Объект исследования - АО «Альфа-банк» (г. Москва).
Проведен анализ деятельности за 2020-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные понятия и сущность потребительского кредитования 5
1.1 Основные принципы потребительского кредитования 5
1.2 Процесс управления потребительского кредитования в банке 10
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценка конкурентоспособности банковских продуктов АО «Альфа-банк» 16
2.1 Характеристика деятельности АО «Альфа-банк» 16
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «Альфа-банк» 25
2.3 Оценка конкурентоспособности потребительского кредитования в АО «Альфа-банк» 32
3 Разработка мероприятий по совершенствованию организации кредитования физических лиц в АО «Альфа-Банк» 35
3.1 Рекомендации по улучшению организации кредитования физических лиц АО «Альфа-Банк» 35
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Актуальность темы данной работы заключается в том, что потребительский кредит создает процесс изменения свободного денежного капитала в ссудный; оказывает влияние на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег; содействует ускорению оборачиваемости отдельных товарных групп, уменьшению расходов по сохранению товара, понижает возможность морального и физического устаревания товара, сглаживает сезонные колебания в спросе.
Обширное распространение в промышленно развитых странах приобретает потребительский кредит, так как посредством использования данной технологии финансирования покупок резко увеличивается емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.
Значение потребительского кредитования в первую очередь состоит в повышении уровня жизни населения страны, стимулировании эффективности
труда, снижении текучести кадров, и понижение общественной напряженности в обществе.
Предметом исследования является потребительское кредитование.
Объект исследования – АО «Альфа-Банк».
Цель курсовой работы – разработка мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования в АО «Альфа-Банк» и оценка их экономической эффективности.
Задачи:
1) исследование теоретических аспектов потребительского кредитования;
2) анализ финансово-экономической деятельности АО «Альфа-Банк»;
3) разработка практических рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в АО «Альфа-Банк».
Структура работы подчинена цели и включает введение, заключение, три главы и список использованных источников.
Нормативно-правовую базу исследования составляют федеральные законы и нормативно-правовые акты и эмпирические данные, раскрывающие
современное состояние потребительского кредитования, – статистическая отчетность, на базе которой строится анализ, используемый в данной работе.
Теоретическая значимость работы заключается в получении и дальнейшем использовании аналитиками, статистиками, учеными новых эмпирических данных, характеризующих современное состояние потребительского кредитования в Российской Федерации.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в учебных курсах высших профессиональных образовательных учреждений для повышения общеобразовательного уровня при изучении экономических дисциплин.
Проблемами развития структуры банковского кредитования и регулирования занимались Лимаренко В.И., Бабич А.М., Никулин И.М., Смирнов Е.Б., Просолова Е.Н., Соловова О.Н. и другие.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения,
списка использованных.
Введение раскрывает актуальность потребительского кредитования в России и перспективы его развития, определяет цели и задачи, а также объект и предмет исследования.
Первый раздел посвящен освещению таких вопросов как: основные понятия и принципы кредитования, история возникновения и инфраструктура
рынка потребительского кредитования.
Во втором разделе проведен анализ объема и темпов развития рынка
потребительского кредитования в России.
В заключении работы представлены общие выводы и предложения по
теме исследования.
Таким образом, банковские продукты (услуги) являются неотъемлемой частью деятельности банка и имеют много разновидностей в зависимости от потребностей текущих клиентов банка. Конкурентоспособные банковские продукты (услуги) открывают банку возможности для достижения целевых финансовых результатов.
Потребительский кредит играет особую роль в российской экономике, поскольку именно он позволяет потребителю совершить покупку. И автокредиты и ипотека представляют собой потребительские кредиты, поскольку они способствуют финансированию покупки потребителей. В финансовых учреждениях и частных кредиторов могут выдаваться потребительские кредиты на ипотеку, покупку автомобилей, студенческие кредиты, кредитные карты или другие виды личных кредитов, предназначенные для оплаты покупок.
Потребительские кредиты позволяют потребителям получить аванс за доходы от покупки товаров или услуг. В банках и финансовых учреждениях, в универмагах и многих других предприятиях предлагается потребительский заем. Основной недостаток использования возвратного потребительского кредитования - это затраты потребителей, не способных полностью выплатить остатки в течение месяца и продолжающих начисление дополнительных процентных платежей в течение месяца.
В настоящее время слабыми сторонами АО «Альфа-банк» являются: значительное сокращение персонала; наличие открытых исполнительных производств; небольшая доля рынка относительно конкурентов; отсутствие мониторинга конкурентов, недостаточные усилия по развитию банковских продуктов.
Также в условиях макроэкономической нестабильности деятельности банка угрожают такие факторы внешней среды, как: сокращение кредитования; рост рискованности кредитования; дефолт; отток денежных средств физических лиц; усиление конкуренции.
Используя сильные стороны АО «Альфа-банк» в совокупности с открытыми возможностями, можно сформировать следующие перспективные направления работ АО «Альфа-Банк»:
развитие депозитных вкладов для привлечения денежных средств;
необходимость внедрения более ориентированной на клиента стратегии и структуры;
увеличение доходности работы с лучшими клиентами;
усиление контроля над затратами банка и их сокращение, а так же снижение затрат на обслуживание;
внедрение новых банковских продуктов и услуг;
создание положительного образа банка.
Для развития организации кредитования физических лиц в АО «АльфаБанк» можно предложить следующее мероприятие: получить конкурентное преимущество перед другими банками с помощью новых кредитных продуктов и услуг банков, которые помогут как банку усовершенствовать свои механизмы выдачи кредитных продуктов, так и будут выгодны кредитополучателям. Преимуществами для банка от внедрения предложенного кредитного продукта являются:
снижение кредитного риска по выданным кредитам в виду дополнительной защиты выданных средств;
получение дополнительного процентного дохода по выданным кредитам без оформления страхования - от 2 % в год от суммы выдачи, увеличение получаемого дохода по кредитным продуктам банка в целом на 4,3 %;
получение дополнительного комиссионного дохода по проданным страховым продуктам в размере 1,98 % от суммы выдачи в год.