Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика оценки двигательно-координационных способностей людей разного возраста и пола

Работа №121118

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТАТО-ДИНАМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 7
1.1. Роль вестибулярного аппарата в жизнедеятельности биосистемы 7
1.2. Методы оценки статического и динамического равновесия 12
1.3. Пути совершенствования статического и динамического равновесия 17
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 28
2.4. Критерии оценки практической информативности статодинамических тестов 28
Выводы по главе 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1. Исследование влияние тотальных размеров тела на показатели качество равновесия 31
3.2. Влияние сердечной деятельности и дыхательных движений на показатели качество равновесия 36
3.3. Влияние уровня развития некоторых физических качеств на качество равновесия 38
3.4. Разработка оптимальной дозы вестибулярной нагрузки 41
3.5. Количественные показатели, характеризующие развитие равновесия у людей разного возраста 42
3.6. Устойчивость тела как критерий технического мастерства парусников 48
Выводы по главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Актуальность исследования. Некоторые авторы в своих работах указывают, что занятия спортом предъявляют к качеству равновесия большие требования. Способность ориентироваться в пространстве и времени, быстро и точно, выполнять сложные движения в условиях малой, неустойчивой и приподнятой площади опоры, после различного рода ускорений (опорных и акробатических прыжков) достигается за счет совершенствования анализаторов, принимающих участие в реакциях поддержания равновесия. Достаточный уровень развития равновесия позволяет быстрее овладевать сложной техникой разнообразных физических упражнений, выполнять их рационально и на более высоком техническом уровне. От степени развития органов и систем, управляющих позной активностью, зависят не только успехи в трудовой и спортивной деятельности, но и здоровье людей. Вот почему справедливо мнение, что «необходимое для нашей повседневной деятельности равновесие является элементарной предпосылкой вашего существования [11,15].
Однако, несмотря на широкое и разностороннее изучение этого качества специалистами разного профиля (врачами, педагогами, физиологами), многие вопросы, относящиеся к теории, методике, практике физического воспитания и спорта, не получили однозначного ответа, не обобщены, находятся лишь в стадии постановки.
Некоторые авторы исследований о роли вестибулярной системы в реакциях сохранения равновесия имеют противоречивое мнение [11,12,20].
Теоретической базой исследования послужили литературные данные российских ученных по изучаемой нами теме.
Объект исследования. Функция вестибулярного анализатора у спортсменов.
Предметом исследования выступает динамическое и статическое равновесие.
Целью исследования является совершенствование количественных критериев оценки развития равновесия у людей разного возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить функции двигательных анализаторов в реакциях поддержания равновесия.
2. Установить взаимосвязь между равновесием и развитием моторики спортсменов разного возраста и квалификации.
3. Разработать методику оценки равновесия тела как критерия технического мастерства спортсменов и проверить ее эффективность на практике.
Гипотеза. Можно предположить, что улучшение динамического равновесия, происходящее с возрастом, свидетельствует о совершенствовании анализаторов, входящих в общий комплекс систем, управляющих равновесием и ориентацией тела человека в пространстве.
Методы исследования. Для решения цели педагогического эксперимента использовалась батарея методов исследования: научный системно-структурный и функциональный подход, теоретический синтез медико-биологической, педагогической и научно-методической литературы; методы теоретического анализа; методы моделирования; сравнительный эксперимент; статистические методы для обработки объективных и субъективных данных.
Новизна исследования. Для практики спорта важно знать нормативные показатели, характеризующие развитие равновесия спортсменов, специализирующихся в видах спорта, предъявляющих повышенные требования к уровню развития этого качества.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что учение о спортивной тренировке дополняется новыми данными о методики совершенствования критерии оценки развития равновесия у людей разного возраста. Результаты проведенного анализа позволили установить определенную связь между факторами (силой, скоростно-силовым фактором, гибкостью, быстротой), определяющими структуру физической подготовленности и равновесием тела человека.
Установлена также взаимосвязь между показателями пространственной дифференцировки (в условиях выключенного зрения) и результатами выполнения тестов на равновесие.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные сведения полезны учителю физической культуры, тренеру, они позволяют обосновать конкретные требования к занимающимся, определить степень подготовки или сдвиги, которые произошли после применения конкретной методики в обучении физическим упражнениям. Имея точные критерии, характеризующие степень развития равновесия, можно установить отклонения от нормы, что играет важную роль при подборе средств и содержания материала, направленного на совершенствование равновесия тела человека.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 5 таблиц, 7 рисунков, список используемой литературы (41 источник). Основной текст работы изложен на 60 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного анализа позволили установить определенную связь между факторами (силой, скоростно-силовым фактором, гибкостью, быстротой), определяющими структуру физической подготовленности и равновесием тела человека.
Установлена также взаимосвязь между показателями пространственной дифференцировки (в условиях выключенного зрения) и результатами выполнения тестов на равновесие.
В результате также установлено, что 12-кратное вращение в кресле Барани (I оборот за I секунду). Испытуемый сидит с наклоненным вперед на 30-40° туловищем вызывало значительные вестибулосоматические и вегетативные расстройства.
Выявлена оптимальная доза вестибулярной нагрузки. Для школьников она равна - 10,6±0,6 оборота, а для парусников - 11,5±0,5 оборота за 10 секунд.
Таким образом, оптимальная доза вестибулярного раздражения находится в пределах 10-22 оборотов за 10 секунд.
Оказалось, что время (30-40 секунд), в течение которого происходит восстановление равновесия после воздействия на вестибулярный анализатор стандартной вестибулярной нагрузки, характеризуется значительной индивидуальной вариабельностью (30 - 35 %).
Время восстановления равновесия у парусников меньше (t = 2,9), чем у школьников, не занимающихся спортом, что указывает на лучшую устойчивость вестибулярного аппарата парусников.
С помощью достаточно информативного теста (рисунок 7) было установлено (таблица 5), что с увеличением возраста происходит развитие равновесия, уровень которого к 12 годам достигает значительной величины, близкой к показателям взрослых.
Установлено также, что задержка дыхания в течение 30 секунд приводит к снижению колебаний тела в среднем на 6,5%. При этом показатель частоты колебаний тела остается без видимых изменений.
В результате выполненных работ не удалось выявить какой-нибудь зависимости между тотальными размерами тела детей и уровнем развития равновесия.
У женщин не обнаружена зависимость (р = 0,07) между особенностями телосложения и уровнем развития равновесия, в то время как у мужчин эта связь (р = 0,63) просматривается.
Основной вывод, полученный в результате этой серии экспериментов, сводится к тому, что специально подобранная доза вестибулярного раздражения вызывает улучшение устойчивости тела, которое наступает через определенный (строго индивидуальный) промежуток времени после раздражения вестибулярного аппарата.
В результате предпринятого исследования можно заключить, что для оценки способности парусника удерживать позу с минимальными колебаниями достаточно рассматривать колебания тела в сагиттальной плоскости, анализируя дисперсию колебаний и соотношение низкочастотных и высокочастотных составляющих этих колебаний, которые с повышением мастерства сдвигаются в более высокочастотную область.
В школьном звене системы физического воспитания является эффективной комплексная методика, включающая:
а) раздельную тренировку анализаторов, входящих в комплекс систем, управляющих равновесием тела, с помощью упражнений, составляющих содержание разных разделов программы по физической культуре;
б) совершенствование равновесия специальными упражнениями, выполняемыми на специальных снарядах (бревно, бум, скамейка и т.п.);
в) тренажерное устройство (туго натянутый трос).
Улучшение динамического равновесия, происходящее с возрастом, свидетельствует о совершенствовании анализаторов, входящих в общий комплекс систем, управляющих равновесием и ориентацией тела человека в пространстве.
Методика, обеспечивающая тренировку анализаторов, участвующих в поддержании ортоградной стойки, средствами общей физической подготовки и выполнение специальных упражнений на равновесие - оказалась также эффективной в системе занятий людей среднего и старшего возраста.
В возрастной динамике развития равновесия людей старшего возраста (женщин 26 - 70 лет) можно выделить три этапа:
первый - в возрасте 26 - 45 лет, когда наблюдается период компенсации и особых изменений в развитии равновесия тела не происходит;
второй - до 55 лет, когда отмечается тенденция (фактически недостоверная) к ухудшению равновесия тела в статических положениях;
третей - с 56 лет; когда устойчивость стояния уже заметно (статистически достоверно) ухудшается.
Анализ частоты колебаний позволил установить, что с возрастом она претерпевает лишь незначительные изменения, и, как правило, находится на уровне 65 - 69 колебаний, достигая в 66-70 лет максимальной величины - 80 колебаний.
Эти сведения полезны учителю физической культуры, тренеру, они позволяют обосновать конкретные требования к занимающимся, определить степень подготовки или сдвиги, которые произошли после применения конкретной методики в обучении физическим упражнениям. Имея точные критерии, характеризующие степень развития равновесия, можно установить отклонения от нормы, что играет важную роль при подборе средств и содержания материала, направленного на совершенствование равновесия тела человека.
Анализ тестов, показал, что они характеризуют способность выполнять упражнения в:
а) статических условиях (статическое равновесие),
б) в движении (динамическое равновесие);
в) в статике и движении, находясь на ограниченной, неподвижной и повышенной опоре, часто в условиях выключенной зрительной афферентации.
Статические и динамические формы равновесия не связаны между собой.
Таким образом, что улучшение динамического равновесия, происходящее с возрастом, свидетельствует о совершенствовании анализаторов, входящих в общий комплекс систем, управляющих равновесием и ориентацией тела человека в пространстве.


1. Асратян, Э.А. Восстановление равновесия при выполнении физических упражнений /Теория и практика физической культуры, 2009, № 5. - с. 18-22.
2. Айрапетьянц, Э.Ш. К вопросу о функциональной структуре вестибулярного аппарата /Теория и практика физической культуры, 2014, № 12. - с. 22-23.
3. Авилов, А.А. Жесткость подошвы как фактор утомления при ходьбе /Теория и практика физической культуры, 2003, № 6. - с. 19 - 21.
4. Бабский, Е.Б. Методика исследований опорных реакций при стоянии и различных движениях человека. - /Бюлл. эксперим. биол. и мед. 2007. - 117 с.
5. Бондаревский, Е.Я. Совершенствование равновесия человека. /Теория и практика физической культуры, 2014.№4 - с. 27-29.
6. Виноградов, В. Е. Материалы по исследованию вестибулярной хронаксии /Теория и практика физической культуры, №2. 2011. с. 22-24.
7. Воячек, В. И. Современное состояние вопроса о физиологии и клинике вестибулярного аппарата. - /Ж.: ушных, носовых и горловых болезней, 2017. №4. - с. 47 - 56.
8. Гурфинкель, В.С. Регуляция позы человека /В.С. Гурфинкель, Я.М. Коц, М.Л. Шик //Издательство «Наука» М.: 2012. - 255 с.
9. Джалилов, А.А. Биомеханика двигательной деятельности А.А. Джалилов, К.Л. Меркурьев /учебное пособие. Тольятти. 2019. - 216 с.
10. Жуков, Е. К. Исследования о тонусе скелетных мышц. /СПб., Медгиз, 2015. - с. 44 - 53.
11. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. /М.: «Физическая культура и спорт», 2009. - 199 с.
12. Иванов, В.В. Комплексный контроль в спорте. /М.; «Физическая культура и спорт», 2000. 155 с.
13. Иорданская, Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования). / Советский спорт. 2014.
14. Иорданская, Ф. А. Гипоксия в тренировке спортсменов и факторы, повышающие ее эффективность: монография. / Спорт. 2019. С. 158.
15. Иссурин, В.Б. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов. / Спорт. 2020. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ