Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Показания свидетеля как вид доказательств

Работа №120943

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общие положения о статусе свидетеля в уголовном судопроизводстве 6
1.1 История развития правового регулирования процессуального положения свидетеля 6
1.2 Понятие и правовой статус свидетеля в уголовном судопроизводстве 10
Глава 2 Особенности показаний свидетеля как вида доказательств в уголовном судопроизводстве 18
2.1 Понятие доказательства в уголовном судопроизводстве и место показаний свидетеля в системе доказательств 18
2.2 Понятие показаний свидетеля и особенности их получения 26
Глава 3 Проблемы правовой регламентации показаний свидетеля как вида доказательств в уголовном судопроизводстве 31
3.1 Проблемы проверки и оценки показаний свидетеля 31
3.2 Проблемы получения и использования показаний отдельных категорий свидетелей 35
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 46

Актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что укрепление правопорядка немыслимо без расширения и более детального законодательного регулирования прав граждан, включенных в уголовный процесс, и процесс доказывания. Особенно это касается процессуального положения свидетеля, который остается одним из самых незащищенных участников уголовного судопроизводства.
Институту свидетеля всегда уделялся повышенный интерес практиками и учеными-процессуалистами. Это объясняется тем, что свидетель выступает одним из важных, ключевых субъектов уголовного судопроизводства. Свидетели и их показания играют исключительно важную роль при расследовании практически любой категории уголовных дел.
К сожалению, как процессуальное регулирование, так и правоприменительная практика, связанная с получением показаний свидетеля, далека от совершенства. Также нуждается в дополнительной проработке и совершенствовании практическая сторона проверки и оценки показаний данного участника уголовного процесса.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость темы исследования данной выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование понятия, особенностей и проблем процессуальной регламентации показаний свидетеля как вида доказательств в уголовном судопроизводстве Российской Федерации, а также разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
• рассмотреть общие положения о статусе свидетеля в уголовном судопроизводстве;
• выделить особенности показаний свидетеля как вида доказательств в уголовном судопроизводстве;
• проанализировать проблемы правовой регламентации показаний свидетеля как вида доказательств в уголовном судопроизводстве.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе дачи показаний свидетелем в уголовном судопроизводстве Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регулирующего показания свидетеля как вид доказательств в уголовном процессе, правоприменительная практика в данной сфере.
Теоретическую основу работы составили научные труды таких авторов, как Е.Н. Бормина, П.С. Бормин, М.В. Коротков, К.О. Бородина, Е.В. Ветрила, М.Е. Вознесенский, В.Д. Галуцких, А.Г. Голощапова, В.В. Ермошин, А.К. Еферин, А.С. Кляйн, А.А. Кузнецов, А.В. Макеев, А.А. Макушкина, А.О. Добрынина, А.А. Малышева, М.Н. Манько, К.В. Родько, Х.У. Рустамов, и других.
Нормативно-правовую базу исследования составили положения Конституции РФ [17], УПК РФ [30].
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектико-материалистический метод, а также частно-научные методы: системный, сравнительно-правовой, формально-логический, метод анализа теоретического и нормативно-правового материала.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
В ходе исследования было сформулировано следующее определение понятия «свидетель»: это физическое лицо, которое осведомлено или может быть осведомлено о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для хода расследования и разрешения уголовного дела в целом, а также, которое принимало или принимает участие в следственных действиях, состоящее в даче показаний или осуществлении иной деятельности в ходе уголовного процесса, регламентированной УПК РФ.
Действующее процессуальное законодательство увеличило объем процессуальных прав свидетеля, границы свидетельского иммунитета, предусмотрело меры безопасности, применяемые в отношении свидетеля.
Показания свидетеля - одни из основных видов доказательств, без которых не обходится практически ни одно уголовное дело. Предмет показаний свидетеля составляют сведения об обстоятельствах, которые он наблюдал лично или сведения, ставшие ему известными от третьих лиц. В первом случае, показания будут являться первоначальным доказательством, во втором они будут производным доказательством.
На сегодняшний, день колоссальное развитие научно-технических средств помогают значительно улучшить качество показаний свидетеля, но при этом они не могут их заменить. Во многих делах, человек является мерой для всех поступков и вещей, так было всегда, что подтверждается как историей уголовного процесса, так и опытом многих поколений.
Свидетель - одно из немногих лиц в уголовном процессе, кто может лучше всего описать произошедшие события и так сказать «пролить свет» на обстоятельства подготовки, совершения или сокрытия преступления и иные факты. В итоге, значение показаний свидетеля в том, что они помогают правильно, быстро и в полном объеме установить все обстоятельства расследуемого преступления и в итоге от них зависит законность судебного решения.
Специфической особенностью показаний свидетеля является то, что данный вид доказательств находится в прямой зависимости от личного восприятия человеком определенных событий, последующей обработкой воспринятой им информации, ее запоминанием и дальнейшим воспроизведением, на что большое влияние оказывают личностные характеристики самого свидетеля: отношение к происходящему, уровень интеллекта, особенности памяти, эмоции, чувства, предшествующий опыт и т.д. Поэтому, учитывая, что показания свидетеля неразрывно связаны с его личностью, в частности - особенностями психики и способностью воспринимать действительность, самой неоднозначной характеристикой данного вида доказательств является достоверность, которая заключается в их соответствии реальной действительности, т.е. истинности. Достоверность показаний свидетеля устанавливается судом с учетом фактических обстоятельств уголовного дела, а также путем их сравнения и сопоставления с другими доказательствами по делу. Также, при оценке показаний свидетеля судом учитываются факторы, неразрывно связанные с личностью самого свидетеля, поскольку «искажение» действительности в показаниях свидетеля может быть вызвано не преднамеренной ложью и попыткой введения суда в заблуждения, а иными персональными факторами, что, безусловно, влияет на полноту и достоверность показаний.
На основании проведенного исследования, были выделены следующие критерии, по которым необходимо судить о достоверности показаний свидетеля:
• связь сведений, содержащихся в показаниях свидетеля, с фактическими обстоятельствами уголовного дела;
• способность показаний свидетеля подтвердить или опровергнуть обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела;
• соответствие показаний свидетеля другим доказательствам по уголовному делу;
• наличие или отсутствие заинтересованности свидетеля в исходе дела;
• способность свидетеля с учетом его индивидуальных качеств правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию;
• степень подробности показаний свидетеля.
В ходе проведенного исследования был выявлен ряд проблем получения и использования показаний отдельных категорий свидетелей. Так, часто в ходе расследования следователи встречаются с проблемой оценки достоверности показаний несовершеннолетних свидетелей. Проблемой является то, что при допросе лиц, которые не достигли 16 лет, необходимость предупреждении об ответственности за дачу ложных показаний исключается по причине невозможности его привлечения к уголовной ответственности, так как оно не является субъектом преступлений, предусмотренных ст.ст. 306-307 УК РФ.
В такой ситуации, уголовно-процессуальный кодекс обязывает следователя или дознавателя указывать допрашиваемому лицу на необходимость говорить правду. Данное положение малоэффективно, так как убедить допрашиваемого рассказать истинные обстоятельства довольно тяжело, особенно если оно имеет какой-либо интерес в определенном исходе расследования. В данной связи, предлагается уменьшить возраст, с которого наступает ответственность за дачу ложных показаний, до 14 лет.
Представляется, что с целью увеличения достоверности показаний несовершеннолетних необходимо: снизить продолжительность беспрерывных допросов несовершеннолетних и учитывать установленную детскими психологами продолжительность учебных занятий в школах - 45 минут; предусмотреть обязанность следователя или дознавателя окончить допрос в случае утомления допрашиваемого и до истечения максимальной продолжительности допроса. Внесение подобных изменений в ст. 191 УПК РФ сможет помочь не только ликвидировать дачу недостоверных показаний, утомляемость несовершеннолетних на допросах, но и защитить их права.
Положения ст. 196 УПК РФ не предусматривают обязательного назначения экспертизы для установления психического или физического состояния свидетеля, если есть сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие отношение к уголовному делу и давать показания. Более того, такое обследование непосредственно не предусмотрено для пожилого свидетеля, а также свидетеля с психическими и физическими недостатками.
С таким положением вещей нельзя согласиться. Нормы действующего уголовно-процессуального законодательства должны быть дополнены положением о порядке назначения принудительного производства такого рода экспертиз для несовершеннолетних, пожилых людей и лиц с психическими и физическими недостатками.


1. Алиева Ю.И. К вопросу об обеспечении прав свидетелей в уголовном процессе // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. М., 2017. С. 563-570.
2. Байчорова Ф.Х., Хатков А.А. Оценка показаний свидетеля в уголовном процессе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72­6. С. 10-12.
3. Байчорова Ф.Х., Хатков А.А. Показания свидетеля как доказательство в уголовном процессе // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 11. С. 14-16.
4. Баранов В.М. Понятие свидетеля в современном российском уголовном процессе // Традиции и новации в системе современного права: сборник статей Международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 14-15.
5. Болотова М.П., Тулиёва В.В. Институт показаний свидетеля в уголовном процессе России: проблемы совершенствования // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2019. С. 28-31.
6. Болтыров Б.О., Курмангазиев Б.М. Показания свидетеля в уголовном судопроизводстве // Аграрное и земельное право. 2021. № 6. С. 126-130.
7. Бормина Е.Н., Бормин П.С., Коротков М.В. Понятие свидетеля как субъекта уголовного процесса // Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов. Сборник научных трудов. Тверь, 2018. С. 54-60.
8. Бородина К.О. Роль и место показаний свидетеля в уголовном процессе // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий: проблемы законодательства и социальной эффективности. Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2020. С. 37-40.
9. Ветрила Е.В. Права свидетеля: теоретический анализ // Государство и право в XXI веке. 2019. № 1. С. 32-41.
10. Ветрила Е.В. Правовой статус свидетеля в уголовном процессе: вопросы истории // Современные научные достижения в гуманитарной и технической сферах. Сборник материалов международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 198-201.
11. Вознесенский М.Е. Возникновение и развитие института свидетеля в уголовном судопроизводстве // Актуальные проблемы реализации российского права. Сборник статей. Рязань, 2018. С. 58-68.
12. Галуцких В.Д. Некоторые проблемы процессуального статуса свидетеля // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3. С. 44-46.
13. Голощапова А.Г. Проблемы определения понятия «показания свидетеля» в современном уголовном процессе // Современные проблемы юридической науки и практики правоприменения: сборник по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2019. С. 36-40.
14. Ермошин В.В. Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. М. : Наука, 1986.
15. Еферин А.К. К вопросу об особенностях оценки показаний свидетеля и потерпевшего в уголовном процессе // Вопросы российской юстиции. 2020. № 10. С. 325-331.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ