Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития партнерского взаимодействия 14
1.1 Развитие партнерского взаимодействия как психолого-педагогическая проблема 14
1.2 Системный подход к процессу взаимодействия с семьями воспитанников 25
1.3 Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях дошкольных образовательных организаций 33
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях 42
2.1 Исследование начального уровня развития партнерского взаимодействия с родителями 42
2.2 Содержание работы по развитию партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях 55
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 66
Заключение 77
Список используемой литературы 80
Приложение А Программа развития партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях «Содружество: детский сад — семья» 89
В современном мире установление взаимодействия между дошкольными образовательными организациями и семьями является актуальной проблемой. Первый «учитель» социализации ребенка - это семья, именно условия семейного воспитания представляют собой доминирующий фактор, влияющий на формирование личности ребенка. Ориентиром на различные модели поведения у ребенка будут отношения внутри семейного круга. В естественной среде ребенок включается в познавательную, трудовую, игровую и коммуникативную деятельность. Пример взаимоотношений родителей влияет на формирование психологического пола ребенка, что определяет в будущем соответствующее «ролевое поведение». С наступлением изменений социально-экономической ситуации в современном обществе обесцениваются понятия как «брак», «семья», «доверие», «любовь» и преобладает «культ» материальных ценностей [84].
Родители все чаще оказываются педагогически несостоятельными, обесценивая семейное воспитание, отсутствие знаний и практических навыков в воспитании детей негативно сказывается на детско-родительские отношения. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения детей разрешает ситуацию между воспитательным потенциалом семьи и его использованием [10].
В соответствии с профессиональным стандартом педагога, сформированность профессиональных компетенций являются наиболее важным из трудовых обязанностей педагога, обозначены необходимые знания и умения «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения» [6 5, с. 12].
В условиях постоянно изменяющихся тенденций мира, в том числе в политической и социальной среде, происходит реформация в образовательной среде, это обуславливает необходимость перемен в требованиях к профессиональным качествам педагога, это касается и дошкольного образования.
«Одна из основных целей реформ дошкольного образования - замена традиционных ценностей развития ребенка на ценности развития его личности. Дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога с детьми» [2 5, с. 88].
Изменения происходят в аспектах обучения и воспитания детей, что затрагивает программы дошкольных образовательных учреждений, и современные семьи. Следовательно, это ведет к обновлению подходов взаимодействия с семьями воспитанников, необходимости внедрения инновационных методов и форм работы, консультирования, создания специализированных служб психолого-педагогической помощи [49].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) п.3.4.2 обозначено, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей» [66, с. 9].
Профессия «педагог» - это ключевая фигура в образовательном процессе. «Ведущая роль в установлении взаимодействия, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу, общение с родителями должно исходить из приоритетов интересов ребенка, единства требований и объединение усилий взрослых в достижении поставленных целей и задач» [25, с. 89].
Рубеж XX и XXI вв. отметился множеством социально-экономических и культурологических переворотов, которые отрицательно отразились на процессах социализации и адаптации человека в обществе [47]. Взаимодействие педагогов и семьи образуют единую линию к развитию ребенка, что обеспечивает социальное партнерство между дошкольными образовательными учреждениями и родителями, обеспечивающее личностно - ориентированный подход к детям.
В законе «Об образовании» Российской Федерации указано, что родители являются главными ответственными за образование и воспитание своего ребенка [75]. Но не каждый родитель знает основные законы педагогики и психических процессов развития личности, и как применить их на практике. Поэтому перед государством встала задача - исправить «пробел» у современной семьи в знаниях и умениях обучения и воспитания детей. Государство предоставляет возможность родителям получить поддержку со стороны различных социальных институтов в получении образования, социальной адаптации ребенка в обществе.
Согласно современным требованиям педагог дошкольного образования должен быть компетентным в профессиональной деятельности, при этом продолжать развиваться, обогащать свои знания и умения, перерабатывать новую информацию, применять инновационные технологии для путей и способов решения педагогических задач. Партнерское взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников направлено на оказание помощи родителям в воспитании и обучении детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей [65].
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется требованиями современного общества к педагогам дошкольных образовательных организаций на соответствие профессиональным компетентностям, в том числе умение устанавливать партнерское взаимодействие, как с детьми, так и родителями воспитанников.
Совместная деятельность педагогов и родителей - это партнерская деятельность, направленная на гуманизацию среды обитания дошкольника, выработку общей стратегии деятельности детского сада и семьи, определение программ совместной работы, совершенствование педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, освоение новых принципов жизнедеятельности и развитие новых форм общественной жизни [48].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется процессом развития партнерского взаимодействия в дошкольных образовательных организациях с родителями в образовательной среде.
Вопрос о важности взаимодействия педагога с семьей рассматривали Е.П. Арнаутова [7], Л.В. Загик [36], Т.А. Маркова [52], которые убеждены в своих взглядах на то, что родители нуждаются в психолого-педагогической помощи в процессе обучения и воспитания детей. По мнению Ю.Ю. Рублевой [67], «современная система дошкольного образования призвана обеспечивать поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, облегчить адаптационные процессы социализации в условиях общественного воспитания, наладить глубинные связи между семьей и детским садом» [67, с. 12].
А.Г. Асмолов [8] трактовал взаимодействие как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь личности и деятельности.
Родители являются первыми субъектами воспитательного процесса и реализуют воспитательную функцию в отношении детей. С.П. Баранов [11], Е.Ю. Гаранина [23] считали, что именно семья связывает поколения, передавая при этом культурные и отечественные традиции, формирует в ребенке социальный опыт, появляется практика семейного воспитания. Система дошкольных воспитательных учреждений является вторым субъектом воспитательного процесса. К ним можно отнести и культурно - просветительские учреждения, а так же религиозные. Ребенок - это главный и основной субъект воспитательного процесса. По мнению Е.Ю. Патяевой [62], именно ребенок выступает одновременно как субъект - активный участник формирования своей личности, и как объект, на который воздействуют другие участники воспитательного процесса.
М.Г. Агавелян [1] рассматривал педагогическое взаимодействие как совокупность внутренних и внешних систем, где процессом является развитие совместных видов деятельности, личность воспитанника развивается и совершенствуется личность педагога. В современном мире постоянно обновляются социально-педагогические и научно-методические ориентиры, в связи с чем, пересматриваются традиции, ценности, понятия и категории. Все это вызывает интерес к исследованиям в области взаимодействий между людьми.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена созданием комплекса мероприятий для развития партнерского взаимодействия дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников.
Анализ психолого-педагогической теории и практики в контексте развития партнерского взаимодействия были сформулированы недостатки:
• отсутствие знаний и умений у педагогов оказывать родителям психолого-педагогическую помощь в обучении и воспитании детей дошкольного возраста;
• несформированность профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников;
• низкий уровень «педагогической культуры» родителей в вопросах обучения и воспитания детей;
• отсутствие структурного подхода для установления партнерского взаимодействия между дошкольными образовательными организациями и семьями воспитанников.
В ходе анализа исследования был выявлен ряд противоречий между:
• профессиональным стандартом педагога и недостаточной профессиональной компетентности педагогов, позволяющей грамотно оказывать консультативную и практическую помощь родителям воспитанников;
• необходимостью осознания особой роли родителей в обучении и воспитании детей и неподготовленностью семьи принять данную обязанность;
• потребностью создания системы, направленной на партнерское взаимодействие дошкольных образовательных организаций с семьей, и отсутствием определенных программ такого сотрудничества.
Важность решения выявленных противоречий определили проблему исследования: как развить партнерское взаимодействие с родителями в дошкольных образовательных организациях?
Проблема обусловила выбор темы исследования «Развитие партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях».
Объект исследования: процесс развития партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях.
Предмет исследования: развитие партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях на основе авторской программы.
Цель исследования: повысить уровень развития партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях.
Гипотеза: развитие партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях будет эффективным, если:
• процесс взаимодействия в дошкольных образовательных организациях будет выстроен с учетом современных форм, обоснование и внедрение программы «Содружество: детский сад - семья»;
• уточнено понятие «взаимодействие» в дошкольных образовательных организациях с родителями воспитанников;
• разработана программа и проведен эксперимент по повышению уровня развития партнерского взаимодействия в дошкольных образовательных организациях с родителями воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить современные формы развития партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
3. Разработать критерии и исследовать уровень развития партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях.
4. Разработать авторскую программу, направленную на развитие партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
5. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы развития партнерского взаимодействия с родителями дошкольных образовательных организаций.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
• историко-педагогические аспекты взаимодействия (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский);
• концептуальные философские основы взаимодействия (М.С. Ачер, Дж. Дьюи, И.И. Жбанковой, Л.И. Пригожина, И.Т. Фролова);
• концепция педагогической культуры Е. В. Бондаревской;
• сущность педагогической функции личности (Г.В. Ахметжанова);
• исследования о взаимодействии педагогов с семьями (А.А. Гуз, О.В. Гузова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова, Е.Ю. Патяева);
• исследования о проблемах оптимизации методической работы в образовательных учреждениях (Н.А. Виноградова, Л.В. Гильманова, Е.С. Евдокимова, В.И. Загик, Е.Е. Карпова, В.В. Коробкова, Н.В. Микляева, Л.И. Фалюшина, С.Н. Юревич);
• теория «открытого» (или партнерского) взаимодействия участников образовательного пространства (А.П. Арнаутова, Л.А. Витвицкая, Е.В. Нуемоева-Колченданцева, Н.А. Короткова, А.С. Обухов, А.Н. Поддъяков, Ю.Ю. Рублева);
• теория природы межличностных взаимодействий в педагогической области (М.Г. Агавелян, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Е.В. Коротаева, Л.Ф. Обухова);
• системный подход в личностно-ориентированном взаимодействии педагогов с родителями (С.П. Баранов, Е.Ю. Гаранина, A. В. Копытова);
• исследования в области педагогической культуры родителей (Е.С. Бабулова, Ю.Б. Бикулова, А.Т. Кокоева, Н.В. Микляева, М.Н. Недвецкая);
• социологические аспекты взаимодействия (Е.И. Григорьева, B. А. Дергунская, Л.В. Карцева).
Для решения поставленных задач и подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы, научных работ по проблеме исследования, понятийно-терминологического аппарата; подходов ученых к изучаемой проблеме, интерпретация); эмпирические (тестирование, анкетирование, опрос, наблюдение; констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Этапы исследования:
I этап (2020г.) - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнен анализ понятий «взаимодействие», «партнерство», «педагогическая культура родителей», «формы взаимодействия», установлен научный аппарат исследования: выявлены недостатки и противоречия, актуальность исследования, цель, объект и предмет исследования, гипотеза, научная новизна, практическая и теоретическая значимость.
II этап (2020-2021г.) - составление карты диагностических заданий для констатирующего и контрольного этапов. Диагностические задания подобраны таким образом, что бы соответствовали целям исследования. Проведен анализ результатов в ходе констатирующего эксперимента.
III этап (2021-2022г.) - оформление результатов констатирующего эксперимента, совместно с научным руководителем составлен план формирующего эксперимента, сбор фактического материала, обработки данных и результатов, проверка выдвинутой гипотезы исследования, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №162 «Олимпия», в исследовании участвовало 24 педагога и 80 родителей.
Научная новизна исследования:
• уточнено понятие «взаимодействие» дошкольных образовательных организаций с родителями воспитанников; раскрыты компоненты процесса взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях;
• определены современные формы развития партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что определены основополагающие идеи теории и практики партнерского взаимодействия в дошкольных образовательных организациях с родителями, определены современные формы работы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанная автором программа развития партнерского взаимодействия с родителями дошкольных образовательных организаций, а также полученные результаты могут быть использованы в дошкольных образовательных организациях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования: обеспечивались методологической базой и научными положениями в образовательной области, соответствием поставленной проблеме, анализом педагогических объектов и экспериментально-поискового исследования, выбором методов адекватным целям и задачам научного поиска, оценки результатов опытно-экспериментальной работы, включением в педагогическую практику.
Личное участие автора в том, что был проведен анализ теоретического и практического состояния проблемы, а так же в разработке программы развития партнерского взаимодействия и проведении мероприятий по данной программе.
На защиту выносятся следующие положения
1. Семья является первичной социальной ячейкой и важнейшим социально-педагогическим институтом, влияющим на формирование полноценного развития ребенка. Согласно ФГОС ДО, значительное внимание уделяется работе с семьей по установлению партнерского взаимодействия: содержание профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников определяется в соответствии с современными требованиями к данному процессу и составляет единство личностных, содержательных и профессионально-практических компонентов. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи, представляет собой систему, где взаимоотношения субъектов педагогического процесса рассматриваются как равноправные и основанные на заинтересованности сторон в развитии, воспитании и обучении детей.
2. Формы взаимодействия в дошкольных образовательных организациях с семьями воспитанников создают условия для установления партнерских отношений между участниками образовательного процесса, обеспечивают возможность организации активной совместной деятельности, системного и эффективного психолого-педагогического просвещения родителей в содержании основных направлений развития и воспитания дошкольников.
3. Авторская программа развития партнерского взаимодействия с родителями дошкольных образовательных организаций, основанная на следующих принципах: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогов и семьи, что предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника образовательного процесса; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, реализующий диалогический характер общения; кооперация с семьей дошкольников, направленная на открытость и уважение семейных ценностей и традиций, индивидуальных условий жизни ребенка.
4. Проведенный эксперимент выявил эффективность и положительную динамику повышения уровня развития партнерского взаимодействия в дошкольных образовательных организациях с родителями воспитанников на 67% в экспериментальной группе, а в контрольной группе на 17%.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 13 рисунков, 18 таблиц, список использованной литературы (90 источников), 1 приложение. Основной текст работы изложен на 88 страницах.
Современные подходы к организации партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников обусловлены новыми тенденциями развития системы дошкольного образования, ее ориентацией на запросы семьи, в потребности в более совершенных образовательных услугах. «Тесное взаимодействие» дошкольного учреждения и семьи организовано на «открытом» и информативном движении двух социальных институтов.
В исследовательской работе рассмотрены аспекты взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях, структура компонентов подготовки педагогов в условиях «открытой» системы дошкольного образования, современных форм организации партнерского сотрудничества. Реализация взаимодействия дошкольных образовательных организаций с родителями воспитанников заключается не только в виде психолого-педагогической помощи (диагностической, просветительской- образовательной, развивающей), но и включение семьи в жизнь детского сада, организации их активного участия педагогический процесс.
Анализ содержания работы с родителями в современных условиях демонстрирует дифференцированные подходы, где педагоги:
• проводят опрос родителей, других членов семей по различным проблемам;
• организовывают совместную деятельность, где родители получают возможность реализации творческих идей, развития педагогического потенциала;
• анализируют материалы по проблемам развития детей, обусловленным особенностями семейного воспитания, и предлагают пути их разрешения;
• рекламируют возможные услуги дошкольной образовательной организации.
Организация совместной деятельности дошкольной образовательной организации и родителей - сложный процесс и предполагает личностную и профессиональную готовность педагогов к принятию и освоению новых подходов к своей деятельности. Важным направлением в подготовке работы с семьями воспитанников в современных условиях является организация совместной деятельности самих педагогов путем реализации целей и задач программ.
В ходе опытно-экспериментальной работы были выделены следующие объективные и субъективные трудности в развитии партнерских взаимоотношений между дошкольным учреждением и семьей:
• бессистемность работы педагогов с родителями;
• слабый учет запросов и потребностей в воспитании ребенка со стороны семьи, недостаточную осознанность воспитателями и специалистами позиции родителей как заказчиков образовательных услуг;
• недостаточную рекламу деятельности дошкольной образовательной организации в вопросах воспитания и обучения детей и работы с родителями;
• слабую дифференциацию в подходах к работе с семьей и недостаточные профессиональные знания и умения в сфере общения с родителями воспитанников;
• низкий уровень педагогической культуры родителей и активности в совместной деятельности детского сада;
• несформированность системы партнерских взаимоотношений между педагогами и членами семьи.
На констатирующем и контрольном этапах, были использованы диагностические задания, проводилось анкетирование родителей детского сада МБУ № 162 «Олимпия» на выявление удовлетворенностью качеством дошкольного образования. В ходе формирующего эксперимента была разработана и апробирована авторская программа развития партнерского взаимодействия с родителями дошкольных образовательных организаций. В данной программе учитывались следующие направления: работа с педагогами, которая осуществлялась с включением когнитивного, мотивационного и практического блоков; работа с родителями воспитанников, с выделением информационного, организационного и просветительского блоков. Значительное внимание уделялось по формированию просветительской и практической базы знаний и умений педагогов в сфере общения с родителями. Системность проведения работы развития партнерского взаимодействия обеспечивалась поэтапным пошаговым планированием, определением эффективных форм сотрудничества.
Из полученных результатов после проведения контрольного среза, можно сделать вывод, что программа развития партнерского взаимодействия с родителями дошкольных образовательных организаций является эффективной, цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2017. 128 с.
2. Акопян А. В. Концепция педагогической культуры Е. В. Бондаревской // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2015. № 1. С. 67-75.
3. Алешина Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург : СатисЪ. 2017. С. 113-115.
4. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2016. № 12. С. 88-94.
5. Антипова Е. В. Модель взаимодействия учреждения образования и семьи в формировании педагогической культуры // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 (8). С. 34-37.
6. Арнаутова Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семье - стандарт работы дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я. 2017. № 1. С. 4-13.
7. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада : метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. : ВЛАДОС, 20018. 2013 с.
8. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М. : Просвещение, 2018. 203 с.
9. Ахметжанова Г. В. Непрерывное развитие педагогической функции личности : электрон. учеб. метод. пособие. Тольятти : Издательство ТГУ, 2015. 139 с.
10. Бабулова Е. С. Психология семьи и семейного воспитания : учеб. метод. пособие. Магнитогорск. : МаГУ, 2017. 68 с.
11. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Комарова Т. С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для СПО. М. : Юрайт, 2018. 218 с.
12. Безрукова О. Н. Модели родительства и родительский потенциал : межпоколений анализ // СОЦИС. 2014. № 1. С. 66-81.
13. Березина Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2018. №8. С. 104-112.
14. Биккулова Ю. Б. Повышение педагогической культуры родителей дошкольников // Преемственность в образовании. 2018. № 3. С. 12-16.
15. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
...