Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №120874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы экологического воспитания младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность и значение экологического воспитания 7
1.2. Особенности экологического воспитания младших школьников 11
1.3 Педагогические условия экологического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших школьников в ходе изучения предмета »Окружающий мир» .... 4
2.1. Диагностика уровня экологической воспитанности младших
школьников на этапе констатирующего исследования 27
2.2. Содержание работы по экологическому воспитанию младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 33
2.3. Результаты экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения

В условиях экологического кризиса становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания учащихся в соответствии с потребностями личности и общества. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате - снижением качества жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий (Емельянов, 2012).
Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности (Бобылева, 2009).
Основная цель экологического образования и воспитания состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды. Оно должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. В раннем детстве необходимо формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы. В школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира. В периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности (Санкевич, 2009).
Изучение экологических связей способствует повышению культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания этих связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание. Материал о связях в природе должен быть обязательным элементом содержания урока. Получая определенную систему знаний, ученики также могут усвоить нормы и правила поведения в природе. Так воспитывается ответственное отношение к окружающему миру (Печко, 2009).
Современное экологическое образование, ориентируясь на формирование экоцентрического экологического сознания, как свою цель, должно существенно выходить за рамки познания биологической сущности экологических систем и природоохранного просвещения. Кроме того, оно должно опираться в своей методологии и содержании на нравственный императив, рассматривать вопросы духовно-нравственной безопасности каждого человека и общества, а также вопросы будущего цивилизации: экологической и нравственной безопасности будущих поколений. Так современное экологическое образование востребует различные области знания о мире и человеке, помимо естественнонаучных (Иванов, 2012).
В содержание экологического воспитания школьников - учащихся начальных классов входит становление осознанного отношения к природе. Знание является начальным компонентом экологической культуры, а отношение - итоговым продуктом. В начальной школе дети должны получить базовые знания о связях в природе, способствующие формированию экологической культуры. Основная цель педагога - развитие личности, неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически решающей посильные задачи охраны окружающей среды (Бобылева, 2012).
В сознании ребенка должны с ранних школьных лет закрепляться экологические правила построения мира, ведь тогда, в дальнейшем, ему легче будет понимать различные природные явления. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить окружающему миру, даже если он и не изучал специально предмет экологии. Интуитивно он будет грамотно использовать природные ресурсы и правильно оценивать результаты своего влияния на окружающий мир. Важно, чтобы в раннем детстве у него в сознании закрепилось достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах, которым следует неустанно следовать всю свою жизнь (Колесникова, 1999).
Проблема исследования: каковы педагогические условия экологического воспитания младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия экологического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младшего школьника в ходе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
• использовать технологию проблемного обучения для формирования экоцентрического сознания младших школьников;
• в проведение уроков включать проектные задачи по оценке экологического состояния своей местности.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и значение экологического воспитания;
2. Выделить особенности экологического воспитания младших школьников;
3. Рассмотреть педагогические условия экологического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»;
4. Апробировать педагогические условия экологического воспитания младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: методика диагностики экологической воспитанности младших школьников Е.А. Гриневой, С.Ю. Прохоровой (Гринева, 2009).
База исследования - МБОУ СОШ №42 г. Белгород, 4 «В» класс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение экологического воспитания; особенности экологического воспитания младших школьников; педагогические условия экологического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков, таблицы, диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления - экоцентрическим сознанием. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
В ходе исследования мы убедились, что систему экологического воспитания необходимо реализовывать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Процесс экологического воспитания в начальной школе наиболее эффективен в рамках изучения предмета «Окружающий мир» так как курс носит интегрированный характер и включает в себя начальный природоведческий материал.
Экспериментальная работа показала, что экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» эффективно, если:
1) использовать технологию проблемного обучения для формирования экоцентрического сознания младших школьников;
2) в проведение уроков включать проектные задачи по оценке состояния среды своей местности.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень экологической воспитанности имели 55% учащихся, а на контрольном этапе всего 10% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников способствует значительному повышению его уровня. Эффективность экологического воспитания зависит от соблюдения комплекса всех педагогических условий.



1. Акимова Т.А. Природа и Человек / Т.А.Акимова, В.В.Хаскин. - М.: ИнФо, 2012. - 336 с.
2. Афанасьева Е.Н. Экология не знает / Е Н.Афанасьева. - М.: Речь, 2011.- 233 с.
3. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А.Бабанова. - СПб.: Питер, 2003. - 132 с.
4. Бабанова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании / Т.А.Бабанова. - СПб.: Питер, 2003. - 155 с.
5. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М.Барковская. - М.: Педагог, 2011. - 265 с.
6. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л.Д.Бобылева. - Вл.: ИнФо, 2009. - 191c.
7. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д.Бобылева. - Вл.: ИнФо, 2010. - 162 с.
8. Верзилин Н. М. Основы методики преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. учреж. средн. прф. образования пед. профиля / Н. М. Верзилин. - М.:АПКРСФСР, 1999. -817 с.
9. Вершинин П. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края / Н. А. Вершинин // Начальная школа, 1998. - №10. -С.9
10. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала //Начальная школа, 2003. - № 2. - С. 110 - 112.
11. Виноградова Н. В. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «Окружающий мир в произведениях живописи»: учебное пособие / Н. В Виноградова. - М.: Вентана Граф, 2005. - 80 с.
12. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем: учебное пособие для студентов отд. и фак. нач. классов сред, и высш. пед. учебн. заведений.-2-е изд., стереотип / Н. Ф. Виноградова.
- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с.
13. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: книга для учителя, 3-4 класс / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф,1999. - 144 с.
14. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы : учеб. пособие для студ. очной, формы обучения / Н. Ф. Виноградова. - М.: Просвещение,1990. - 356 с.
15. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Поурочные планы по уч. Н.Ф.Виноградова / Сост. Е.И.Соболева. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2005. - 112с
16. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф.Виноградова. - М.: Начальная школа, 2007. - 254 с.
17. Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р.Голубев, Ю.В.Новиков. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
18. Головко Е. В. Технология начального образования по естествознанию / Е. В. Головко // Теория и технология начального образования: учебное пособие для студентов выпускных курсов, обучающихся по специальностям «Педагогика (Начальное образование)». «Изобразительное искусство». - Белгород, 2007. - 128 с.
19. Горощенко В. П. Методика преподавания природоведения : учеб. пособие для студ. пед. училищ / В. П. Горощенко, П. А. Степанов. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
20. Горелов А.А. Социальная экология / А.А.Горелов. - М.: Флинта, 2012.
- 608 с.
21. Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся / Е.Р.Горохова. - М.: Речь, 2006. - № 12. - С. 187.
22. Григорян Т.С. Природа и общество / Т.С.Григорян. - М.: Академия, 2002. - 307 с.
23. Гринева Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников. Современные проблемы науки и образования / Е.А.Гринева, С.Ю.Прохорова.- 2009. - № 1. - С.90 .
24. Дежникова Н. С. Экологическая практика: научный поиск,
педагогический опыт, авторские проекты: учебн. пособие / Н. С. Дежникова.
- М.: Пед. Общество Россия, 2001. - 94 с.
25. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология : учеб. пособие для студ. вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. - Ростов - на Дону: Феникс,1996.
- 478 с.
26. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников / И.Б. Дуденко. - Советская педагогика,1989. - № 9. -С. 28.
27. Емельянов А. Г. Основы природопользования. / А.Г.Емельянов. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
28. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А.Н.Захлебный. - М.: Речь, 2002. - 113 с.
29. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлебный.
- М.: Педагогика, 2009. - 184 с.
30. Захлебный А. Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении / А.Н.Захлебный. - М.: Речь, 2006. - 259 с.
31. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И.Д.Зверев. - М.: Школа, 2009. - 201 с.
32. Зверев И. Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / И.Д.Зверев. - М.: ИнФо, 2012. - 241 с.
33. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В.Иванова. - М.: Речь, 2004. - 304 с.
34. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания / С.Х.Карпенков. - М.: Высшая школа, 2004. - 448 с.
35. Лихачев Б.Т. Экология личности / Б.Т.Лихачев. - М.: Педагог, 2003. - 250 с.
36. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П.Печко. - СПб.: Питер, 2009. - 258 с.
37. Романова Е.Т. Экологическое образование / Е.Т.Романова. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 296 с.
38. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа.- 2010.- №9.- С.40-42. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Людмила Павловна Симонова.- М.: «Академия», 2000. - .160 с.
39. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - .576 с.
40. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина // Советская педагогика. - 1988. - № 9. - С. 31-34.
41. Суравегина Н.И., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика.- 1990. - №12. - С.12-14.
42. Салеева Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П.Салеева.- М.: Речь, 2011. - 265 с.
43. Салеева Л. П. Формирование бережного отношения младших
школьников к природе / Л.П.Салеева. - М.: Речь, 2008. - 249 с.
44. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных
знаний и образных представлений / В.М.Сенкевич. - М.: Речь, 2009. - 166 с.
45. Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов / Т.И.Тарасова. - СПб.: Питер, 2006. - 288 с.
46. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования /
47. Т.П. Трушина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 416 с.
48. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования / И.В.Шкарбан. - М.: Речь, 2011. - 254 с.
49. Хван Т.А. Экология. Основы рационального природопользования / Т.А.Хван, М.В.Шинкина. - М.: Юрайт, 2012. - 320 с.
50. Яковлева Т. О. Из опыта работы клуба семейного чтения. Внеклассная работа. - М.: Просвещение, 2009. - 243 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ