Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ РЫНКОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №100964

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы143
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ РЫНКОМ 16
1.1. Электроэнергетический рынок как объект государственного управления.
Государственная энергетическая политика Российской Федерации 16
1.2. Институциональные механизмы управления региональным
электроэнергетическим рынком 32
1.3. Нормативно-правовое обеспечение управления региональным
электроэнергетическим рынком 48
1.4. Проблемы и перспективы управления объектами регионального
электросетевого хозяйства 60
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 76
2.1. Анализ состояния регионального электроэнергетического рынка 76
2.2. Оценка конкурентоспособности субъектов управления электросетевым
хозяйством Свердловской области 92
2.3. Механизм формирования оптимальной инфраструктуры рынка
электрической энергии Свердловской области 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 133
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ МАГИСТРАНТА 140
ПРИЛОЖЕНИЯ 141


АННОТАЦИЯ
Тема магистерской диссертации посвящена проблемам управления региональным энергетическим рынком. Актуальность темы исследования обусловлена несбалансированностью инфраструктуры электрической энергии Свердловской области, отсутствием механизма передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и необходимостью обеспечения надежности и электробезопасности объектов электросетевого хозяйства области.
Объект диссертационного исследования — региональный электроэнергетический рынок.
Предмет — система управления электроэнергетическим рынком Свердловской области.
Цель исследования — разработка механизма оптимизации инфраструктуры электроэнергетического рынка Свердловской области.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью для формирования системы устойчивого развития и надежного функционирования регионального энергетического рынка.
Выдвинутые в диссертации теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании системы управления инфраструктурой электроэнергетического бизнеса Свердловской области. Материалы диссертации рекомендуется использовать в процессе реализации магистерской программы «Технологии и механизмы отраслевого управления в системе государственного и муниципального управления» по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Новизна диссертационной работы заключается в теоретико-методологическом обосновании и исследовании состояния и перспектив развития электроэнергетического комплекса Свердловской области, разработке проекта по формированию оптимальной инфраструктуры регионального рынка электрической энергии.
Актуальность темы исследования. Электроэнергетика — является базовой и одной из ведущих отраслей российской экономики, на долю которой приходится около 10 % валового внутреннего продукта страны. Значимость этой отрасли для современного человека, бизнеса и промышленности сложно переоценить. Сложно представить функционирование современных промышленных предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства без электричества. Устойчивое развитие и надежное функционирование отрасли во многом определяют энергетическую безопасность страны и являются важными факторами ее успешного экономического развития. Высокая социальная нагрузка отрасли, ее роль и значимость для экономики страны повышает ответственность предприятий электроэнергетического рынка, его регуляторов — отраслевых органов исполнительной власти, федерального и регионального уровней.
Российская сфера электроэнергетики пережила реформу, основной целью которой было повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Для достижения поставленной цели первоочередной задачей стояло реструктуризировать закрытую монопольную отрасль и создать открытый конкурентный рынок электроэнергии.
Радикальные изменения в электроэнергетике РФ, выделение из состава РАО «ЕЭС России» самостоятельных компаний, специализирующиеся на отдельных видах деятельности, и создание розничных рынков электрической энергии явилось основой образования новой институциональной среды региональной электроэнергетики.
Региональный рынок столкнулся с ситуацией увеличения числа предприятий отрасли. Часть вновь образованных компаний стала субъектами розничных рынков. К ним относятся производители электрической энергии, гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании, сетевые организации, субъекты оперативно-диспетчерского управления розничных рынков [9]. Сформированные в результате реформы компании, представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии, сбыт и другие), которые контролируют соответствующие профильные активы. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании стали частными, в этих сегментах появилась конкуренция. Законодательство не ограничило сферу деятельности по передаче электрической энергии в образовании новых сетевых компаний. В результате на региональном рынке сформировались частные сетевые организации, среди которых можно наблюдать некоторую конкуренцию. Вместе с тем, в большинстве регионов России основная доля региональной инфраструктуры рынка по-прежнему контролируется предприятиями - субъектами естественной монополии. В Свердловской области такой компанией является ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания» — дочернее предприятие ОАО «Российские сети» («Россети») — контролирующим субъектом, которого является государство в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ. ОАО «Российские сети» согласно заключенному договору с ОАО «МРСК Урала» оказывает услуги по организации функционирования и развитию электросетевого комплекса и по осуществлению технического надзора на объектах ОАО «МРСК Урала». Данная цепочка зависимости организаций свидетельствует о сохраняющемся значительном влиянии на данный сектор электроэнергетики со стороны государства.
Электроэнергетические рынки любого типа являются регулируемыми и в той или иной степени контролируются государством. Предпосылками осуществления в РФ государственного регулирования и контроля являются уникальный социальный статус электроэнергетики, наличие единой национальной электроэнергетической системы, государственных стандартов качества электрической энергии, естественных монополий в энергоснабжении, противоречий между интересами бизнеса и долгосрочными общественными целями. От динамики развития отрасли в стране и ее регионах зависит стабильность национальной и региональных экономик. Текущие проекты и стратегические задачи требуют гарантий и надежности от регионов, в том числе надежного функционирования отрасли. К примеру, создание проекта ОЭЗ «Титановая долина», направленного на развитие Уральского федерального округа до 2020 года, потребовало от энергетиков обеспечение территории электросетевой инфраструктурой и ее развитие в последующем, обеспечивая запросы резидентов.
Главной задачей энергетической политики Свердловской области является обеспечение социально-экономического роста региона за счет надежного энергоснабжения. Вместе с тем, реструктуризация отрасли, изменение модели управления региональным электроэнергетическим рынком принесли новые риски и новые проблемы. Одна из главных проблем региона — несбалансированность инфраструктуры рынка электрической энергии Свердловской области. В момент реформирования отрасли и формирования региональных рынков электроэнергии считалось, что стимулирование роста числа сетевых организаций приведет к возникновению конкуренции на рынке и будет способствовать повышению эффективности их деятельности, привлечению необходимых инвестиций. Практика показала обратное. Наряду с существованием безусловного лидера — «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала», на рынке, вследствие дробления взаимосвязанного сетевого комплекса, функционирует много обслуживающих территориальных сетевых организаций (ТСО), плохо конкурирующих с лидером. Разногласия в отношениях между сетевыми организациями по объему оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности) и их стоимости инициируют риски «рейдерского захвата» электросетевого оборудования. Так в 2011 году со стороны одной из крупных ТСО Свердловской области — ГУП СО «Облкоммунэнерго» была начата экспансия по «захвату» территорий обслуживания (городов, поселков). В ходе этой кампании муниципалитетами расторгались договора аренды объектов электросетевого хозяйства с рядом ТСО и перезаключались с ГУПом. Такие действия для одних ТСО привели к завершению сетевой деятельности (расторжению договоров и уходу с рынка), для других — к сокращению территории своего присутствия в муниципалитетах, снижению объемов деятельности, необходимой валовой выручки, утвержденной Региональной энергетической комиссией Свердловской области, и увеличению индивидуальных тарифов.
Надежды на то, что в условиях организации энергетики по рыночным принципам и под давлением конкуренции проблемы электросетевого комплекса будут для ТСО стимулом оптимизации издержек и повышения эффективности, не оправдались. Плохо преодолевается тенденция старения электросетевого хозяйства, вследствие чего сохраняется высокий процент физического износа основных фондов инфраструктуры. Наличие на рынке значительной доли недобросовестных, информационно закрытых иных владельцев сетей (ИВС) порождает проблемы бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии. Отсутствие механизма передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства приводит к снижению надежности и электробезопасности таких объектов на территории области.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ
профессиональных источников свидетельствует о значительном накопленном теоретическом и практическом опыте российских исследований в сфере электроэнергетической отрасли. Имеется большое количество научных трудов, посвященных исследованию проблем электроэнергетических рынков. В разное время проблемами реструктуризации отрасли занимались Агроскин В. В., Гительман Л. Д., Илларионов А. Н., Кутовой Г. П., Макеечев В. А., Некрасов А. С., Ратников Б. Е., Уринсон Я. М., Чубайс А. Б., Яркин Е. В.. Из зарубежных ученых, чьи труды были использованы в работе, необходимо назвать Баркера Д., Готтлиба Д., Канна А., Кастена Т., Локка Р., Муллена Т., Портера М., Ханта С., Шатлуорта Г.
Мировой опыт функционирования и реформирования энергетического рынка освещается в работах российских и зарубежных ученых Авдашевой М. С., Арониной В. А., Арониной И. К., Баркера Д., Борышевой А. В., Готтлиба Д., Джонстона Д., Ван Дорена П., Канна А., Кастена Т., Локка Р., Муллена Т., Овсянниковой Г. В., Портера М., Ротниковой Б. Е., Семенова В. А., Сухотиной Ю. В., Фоминой А. В., и Ханта С., Шатлуорта Г. и других.
Выявлению и анализу имеющихся проблем в электроэнергетической отрасли и разработке предложений по их решению посвящены работы ученых и специалистов Алиевой Д. А., Дьякова А. Ф., Жукова В. В., Кувшиновой Е. К., Левченко И. И., Максимова Б. К., Молодюка В. В., Никифорова А., Перовой М. Б., Тукенова А. А., Слепакова С. С.
В меньшей степени исследовательские интересы авторов связаны с изучением проблем региональных рынков электроэнергии. Среди немногочисленных работ, посвященных региональным аспектам функционирования отечественного электроэнергетического рынка можно выделить труды преимущественно молодых российских
ученых — Герасимовой М. В., Дьяченко А. С., Лебедева И. А., Малышева Е. А. и др. Их работы посвящены вопросам формирования и оценки экономического потенциала региональных субъектов энергетического рынка;
совершенствованию системы управления региональными энергетическими компаниями; методам формирования и реализации стратегии развития регионального энергетического комплекса; совершенствованию организации регионального энергетического рынка.
Наличие актуальных проблем в управлении электроэнергетическим рынком Свердловской области, отсутствие теоретических и прикладных региональных исследований предопределили объект и предмет настоящего диссертационного исследования, его цели и задачи.
Объект диссертационного исследования — региональный электроэнергетический рынок.
Предмет — система управления электроэнергетическим рынком Свердловской области.
Цель исследования — разработка механизма оптимизации инфраструктуры электроэнергетического рынка Свердловской области.
Задачи:
1. Рассмотреть электроэнергетическую отрасль как рыночный институт и объект государственного управления;
2. Исследовать институциональные механизмы управления
региональным электроэнергетическим рынком;
3. Охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение
государственного управления электроэнергетическим рынком на федеральном и региональном уровнях;
4. Выявить проблемы и перспективы управления объектами регионального электросетевого хозяйства;
5. Провести анализ состояния регионального электроэнергетического рынка;
6. Оценить конкурентоспособность основных субъектов управления электросетевым хозяйством Свердловской области;
7. Разработать проект по формированию оптимальной инфраструктуры рынка электрической энергии Свердловской области.
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления электроэнергетическими рынками. В рамках написания магистерской диссертации использовались следующие методы сбора и обработки информации: изучение и анализ методической и периодической литературы; анализ нормативно-правовых актов, таких как федеральные законы и Указы, стратегии и концепции устойчивого развития, региональные программы; анализ статистических данных; анализ материалов аналитических докладов исследовательских организаций; маркетинговые методы. При разработке механизма формирования оптимальной инфраструктуры рынка электроэнергии Свердловской области использовались проектные методы — метод целевой декомпозиции, календарное, сетевое, ресурсное планирование.
Информационную базу исследования составили: законодательные акты Российской Федерации и Свердловской области (Указы, постановления, концепции, стратегии); статистические данные специализированных периодических изданий, организаций регионального электроэнергетического рынка, интернет-публикации, материалы информационных порталов.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью для формирования системы устойчивого развития и надежного функционирования регионального энергетического рынка.
Выдвинутые в диссертации теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании системы управления инфраструктурой электроэнергетического бизнеса Свердловской области. Материалы диссертации рекомендуется использовать в процессе реализации магистерской программы «Технологии и механизмы отраслевого управления в системе государственного и муниципального управления» по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».
Новизна диссертационной работы заключается в теоретико-методологическом обосновании и исследовании состояния и перспектив развития электроэнергетического комплекса Свердловской области, разработке проекта по формированию оптимальной инфраструктуры регионального рынка электрической энергии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Установлено, что специфика таких товарных характеристик электроэнергии как ее нематериальность, невозвращаемость, технологичность, неразрывность процессов производства, транспортировки и потребления электроэнергии, фактологичность и контролируемость, ограниченность применения правомочий владения и распоряжения, всеобщность потребления — обусловливает особенности электроэнергетического рынка. К ним относятся большая емкость, мощные финансовые потоки, практическое отсутствие продуктовых инноваций, относительная структурная стабильность, относительно низкая рентабельность инвестируемого капитала, непрерывность функционирования, отсутствие возможности формирования запаса объема электроэнергии, отсутствие точного планирования объемов производства и потребления и физической возможности определения производителя электроэнергии для каждого конкретного потребителя.
2. Доказано, что электроэнергетические рынки любого типа в силу приоритетности надежности энергоснабжения и наличия естественных монополий являются регулируемыми и в той или иной степени контролируются государством. Предпосылками осуществления в РФ государственного регулирования и контроля являются уникальный социальный статус электроэнергетики, наличие единой национальной электроэнергетической системы, государственных стандартов качества электрической энергии, естественных монополий в энергоснабжении, противоречий между интересами бизнеса и долгосрочными общественными целями.
3. Установлено, что для российской государственной энергетической политики характерна национально-монопольная модель, отличием которой является повышенное значение энергетики в социально-экономическом развитии страны, максимальное присутствие государства в отрасли и использование энергетики как рычага давления при принятии политических решений. В настоящее время форма государственного управления российской электроэнергетикой заключается в регулировании и контроле (надзоре) энергетического бизнеса через органы государственной власти. Итогом реформирования электроэнергетической отрасли стало образование нового института — регионального рынка электрической энергии (мощности). Формирование организационных структур управления на уровне регионального энергетического комплекса базировалось на внедрении интеграционного управленческого принципа и соответствующего организационно¬управленческого подхода. К основным субъектам региональных розничных рынков относятся гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании, сетевые организации («МРСК Урала» и частные ТСО), производители электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления розничных рынков.
4. Анализ нормативно-правового обеспечения функционирования регионального электроэнергетического бизнеса на федеральном и региональном уровнях показал, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуют свои полномочия по модели «остаточной компетенции». Регионы не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [4].
5. Анализ институциональных факторов развития региональных
электроэнергетических рынков выявил совокупность проблем в управлении объектами регионального энергетического хозяйства: правовых (сложности в трактовке законодательства, судебные разбирательства между субъектами рынка, нарушение сетевыми организациями антимонопольного
законодательства при осуществлении присоединения к электрическим сетям и оказании услуг по передаче электроэнергии; высокие риски неисполнения обязательств в рамках заключенных договоров); ресурсных (отсутствие значительных инвестиций в модернизацию активов; высокий процент физического износа основных фондов инфраструктуры; высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии; задержки платежей за электрическую энергию потребителями); организационно-управленческих (проблемы бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии; разногласия в отношениях между сетевыми организациями, а также сетевыми и сбытовыми организациями по объему оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности) и их стоимости; потеря информационной безопасности отрасли; отсутствие механизма передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства).
6. Исследование структуры электроэнергетического рынка
Свердловской области и оценка конкурентоспособности основных субъектов управления его инфраструктурой показало, что, несмотря на присутствие на территории регионального рынка субъекта естественной монополии, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии достаточно развита. Вместе с тем, состояние регионального рынка можно оценить как квазиконкурентное. Ситуация, при которой доля рынка ОАО «МРСК Урала» составляет более 61 % по объему передачи электроэнергии и 48 % по количеству условных единиц, создает лишь гипотетическую возможность возникновения реальной конкуренции при сохранении его монопольного состояния. Наличие в структуре сетевого комплекса множества мелких ТСО не способствуют ни благоприятной тарифной политике, ни крупным инвестиционным отраслевым проектам.
7. Выявлено, что на территории области помимо ТСО электросетевые услуги оказывают крупные промышленные и прочие, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства. Из 2000 ИВС только 80 предприятий, утвердили тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности. Наличие на рынке значительной доли недобросовестных, информационно закрытых и бесконтрольных ИВС порождает проблемы бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии. Отсутствие механизма передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства приводит к снижению надежности и электробезопасности объектов электросетевого хозяйства области.
8. В рамках реализации «Программы развития электроэнергетики Свердловской области» для достижения необходимой надежности и безопасности объектов электросетевого хозяйства области разработан межорганизационный проект по оптимизации структуры электросетевого хозяйства области. В проекте на условиях частно-государственного партнерства (ОАО «МРСК Урала» и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области) сформирована технология идентификации и отбора ИВС с последующим механизмом управленческих воздействий. Достижение стратегических целей проекта будет осуществляться путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры. Отбор сетевых организаций будет регулироваться применением метода сравнительного анализа (бенчмаркинг) по основным ключевым показателям эффективности на основании, которого будут приниматься соответствующие меры по отстающим компаниям. Ожидаемый эффект проекта: легализация ИВС; повышение информированности о деятельности ИВС; формирование единого электросетевого пространства региона; повышение надежности и электробезопасности сетевой инфраструктуры; получение объективной информации об уровне напряжения потребления электрической энергии конечными потребителями; создание конкурентной среды на рынке электроэнергии Свердловской области; создание привлекательных условий для инвесторов.
Личный вклад магистранта. Автором проведено самостоятельное исследование структуры электроэнергетического рынка Свердловской области, дана оценка конкурентоспособности основных субъектов управления региональным электросетевым хозяйством, разработан проект по формированию оптимальной инфраструктуры рынка электрической энергии Свердловской области.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора на Международной научно-практической конференции «Региональное развитие: стратегии и человеческий капитал» (Екатеринбург, 10-11 апреля 2014 г.) и V Всероссийской научно-практической конференции «Социальные технологии в государственном управлении и бизнесе» (Екатеринбург, 15-16 марта 2013 г.).
Структура диссертации. В первой главе «Теоретико-методологические аспекты управления региональным электроэнергетическим рынком» дается характеристика электроэнергетической отрасли как рыночного института и объекта государственного управления. Характеризуются основные направления государственной экономической политики РФ. Исследуются институциональные механизмы управления региональным электроэнергетическим рынком. Проводится анализ нормативно-правового обеспечения государственного управления электроэнергетическим рынком на федеральном и региональном уровнях. Выявляются проблемы и перспективы управления объектами регионального электросетевого хозяйства. Во второй главе «Исследование электроэнергетического рынка и оптимизация структуры электросетевого хозяйства Свердловской области» осуществляется анализ состояния регионального электроэнергетического рынка, осуществляется оценка конкурентоспособности субъектов управления электросетевым хозяйством Свердловской области, представляется проект по формированию оптимальной инфраструктуры рынка электрической энергии Свердловской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (71 наименование) и приложений. Содержание работы изложено на 143 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Установлено, что специфика таких товарных характеристик электроэнергии как ее нематериальность, невозвращаемость, технологичность, неразрывность процессов производства, транспортировки и потребления электроэнергии, фактологичность и контролируемость, ограниченность применения правомочий владения и распоряжения, всеобщность потребления — обусловливает особенности электроэнергетического рынка. К ним относятся большая емкость, мощные финансовые потоки, практическое отсутствие продуктовых инноваций, относительная структурная стабильность, относительно низкая рентабельность инвестируемого капитала, непрерывность функционирования, отсутствие возможности формирования запаса объема электроэнергии, отсутствие точного планирования объемов производства и потребления и физической возможности определения производителя электроэнергии для каждого конкретного потребителя.
2. Доказано, что электроэнергетические рынки любого типа в силу приоритетности надежности энергоснабжения и наличия естественных монополий являются регулируемыми и в той или иной степени контролируются государством. Предпосылками осуществления в РФ государственного регулирования и контроля являются уникальный социальный статус электроэнергетики, наличие единой национальной электроэнергетическая система, государственных стандартов качества электрической энергии, естественных монополии в энергоснабжении, противоречий между интересами бизнеса и долгосрочными общественными целями.
3. Установлено, что для российской государственной энергетической политики характерна национально-монопольная модель, отличием которой является повышенное значение энергетики в социально-экономическом развитии страны, максимальное присутствие государства в отрасли и использование энергетики как рычага давления при принятии политических решений. В настоящее время форма государственного управления российской электроэнергетикой заключается в регулировании и контроле (надзоре) энергетического бизнеса через органы государственной власти.
4. Итогом реформирования электроэнергетической отрасли стало образование нового института — регионального рынка электрической энергии (мощности). Формирование организационных структур управления на уровне регионального энергетического комплекса базировалось на внедрении интеграционного управленческого принципа и соответствующего организационно-управленческого подхода. К основным субъектам региональных розничных рынков относятся гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, сетевые организации (МРСК и другие ТСО), производители электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления розничных рынков.
5. Анализ нормативно-правового обеспечения функционирования регионального электроэнергетического бизнеса на федеральном и региональном уровнях показал, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуют свои полномочия по модели «остаточной компетенции». Регионы не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [4].
6. Анализ институциональных факторов развития региональных
электроэнергетических рынков выявил совокупность проблем в управлении объектами регионального энергетического хозяйства: правовых (сложности в трактовке законодательства, судебные разбирательства между субъектами рынка, нарушение сетевыми организациями антимонопольного
законодательства при осуществлении присоединения к электрическим сетям и оказании услуг по передаче электроэнергии; высокие риски неисполнения обязательств в рамках заключенных договоров); ресурсных (отсутствие значительных инвестиций в модернизацию активов; высокий процент физического износа основных фондов инфраструктуры; высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии; задержки платежей за электроэнергию потребителями); организационно-управленческих (проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии; разногласия в отношениях между сетевыми организациями, а также сетевыми и сбытовыми организациями по объему оказанных услуг по передаче электроэнергии (мощности) и их стоимости; потеря информационной безопасности отрасли; отсутствие механизма передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства).
7. Исследование зарубежной практики реформирования
электроэнергетики и организации функционирования энергетического рынка показало, что эффективность функционирования конкурентного рынка зависит от выполнения следующих необходимых условий, главным из которых является достижение конкуренции среди производителей и энергосбытовых организаций. Необходимым условием повышения надежности и безопасности электросетевых объектов является отбор сетевых организаций для обслуживания объектов регионального электросетевого хозяйства.
8. Исследование структуры электроэнергетического рынка Свердловской области и оценка конкурентоспособности основных субъектов управления его инфраструктурой показало, что, несмотря на присутствие на региональном рынке субъекта естественной монополии, деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии достаточно развита. Вместе с тем, состояние регионального рынка можно оценить как квазиконкурентное. Ситуация, при которой доля рынка ОАО «МРСК Урала» составляет более 61 % по объему передачи электроэнергии и 48 % по количеству у. е., создает лишь гипотетическую возможность возникновения реальной конкуренции при сохранении его монопольного состояния. Наличие в структуре сетевого комплекса множества мелких ТСО не способствуют ни благоприятной тарифной политике, ни крупным инвестиционным отраслевым проектам.
9. Выявлено, что на территории области помимо ТСО электросетевые услуги оказывают крупные промышленные и прочие, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства. Из 2000 ИВС только 80 предприятий, утвердили тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности. Наличие на рынке значительной доли недобросовестных, информационно закрытых и бесконтрольных ИВС порождает проблемы бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии. Отсутствие механизма передачи бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства приводит к снижению надежности и электробезопасности объектов электросетевого хозяйства области.
10. В рамках реализации «Программы развития электроэнергетики Свердловской области» для достижения необходимой надежности и безопасности объектов электросетевого хозяйства разработан
межорганизационный проект по оптимизации структуры электросетевого хозяйства области. В проекте на условиях частно-государственного партнерства (ОАО «МРСК «Урала» и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области) сформирована технология идентификации и отбора ИВС с последующих механизмом управленческих воздействий. Достижение стратегических целей проекта будет осуществляться путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры. Отбор сетевых организаций будет регулироваться применением метода сравнительного анализа (бенчмаркинг) по основным ключевым показателям эффективности на основании, которого будут приниматься соответствующие меры по отстающим компаниям. Ожидаемый эффект проекта: легализация ИВС; повышение информированности о деятельности ИВС; формирование единого электросетевого пространства региона; повышение надежности и электробезопасности сетевой инфраструктуры; получение объективной информации об уровне напряжения потребления электроэнергии конечными потребителями; создание конкурентной среды на рынке электроэнергии Свердловской области; создание привлекательных условий для инвесторов.



1. Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014 г.).
2. Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» № 36-ФЗ от 26.03.2003 г. (ред. от 05.04.2013 г.)
3. Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. (ред. от 30.12.2012 г.).
4. Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от
26.03.2003 г. (ред. от 21.07.2014 г.).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 05.05.2014 г.).
6. Постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» № 526 от 11.07.2001 г.
7. Постановление Правительства РФ «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» № 614 от 22.07.2013 г.
8. Постановление Правительства РФ «О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» № 41 от 26.01.2006 г.
9. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии: постановление Правительства РФ № 442от 04.05.2012г.
10. Правила оптового рынка электрической энергии и мощности: постановление Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010 г.
11. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг: постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.
12. Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: постановление Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 г.
13. Основные направления реформирования электроэнергетики
Российской Федерации: постановление Правительства РФ № 526 от
11.07.2001 г.
14. План мероприятий по развитию конкуренции в электроэнергетике
Российской Федерации: постановление Правительства РФ № 379-р
от 17.03.2014.
15. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ № 511-р от 03.04.2013 г.
16. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года:
распоряжение Правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003 г.
17. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года:
распоряжение Правительства РФ № 1715-р от 13.11.2009 г.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ