СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
1.1. Социальная компетентность: сущность, структура, функции 8
1.2. Социальная компетентность студентов ВУЗа: направления и механизмы
2. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА): ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
2.1. Анализ опыта и проблемы формирования социальной и
профессиональной компетентности студентов ВУЗа (на основе результатов исследования)
2.2. Модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
1.1. Социальная компетентность: сущность, структура, функции 8
1.2. Социальная компетентность студентов ВУЗа: направления и механизмы
2. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА): ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
2.1. Анализ опыта и проблемы формирования социальной и
профессиональной компетентности студентов ВУЗа (на основе результатов исследования)
2.2. Модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Актуальность темы исследования обусловлена сложными процессами в современном российском обществе, которые связаны, прежде всего, с возрастанием ответственности каждого молодого человека за свою жизнь и профессиональную деятельность, за возможность строить взаимоотношения с окружающей средой и миром, что напрямую связано с наличием у молодежи социальной компетентности, а также уровнем ее развития и готовностью к ее формированию.
В современной ситуации социальная компетентность развивается у молодых людей при получении высшего образования. Студенчество - важный период в жизни молодого человека. Важным становится повышение эффективности высшего образования, качества подготовки молодых специалистов, чьи профессиональная и социальная компетентность содержат в себе стратегические ресурсы для развития современного российского общества, так как они определяют эффективное сотрудничество в социальной сфере, использование инновационных технологий в профессиональной и социальной сфере.
Решение проблем качественной подготовки молодых специалистов в ВУЗах связано с реализацией компетентностного подхода, что определяется, во-первых, тенденциями социально-экономического развития современной России и новыми вызовами образованию как важнейшему фактору экономического роста и стабилизации в стране; во-вторых, необходимостью научного обоснования процесса организации высшего образования в соответствии с международными соглашениями; в-третьих, современными целями и задачами политики в сфере образования, направленными на формирование современного специалиста, способного решать важные проблемы современности.
Российское общество заинтересовано в формировании личности специалиста, успешно решающего жизненные и профессиональные проблемы, обладающего социальной и профессиональной компетентностью, которая обеспечивает реализацию человеческого капитала, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.
ВУЗы обладают большими возможностями для создания условий, способствующих формированию социальной и профессиональной компетентности обучающихся.
Однако данные социологических исследований свидетельствуют о недостаточном вкладе высшей школы в формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников. У многих из них наблюдается отсутствие опыта сотрудничества и взаимодействия в группе, они не всегда умеют находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях, не в полной мере способны к социальному и межкультурному взаимодействию, самообразованию и социальному партнерству, их личностные качества не соответствуют ожиданиям общества и требованиям работодателей [12].
Таким образом, проблему формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений актуализируют следующие противоречия между:
• высокой потребностью общества в компетентных выпускниках ВУЗов, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях, и недостатком дополнительных образовательных программ, направленных на формирование компетентности выпускников вузов;
• требованиями социально-культурной и политической ситуации к состоянию компетентности выпускников высших учебных заведений и недостаточным вниманием со стороны вузов к данной проблеме;
• противоречием между накопленным в ВУЗах опытом формирования социальной и профессиональной компетентности у студентов и недостаточной разработанностью его научно-методических основ.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы свидетельствует, что понятие «компетентность» встречается во многих научных публикациях, начиная со второй половины ХХ века. В этот период социальная компетентность понимается как индивидуальное качество человека, характеризующее его ка личность и становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности человека. В этот период данное понятие рассматривается как междисциплинарный предмет и рассматривается, учитывая сложность, многокомпонентность и многоаспектность этого явления. Указанная тенденция прослеживается и в современных научных работах.
В частности, в исследованиях Б.В. Авво, И.Г. Агапова, В.А. Адольфа, И.Г. Архипова, Н.А. Ахтамзяна, В.В. Краевского, Л.А. Петровской, Н.Ю. Таирова, А.В. Хуторского рассматривается процесс формирования общекультурной и профессиональной компетентности в образовании и воспитании, при подготовке и профессиональной переподготовке молодых специалистов.
Общие теоретические подходы к пониманию сущности и структуры социальной и профессиональной компетентности молодых специалистов изложены в работах В.М. Басовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Р.Х. Тугушева, И.Л. Федотенко.
Формирование и развитие социальной и профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений, ее сущность, содержание и структура стали предметом исследований С.С. Бахтеевой, С.З. Гончарова, А.А. Демчук, Н.В. Ляховой.
Проблемы компетентностного подхода и практико-ориентированного обучения отражены в трудах М.А. Бондаревой, О.Ю. Жидких, М.С. Жирова, А.В. Маматова, Ю.М. Мельник, А.Н. Немцева, П.Р. Носкова.
Роль воспитательной и информационной системы ВУЗа в формировании социальной и профессиональной компетентности обучающихся проанализирована в исследованиях Н.В. Козловой, И.С. Константинова, Н.И. Мамонтовой, С.А. Остриковой, Т.В. Никулиной, А.П. Пересыпкина. Работы Е.М. Авраамовой, А.Л. Андреева, В.И. Байденко, О.М. Бобиенко, И.В. Васениной, И.Н. Емельяновой, Е.Л. Омельченко, Н.А. Опариной свидетельствуют о необходимости поиска путей развития социальной и профессиональной компетентности обучающихся в высших учебных заведениях в связи с неготовностью многих выпускников российских ВУЗов к решению социальных и профессиональных задач.
Исследования, касающиеся непосредственно формирования социально-личностных компетенций и профессиональной компетентностей студентов, были осуществлены Ю.В. Ахметшиной, Е.А. Войлоковой, М.В. Кормильцевой, Е.М. Сартаковой.
Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы освещены в диссертационных исследованиях Е.Н. Борисенко, Д.Е. Егорова, С.Н. Краснокутской, А.В. Спирина, А.О. Твердоухова.
Следовательно, в научной литературе проблемы формирования социальной и профессиональной компетентности студентов освещены достаточно широко, однако, учитывая выявленные противоречия, требуется активизировать исследования, посвященные развитию социальной компетентности у обучающихся в российских высших учебных заведениях с учетом требований к современным специалистам.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости поиска организационно-педагогических условий развития социальной компетентности студентов ВУЗа и научно-методического обеспечения данного процесса.
Объект исследования - социальная компетентность.
Предмет исследования - специфика формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности формирования социальной и профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений и разработать модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы формирования социальной компетентности студентов ВУЗа;
- выявить проблемы формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа;
- разработать модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный подход (В.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский, А.И. Субетто); личностно-деятельностный подход (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); личностно-деятельностный подход в образовании (А.Л. Андреев, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Талызина); компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя), современные исследования по формированию социальной и профессиональной компетентности (В.М. Басова, Н.Н. Ушакова).
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, результаты авторского исследования, проведенного в 2018 году; результатов других социологических исследований, проведенных Е.Н. Борисенко, 2014; А.В. Спирин, 2014; Д.Е. Егоров, 2015).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении сущности, структуры, функций социальной и профессиональной компетентности, направлений и условий формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа, формулировке авторского определения понятия «социальная компетентность студентов», диагностике проблем формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, а также представлены на студенческих научно-практических конференциях.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В современной ситуации социальная компетентность развивается у молодых людей при получении высшего образования. Студенчество - важный период в жизни молодого человека. Важным становится повышение эффективности высшего образования, качества подготовки молодых специалистов, чьи профессиональная и социальная компетентность содержат в себе стратегические ресурсы для развития современного российского общества, так как они определяют эффективное сотрудничество в социальной сфере, использование инновационных технологий в профессиональной и социальной сфере.
Решение проблем качественной подготовки молодых специалистов в ВУЗах связано с реализацией компетентностного подхода, что определяется, во-первых, тенденциями социально-экономического развития современной России и новыми вызовами образованию как важнейшему фактору экономического роста и стабилизации в стране; во-вторых, необходимостью научного обоснования процесса организации высшего образования в соответствии с международными соглашениями; в-третьих, современными целями и задачами политики в сфере образования, направленными на формирование современного специалиста, способного решать важные проблемы современности.
Российское общество заинтересовано в формировании личности специалиста, успешно решающего жизненные и профессиональные проблемы, обладающего социальной и профессиональной компетентностью, которая обеспечивает реализацию человеческого капитала, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.
ВУЗы обладают большими возможностями для создания условий, способствующих формированию социальной и профессиональной компетентности обучающихся.
Однако данные социологических исследований свидетельствуют о недостаточном вкладе высшей школы в формирование социальной и профессиональной компетентности выпускников. У многих из них наблюдается отсутствие опыта сотрудничества и взаимодействия в группе, они не всегда умеют находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях, не в полной мере способны к социальному и межкультурному взаимодействию, самообразованию и социальному партнерству, их личностные качества не соответствуют ожиданиям общества и требованиям работодателей [12].
Таким образом, проблему формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений актуализируют следующие противоречия между:
• высокой потребностью общества в компетентных выпускниках ВУЗов, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях, и недостатком дополнительных образовательных программ, направленных на формирование компетентности выпускников вузов;
• требованиями социально-культурной и политической ситуации к состоянию компетентности выпускников высших учебных заведений и недостаточным вниманием со стороны вузов к данной проблеме;
• противоречием между накопленным в ВУЗах опытом формирования социальной и профессиональной компетентности у студентов и недостаточной разработанностью его научно-методических основ.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы свидетельствует, что понятие «компетентность» встречается во многих научных публикациях, начиная со второй половины ХХ века. В этот период социальная компетентность понимается как индивидуальное качество человека, характеризующее его ка личность и становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности человека. В этот период данное понятие рассматривается как междисциплинарный предмет и рассматривается, учитывая сложность, многокомпонентность и многоаспектность этого явления. Указанная тенденция прослеживается и в современных научных работах.
В частности, в исследованиях Б.В. Авво, И.Г. Агапова, В.А. Адольфа, И.Г. Архипова, Н.А. Ахтамзяна, В.В. Краевского, Л.А. Петровской, Н.Ю. Таирова, А.В. Хуторского рассматривается процесс формирования общекультурной и профессиональной компетентности в образовании и воспитании, при подготовке и профессиональной переподготовке молодых специалистов.
Общие теоретические подходы к пониманию сущности и структуры социальной и профессиональной компетентности молодых специалистов изложены в работах В.М. Басовой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Р.Х. Тугушева, И.Л. Федотенко.
Формирование и развитие социальной и профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений, ее сущность, содержание и структура стали предметом исследований С.С. Бахтеевой, С.З. Гончарова, А.А. Демчук, Н.В. Ляховой.
Проблемы компетентностного подхода и практико-ориентированного обучения отражены в трудах М.А. Бондаревой, О.Ю. Жидких, М.С. Жирова, А.В. Маматова, Ю.М. Мельник, А.Н. Немцева, П.Р. Носкова.
Роль воспитательной и информационной системы ВУЗа в формировании социальной и профессиональной компетентности обучающихся проанализирована в исследованиях Н.В. Козловой, И.С. Константинова, Н.И. Мамонтовой, С.А. Остриковой, Т.В. Никулиной, А.П. Пересыпкина. Работы Е.М. Авраамовой, А.Л. Андреева, В.И. Байденко, О.М. Бобиенко, И.В. Васениной, И.Н. Емельяновой, Е.Л. Омельченко, Н.А. Опариной свидетельствуют о необходимости поиска путей развития социальной и профессиональной компетентности обучающихся в высших учебных заведениях в связи с неготовностью многих выпускников российских ВУЗов к решению социальных и профессиональных задач.
Исследования, касающиеся непосредственно формирования социально-личностных компетенций и профессиональной компетентностей студентов, были осуществлены Ю.В. Ахметшиной, Е.А. Войлоковой, М.В. Кормильцевой, Е.М. Сартаковой.
Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы освещены в диссертационных исследованиях Е.Н. Борисенко, Д.Е. Егорова, С.Н. Краснокутской, А.В. Спирина, А.О. Твердоухова.
Следовательно, в научной литературе проблемы формирования социальной и профессиональной компетентности студентов освещены достаточно широко, однако, учитывая выявленные противоречия, требуется активизировать исследования, посвященные развитию социальной компетентности у обучающихся в российских высших учебных заведениях с учетом требований к современным специалистам.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости поиска организационно-педагогических условий развития социальной компетентности студентов ВУЗа и научно-методического обеспечения данного процесса.
Объект исследования - социальная компетентность.
Предмет исследования - специфика формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений.
Цель исследования - раскрыть сущность и особенности формирования социальной и профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений и разработать модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы формирования социальной компетентности студентов ВУЗа;
- выявить проблемы формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа;
- разработать модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный подход (В.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский, А.И. Субетто); личностно-деятельностный подход (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); личностно-деятельностный подход в образовании (А.Л. Андреев, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Талызина); компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя), современные исследования по формированию социальной и профессиональной компетентности (В.М. Басова, Н.Н. Ушакова).
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, результаты авторского исследования, проведенного в 2018 году; результатов других социологических исследований, проведенных Е.Н. Борисенко, 2014; А.В. Спирин, 2014; Д.Е. Егоров, 2015).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении сущности, структуры, функций социальной и профессиональной компетентности, направлений и условий формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа, формулировке авторского определения понятия «социальная компетентность студентов», диагностике проблем формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики в Белгородском государственном национальном исследовательском университете, а также представлены на студенческих научно-практических конференциях.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Актуальность проблемы исследования определяется высокой потребностью государства и общества в компетентных молодых специалистах, являющих собой профессионалов в различных сферах деятельности. Установлено, что в научной литературе проблемы формирования социальной и профессиональной компетентности студентов освещены достаточно широко, однако требуется активизировать исследования, посвященные развитию социальной компетентности у обучающихся в российских высших учебных заведениях с учетом требований к современным специалистам.
Вопрос о социальной компетентности актуален в силу ряда обстоятельств общего и частного характера. С увеличением воздействия социального капитала увеличивается значение образования, подготовки молодых специалистов. Образовательная политика России учитывает не только общенациональные интересы, но и общие тенденции мирового развития, влияющие на систему образования, в частности:
- расширение возможностей политического и социального выбора у граждан, что диктует необходимость повышения уровня готовности молодых людей к данному выбору;
- расширение практик взаимодействия российской и иностранной молодежи, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и терпимости у всего населения в целом, и у молодых специалистов в частности;
- возрастание значимости человеческого и социального капитала, которые в европейских странах достигает 70-80% богатства нации, что, в свою очередь, актуализирует получение качественного образования у современных российских студентов.
Проблемой исследования, таким образом, являлась необходимость поиска организационно-педагогических условий развития социальной компетентности студентов ВУЗа и научно-методического обеспечения данного процесса. Социальная компетентность являлась объектом исследования. Предметом исследования - специфика формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений.
В ходе исследования была достигнута его цель - раскрыть сущность и особенности формирования социальной и профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений и разработать модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Также были решены следующие задачи исследования:
- раскрыты теоретические основы формирования социальной компетентности студентов ВУЗа;
- выявлены проблемы формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа;
- разработана модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход (В.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский, А.И. Субетто); личностно-деятельностный подход (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); личностно-деятельностный подход в образовании (А.Л. Андреев, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Талызина); компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя), современные исследования по формированию социальной и профессиональной компетентности (В.М. Басова, Н.Н. Ушакова).
Методами исследования явились теоретическое изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Мы пришли к выводу, что понятие «компетентность» - это обладание знаниями, умениями, навыками, а также способами и приёмами их реализации в профессиональной деятельности, общении и развитии личности. Понятие «компетенция» являет собой познания и опыт в определённой области профессиональной деятельности. Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании предполагает сформированность необходимых для профессии компетенций, определяемых спецификой деятельности, запросами производства, общества и потребностью личности.
Итак, социальная компетентность студента полифункциональна и подразумевает продуктивное выполнение молодым человеком социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности.
Их множественность заключается в:
- реализации социальных знаний и умений в практической жизнедеятельности;
- адаптации при взаимодействии с индивидами и социальными микрогруппами, институтами, государством;
- интеграции в сообщество или социальную группу;
- ориентации в социальной и профессиональной деятельности;
- приобретении молодым человеком социального статуса, соответствующего его реальным знаниям и умениям;
- ролевом поведении и усвоении социокультурных норм.
Основными направлениями в организации учебно-воспитательной работы ВУЗа выступают:
1) учебно-воспитательный процесс - введение в учебные планы учебных курсов, целью преподавания которых являются формирование социальных знаний и умений при освоении профессии и выполнении основных социальных ролей; социально-экономическая и нормативно-правовая подготовка студентов; знание основ делового этикета и семьеведения;
2) внеучебная деятельность - поиск и апробация таких форм внеучебной работы как клубы по интересам, направленных усвоение студентами семейных, профессиональных, социальных функций;
3) систематическая диагностика интересов, потребностей и проблем студентов, обучающихся в вузе.
Установлено, что процесс формирования социальной компетентности студентов предполагает ряд этапов: адаптивный, локально-деятельностный, системно-деятельностный, рефлексивный. Процесс формирования социальной компетентности студентов базируется на принципах ответственности, непрерывности, целостности, согласованности, открытости, творчестве, самостоятельности. Процесс формирования социальной компетентности студентов ВУЗа предполагает совершенствование полезных социальных умений и навыков (планирование деятельности, расчет ресурсов, анализ результатов, прогнозирование развития ситуации) с использованием генерации идей, проблемно-тематического поиска, технологии группового решения.
В 90-е годы ХХ столетия социальная компетентность понимается как индивидуальное качество человека, характеризующее его ка личность и становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности человека. В этот период данное понятие рассматривается как междисциплинарный предмет и рассматривается, учитывая сложность,
многокомпонентность и многоаспектность этого явления. Указанная тенденция прослеживается и в современных научных работах.
Так, в них представлены вербальная, коммуникативная, социо- профессиональная, социально-психологическая и социально-культурная функции социальной компетентности; проанализированы компетенции социального взаимодействия - с обществом, семьей, друзьями и др.; компетенции в общении - коммуникации, личная и деловая переписка; представлена специфика взаимоотношений позиций «Я» и «Общество».
Таким образом, социальная компетентность подразумевает владение навыками выбора правильных социальных ориентиров, способами организации социальной и профессиональной деятельности в соответствии с выбранными социальными ориентирами. Следовательно, рассматриваемое явление представляет собой качество человека в трудовой деятельности. Как член социума, индивид связан с общепринятыми социальными нормами, регулирующими как жизнь, так и профессиональное взаимодействие членов социума».
Мы придерживаемся точке зрения Е.В. Каменской, которая рассматривает формирование социальной компетентности с точки зрения психологии, как фактор укрепления психического здоровья личности, с учетом специфики разных возрастных этапов. Ученый пишет: «Социальная компетентность как качество, необходимое человеку для эффективной социальной деятельности обеспечивает его адаптацию в обществе и способствует самореализации, самоопределению человека» [33, 32]. Следовательно, социальная компетентность личности - это важное психологическое качество, позволяющее личности мягко, но конструктивно решать проблемы возрастных кризисов, например, юношеского. Кроме того, социальная компетентность тесно связана с социальным заказом государства и социума, что позволяет назвать ее основным индикатором результативности деятельности молодого человека.
Базисом для формирования социальной компетентности становятся принятие норм конкретного социума; расширение специфических знаний, умений, овладение навыками для достижения адаптированности к обществу; осознание своих действий и адекватная оценка своих способностей при достижении поставленных задач, способность актуализировать свой личностный потенциал при решении конкретной задачи; выбор наиболее результативных способов организации и приемлемых вариантов поведения; ответственность за свое поведение перед самим собой, семьей, коллективом, обществом.
Под социальной компетентностью понимается социальный опыт личности, лояльный системе социальных отношений, что обеспечивает личности возможность реализовать свой потенциал и активизировать собственные ресурсы. Индивид должен быть информирован о реальной социальной действительности, а также быть готовым вести диалог с коллективом, нести ответственность за принятые решения в любых жизненных ситуациях соответственно установленных социальных норм. Т.е. человек должен владеть первичными способами жизнедеятельности в социуме, его действия должны быть оперативны и эффективны.
В структуру социальной компетентности входят следующие компоненты:
1) Целеполагание.
2) Ориентация на окружающих.
3) Социальная мобильность и активность человека.
Непосредственно проблемы формирования социальной компетентности студентов ВУЗа рассмотрены нами на примере подготовки бакалавров социальной работы, осуществляемой на базе кафедры социальной работы социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
Для диагностики проблем формирования социальной компетентности студентов ВУЗа (на примере студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02. Социальная работа) нами было проведено социологическое исследование.
Во результате анкетирования нами было установлено, что выбранная специальность будет способствовать реализации жизненных целей у большинства респондентов. Основными мотивами выбора специальности стали «наиболее реальная возможность поступления в ВУЗ»; «возможность получения диплома о высшем образовании»; «призвание к будущей профессии»; «желание помогать людям». По оценкам большинства участников исследования, личностные качества соответствуют выбранной специальности.
По мнению большинства респондентов, обучение на социально-теологическом факультете способствовало развитию и реализации их творческого потенциала; для опрошенных студентов обучение по направлению подготовки «Социальная работа» способствовало изменению личностных качеств «к лучшему». Среди основных элементов учебного процесса, оказавших положительное воздействие на становление студентов как личности и профессионала, были отмечены актуальные и интересные учебные дисциплины, высокий профессионализм преподавателей кафедры социальной работы, участие в общественной и творческой деятельности, научно-исследовательской деятельности, что, на наш взгляд, является показателем качественной организации и содержательности образовательного процесса, внеучебной и научно-исследовательской деятельности.
Значимым фактором успешного обучения в ВУЗе и усвоения основной образовательной программы имеет довузовская (школьная) подготовка студента. Данное обстоятельство отметили 62 % опрошенных студентов. Однако, по мнению 56 % опрошенных, подготовка, полученная ими в школе, оказалась явно недостаточной.
Достаточно низкую оценку получил параметр, отражающий осведомленность студентов о тех требованиях, которые предъявляются к специалистам потенциальными работодателями - 3 балла, несмотря на достаточно высокий уровень организации связи кафедры с потенциальными внешними потребителями в процессе профессиональной подготовки, вовлечение в образовательный процесс специалистов-практиков и реализации- практической направленности подготовки молодых специалистов.
На наш взгляд, формированию социальной компетентности будет способствовать ряд условий, выявленных и обоснованных в ходе исследования: следование принципам непрерывности и преемственности содержания учебных дисциплин, усиление социально-гуманитарного компонента; применение практикоориентированных технологий при преподавании социально-гуманитарных дисциплин; приоритет технологий проектного обучения при преподавании социально-гуманитарных дисциплин; усиление практик внеучебной деятельности, расширение форм культурно-досуговой работы; целенаправленная и систематическая диагностика интересов, потребностей и проблем студентов, обучающихся в вузе.
Таким образом, социальная компетентность студентов высших учебных заведений подразумевает готовность студентов к профессиональной деятельности: знание основ делового этикета; владение основами планирования профессиональной карьеры, оперирование метами поиска работы; знание нормативно-правовых основ трудовой деятельности, способов организации и применения наемного труда работников; владение навыками проведения маркетинга и самомаркетинга для повышения по службе; готовность к созданию собственной семьи: знание семейного законодательства и психологии брачно-семейных отношений; основ педагогической культуры при воспитании детей; навыков ведения домашнего хозяйства; готовность быть гражданином страны: знание о социальных институтах и структурах, социальных группах, специфике их функционирования, ролевого поведения.
Структура социальной компетентности студентов, обучающихся в условиях высших учебных заведений включает в себя: социальные знания, владение социальными технологиями социальной и профессиональной деятельности, т.е. это социальные умения и навыки. Эффективность формирования операциональных функций у молодого человека зависит от наличия четких ценностных установок личности, жизненных стратегий человека, воздействующих на формирование социальных отношений. Результатом должно стать умение студента согласовывать личные и общественные интересы, соединять собственные усилия с усилиями коллектива, т.е. сотрудничать с другими людьми ради достижения поставленных целей.
Анализ научной литературы и результаты проведенного социологического исследования позволили нам разработать модель развития социальной компетентности студентов НИУ «БелГУ», которая представляет собой систему целенаправленных направлений деятельности по формированию социальной компетентности студентов ВУЗа.
Ее методологическую основу составляют организационно-управленческие и деятельностно-функциональные принципы, в частности: принцип преемственности и межведомственного взаимодействия; принцип комплексности и индивидуальности; научно-методической и технологической обеспеченности; адресности; оперативности.
Модель формирования социальной компетентности студентов может быть реализована при условии нормативно-правового, организационно - управленческого, информационно-аналитического, ресурсного обеспечения, проведения социологических исследований, подготовки кадров, научно - методического обеспечения, реализации целевых программ.
Важным становится информирование студентов о возможностях повышения социальной компетентности в ВУЗе, где необходимым условием эффективности работы со студентами должно являться целенаправленное изучение интересов, потребностей и проблем студентов в сфере подготовки к выполнению ими социальных функций.
Критериями результативности модели станет готовность студентов к выполнению ими основных социальных функций: прикладной (заключающейся в применении социальных знаний и умений в практической жизнедеятельности); адаптационной (позволяющей студентам реализовать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимодействие с другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями и обществом в целом); интегративной (дающей возможность быть принятым в сообщество, социальную группу); ориентационной (позволяющей выбрать то или иное направление в своей деятельности, как социальной, так и профессиональной); статусной (состоящей в получении индивидом определенного социального статуса, адекватного его знаниям и умениям, что позволяет человеку занять соответствующее место в обществе); и ролевой (заключающейся в освоении индивидами социальных ролей и усвоении ими социокультурных норм) функциями.
Вопрос о социальной компетентности актуален в силу ряда обстоятельств общего и частного характера. С увеличением воздействия социального капитала увеличивается значение образования, подготовки молодых специалистов. Образовательная политика России учитывает не только общенациональные интересы, но и общие тенденции мирового развития, влияющие на систему образования, в частности:
- расширение возможностей политического и социального выбора у граждан, что диктует необходимость повышения уровня готовности молодых людей к данному выбору;
- расширение практик взаимодействия российской и иностранной молодежи, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и терпимости у всего населения в целом, и у молодых специалистов в частности;
- возрастание значимости человеческого и социального капитала, которые в европейских странах достигает 70-80% богатства нации, что, в свою очередь, актуализирует получение качественного образования у современных российских студентов.
Проблемой исследования, таким образом, являлась необходимость поиска организационно-педагогических условий развития социальной компетентности студентов ВУЗа и научно-методического обеспечения данного процесса. Социальная компетентность являлась объектом исследования. Предметом исследования - специфика формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений.
В ходе исследования была достигнута его цель - раскрыть сущность и особенности формирования социальной и профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений и разработать модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Также были решены следующие задачи исследования:
- раскрыты теоретические основы формирования социальной компетентности студентов ВУЗа;
- выявлены проблемы формирования социальной и профессиональной компетентности студентов ВУЗа;
- разработана модель формирования социальной и профессиональной компетентности студентов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход (В.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский, А.И. Субетто); личностно-деятельностный подход (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); личностно-деятельностный подход в образовании (А.Л. Андреев, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Талызина); компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя), современные исследования по формированию социальной и профессиональной компетентности (В.М. Басова, Н.Н. Ушакова).
Методами исследования явились теоретическое изучение и анализ специальной и научной литературы, анализ документов, экспертный опрос, анкетирование, статистические методы интерпретации и анализа эмпирических данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Мы пришли к выводу, что понятие «компетентность» - это обладание знаниями, умениями, навыками, а также способами и приёмами их реализации в профессиональной деятельности, общении и развитии личности. Понятие «компетенция» являет собой познания и опыт в определённой области профессиональной деятельности. Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании предполагает сформированность необходимых для профессии компетенций, определяемых спецификой деятельности, запросами производства, общества и потребностью личности.
Итак, социальная компетентность студента полифункциональна и подразумевает продуктивное выполнение молодым человеком социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности.
Их множественность заключается в:
- реализации социальных знаний и умений в практической жизнедеятельности;
- адаптации при взаимодействии с индивидами и социальными микрогруппами, институтами, государством;
- интеграции в сообщество или социальную группу;
- ориентации в социальной и профессиональной деятельности;
- приобретении молодым человеком социального статуса, соответствующего его реальным знаниям и умениям;
- ролевом поведении и усвоении социокультурных норм.
Основными направлениями в организации учебно-воспитательной работы ВУЗа выступают:
1) учебно-воспитательный процесс - введение в учебные планы учебных курсов, целью преподавания которых являются формирование социальных знаний и умений при освоении профессии и выполнении основных социальных ролей; социально-экономическая и нормативно-правовая подготовка студентов; знание основ делового этикета и семьеведения;
2) внеучебная деятельность - поиск и апробация таких форм внеучебной работы как клубы по интересам, направленных усвоение студентами семейных, профессиональных, социальных функций;
3) систематическая диагностика интересов, потребностей и проблем студентов, обучающихся в вузе.
Установлено, что процесс формирования социальной компетентности студентов предполагает ряд этапов: адаптивный, локально-деятельностный, системно-деятельностный, рефлексивный. Процесс формирования социальной компетентности студентов базируется на принципах ответственности, непрерывности, целостности, согласованности, открытости, творчестве, самостоятельности. Процесс формирования социальной компетентности студентов ВУЗа предполагает совершенствование полезных социальных умений и навыков (планирование деятельности, расчет ресурсов, анализ результатов, прогнозирование развития ситуации) с использованием генерации идей, проблемно-тематического поиска, технологии группового решения.
В 90-е годы ХХ столетия социальная компетентность понимается как индивидуальное качество человека, характеризующее его ка личность и становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности человека. В этот период данное понятие рассматривается как междисциплинарный предмет и рассматривается, учитывая сложность,
многокомпонентность и многоаспектность этого явления. Указанная тенденция прослеживается и в современных научных работах.
Так, в них представлены вербальная, коммуникативная, социо- профессиональная, социально-психологическая и социально-культурная функции социальной компетентности; проанализированы компетенции социального взаимодействия - с обществом, семьей, друзьями и др.; компетенции в общении - коммуникации, личная и деловая переписка; представлена специфика взаимоотношений позиций «Я» и «Общество».
Таким образом, социальная компетентность подразумевает владение навыками выбора правильных социальных ориентиров, способами организации социальной и профессиональной деятельности в соответствии с выбранными социальными ориентирами. Следовательно, рассматриваемое явление представляет собой качество человека в трудовой деятельности. Как член социума, индивид связан с общепринятыми социальными нормами, регулирующими как жизнь, так и профессиональное взаимодействие членов социума».
Мы придерживаемся точке зрения Е.В. Каменской, которая рассматривает формирование социальной компетентности с точки зрения психологии, как фактор укрепления психического здоровья личности, с учетом специфики разных возрастных этапов. Ученый пишет: «Социальная компетентность как качество, необходимое человеку для эффективной социальной деятельности обеспечивает его адаптацию в обществе и способствует самореализации, самоопределению человека» [33, 32]. Следовательно, социальная компетентность личности - это важное психологическое качество, позволяющее личности мягко, но конструктивно решать проблемы возрастных кризисов, например, юношеского. Кроме того, социальная компетентность тесно связана с социальным заказом государства и социума, что позволяет назвать ее основным индикатором результативности деятельности молодого человека.
Базисом для формирования социальной компетентности становятся принятие норм конкретного социума; расширение специфических знаний, умений, овладение навыками для достижения адаптированности к обществу; осознание своих действий и адекватная оценка своих способностей при достижении поставленных задач, способность актуализировать свой личностный потенциал при решении конкретной задачи; выбор наиболее результативных способов организации и приемлемых вариантов поведения; ответственность за свое поведение перед самим собой, семьей, коллективом, обществом.
Под социальной компетентностью понимается социальный опыт личности, лояльный системе социальных отношений, что обеспечивает личности возможность реализовать свой потенциал и активизировать собственные ресурсы. Индивид должен быть информирован о реальной социальной действительности, а также быть готовым вести диалог с коллективом, нести ответственность за принятые решения в любых жизненных ситуациях соответственно установленных социальных норм. Т.е. человек должен владеть первичными способами жизнедеятельности в социуме, его действия должны быть оперативны и эффективны.
В структуру социальной компетентности входят следующие компоненты:
1) Целеполагание.
2) Ориентация на окружающих.
3) Социальная мобильность и активность человека.
Непосредственно проблемы формирования социальной компетентности студентов ВУЗа рассмотрены нами на примере подготовки бакалавров социальной работы, осуществляемой на базе кафедры социальной работы социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).
Для диагностики проблем формирования социальной компетентности студентов ВУЗа (на примере студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02. Социальная работа) нами было проведено социологическое исследование.
Во результате анкетирования нами было установлено, что выбранная специальность будет способствовать реализации жизненных целей у большинства респондентов. Основными мотивами выбора специальности стали «наиболее реальная возможность поступления в ВУЗ»; «возможность получения диплома о высшем образовании»; «призвание к будущей профессии»; «желание помогать людям». По оценкам большинства участников исследования, личностные качества соответствуют выбранной специальности.
По мнению большинства респондентов, обучение на социально-теологическом факультете способствовало развитию и реализации их творческого потенциала; для опрошенных студентов обучение по направлению подготовки «Социальная работа» способствовало изменению личностных качеств «к лучшему». Среди основных элементов учебного процесса, оказавших положительное воздействие на становление студентов как личности и профессионала, были отмечены актуальные и интересные учебные дисциплины, высокий профессионализм преподавателей кафедры социальной работы, участие в общественной и творческой деятельности, научно-исследовательской деятельности, что, на наш взгляд, является показателем качественной организации и содержательности образовательного процесса, внеучебной и научно-исследовательской деятельности.
Значимым фактором успешного обучения в ВУЗе и усвоения основной образовательной программы имеет довузовская (школьная) подготовка студента. Данное обстоятельство отметили 62 % опрошенных студентов. Однако, по мнению 56 % опрошенных, подготовка, полученная ими в школе, оказалась явно недостаточной.
Достаточно низкую оценку получил параметр, отражающий осведомленность студентов о тех требованиях, которые предъявляются к специалистам потенциальными работодателями - 3 балла, несмотря на достаточно высокий уровень организации связи кафедры с потенциальными внешними потребителями в процессе профессиональной подготовки, вовлечение в образовательный процесс специалистов-практиков и реализации- практической направленности подготовки молодых специалистов.
На наш взгляд, формированию социальной компетентности будет способствовать ряд условий, выявленных и обоснованных в ходе исследования: следование принципам непрерывности и преемственности содержания учебных дисциплин, усиление социально-гуманитарного компонента; применение практикоориентированных технологий при преподавании социально-гуманитарных дисциплин; приоритет технологий проектного обучения при преподавании социально-гуманитарных дисциплин; усиление практик внеучебной деятельности, расширение форм культурно-досуговой работы; целенаправленная и систематическая диагностика интересов, потребностей и проблем студентов, обучающихся в вузе.
Таким образом, социальная компетентность студентов высших учебных заведений подразумевает готовность студентов к профессиональной деятельности: знание основ делового этикета; владение основами планирования профессиональной карьеры, оперирование метами поиска работы; знание нормативно-правовых основ трудовой деятельности, способов организации и применения наемного труда работников; владение навыками проведения маркетинга и самомаркетинга для повышения по службе; готовность к созданию собственной семьи: знание семейного законодательства и психологии брачно-семейных отношений; основ педагогической культуры при воспитании детей; навыков ведения домашнего хозяйства; готовность быть гражданином страны: знание о социальных институтах и структурах, социальных группах, специфике их функционирования, ролевого поведения.
Структура социальной компетентности студентов, обучающихся в условиях высших учебных заведений включает в себя: социальные знания, владение социальными технологиями социальной и профессиональной деятельности, т.е. это социальные умения и навыки. Эффективность формирования операциональных функций у молодого человека зависит от наличия четких ценностных установок личности, жизненных стратегий человека, воздействующих на формирование социальных отношений. Результатом должно стать умение студента согласовывать личные и общественные интересы, соединять собственные усилия с усилиями коллектива, т.е. сотрудничать с другими людьми ради достижения поставленных целей.
Анализ научной литературы и результаты проведенного социологического исследования позволили нам разработать модель развития социальной компетентности студентов НИУ «БелГУ», которая представляет собой систему целенаправленных направлений деятельности по формированию социальной компетентности студентов ВУЗа.
Ее методологическую основу составляют организационно-управленческие и деятельностно-функциональные принципы, в частности: принцип преемственности и межведомственного взаимодействия; принцип комплексности и индивидуальности; научно-методической и технологической обеспеченности; адресности; оперативности.
Модель формирования социальной компетентности студентов может быть реализована при условии нормативно-правового, организационно - управленческого, информационно-аналитического, ресурсного обеспечения, проведения социологических исследований, подготовки кадров, научно - методического обеспечения, реализации целевых программ.
Важным становится информирование студентов о возможностях повышения социальной компетентности в ВУЗе, где необходимым условием эффективности работы со студентами должно являться целенаправленное изучение интересов, потребностей и проблем студентов в сфере подготовки к выполнению ими социальных функций.
Критериями результативности модели станет готовность студентов к выполнению ими основных социальных функций: прикладной (заключающейся в применении социальных знаний и умений в практической жизнедеятельности); адаптационной (позволяющей студентам реализовать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимодействие с другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями и обществом в целом); интегративной (дающей возможность быть принятым в сообщество, социальную группу); ориентационной (позволяющей выбрать то или иное направление в своей деятельности, как социальной, так и профессиональной); статусной (состоящей в получении индивидом определенного социального статуса, адекватного его знаниям и умениям, что позволяет человеку занять соответствующее место в обществе); и ролевой (заключающейся в освоении индивидами социальных ролей и усвоении ими социокультурных норм) функциями.
Подобные работы
- Педагогические условия организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическая деятельность по развитию социальной компетентности молодежи
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическая деятельность по развитию социальной компетентности молодежи (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - Формирование экологической компетентности как показателя качества выпускника в техническом вузе
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016



