Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт суда присяжных: история создания, современное состояние и проблемы его реализации

Работа №121134

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
626
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 История становления и развития суда с участием присяжных заседателей 8
1.1 Суд присяжных в Российской империи: образование и особенности
функционирования 8
1.2 Возрождение и особенности суда присяжных в Российской Федерации . 21
1.3 Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей:
зарубежный опыт 27
Глава 2 Основные этапы рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей 37
2.1 Подготовка уголовного дела к судебному заседанию 37
2.2 Подготовительная часть судебного заседания 42
2.3 Судебное следствие 44
2.4 Прения сторон и последнее слово подсудимого 46
2.5 Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных
заседателей 48
2.6 Напутственное слово председательствующего 52
2.7 Совещание присяжных, порядок вынесения вердикта 54
2.8 Обсуждение последнего вердикта. Приговор суда 60
Глава 3 Современное состояние института суда присяжных 66
3.1 Проблемы функционирования суда с участием присяжных заседателей в
современной России 66
3.2 Роль института присяжных заседателей в российском уголовном процессе 78
Заключение 86
Список используемой литературы и используемых источников 92


Суды присяжных - один из самых обсуждаемых и порой осуждаемых институтов уголовного процесса, который вновь появился в России уже после распада СССР с внесением изменений в Конституцию РСФСР в 1992 году. Он не является заменой, альтернативой государственному правосудию, существуя наряду и одномоментно с ним. В определенной мере суд присяжных сходен с судом, где вместе с народным, но профессиональным судьей присутствовали и участвовали в рассмотрении народные заседатели, не имевшие специального образования и оценивавшие обстоятельства дела исключительно с точки зрения обывателя.
Суды присяжных профессиональными юристами и населением оцениваются по-разному. Правоприменители, как правило, негативно воспринимают возможность принятия важного решения далекими от юриспруденции людьми.
Население, в значительной мере утратив доверие к профессиональным юристам, в том числе к правоохранительным органам и судам общей юрисдикции, в присяжных видят возможность восстановления справедливости в человеческом, а не правовом ее понимании, потому что справедливость с точки зрения права - это практически полностью усмотрение профессионального судьи, который оценивает обстоятельства бесстрастно, ориентируясь исключительно на нормы права. Соответственно пороки доказательств, которые препятствуют их использованию для доказывания вины подсудимого, приводят порой к тому, что выносится оправдательный приговор или принимается решение о прекращении уголовного преследования по мотиву недоказанности, даже если вина подсудимого очевидна.
Институт суда присяжных известен мировому сообществу достаточно давно. Его социальные корни исходят из того, что граждане (подданные) традиционно не доверяли «коронным», назначенным королем (президентом) судьям. Причины этого недоверия являются предметом целого комплекса наук: психологии, социологии, политологии, права. Изначально возникнув в результате судебной реформы 1864 г., в России институт суда присяжных также преследовал цель повышение доверия к органам правосудия.
Суд присяжных представляется поистине исключительным и уникальным образованием в судебной системе абсолютно любого государства. Его истоки исходят из глубокой древности: с тех времён, когда человек ещё даже не сознавал понятия государства в прямом смысле этого слова. История становления и развития суда с участием присяжных заседателей сложна и многообразна. Феномен развития этого института можно наблюдать и в истории ряда зарубежных стран, и, конечно же, в богатой истории российского государства.
Цель работы состоит в рассмотрении и изучении исторических аспектов становления и развития суда с участием присяжных заседателей на разных этапах отечественной истории, ознакомление и исследование зарубежного опыта устройства, организации и функционирования суда с участием присяжных заседателей, а также изучение структуры рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в современной России, вычленение основных проблем данной формы судопроизводства и поиск путей решения таковых.
Задачи исследования
- рассмотрение истории становления в контексте официального возникновения и учреждения института суда с участием присяжных заседателей
- отдельное изучение основных этапов рассмотрения уголовного дела судом с участием коллегии присяжных заседателей, а именно - подготовки уголовного дела к судебному заседанию, подготовительной части судебного заседания, судебного следствия, прений, реплик сторон и последнего слова подсудимого, формулирования и постановки вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей, напутственного слова председательствующего, а также процедуры совещания присяжных и порядка вынесения вердикта;
- анализ нынешнего состояния суда с участием присяжных заседателей в России.
В качестве объекта исследования выбран институт суда присяжных, а также история развития суда с участием присяжных заседателей, формирование списков присяжных, реализация полномочий.
Предметом исследования является правовой статус присяжных, основные положения о присяжных заседателей, реализация полномочий.
Методологическую основу исследования составило комплексное применение общенаучных и частно-научных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно — правового, системного и других приемов обобщения научного материала.
Нормативно-правовой основой исследования послужили Конституция РФ, современное уголовно-процессуальное законодательство РФ, другие действующие федеральные нормативные акты России, статистические данные о ходатайствах, поданных на рассмотрение дел с участием присяжных по России.
Теоретической основой исследования послужили научные труды ученых-правоведов России С.В. Боботова, Н.Ф. Чистякова, А.А. Демичева, В.Н. Бабенко, Г.Т. Камаловой, Н.Н. Розина, Т.В. Апаровой, А.М. Михайлова, Н.А. Поляковой, П.Л. Михайлова, А.А. Ильюхова, Л.М. Карнозовой и некоторых других авторов.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Институты суда присяжных заседателей существуют в большинстве стран мира, в основном схожи и отличаются только некоторыми особенностями. Если рассматривать развитие двух моделей судопроизводства с использованием института суда присяжных - англо-американскую и континентальную, то можно резюмировать, что историческое развитие первой модели судопроизводства происходило более прогрессивно и в большинстве стран, представляющих данную модель, рассматриваемый институт подвергся реформированию с целью сохранения истинного предназначения института суда присяжных - демократизации судопроизводства.
- Первая форма института присяжных носит название классической модели, и относятся в большинстве своем к англо-саксонскому типу уголовного процесса. Такая модель суда действует в Англии, США, Канаде, Австрии, в то время как вторая модель с участием присяжных заседателей характерна для романо-германского типа уголовного процесса и действует во Франции, Германии, Италии и Швейцарии.
- Категория «суд присяжных» нередко смешивается с категорией
«народный суд». Это, на наш взгляд, является неверным. Эти правовые феномены действительно, имеют общие черты,
выраженные в коллегиальности и демократизации правосудия. Однако нормы законодательства эти правовые феномены регламентируют обособленно, на смену института народных заседателей пришел институт присяжных заседателей.
- Исследуя вопрос современного состояния и перспектив развития института присяжных заседателей, выявлено многообразие правовых пробелов, отсутствие научных дефиниций, противоречий в трактовании положений статей.
- В процессе поэтапного исследования процедуры рассмотрения
уголовного дела судом с участием присяжных заседателей
необходимо заключить, что данный институт - является
многоступенчатым, особенным и поистине сложным. И только внимательное и добросовестное отношение к каждому этапу его функционирования способно привести к положительным результатам всей данной деятельности. Действующий ныне институт присяжных заседателей, как отмечается практикующими юристами, является стимулирующим фактором повышения качества как самого предварительного следствия, так и деятельности сторон обвинения и защиты и, конечно же, суда.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Основные теоретические и практические выводы, сформулированные в результате проведенного исследования, были отражены в публикациях автора:
- Зелинский Г.Г. Особенности судопроизводства с участием присяжных. Актуальные проблемы и перспективы развития суда присяжных заседателей // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 251¬253.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического исследования изучен вопрос суда присяжных заседателей, его теоретические и правовые аспекты, как в отечественной судебной системе, так и в судебных системах зарубежных стран.
Необходимо отметить, что возрождение института присяжных заседателей в России является одним из значительных шагов реформирования судебной системы в целом. Присяжные заседатели, руководствуясь своими внутренними убеждениями, выносят решение о виновности или невиновности лица, вовлеченного в судебный процесс в качестве обвиняемого.
Конечно, решение судьбы человека с участием присяжных заседателей во многом является некоторой лотереей, так как окончательный вердикт зависит от убедительности обвинения, количества и качества, представленных в заседание доказательств, несмотря на то, что основной целью введения института присяжных заседателей является беспристрастность суда, имеет место влияние различных обстоятельств на мнение коллегии присяжных.
Процедура судопроизводство с участием присяжных заседателей неоспоримо важна, так как именно она реализует конституционное право обвиняемого на защиту любым доступным, но не противозаконным способом, в частности предусмотренное ч. 2 ст. 45 Конституции РФ право лица гарантирующее каждому «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Институт присяжных заседателей является по своей природе правовым и демократичным, что полностью позволяет реализовать не только соблюдение конституционных прав граждан, но и влияет на развитие правового государства в целом.
Первым государством, образовавшим в своей судебной системе институт суда присяжных, стала Англия.
Суд присяжных функционировал не только в самой Англии, но и действовал также в английских колониях. В частности, большое значение этот институт приобрёл в Соединённых Штатах Америки, став камнем преткновения между недовольными колонистами и королевской властью. После случившейся американской революции и образования самостоятельного и независимого государства рассмотрение уголовных дел в суде с участием присяжных стало основным, значимым и ценным элементом судебной системы американского правосудия. Однако, в настоящее время заметно увлечение обвиняемых и прокуроров сделками о признании вины, которые используются гораздо чаще, чем рассмотрение дела судом с участием присяжных. В силу складывающихся объективных реалий, как и у самого обвиняемого, так и у исследователей возникают обоснованные сомнения в выборе данного способа осуществления правосудия.
Суд присяжных, заимствованный из опыта осуществления английского судопроизводства и введённый во Франции после революции стал поистине уникальным образованием. Полный особенностей как по формированию, так и непосредственному функционированию французский суд присяжных стал прототипом для многих государств континентального права.
Вплоть до проведения императором Александром II судебной реформы 1864 года мы с трудом можем говорить о существовании суда с участием присяжных заседателей в нашей истории. Однозначно, зачатки, истоки данного института прослеживаются ещё с глубокой древности. Во времена правления известных русских императоров также видно некое развитие в этом направлении. Но, к сожалению, осуществление правосудия было тогда крайне не совершенно: мздоимство, подкупы, отсутствие гласности, преимущество инквизиционного процесса, и, кроме того, сильнейшая зависимость суда от администрации.
Официально суд с участием присяжных заседателей возник именно в ходе проведения одной из наиболее важных реформ российского государства - судебной реформы 1864 года, результатом которой стала разработка и принятие Судебных Уставов, подготовленных массой выдающихся исторических личностей, под руководством императора «освободителя» Александра II.
В результате свержения царской власти и с приходом и установлением Советской власти в государстве произошли серьёзные, масштабные изменения всего государственного устройства, в том числе и судебной системы. К достижениям прошлого новая власть относилась ригидно, крайне негативно, результатом чего становилась полная ликвидация таких «пережитков». Взамен старого «буржуазного правосудия» создавались новые институты и конструкции.
Однако, как показывает история, положение дел в стране было не так радужно, как заявляли высокие начальники. Преступность развивалась. Умалчивание и отрицание этого никак не могло, разумеется, изменить данного факта. Логичным, поэтому, представлялось возникновение различных дискуссий, предложений и проектов относительно реформирования судебной системы, а также постановки проблемы формирования и введения в действия суда с участием присяжных заседателей, начиная с конца 80 -ых годов XX века.
Возрождение суда присяжных в России свидетельствует о развитии нашего общества, закрепления демократических положение в современное судопроизводств о.
Данный институт нашел свое закрепление в главе 42 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, именуемой «Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей».
Основной вопрос, который разрешают присяжные, является вопрос о виновности лица. Присяжные рассматривают вопрос не о квалификации, а в целом о том, подлежит ли лицо уголовной ответственности.
Особенность суда присяжных заключается в тесной взаимосвязи народной совести и формального права. Такое слияние и делает суд профессиональным и народным одновременно.
Введение этого института в нашей стране позволяет обеспечить справедливое и законное правосудия, и тем самым исключить судебные ошибки. Дела, рассматриваемые коллегией присяжных, являются очень объемными и сложными, предмет доказывания по ним настолько сложен, что требует не только специальных познаний в области права, но и обычного взгляда со стороны.
Суд присяжных имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной формой правосудия. Это обусловлено тем, что в нем участвуют простые люди, которые не имеют познания в области права, люди которые имеют разные профессии и судят только с позиции своей совести. Такая форма судопроизводства является более объективной, беспристрастной, в ней более активно проявляется состязательность сторон.
Исследуя вопрос современного состояния и перспектив развития института присяжных заседателей, выявлено многообразие правовых пробелов, отсутствие научных дефиниций, противоречий в трактовании положений статей.
В настоящее время в России наблюдается тенденция к детализации законодательства как в целом в судебной системе, так и в сегменте института присяжных заседателей в частности, но оно остается запутанным и противоречивым.
Изучение подходов к решению проблем судебного следствия в суде присяжных свидетельствует о необходимости совершенствования действующего уголовно-процессуального законодательства в целях оптимизации производства в современном российском суде присяжных. В частности, возможными направлениями такого процесса может быть реализация следующих предложений:
- в целях повышения качества составляемых общих и запасных списков присяжных заседателей, предусмотреть уголовную ответственность в отношении ответственных за данную процедуру лиц. Внести изменения в статью 5 ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации». В частности, изложить часть 13 в следующей редакции: «Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны один в раз в шесть месяцев (или более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять, дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно». Установить обязательное ведение документации ответственными лицами по организации общих и запасных списков кандидатов в присяжные, с целью ведения учёта направленных запросов в соответствующие учреждения и организации, регулярности проведения проверок и так далее. Предусмотреть меры уголовной ответственности для должностных лиц и руководителей организаций, независимо от их организационно-правовой формы, за непредставление или за представление заведомо неверной информации по запросу соответствующих органов, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные. Помимо основных требований к кандидатам в присяжные заседатели, осуществлять проверку рабочих мест граждан, дабы исключить возможность попадания в списки лиц, занимающих должности в системе правоохранительных органов страны, военнослужащих, а также лиц, замещающих государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления.
- ввести дополнительные требования к кандидатам в присяжные заседатели, а именно в части 2 статьи 3 ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации» закрепить, что присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица имевшие судимость вообще, состоявшие, когда-либо на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
- для обеспечения заинтересованности граждан к участию в роли присяжного заседателя, а также повышения правосознания общества, организовать работу с населением, например, путём демонстрирования учебных фильмов, в том числе по местам работы, выдачу памяток и программок соответствующей направленности. Работодателям, в качестве поощрения, предоставить некоторые льготы и послабления, касающиеся, к примеру, налоговых или иных денежных выплат, документооборота. Предусмотреть штрафные санкции в отношении граждан, уклоняющихся от исполнения роли присяжного заседателя, а также предоставляющих заведомо ложную информацию при формировании коллегии.
- обеспечить обязательную видео-фиксацию каждого процесса с участием присяжных заседателей, с целью создания условий для более эффективного контроля происходящего и, в частности, ограждения присяжных заседателей от возможного оказания на них влияния.



1. Авдеев В.Н. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей / В.Н. Авдеев, И.Н. Кондрат, Э.К. Кутуев - Санкт- Петербург, 2016. С. 438-465.
2. Александрин В.И. Обжалование оправдательного приговора, постановленного на основании вердикта коллегии присяжных заседателей/
B. И. Александрин // Законность. 2016. № 10. С. 96-99.
3. Алексеев, И.Н. Суд присяжных заседателей как угроза российской правовой системе /И.Н. Алексеев // Уголовный процесс. 2005. № 5. С. 39-42.
4. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Постатейный). - М. : КНОРУС, 2010. 688 с.
5. Бобрищев-Пушкин А.М. Эмпирические законы деятельности русского суда присяжных: С атласом. М. : Журн. "Рус. мысль", 1896. 314 с.
6. Боботов С.В., Чистяков Н.Ф. Суд присяжных: история и современность. - М. : Манускрипт, 1992. 149 с.
7. Борисевич Г.Я. Коллизии процессуального законодательства Российской Федерации, регулирующего основания для изменения или отмены судебных решений в кассационном порядке / Г.Я. Борисевич // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 1. С. 90-97.
8. Брежнев О.В. Право на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в свете решений Конституционного Суда Российской Федерации / О.В. Брежнев // Российская юстиция. 2018. № 7.
C. 4043.
9. Бастрыкин предложил вернуть институт судебных следователей // https://www.rbc.ru/rbcfreeKoews/5655d4cb9a7947e25a75266 - (дата обращения 26.10.2020).
10. Ведищев, Н.П. Обсуждение последствий вердикта после его провозглашения присяжными заседателями (статья 347 УПК РФ) / Н.П. Ведищев // Адвокат. 2016. № 8. С. 21-30.
11. Высочанская, А.А. Сравнительный анализ институтов суда присяжных в России и США / А.А. Высочанская., К.Д. Черникова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. статей XV Международной научнопрактической конференции. - М. 2018. С. 137-140.
12. Габов, А.В., Хромова,Н.М. Суд присяжных в России: новая реформа / А.В. Габов, Н.М. Хромова // Судья. 2016. № 5.С. 36-39.
13. Галахова, А.В. Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: научно-практическое пособие / А. В. Галахова., Ю.А. Антонов., А. Я. Аснис и др. - М. 2008. 367 с.
14. Госдума запустила реформу суда присяжных [Электронный ресурс] // ПРАВО.КИ. - Электрон. дан. - URL: https://pravo.ru/review/view/128342/ (дата обращения: 25.10.2020).
15. Демичев, А.А., Исаенкова О.В. Теоретико-методологические
проблемы изучения российского суда присяжных: монография. -
Н. Новгород : Нижегород .филиал Моск. Гум.- экон. ин.-та, 2005. 88 с.
16. Если в обычном уголовном деле допрашивают около 50 свидетелей, то в суде присяжных человек пять. Как Свердловская область готовится к вводу присяжных в районных судах. Информационное агентство «Znak»//https://www.z№ak.com/2017-10 27/kak_sverdlovskaya_oblast_gotovitsya_k_vvodu_prisyazh№yh_v_rayo№№yh_ sudah (дата обращения 05.11.2020).
... Всего источников – 80.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ