ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Социально-педагогическая запущенность школьников:
содержание, причины, классификация
1.2. Виды и принципы профилактики социально-педагогической
запущенности школьников в общеобразовательных учреждениях
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Формы и методы профилактики социально-педагогической
запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения
2.2. Диагностика проблем профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения
2.3. Программа профилактики социально-педагогической запущенности школьников в общеобразовательном учреждении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Социально-педагогическая запущенность школьников является сегодня весьма распространенным явлением. Многие дети испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми по причине недостаточной развитости коммуникативного навыка как такового. Если говорить о педагогической и социальной запущенности детей и подростков, то проблема с коммуникацией представляет собой лишь один из множества аспектов. Запущенность в личности ребенка может проявляться через несформированность свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».
Дети, для которых характерно данное состояние, не могут полноценно принимать участие в игровой, познавательной или иной деятельности, поскольку испытывают в числе прочего проблемы с концентрацией внимания. Это ведет к тому, что процесс социализации и адаптации ребенка в обществе проходит достаточно проблематично, сопровождаясь рядом существенных отклонений и трудностей, в решении которых приходится нередко прибегать к профессиональной помощи социальных, медицинских, педагогических работников.
Нарушения в развитии ребенка, обусловленные проявлением педагогической запущенности, при отсутствии позитивного корректирующего воздействия со стороны членов семьи или специалистов, могут в дальнейшем усугубиться посредством развития признаков социальной запущенности. Это является вполне вероятным, поскольку дети и подростки, не получившие должного воспитания и не приобщенные к базовым морально-нравственным ценностным ориентирам, могут не усвоить или вообще отвергнуть правила и нормы социального поведения точно также, как не принимали модели поведения, предлагаемые им в процессе игровой деятельности. Здесь уже речь может идти о таких социальных отклонениях как бродяжничество, аморальное поведение, приверженность вредным привычкам. В этом случае таким детям и подросткам необходимо оказывать требуемую помощь (социально-педагогическую, социально-психологическую, медицинскую) в специализированных учреждениях системы социальной защиты населения.
Причины социально-педагогической запущенности многие исследователи связывают с проблемами воспитательного воздействия, а также с трудностями взаимоотношений в семье. В любом случае с целью недопущения увеличения масштабов развития социально-педагогической запущенности, а также с тем, чтобы минимизировать количество детей и подростков, у которых она проявляется, необходимо с раннего возраста проводить профилактические мероприятия. Немаловажную роль в организации этого процесса должны играть не только члены семьи, где воспитывается ребенок или подросток, но также и учреждения образования, в частности школа, где он обучается.
Роль школы в применении мер профилактики социально-педагогической запущенности обучающихся трудно переоценить. Здесь сплетаются воедино и познавательная деятельность, и воспитательное воздействие, и становление духовно-нравственных ориентиров, и коммуникативное взаимодействие со сверстниками и старшими по возрасту людьми. Школа, по сути, готовит ребенка и подростка к жизни в современном обществе. Для того, чтобы обучающийся был успешен и полезен обществу, следует разработать и применять систему профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости совершенствования социально-педагогических мер профилактики.
Степень разработанности темы. Проблематика социально-педагогической запущенности, ее истоки и способы профилактики в профессиональном научном сообществе является весьма актуальной и активно изучается. Вопросы возникновения, развития социально-педагогической запущенности, ее коррекции и профилактики исследованы Б.Н. Алмазовым, В.Г. Баженовым, В.Н. Барсуковым, А.С. Белкиным, A. M. Карабаевой, В.В. Комаровым, И.А. Невским, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.В. Ялпаевой, М.А. Алемаскиным, А.А. Невским, Г.П. Вельским, В.П. Кащенко, С.С. Моложавым, Н.И. Озерецким, П.П. Блонским, Э.Г. Костяшкиным, И.П. Трушиной, И.В. Козубовской, B. Н. Мясищевым, С.А. Беличевой, Э.Б. Заседателевой, Р.В. Овчаровой и другими.
Вопросы своевременной профилактики социальной и педагогической запущенности затрагиваются в множестве работ, исследующих перевоспитание педагогически запущенных детей и подростков. В них акцентируется внимание на том, что одними из базовых причин педагогической запущенности являются недостатки семейного воспитания и ошибки в организации школьной жизни; связь между преступлениями, правонарушениями и педагогической запущенностью отмечается в работах Ю.В. Гербеева, Е.А.Горшковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, О.А. Свиридова и др.
Большинство исследований социально-педагогической запущенности детей затрагивают период раннего обучения. Проблемы этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов Э.М. Александровской, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткиной, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, И.А. Коробейникова, Н.В. Кудрявцева и др. В результате проведенных исследований была выявлена компонентная структура педагогической запущенности , разработанная Э.С. Заседателевой, классификация групп детей по степени педагогической запущенности разработана в работах В.Г. Баженова, М.А. Алемаскина. Р.В. Овчаровой были тщательно исследованы различные формы и проявления социально-педагогической запущенности детей, а также объяснена необходимость как можно более ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей. Подобные взгляды разделяет и А.В. Булыгина, исследовавшая факторы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности подростков.
Разработка модели и механизма системы комплексной ранней профилактики и коррекции запущенности детей базируется на философских и социально-педагогических подходах, изложенных в работах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.П. Буевой, М.М. Поташника, Ю.П. Сокольникова, Г.Н. Филонова, П.Г. и Г.П. Щедровицких.
Несмотря на наличие множества работ, посвященных проблематике социально-педагогической запущенности, на сегодняшний день, на наш взгляд, не нашли достаточного отражения в научной литературе вопросы, связанные с практическими аспектами профилактики социально-педагогической запущенности детей в условиях образовательного учреждения.
Объектом нашей работы является социально-педагогическая запущенность школьников.
Предмет - профилактика социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель работы: изучить специфику профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения и разработать программу по совершенствованию данного процесса.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
• изучить теоретические основы профилактики социально - педагогической запущенности школьников;
• рассмотреть формы и методы профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения;
• выявить проблемы профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения и разработать программу профилактики социально-педагогической запущенности школьников.
Теоретико-методологической основой нашего исследования выступают личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.4. Леонтьев) и концепция ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова).
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач нами были использованы следующие методы: метод обзорно-аналитического изучения профессиональной литературы, результатов социологических и педагогических исследований, метод изучения документации, метод беседы, анкетирование, метод проектов.
Эмпирическая база исследования. В качестве информационной базы исследования выступили Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2015), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки №1897 от 17.12.2010, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.04.2016), а также локальные акты МАОУ «СОШ №2 с УИОП» города Губкина Белгородской области.
Эмпирической базой исследования послужили вторичные результаты социологического исследования «Диагностика проблем профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения», проведенного автором в ходе прохождения производственной практики.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в рамках данной работы обобщен накопленный профессиональным научным сообществом опыт относительно понимания и толкования сущности социально-педагогической запущенности, причин ее появления, признаков, через которые она может проявляться у школьников, а также методов диагностики и профилактики данного явления.
Практическая значимость работы состоит в разработке программы профилактики социально-педагогической запущенности школьников, реализация которой в практической деятельности школ позволит увеличить степень вовлеченности социально-педагогически запущенных учащихся в школьную жизнь, популяризовать здоровый образ жизни, усовершенствовать работу с родителями, повысить интерес социально-педагогически запущенных учащихся к познавательной деятельности и преодолеть имеющиеся у них недостатки нравственного развития и воспитания.
Апробация результатов работы. Работа апробировалась в ходе прохождения преддипломной практики в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области. Разработанная нами программа профилактики социально-педагогической запущенности школьников была обсуждена на педагогическом совете школы и рекомендована к использованию.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
В рамках данной дипломной работы нами были рассмотрены основные аспекты профилактики социально-педагогической запущенности учащихся в рамках деятельности современной школы.
Первоочередной задачей для нас являлось знакомство с теоретическими основами профилактики социально-педагогической запущенности. Это подразумевало погружение не только в необходимый терминологический аппарат, но и исследование существующих к настоящему моменту идей и концепций в области профилактики запущенности, причин возникновения и признаков проявления. Задача была успешно выполнена, произошло первичное погружение в предметную область, что позволило нам приступить к решению следующей поставленной задачи.
Основываясь на полученных теоретических знаниях, мы приступили к практическому рассмотрению системы профилактики социально-педагогической запущенности учащихся, работающей на базе реального образовательного учреждения. В качестве такового выступила МАОУ «СОШ №2 с УИОП» города Губкина Белгородской области. Взаимодействие с коллективом школы, изучение практического опыта других учреждений образования, позволило выявить методы и инструменты, которые используются на практике для профилактики социально-педагогической запущенности учащихся в рамках образовательного учреждения. Также нами были установлены основные направления, в которых должна работать программа профилактики социально-педагогической запущенности, чтобы удовлетворять целям и задачам профилактической деятельности в данном направлении.
В ходе изучения существующей в МАОУ «СОШ №2 с УИОП» программы профилактики социально-педагогической запущенности были обнаружены недостатки, которые не позволяли осуществлять профилактические мероприятия должным образом в полном объеме. Результаты анализа опроса о состоянии системы профилактики запущенности в школе явились свидетельством того, что существующая в МАОУ «СОШ №2 с УИОП» программа профилактики социально-педагогической запущенности учащихся нуждается в корректировке и доработке. В связи с этим мы разработали программу профилактики социально-педагогической запущенности учащихся в данной школе с учетом лучших практики и рекомендаций, полученных нами в ходе изучения теоретического материала для данной работы.
С учетом вышеизложенного, считаем, что все обозначенные в работе задачи выполнены успешно, и поставленная цель достигнута.
1. Всемирная конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] . -:
Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon. shtml
2. Конституция Российской Федерации //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] . -: Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних: федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999 //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=23509
4. Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации:
федеральный закон №124-ФЗ от 24.07.1998 //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148894
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-
ФЗ от 29.12.2012 //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] . -: Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=194773
6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) [Режим доступа]: http://минобрнауки.рф/документы/938
7. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
8. Актуальные направления социально - педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / под ред. С.С.Гиля - Омск, 1996.
9. Алемаскин, М. А. Воспитательная работа с подростками [Текст]: учеб.- метод. пособие / М. А. Алемаскин. — М.: Знание, 2002. — 393 с. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х тт. [Текст] / Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980. Т.1. - С.103-127.
10. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2001. - 288 с.
11. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. - М.: Наука,1994. - 324 с.
12. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа [Текст] /А.Г.Асмолов.- М.: Смысл, 2002.- 416 с.
13. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков [Текст] /В.Г. Баженов. - Киев, 1986.
14. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей [Текст] /Р.Т. Байярд, Д. Байярд.- М.: Семья и школа, 1995.- 221с.
15. Башкова, А.Ю., Данилова М.В. Анализ программ коррекции
педагогически запущенных подростков [Текст] /А.Ю. Башкова, М.В. Данилова// Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 457-459.
16. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] /С.А. Беличева.- М.: Социальное здоровье России, 1994.
17. Беличева, С.А. Социально-психологическая диагностика,
коррекционный инструментарий [Текст] /С.А.Беличева.- М.: Социальное здоровье России, 1993.- 114 с.
18. Белкин, А.С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников [Текст] / А. С. Белкин // Нач.школа. 1976.- №4. - С.34-41.
19. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. Часть 1. [Текст] /А.С. Белкин.- Екатеринбург: Изд-во Уральск, гос. пед. ин-та., 1992.- 73 с.
20. Белкин, А.С. Педагогический анализ причин типичных проступков школьников и пути их предупреждения [Текст] /А.С. Белкин.- М., 1970. - 260 с.
21. Берне, Р.Б. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] /Р.Б. Берне.- М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
22. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Б.М. Бим-Бад. - М.: 2002, С. 94-95.
23. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка [Текст] /М.Р. Битянова.- М.:
Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.
24. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. — М.: Совершенство, 1997.- 298 с.
25. Работа психолога в начальной школе [Текст] /М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева.- М.: Совершенство, 1998. - 352 с.
26. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
27. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] /Л.И. Божович // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М.: Росс. пед. агенст-во, 1997.- С. 414-430.
28. Борисова, Е.Ю. Системный подход к профилактике школьной дезадаптации [Текст]: Дис. . канд. психолог. Наук /Е.Ю. Борисова.- Казань, 2000. - 210 с.
29. Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексии и обоснованности самооценки в зависимости от внутренней позиции школьника (младший, школьный и подростковый возраст) [Текст]: Дис.канд. психолог. наук /Л.Г. Бортникова.- Сургут, 2000.- 175 с.
30. Брушлинский, А.В. Психология субъекта: индивида и группы (часть 1) [Текст] /А.В. Брушлинский// Психол. журнал, 2002. - т.23. - №1. - С.71-79.
31. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра [Текст] /М.И. Буянов.- М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
32. Валеев, Г.Ф. Морально-психологические особенности трудного
подростка и методы их диагностики [Текст]: Дис. канд. психолог. наук /Г.Ф. Валеев. - М., 1993.- 155 с.
33. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.
34. Войтко, В.И. Социальные и психологические аспекты формирования активной жизненной позиции личности [Текст] /В.И. Войтко.- Киев, 1987. - 27 с.
35. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - С.5 - 380.
36. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1991.-312 с.
37. Выготский, Л.С. Педология подростка [Текст]// Собр. соч. в 6 т. Т.4 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - С.5-374.
38. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. Т.4 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - С.244-328.
39. Габдреев, Р.В. Методология, теория, психологические резервы
инженерной подготовки [Текст] /Р.В. Габдреев.- М.: Наука, 2001. - 167 с.
40. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] /П.Я. Гальперин.- Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 150 с.
41. Горбатов, С.В. Концепция собственного будущего как фактор
регуляции поведения несовершеннолетних [Текст]: Дис. .канд. психолог, наук/ С.В. Горбатов. -СПб., 2000.- 234 с.
42. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье Росси», 1999. - 183 с.
43. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье детей как цель и
показатель эффективности практической психологии образования [Текст] / И.В. Дубровина // Сб. тезисов Всерос. конференции «Практическая психология в школе (цели и средства)».- СПб.: ГП ИМАТОН, 1996.- С.30
44.Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики [Текст] /Э.Б. Заседателева. - Омск, 1999
45.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] /А.И. Захаров.- М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
46.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов
[Текст]/И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000.- 384 с.
47. Знаков, В.В. Самопознание и самопонимание [Текст] /В.В. Знаков // Антология современной психологии конца XX века (по материалам конференции Психология Созидания). Казань, 2001. -т.7. выпуск 3. - С. 298-306.
48.Зюбин, Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы [Текст] /Л.М.Зюбин.- М.: Высшая школа, 1974.- 87 с.
49.Зюбин, Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних [Текст]: Дис. докт. психолог, наук /Л.М. Зюбин.- Л., 1969. - 681с.
50. Иовчук, Н.М. Что такое школьная дезадаптация [Текст] /Н.М. Иовчук, А.А. Северный // Социальная дезадаптация детей и подростков: причины, проявления, преодоление. М., 1995.- С.22-30.
51. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] /Е.П. Ильин.- СПб: Питер, 2000.- 512 с.
52. Каган, В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия [Текст] /В. Е. Каган // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / Под ред. С.М. Громбаха М.: Медицина, 1995. - С.3-8.
53. Капустин, С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологической консультации [Текст]/С.А. Капустин // Вестник Московского ун-та. 1994. - сер.14. - №1. - С.7-18.
54. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция [Текст]/В.П. Кащенко.- М.: Просвещение, 1994. -223 с.
55. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие [Текст]/Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988.- 197с.
56. Колесов, Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка [Текст] /Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков.- М.: Просвещение, 1986. - 80с.
57. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] /И.С. Кон.- М.: Просвещение, 1989.-225 с.
58. Кондратьев, М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей[Текст]: Дис. . канд. психолог, наук /М.Ю. Кондратьев.- М., 1983.-182 с.
59. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков [Текст] /М.Ю. Кондратьев // Вопр. Психологии, 1997. - №3. - С. 69-78.
60. Коротаева, Е.В. Ситуация успеха как фактор воспитания
положительного отношения к учению у младших школьников [Текст]: Дис.канд. пед. наук /Е.В. Коротаева.- Екатеринбург, 1993.- 155 с.
61. Кудрявцева, В.Т. Субъект деятельности в онтогенезе [Текст]
/В.Т.Кудрявцева, Г.К. Уразалиева // Вопросы психологии. 2001. - №4. - С. 14-30.
62. Курс практической психологии, или как научиться добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / Автор - сост. P.P. Кашапов. Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 1996.- 448 с.
63. Лаптева, М.Д. Позиция в структуре профессионального общения: (в контексте переподготовки социальных работников) [Текст]: Дис.канд. психолог, наук /М.Д. Лаптева.- М., 1999.- 193с.
64. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]/А.Н.
Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975.- С. 173-182.
65. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] /Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- СПб.: Речь, 2000. - 190 с.
66. Майерс, Д. Дж. Социальная психология [Текст] /Дж. Д. Майерс.-
СПб.: Питер, 1997.- 668 с.
67. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя [Текст]/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б.Орлов. М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
68. Матвеева, О.А. Модель коррекционно-развивающей работы с детьми 6-12 лет по проблемам школьной дезадаптации /О.А. Матвеева, Е.А. Львова// Журнал практического психолога. 1997. - №3. - С.47-64.
69. Медведев, Г.П. Педагогическая запущенность и пути ее
предупреждения [Текст]: Дис. докт. пед. наук /Г.П. Медведев.- М., 1964. - 240 с.
70. Миле Дж. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» [Текст] / Дж. Миле, Р. Кроули.- М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 144 с.
71. Мухина, B.C. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] /В.С. Мухина.-М., 1997.-432 с.
72. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] /В.Н. Мясищев.- Москва - Воронеж: Инт практич. психологии, НПО «Модэк», 1995. - 356 с.
73. Невский, И.А. Трудный успех: (Без «трудных» работать можно). Из опыта работы [Текст] /И.А. Невский.- М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
74. Нечаева, А.Ю. Принципы психолого-педагогической помощи при нарушениях поведения детей и подростков /А.Ю. Нечаева // Девиантное поведение подростков: причины тенденции и формы социальной защиты. М.- Тверь, 1998.- С. 64-67.
75.Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей [Текст] /Р.В. Овчарова.- М. - Архангельск: Ин-т развития личности РАО, АОИППК. - 1994.- 226 с.
76. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] /Р.В. Овчарова. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 240 с.
77.Овчарова, Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте [Текст] /Р.В. Овчарова.- Москва-Архангельск, 1996.- 305 с.
78.Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога в образовании: Учеб. пособие для вузов [Текст] /Р.В. Овчарова.- М.: Творческий центр, 2000.- 448 с.
79.Орлов, Ю.Б. Психолого-педагогическая профилактика социальной запущенности в общеобразовательной школе [Текст]: Автореферат дис. канд. психолог, наук /Ю.Б. Орлов.- Кострома, 2010.- 25 с.
80. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов [Текст] /А.А. Осипова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
81. Макаров, В.В. Основные жизненные позиции [Текст]/ В.В. Макаров.- М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - С. 154- 175.
82. Пантилеев , С.Р. Методика исследования самоотношения [Текст] / С.Р. Пантелееев.- М.: СМЫСЛ, 1993.- 32 с.
83. Петровский, А.В. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] /А.В. Петровский.- М.: Академия, 2001. - 496 с.
84. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст]/ К.Н. Поливанова.- М.: Академия, 2000. - 184с.
85. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. М.: ТЦ «Сфера», 1998.- 528 с.
86. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.- 303 с.
87. Сенько, В.Г. Преодоление отклонений в поведении младших школьников в процессе воспитания [Текст]: Дис. канд. пед. наук /В.Г. Сенько.- М., 1975. - 171 с.
88. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) [Текст] /А.С. Спиваковская.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 200 с.
89. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Спиркин.- М.: Гардарики, 2001.- 816 с.
90. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей [Текст] /В. Г. Степанов. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 320 с.
91. Сурикова, М. Д. Воспитательная деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми в образовательных учреждениях [Текст] /М.Д. Сурикова // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 495-497.
92. Турнер, Д. Ролевые игры. Практическое руководство [Текст] /Д. Турнер.- СПб.: Питер, 2002.- 352 с.
93. Фарафутдинова, Т.Ф. Характеристики социально-психологической
дезадаптации подростков-бродяг [Текст] : автореф. дис. канд. псих. наук/ Т.Ф. Фарафутдинова. - Ярославль, 2007. - 11 с.
94. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды [Текст] /Д.И. Фельдштейн.- М.: Международная пед. академия, 1995.- 368 с.
95. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] /Д.И. Фельдштейн.- М.: Педагогика, 1989.- 206 с.
96. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1986.- 192 с.
97. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.- 184с.
98. Хоружий, С.Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим [Текст] /С.Н. Хоружий // Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М.И. Боришевского. Киев, 1980. - 166с.
99. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] /Н.И. Шевардин.- М.: Владос, 1995.- 542 с.
100. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989. - С. 295-459.
101. Ялпаева, Н.В. Предупреждение педагогической запущенности в младшем школьном возрасте [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук /Н.В. Ялпаева.- М., 1987. - 16 с.