результаты исследования самооценки младших школьников по методике Дембо-Рубинштейн 63
Приложение В Результаты методики «Лесенка» Т.Д. Марцинксовская. 66 Приложение Г Результаты методики «Три оценки» А.И. Липкиной 68
Приложение Д Итоговый уровень самооценки 70


Аннотация
на бакалаврскую работу
Зельцер Анастасии Юрьевны
1. Название темы бакалаврской работы: «Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте».
2. Цель работы: изучить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и предложить педагогические приемы в учебной деятельности по ее формированию.
3. Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить уровень самооценки младших школьников.
3. Разработать педагогические приемы по формированию самооценки детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
4. Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 5 приложений. Общий объем - 61 страница, без приложения.
5. Методы исследования: творческое эссе, беседа, игровые упражнения.
6. Количество источников литературы: 50.
7. Количество приложений: 5.
8. Количество таблиц: 2.
9. Количество рисунков: 9.
Актуальность. При условии совершенствования современной системы образования значительным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач школы - подготовить учащихся к самосовершенствованию, что делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе. Это, несомненно, требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в котором обозначена цель современного российского образования - общекультурное, личностное развитие учащихся, обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие сознания, обретение личностных смыслов. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных результатов - предполагает формирование внутренней позиции, широкой мотивационной основы учебной деятельности, осознание учащимися своих возможностей, позволяющих достичь определенных результатов в учении, а также сформировать нравственные и этические чувства.
Изучали данную проблему многие ученные (Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, Л.Г. Подоляк, В.М. Сивельников и др.). По мнению А. В. Захаровой более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, в то время как ее операционально-процессуальные характеристики до сих пор остаются менее раскрытыми.
Особый интерес представляют работы Л.И. Божович, А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, в них рассматриваются педагогические проблемы самооценки детей младшего школьного возраста.
На данный момент в школьном обучении зачастую формируют лишь знания, навыки и умения, не придавая большого значения более глубоким личностным образованиям, тем граням личности, с которыми связано развитие его когнитивных способностей, к их числу, несомненно, относится и самооценка.
Актуальность данной темы обусловлена имеющимися
противоречиями между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самооцениванию, самоописанию, намерению предстать определенным образом в глазах людей и реальной оценкой его другими; между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных путей реализации этого процесса.
Отсюда вытекает проблема: каково содержание работы по
формированию адекватной самооценки у младших школьников в работе учителя начальных классов?
Цель исследования: изучить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста и предложить педагогические приемы в учебной деятельности по ее формированию.
Объект исследования: процесс формирования самооценки ребенка младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Предмет исследования: самооценка младших школьников.
Гипотеза: формирование самооценки детей младшего школьного возраста будет наиболее эффективно, если:
- изучить уровень самооценки у детей второго класса;
- разработать педагогические приемы по формированию самооценки у младших школьников в учебной деятельности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить уровень самооценки младших школьников.
3. Разработать педагогические приемы по формированию самооценки детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе учителя начальных классов для планирования содержания работы в учебной деятельности по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МБУ школа №5 г. Тольятти с учащимися 2 «А» класс и 2 «Б» класс.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что самооценка школьника младшего возраста связана с познанием самого себя, своего внутреннего «Я» и является одним из самых важных направлений деятельности учащихся и педагога.
Было отмечено, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая; завышенная устойчивая и неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
Также были рассмотрены психолого-педагогические условия, влияющие на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Для формирования адекватной самооценки учащихся необходимо использование различных педагогических приемов в учебном процессе.
Целенаправленное систематическое применение педагогических приемов в учебном процессе способствует формированию самооценки детей младшего школьного возраста.
Педагогический эксперимент, который описан во второй главе состоял из трёх этапов.
Базой исследования являлась МБУ школа № 5 городского округа Тольятти с учащимися в количестве 26 школьников 2 «А» класса и 26 школьников 2 «Б» класса.
С помощью подобранных диагностических методик было выявлено, что у испытуемых преобладает завышенная и адекватная самооценка.
Анализ полученных результатов помог разработать и внедрить педагогические приемы в учебной деятельности, направленные на формирование адекватной самооценки на втором этапе педагогического эксперимента.
На третьем этапе повторная диагностика показала, что разработанные приемы положительно повлияли на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной диагностики, которые показали способность детей давать себе адекватную оценку.
Таким образом, были решены задачи, которые были поставлены в начале исследования, достигнута цель педагогического эксперимента, а также подтверждена гипотеза.
Анализ полученных данных говорит о явных изменениях самооценки младших школьников. Данный результат получен за счет систематической целенаправленной педагогической работы в экспериментальном классе.
Практическая значимость исследования заключается в необходимости и возможности формирования адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе.


1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии /
A. Адлер. - М. : «Академический проект», «Гаудеамус», 2015. - 240 с.
2. Акимова, Г.Е. Как помочь своему ребенку: справ. для неравнодуш. родителей / Г.Е. Акимова. - Екатеринбург : У-Фактория, 2003. - 332 с.
3. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - М. : 2012. - 125 с
4. Асеев, В.Г Мотивация поведения и формирование личности /
B. Г. Асеев - М. : Мысль, 2003. - 247 с.
5. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Исследование формирования адекватной самооценки младших школьников (на примере опыта работы педагогов и психологов РФ) / В.Р. Баймухаметов, Е.В. Николаев // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 11. - С. 36-39.
6. Базюкина, Е.В. Формирование навыков адекватной самооценки у учащихся начальной школы / Е.В. Базюкина. - Текст : электронный // Социальные отношения. - 2019. - № 2. - С. 33-47.
7. Бесаева А.Г. К проблеме нравственной самооценки младших школьников / А.Г. Бесаева, Е.М. Дзудцова // МНКО. - 2016. - №4 (59). С. 45¬49.
8. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией / Л.В. Бороздина // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14., Психология. - 2011. - №1. - С. 54-66.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И.В. Дубровина [и др.]. - М. : - 2007. - С. 43-46
10. Васильева, Е.Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2015. - Т. 26. - С. 411-415.
11. Валявко, С.М., Жокина П.А., Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С.М. Валявко, П.А. Жокина // Системная психология и социология. - 2016. - № 20. - С. 134-140.
12. Варшава, Б.Е. Психологический словарь. / Б.Е. Варшава - М.: Издательское товарищество «Академия», 2008.
13. Виноградова, Н.Ф. Учителю на заметку. / Н.Ф. Виноградова// Начальная школа. - 2007. - №13. - С. 15.
14. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться: Учеб. пособие / Б.С. Волков. - М. : Акад. проект, 2005. - 144 с.
15. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И.В. Дубровина [и др.]. - М. : - 2007. - С. 278-282.
16. Галкина, Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов /Т.В. Галкина // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С. 34 - 36.
... Всего источников – 50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ