Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ договоров оказания услуг по передаче электрической энергии

Работа №120868

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Характеристика договора оказания услуг по передаче электрической энергии 11
1.1 Предмет, существенные условия и стороны договора оказания услуг по передаче электрической энергии 11
1.2 Порядок заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии 19
1.3. Порядок изменения и расторжения договора оказания услуг по передаче электрической энергии 24
1.4 Выводы по главе 1 31
2 Нормативно-правовое регулирование договора оказания услуг по передаче электрической энергии 33
2.1 Особенности нормативно-правового регулирования договора оказания услуг по передаче электрической энергии 33
2.2 Антимонопольное регулирование и контроль 37
2.3 Последние значимые изменения законодательства, регулирующего правоотношения из оказания услуг по передаче электрической энергии 44
2.4 Выводы по главе 2 50
3 Спорные вопросы, связанные с исполнением договора оказания услуг по передаче электрической энергии 52
3.1 Спорные вопросы, связанные с исполнением договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного территориальной сетевой организацией с гарантирующим поставщиком или со сбытовой организацией 52
3.2 Спорные вопросы, связанные с исполнением договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между территориальными сетевыми организациями 88
3.3 Выводы по главе 3 104
Заключение 106
Список используемых источников 110

Важной стратегической отраслью, входящей в топливно­энергетический комплекс и основой развития и функционирования экономики Российской Федерации является электроэнергетика. Следует отметить, что от ее нормального функционирования также зависит рост иных значимых отраслей промышленности Российской Федерации и в этом заключается ее особая роль.
В 2001 году приняты кардинально новые принципиальные решения о реформировании электроэнергетики, последствием которых стала реструктуризация ОАО «РАО "ЕЭС России». Ключевым нормативно-правовым актом данных решений выступает Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» [3]. Указанным Постановлением были утверждены основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, определены основные принципы реформирования, цели, задачи, порядок функционирования субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии и организации их работы, особенности ценообразования на данных рынках.
Разделение электроэнергетики на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности стало одной из основных задач данного реформирования, в результате чего было достигнуто императивное разграничение передачи электрической энергии от ее сбыта и генерации.
На территории Российской Федерации в ходе реформирования сложились два вида рынков электрической энергии - это оптовый и розничный рынок электрической энергии.
Вырабатываемая генерирующими компаниями электрическая энергия реализуется на оптовом рынке, где приобретается гарантирующими поставщиками либо сбытовыми организациями для реализации на розничных рынках электрической энергии.
Технологическая структура энергосистемы рынка имеет следующую технологическую структуру (рисунок 1).
Рисунок 1 - Технологическая структура энергосистемы рынков
Основной целью создания и функционирования рынка электрической энергии является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, надежное электроснабжение потребителей как приоритетные задачи внутренней политики государства, а также расширение сферы применения договорного регулирования как закономерный результат принятых решений, направленных на либерализацию отрасли в целом.
Основными принципами формирования этих отношений являются принципы свободы экономической деятельности, конкуренции и взаимодействия субъектов отрасли на рыночных началах [3]. Исходя из содержания данных принципов, одним из немаловажных регуляторов отношений субъектов электроэнергетики становится гражданско-правовой договор.
Применение данного метода регулирования в электроэнергетики Российской Федерации в целях разрешения особо значимых для государства вопросов не именуемо сказывается на особенностях этого регулирования, сочетающего свободу договора (стороны могут заключить и предусмотренный и непредусмотренный законом договор, с определением условий договора по своему усмотрению) с одной стороны, и существенными ограничениями императивными предписаниями действующего законодательства с другой, что характеризуется значительной спецификой правоотношений в отрасли.
Таким образом, эффективное функционирование и развитие электроэнергетики, как отрасли, базируется на сочетании следующих методов регулирования: административно-правового и гражданско-правового.
Установление оптимального баланса и четкое разграничение сфер применения вышеуказанных методов являются в настоящее время одними из важнейших составляющих проблемы развития моделей правоотношений сторон в этой отрасли.
Особенностью электроэнергетики в наше время является появление принципиально новых сложных правоотношений с появлением новых субъектов. Именно для узаконивания и регламентации правоотношений которых в законодательстве были закреплены целый ряд новых договоров, каждый из которых имеет свои особенности.
Предметом исследования настоящей работы является отношения субъектов розничного рынка электроэнергии в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.
Оказание услуг по передаче электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147- ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по передаче электрической энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии, соответственно, подлежит государственному регулированию и контролю в порядке, установленном действующим законодательством [4].
В целях обеспечения единого подхода к реализации технической политики и принципов управления электросетевым комплексом Российской Федерации, проведения единой инвестиционной, финансово-экономической и кадровой политики 22.11.2012 Президентом РФ был подписан Указ № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети» [6].
Данным указом были проведены значительные структурные преобразования по объединению магистральных и распределительных электрических сетей и создан единый центр ответственности, координирующий работу по повышению экономической эффективности, ответственный за разработку единых стандартов качества, а также за повышение операционной эффективности предприятий электросетевого комплекса - ПАО «Россети» [5].
В настоящее время ПАО «Россети» - оператор энергетических сетей в России - одна из крупнейших электросетевых компаний в мире по числу потребителей и протяжённости сетей напряжения до 110 кВ, управляющая 2,30 млн. км линий электропередачи, 490 тыс. подстанциями трансформаторной мощностью более 761 ГВА. Имущественный комплекс ПАО «Россети» включает в себя 37 дочерних и зависимых общества, в том числе 14 межрегиональных (АО «Янтарьэнерго», ПАО «МРСК Волги», ПАО «МРСК Юга», ПАО «МРСК Центра», ПАО «МОЭСК», ПАО «МРСК Сибири», АО «Тюменьэнерго», ПАО «МРСК Северо-Запада», ПАО «Ленэнерго», ПАО «ТРК», ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «МРСК Урала», ПАО «МРСК Северного Кавказа», ПАО «Кубаньэнерго») и магистральную сетевую компанию (ПАО «ФСК ЕЭС») [5].
Технологической основой передачи электрической энергией является единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (далее по тексту - ЕНЭС), которая формирует Единую энергетическую систему Российской Федерации и объединяет основные электростанции страны, обеспечивая надежную и бесперебойную передачу электроэнергии между ними.
В настоящее время организацию по управлению данной системой выполняет ПАО «ФСК ЕЭС», которое обеспечивает ее технологическое управление, а также оказывает услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (преимущественно крупным потребителям).
Основной же массе потребителей услуги по передаче электрической энергии оказывают территориальные сетевые организации.
В Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» дано легальное понятие территориальной сетевой организации, согласно которой это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям [1].
Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет услуги в качестве объекта гражданских правоотношений, а точнее, объекта обязательства [7]. «Услуга - это действие, приносящее пользу, помощь другому» [8]. В итоге все сводится к двум связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит (помощь, польза), и средствам достижения этой цели (совершение тем, кто предоставляет услугу, действия). В Гражданском кодексе РФ речь идет об услуге именно как об определенном действии [10].
Услуги по передаче электрической энергии, согласно Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона [1].
Потребителями территориальных сетевых организаций являются сбытовые организации, гарантирующие поставщики (в интересах своих контрагентов-потребителей: юридических и физических лиц), смежные территориальные сетевые организации, а также потребители электрической энергии, пожелавшие самостоятельно урегулировать данные отношения с сетевой организацией и приобретающие электрическую энергию по договору купли-продажи.
При этом каждой модели правоотношений (сетевая организация - смежная сетевая организация; сетевая организация - гарантирующий поставщик; сетевая организация - сбытовая организация; сетевая организация - конечный потребитель электрической энергии) присущи свойственные только ей особенности, поэтому заключение отвечающего интересам компании договора оказания услуг по передаче электрической энергии, положения которого будут соответствовать действующему законодательству, приобретает актуальное значение для всех субъектов этих правоотношений.
Цель магистерской диссертации заключается в анализе возможных нарушений прав сетевых организаций и потребителей услуг при исполнении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии на розничном рынке электроэнергии.
Задачи исследования:
• характеристика предмета и существенных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также особенности его заключения договора;
• анализ судебной практики, связанной со сложностями при заключении и исполнении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии;
• выявление пробелов в правовом регулировании оказания услуг по передаче электрической энергии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оказание услуг по передаче электрической энергии является естественно-монопольным видом деятельности.
Основной массе потребителей услуги по передаче электрической энергии оказывают территориальные сетевые организации. При этом каждой модели правоотношений (сетевая организация - смежная сетевая организация; сетевая организация - гарантирующий поставщик; сетевая организация - сбытовая организация; сетевая организация - конечный потребитель электрической энергии) присущи свойственные только ей особенности. И предмет и существенные условия рассматриваемого договора непосредственно зависят от того, кем является потребитель, что свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел отступление от принципа идентичности условий публичного договора.
Экономические отношения в сфере электроэнергетики базируются на принципе соблюдения баланса интересов всех субъектов розничного рынка электроэнергии и недопущения дискриминации. Реализация данного принципа выполняется посредством установления котловой модели расчетов. Суть данной модели заключается в том, что потребители заключают договор оказания услуг по передаче электрической энергии только с одной сетевой компанией, даже если в процессе участвуют несколько.
Различают две основные котловые модели расчетов: «котел снизу» и «котел сверху». При любой модели расчетов, сетевые организации котлодержатели обязаны распределить денежные средства между всеми сетевыми компаниями региона по установленным для соответствующей пары сетевых компаний индивидуальным тарифам.
Распределение денежных средств между сетевыми компаниями должно осуществляться законным способом, а не путем заключения договора, не имеющего экономического смысла, иное не именуемо приведет к дисбалансу в распределении совокупной необходимой валовой выручки, установленной тарифным решением, следствием чего станут значительные убытки отдельных сетевых организаций, что в свою очередь, через механизм компенсации выпадающих доходов, скажется на росте конечного тарифа для потребителей, что противоречит основным принципам государственного регулирования тарифов в электроэнергетике.
Нормативное регулирование рассматриваемого договора является одним из наиболее изменяемых и реформируемых, при этом в большей степени является императивным.
Применительно к рассматриваемому договору, его стороны в большой степени лишены возможности согласовать что-либо, поскольку попросту обязаны переписать императивно установленные нормы в качестве условий заключаемого ими договора, что свидетельствует о слабом развитии принципа свободы договора.
Учитывая, что правовое регулирование правоотношений из рассматриваемого договора является наиболее изменяемым, основные научно - практические рекомендации в данной отрасли быстро перестают быть актуальными, а основным источников дополнительной информации для сторон является судебная практика, которая зачастую является противоречивой.
Принимая во внимание, что регулируют рассматриваемые правоотношения целый ряд органов государственной власти, в связи с чем, проведение единой и сбалансированной политики в принимаемых ими решениях существенно усложняется.
В последнее время, с учетом сложившейся арбитражной практики рассмотрения споров с участием сетевых организаций были приняты ряд законов и постановлений, ужесточающих требования, как к сетевым организациям, так и к потребителям услуг по передаче электрической энергии направленных на:
• укрепление платежной дисциплины не только конечных потребителей электрической энергии, но и обслуживающих их гарантирующих поставщиков и сбытовых организаций;
• ужесточение административной ответственности при самовольном подключении к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (только если эти действия не образуют состав преступления);
• ужесточение ответственности потребителей электрической энергии за нарушения режима ограничения потребления электрической энергии;
• ужесточение критериев и требований, предъявляемых к сетевым организациям.
Примечательно, что все измененные и введенные нормы являются императивными и направленными на обеспечение качественного и своевременного исполнения обязательств сторонами рассматриваемого договора.
Подводя итоги исследования особенностей нормативно-правового регулирования рассматриваемого договора приходим к следующим выводам:
• единое правовое регулирование отношений по рассматриваемому договору предполагает приоритет специальных правовых норм законодательства над общими;
• устанавливаемая в Гражданском кодексе Российской Федерации конструкция договора оказания услуг применяется в случаях наличия пробела правового регулирования в специальном законодательстве;
• особенностью существующей модели розничного рынка электрической энергии и оказания услуг по ее передаче (его неотъемлемой части) является его заурегулированность;
• несмотря на значительное количество принятых нормативных правовых актов, в которые вносятся изменения, дополнения необходимо дальнейшее совершенствования правового регулирования в данной области для детальной регламентации и установления прозрачных и понятных правил исполнения договора оказания услуг по передаче электрической энергии для привлечения необходимых инвестиций в данную отрасль;
• в настоящее время имеется острая необходимость в скорейшем устранении противоречий и пробелов в правовом регулировании данных правоотношений.


1. Об электроэнергетике. Федеральный закон РФ от 26.03.2003 № 35- ФЗ.
2. Энергетика России. Стратегия развития: научное обоснование энергетической политики. - М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2003. - С.406.
3. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526.
4. О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ.
5. Официальный сайт ПАО «Россети» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosseti.ru (25.04.2017).
6. Об открытом акционерном обществе «Российские сети». Указ Президента РФ от 22.11.2012 № 1567.
7. Баринов, Н.А. Услуги (социально-правовой аспект) / Н.А. Баринов // Саратов, 2001. - С.8.
8. Ожегов, С.И., Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1995. - С.828.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
10. Запруднов, А.А. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии в Российском гражданском праве: понятие и правовая природа / А.А. Запруднов. - М.: Юрист. - 2013.
11. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М.: Статут, 1999. - С.64.
12. Попондопуло, В.Ф. Система договоров в сфере электроэнергетики / В.Ф. Попондопуло // Энергетика и право. Выпуск 2 / Под ред. П.Г. Лахно. - М.: Новая правовая культура. - 2009. - С. 194.
13. Шевченко, Л.И. Актуальные направления в исследовании проблем, связанных с совершенствованием правового регулирования отношений в сфере энергетики / Л.И. Шевченко. - М.: Юрист. - 2011. - № 11.
14. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
15. Брынова, Т.И. Споры, связанные с применением законодательства, регулирующего отношения по договору оказания услуг по передаче электрической энергии / Т.И. Брынова.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ