ВВЕДЕНИЕ 4
1 Состояние вопроса 8
1.1 Значение антикоррозионной обработки автомобиля 8
1.2 Технология антикоррозионной обработки кузовов легковых
автомобилей 10
1.3 Технологический процесс антикоррозионной обработки 11
1.3.1 Обработка передних крыльев 14
1.3.2 Обработка капота 14
1.3.3 Обработка задних крыльев 15
1.3.4 Обработка крышки багажника 15
1.3.5 Обработка дверей 16
1.3.6 Обработка порогов 16
1.3.7 Обработка рамы, лонжеронов и поперечин 17
1.3.7 Обработка поверхности днища 18
1.4 Материалы, используемые для наружной защиты автомобиля 19
2 Углубленная проработка участка антикоррозионной обработки 24
2.1 Назначение подразделения и перечень выполняемых работ 24
2.2 Подбор технологического оборудования 24
2.3 Определение производственной площади 28
3 Конструкторская часть 29
3.1 Сравнительный анализ конструкций устройств для безвоздушного
нанесения антикоррозионных материалов 29
3.2 Устройство и принцип работы установки 35
4 Безопасность и экологичность антикоррозионного участка 39
4.1 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных
профессиональных рисков на участке коррозионной защиты 40
4.2 Мероприятия направленные на обеспечение безопасности на участке
коррозионной защиты кузова легковых автомобилей 44
4.3 Расчет вентиляции поста антикоррозийной защиты автомобиля 45
4.4 Расчет уровней звукового давления на посту антикоррозийной защиты
автомобиля 47
4.5 Обеспечение пожарной и техногенной безопасности 48
4.6 Обеспечение экологической безопасности окружающей среды 51
5 Технико-экономическое обоснование организации участка для оказания услуг по выполнению антикоррозионной обработки легковых автомобилей 53
5.1 Определение стоимости установки для нанесения антикоррозионных
материалов 53
5.2 Капитальные затраты на создание антикоррозионного участка 57
5.3 Состав работников участка 59
5.4 Организация оплаты труда 60
5.5 Текущие издержки участка 61
5.6 Финансовые результаты деятельности участка 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
В современных рыночных условиях значительное внимание уделяется росту и развитию автотранспортного комплекса и, в частности, ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.
Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О
Транспортной стратегии Российской Федерации» утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которой, экономическая стратегия Правительства Российской Федерации определяет транспортную систему России как основополагающая часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как мощный стимул инновационного развития страны в целом.
Автомобильный рынок России постоянно насыщается автомобилями отечественного и зарубежного производства. Согласно данным аудиторской компании «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» в 2018 г., продажи новых
легковых автомобилей в России достигли 1 669 тыс. шт., увеличившись на 13% по сравнению с прошлым годом, когда было продано 1 475 тыс. шт. [26].
Постепенный рост доходов, упрощение условий кредитования, различные государственные программы, такие как «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», субсидирование части стоимости техники, работающей на газомоторном топливе, повышают возможность населения приобретать собственный автомобиль.
В 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и достигнуть 1,68 млн. шт. в оптимистическом сценарии. В базовом сценарии ожидается снижение продаж на уровне 2% и достижения 1,64 млн. шт.
Каждому автомобилю требуется техническое обслуживание, при этом необходимость и периодичность обслуживания определена условиями эксплуатации транспортного средства, техническим состоянием автомобильных дорог, дорожно-транспортными происшествиями, а также необходимостью сезонного обслуживания автомобилей.
Темп роста автомобильного парка населения, рост интенсивности дорожного движения и другие факторы обусловили развитие множества автосервисов, а конкуренция способствовала увеличению производственных мощностей, уровня технической оснащенности станций технического обслуживания, а также развитию профессионализма работников.
Вместе с ростом предложения услуг автосервисов, меняются требования их клиентов: они становятся более разборчивыми, отдают предпочтение предприятиям с высоким качеством обслуживания, соответствующим мировым стандартам и дающим гарантию на свои услуги. Условия современной рыночной экономики предъявляют принципиально иные требования к качеству продукции, работ, услуг, соблюдение которых в современном мире обеспечивает устойчивое положение предприятий на рынке товаров и услуг, то есть поддержание их уровня конкурентоспособности.
В настоящее время основным средством защиты автомобилей от коррозии является антикоррозийная обработка - процесс нанесения специальных защитных материалов на наружные поверхности кузова, которые как защищают поверхность автомобиля от агрессивной внешней среды, так и останавливают процессы коррозии металла.
Причиной коррозионных разрушений являются агрессивные условия эксплуатации автомобилей, основными из которых являются: загрязнение автомобильных дорог, использование химических реагентов на дорогах в зимнее время года для борьбы с обледенением, промышленные отработанные газы и другие [27].
В настоящее время в городском округе Тольятти существуют станции технического обслуживания, в перечень услуг которых входят работы по антикоррозионной обработке кузова, но зачастую владельцы автомобилей не нуждаются в ремонте или обслуживании, а только в проведении антикоррозионной обработки кузова.
Фирмы специализирующиеся только на антикоррозионной обработке автомобилей уже встречаются, но ввиду постоянного роста количества автомобилей тема по проектированию участка антикоррозионной обработки легковых автомобилей является актуальной и интересной.
Целью магистерской работы является повышение качества и эффективности технического сервиса легковых автомобилей и обеспечение их устойчивого развития, путем разработки профессионального поста для оказания услуг по выполнению антикоррозионной обработки легковых автомобилей на базе действующей СТО, соответствующего нормативным стандартам технологического процесса, с внедрением устройства для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов собственного изготовления.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить значение, технологию антикоррозионной обработки кузовов автомобилей;
- разработать технологический процесс антикоррозионной обработки кузова легкового автомобиля;
- провести углубленную проработку поста антикоррозионной обработки автомобилей, путем анализа основных работ (операций), подбора технологического оборудования;
- выполнить анализ преимуществ и недостатков устройств по нанесению антикоррозионных материалов, на основании которого представить конструкцию установки для безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов собственного изготовления;
- провести разработку раздела «Безопасность и экологичность антикоррозионного участка»;
- провести технико-экономическое обоснование организации поста для оказания услуг по выполнению антикоррозионной обработки легковых автомобилей на базе станции технического обслуживания.
Выпускная квалификационная работа магистра состоит из 5 разделов, которые включают в себя 74 страницы пояснительной записки, а также 20 рисунков, 16 таблиц, 30 источников.
В соответствии с поставленной целью, выполнения магистерской работы была проведена оценка эффективности организации участка антикоррозионной обработки на станции технического обслуживания легковых автомобилей.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
- рассмотрена и изучена литература по антикоррозионной обработке легковых автомобилей. Изучено значение, технология антикоррозионной обработки, рассмотрены различные материалы, применяющиеся для антикоррозионной обработки кузова автомобиля;
- проработан участок антикоррозионной обработки автомобиля, подобрано оборудование, определена оптимальная площадь участка;
- предложена конструкция установки безвоздушного нанесения антикоррозионных материалов;
- рассмотрен раздел «Безопасность и экологичность
антикоррозионного участка» в ходе, которого было выявлены опасные, вредные факторы при работе на участке, предложены меры по обеспечению безопасности при работе, произведен расчет вентиляции участка и звукового давления. Также в данном разделе были рассмотрены требования противопожарной безопасности и предложены мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды;
- рассмотрен раздел «Технико-экономическое обоснование организации участка для оказания услуг по выполнению антикоррозионной обработки легковых автомобилей» в результате, которого определено, что для работы участка необходимы капитальные вложения в размере 1,2 млн. руб., предполагаемый срок окупаемости составляет около 11 месяцев.
1 Бестек Т., Бреннек Е., Иванов Е. и др. Коррозия автомобилей и ее предотвращение. Перевод с польского Кузнецова Ю.И. - М: Транспорт, 1985 г. - 225 с.
2 Противокоррозионная защита автомобилей : Технология, материалы, оборуд. / А. Э. Северный, Е. А. Пучин, И. А. Ефимов, Е. Т. Гладких. - М. : ГосНИТИ, 1991. - 206 с.
3 Гуреев, А. А. Средства защиты автомобилей от коррозии / А. А. Гуреев, Ю. Н. Шехтер, И. А. Тимохин. - М. : Транспорт, 1983. - 209 с.
4 Емелин М.И., Герасименок А.А. Защита машин от коррозии в условиях эксплуатации. — М.: Машиностроение, 1980. - 85 с.
5 Жук Н.П. Курс теории коррозии и защиты металлов. - М.:
Металлургия,1976.-472 с.
6 Коррозия металлов : учебное пособие / Л. П. Кузнецова, А. В. Петридис ; М-во образования и науки Российской Федерации, Курский гос. технический ун-т, Курский автодорожный ин-т. - Курск : Курский гос. технический ун-т, 2006. - 155 с.
7 Коррозия. Способы борьбы с коррозией / В. В. Свинарёв [и др.]. - Уфа : [б. и.], 2009. - 63 с.
8 Коррозия и защита от коррозии: конспект лекций / И. Л. Синани, Т. В. Лодягина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Пермский нац. исслед. политехнический ун-т". - Пермь : Изд-во Пермский нац. исслед. политехнический ун-т, 2014. - 131 с.
9 Напольский, Г.М. Технологическое проектирование
автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания / Г.М. Напольский - М.: Транспорт, 1991. - 320 с.
10 Петин, Ю.П., Мураткин, Г.В., Андреева, Е.Е. Технологическое проектирование предприятий автомобильного транспорта / Ю. П. Петин, Г. В. Мураткин, Е. Е. Андреева ; Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Тольятти: ТГУ, 2013. - 136 с.
11 Масуев, М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта / М. А. Масуев ; - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
12 Кузнецов, А. С. Малое предприятие автосервиса : организация, оснащение, эксплуатация / А. С. Кузнецов, Н. В. Белов. - Москва : Машиностроение, 1995. - 303 с.
13 Крамаренко, Г.В. Техническое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания / Г.В. Крамаренко, И.В. Баринов. - М.: Транспорт, 1985. - 230 с.
14 ОНТП 01 - 91. Общесоюзные нормы технологического
проектирования предприятий автомобильного транспорта. / Минавтотранс РСФСР. - М. : Гипроавтотранс РСФСР, 1986. - 75 с.
15 Малкин, В. С. Устройство и эксплуатация технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта : электрон. учеб. пособие / В. С. Малкин ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Проектирование и эксплуатация автомобилей". - Тольятти : ТГУ, 2016. - 451 с.
16 Дунаев, П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин : учеб. пособие для вузов / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. - 11-е изд., стер. ; Гриф МО. - Москва : Академия, 2008. - 496 с.
... Всего источников – 30.