Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Обзор литературы по проблеме двигательных способностей при обучении игры в волейбол сидя 11
1.1. Значение спортивных игр в развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 11
1.2. Особенности двигательного развития детей 10-12 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата 13
1.3. Применение технических средств обучения 20
1.4. Применение специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата 24
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Организация исследования 31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 33
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 33
Заключение 50
Список используемой литературы 51
В наше время спорт становится все более популярным и разнообразным. Покоряются рекорды и невообразимые вершины. Спорт открыт для всех людей: любой нации, возраста, но не так давно в мире стали появляться разнообразные спортивные соревнования для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Раньше, люди «отличающиеся» от других могли лишь наблюдать со стороны на различные спортивные события, олимпиады и прочее. Сейчас же паралимпийское движение набирает обороты и все больше людей в мире начинают заниматься спортом.
Люди с поражением опорно-двигательного аппарата, в частности ампутанты, от постоянного сидения на одном месте и не достатка движения стали заниматься волейболом сидя. Волейбол сидя - это очень подвижная игра, также сидячий волейбол включен в паралимпийские игры. Вообще, волейбол - одна из самых динамичных и подвижных игр в спорте, а сидячий волейбол практически ничем не уступает обычному волейболу.
Мы все привыкли к традиционному волейболу, когда есть две команды, поле, высокая сетка и стандартные правила. Данный вид спорта предназначен для людей, которые по самым разнообразным причинам не могут играть в полный рост. Эта игра пользуется огромной популярностью у инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и здоровых людей с травмами конечностей или позвоночника.
С появлением сидячего волейбола, все больше людей-инвалидов стало заниматься этим видом спорта и по этому волейбол сидя, стал так бурно развиваться во всем мире. По своей популярности волейбол сидя получил высокое значение на мировой спортивной арене.
Волейбол сидя появился в 1956 году в Датском Спортивном Комитете. С тех пор сидячий волейбол стал одной из крупнейших спортивных дисциплин, практикуемой в Нидерландах на соревнованиях для инвалидов или спортсменов с травмами лодыжек и прочее. Международные соревнования проходили уже с 1967 года, но лишь в 1978 году Международная Спортивная Организация Инвалидов включила волейбол сидя в свою программу.
Самые первые мировые соревнования прошли в 1979 году в Харлеме. В 1980 году волейбол сидя был назван Паралимпийским видом спорта с участием нескольких команд.
Популярность этого вида спорта на высоком уровне можно назвать бурной. В мире создавались реабилитационные клиники и ежегодно проводились Всемирные, Европейские и региональные чемпионаты.
С 1993 года в чемпионатах по волейболу сидя стали участвовать мужчины и женщины.
Получается, что сидячий волейбол значится важной сформировавшейся спортивной дисциплиной классического волейбола для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и по своей сути полностью наследует структуру игры, все же, этот вид спорта имеет большие различия по правилам игры с волейболом для здоровых людей. Основные различия между сидячим волейболом и обычным волейболом заключаются в следующем:
1) Величина площади в которой играют спортсмены в волейболе сидя 10*6 метров, а в волейболе для здоровых 18*9 метров.
2) Границы атакующей линии в сидячем волейболе проводятся в 2 метрах от центральной линии, а в обычном волейболе в 3 метрах.
3) Сетка в сидячем волейболе длиной 6,5 метра и шириной 0,80 метра, а в обычном волейболе длиной 9,5 метров и шириной 1 метр.
4) Высота сетки в сидячем волейболе — 1,15 метра для мужского пола, 1,05 метра для женского пола, а в обычном волейболе 2,43 метра для мужского пола, 2,24 метра для женского пола.
5) Экипировка игроков в сидячем волейболе должна выглядеть так: майка с номером и логотипом команды и длинное трико. Спортсменам не допускается сидеть на мягком материале.
В обычном волейболе запреты по этому правилу отсутствуют.
6) В сидячем волейболе в команде может быть максимум 12 спортсменов, плюс минимум 2 игрока, классифицируемых как нетрудоспособные (гандикап) одного главного тренера, одного инструктора и одного из врачебного персонала.
В обычном волейболе команда состоит максимум из 12 спортсменов, одного главного тренера, одного помощника тренера и одного врачебного персонала.
7) В сидячем волейболе спортсмены во время игры должны подключать максимум одного спортсмена, классифицируемый как «минимально нетрудоспособный».
В обычном волейболе спортсмены во время матча могут подключать одного класса «С» и могут включать максимум одного игрока класса «А».
8) В сидячем волейболе положения спортсменов определяются, и осуществляется контроль по расположению их ягодиц. Это обозначает, что кисть или нога спортсмена могут находиться в атакующей зоне (игрока задней линии во время удара атаки), на площадке (подающего во время удара подачи) или в свободной зоне за пределами площадки (любого игрока во время удара подачи).
В обычном волейболе расположение игроков на площадке определяются и контролируются по местоположению их ступней, контактирующих с площадкой.
9) В сидячем волейболе, когда подающий делает подачу мяча, он/она обязан находится за линией подачи, то есть в зоне подачи и его/ее ягодицы не могут задевать площадку (включая крайнюю линию).
В обычном волейболе ступни подающего не могут контактировать с площадкой (включая крайнюю линию) в момент, когда он/она делает подачу в прыжке или подпрыгивает (для прыжка подачи). Вследствие данной подачи, подающий должен встать или приземлиться за линию зоны подачи или внутри площадки.
10) В сидячем волейболе, можно касаться площадку любой частью тела в различное время матча при условии, что спортсмен не мешает игроку- противнику. Спортсмен обязан возвратить ногу (и) / ступню (и) также на свою игровую площадь. Касаться площадки соперника кистью при условии, что одна часть вытянутой кисти находится либо в контакте, либо прямо над центральной линией. Контакт с игровой площадью соперника любой другой части не возможен.
В обычном волейболе, касание игровой площади соперника кистью, ступней разрешён при условии, что некоторая часть прямой кисти / ступни (ей) остается либо в атаке, либо прямо над центральной линией. Касание игровой площади соперника любой другой части тела не разрешён .
11) В сидячем волейболе, спортсменам первой атакующей линии допускается закончить атакующий удар на подаче соперника, когда мяч залетел на фронтальную зону и четко выше верхнего края сетки.
В обычном волейболе, ошибка подающего игрока — закончить атакующий удар на подаче соперника, когда мяч расположен во фронтальной зоне и полностью над верхним краем сетки.
12) В сидячем волейболе, спортсмен второй линии может делать абсолютно различный тип атакующего удара на подаче соперника с различной высоты при условии, что во время удара ягодицы игрока не контактируют или не пересекают линию атаки.
В обычном волейболе, спортсмен второй линии может делать атакующий удар, если его/ее ступня не находится перед линией атаки в прыжке и в момент удара мяч не расположен полностью над верхом сетки.
13) В сидячем волейболе, спортсменам первой, атакующей линии допускается блокировать подачу соперника.
В обычном волейболе, блокирование подачи соперника — ошибка блокирования.
14) В волейболе сидя, спортсмен может иметь соприкосновение с игровой площадью частью тела от плеч до ягодиц во все время, когда разыгрывается мяч. Подниматься или совершать шаги не разрешается. Не долгая потеря контакта возможна только во время обороны своей игровой площади, чтобы выручить мяч, при этом мяч обязан располагаться на своей игровой площади.
В естественном волейболе ограничения по этому параметру не предусматриваются.
Все эти различия между естественным волейболом и сидячим волейболом дают возможность заключить, что волейбол сидя — адаптированный вариант классического волейбола для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, в котором есть такой же спортивный азарт и зрелищность, а так же позволяет людям «влюбленным» в волейбол заниматься любимым видом спорта.
Волейбол сидя обладает огромным потенциалом развития. В настоящее время предполагается, что этот вид спорта просто обязан повышать свою популярность лишь среди инвалидов и людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Но существует хорошая возможность сделать его массовым — спортом поистине «равных возможностей», где могут принимать участие как здоровые спортсмены, так и волейболисты- паралимпийцы.
В теории, сидячий волейбол может быть привлекательным для обычных людей, без явных нарушений в опорно-двигательном аппарате, играющих в классический и пляжный волейбол, спортсменов у которых есть травмы конечностей, но не имеющих официальной инвалидности, а так же спортсменов-волейболистов:
• не имеющих блистательных физических данных и которые не смогли добиться высоких вершин в спорте. Эти люди смогли бы проявить себя в сидячем волейболе, где в основном делают ставки упор на быстроту, тактику и технику. А такие качества спортсмена как высота, сила прыжка, не имеют никакого значения.
• профессиональных игроков, так как этот вид спорта может быть очень хорошо полезен в качестве подготовки.
• игроков с различными травмами, которые не теряют любимый видом спорта и тем самым не становятся асоциальными индивидуумами.
• обычному населению нашей планеты, у которых есть желание и возможность заниматься фитнесом и функциональным тренингом.
Цель исследования: оценить влияние занятий сидячим волейболом на показатели двигательных способностей лиц с нарушениями ОДА.
Объектом исследования: тренировочный процесс при занятии сидячим волейболом детей с нарушением ОДА.
Предметом исследования: влияние игры волейбол сидя на показатели двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Новизна исследования: заключается в использовании комплекса упражнений с элементами сидячего волейбола для улучшения двигательных способностей детей с нарушением ОДА.
Гипотеза исследования: предполагалось, что занятия волейболом сидя на детей 10-12 лет с нарушением ОДА будет способствовать улучшения двигательных способностей, а, следовательно, и улучшению координационных показателей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать и внедрить комплекс по развитию двигательных способностей у детей с нарушением ОДА, средствами сидячего волейбола.
3. Произвести экспериментальное исследование по выявлению результативности созданными нами метода.
Практическая значимость. Предложенный нами метод может использоваться тренерами и инструкторами, в том числе и методистами в разных видах двигательной активности, и подобным образом в практике работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате.
В ходе исследования, мы наблюдали улучшение двигательных и физических способностей в большей степени у экспериментальной группы. Так же улучшилось эмоциональное и психологическое состояние детей 1012 лет, занимающихся волейболом сидя. Данный вид двигательной активности способствует социальной адаптации и интеграции в современное общество людей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате нашего исследования мы получили следующие выводы:
1. Проведя тестирование двух групп ЭГ и КГ до начала педагогического эксперимента, нами было выявлено, что уровень двигательных и физических способностей между группами практически одинаков и большинство результатов имеют достоверные показатели (p<0.05).
2. В нашем исследовании было установлено, что показатели двигательных и физических способностей детей в экспериментальной группе (ЭГ), значительно улучшились, если сравнивать с контрольной группой (КГ). В связи с тем, что в экспериментальной группе были использованы комплексы упражнений на повышение физических и двигательных показателей.
3. Исходя из полученных данных, можно сделать заключение, что выдвинутая нами методика упражнений на повышение двигательных и физических способностей и тренировочные занятия, по волейболу сидя, достаточно эффективна. Благодаря нашей методике, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата быстрее повышают свой уровень двигательных и физических способностей.
1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков - М.: КноРус, 2011.- 356с.;
2. Башмакова, С. Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи / С. Б. Башмакова - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 102с.
3. Белова А.Н. Нейрореабилитация / А.Н. Белова — М.: Спортивная медицина, 2003. — 734 с.;
4. Бондарь А.И. Учись играть в волейбол / А.И. Бондарь - Минск: Полынья, 2006.- 251 с.;
5. Васильков И.И. От игры к спорту / И.И. Васильков - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 197с.;
6. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике подачи в волейболе / А.И. Вальтин — Киев: Физическая культура и спорт, 2004. - С. 118;
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева - М.: Академия, 2002. - 272 с.
8. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов - М.: Академия, 2010. - 438 с.;
9. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в волейболе / В.А. Данилов — М.: А Генетю "ФАИР"/ 2000. - С. 99.;
10. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 375 с.;
11. Дубровский В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. - 480с.;
12. Дудкин. Г. В. Медико-социальный потенциал адаптивного спорта / Г.В. Дудкин - Волгоград: МИА, 2006.- 126с.;
13. Дъячков В.М. Современствования технического мастерства спортсменов. — М., Физкультура и спорт. 2002. - С. 31.
14. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова - М.: Просвещение, 2000.- 123 с.;
15. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 384 с.;
...