Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦЕНТРА МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №120770

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы творческого развития детей в системе дополнительного образования 11
1.1 Творческое развитие детей в системе дополнительного
образования как педагогическая проблема 11
1.2 Анализ рынка центров творческого образования детей в
г.о. Тольятти 20
1.3 Специфика организационно-педагогических условий, позволяющих создать центр музыкально-творческого развития
детей в условиях сельской местности 31
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации организационно - педагогических условий создания центра музыкально-творческого развития детей в сельской местности 42
2.1 Стратегический анализ внутренних и внешних факторов,
влияющих на работу музыкально-творческого центра 42
2.2 Разработка бизнес-плана центра музыкально-творческого
развития детей. Критерии и показатели эффективности работы центра 56
2.3 Возможные риски при реализации центра и мероприятия по
их устранению 69
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложение А. Диагностика удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами ДШИ «Гармония» 91
Приложение Б. Диагностика удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами ДШИ «Г армония» 92


Актуальность исследования. Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства российского общества, органично сочетающей в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Программы дополнительного, а в частности музыкального образования важны, поскольку дают возможность каждому ребёнку попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе и раскрыть свой талант, сориентироваться в конечном счёте в выборе будущей профессии.
Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием и определили, что к 2020 году до 75 процентов детей от 5 до 18 лет должны быть охвачены программами дополнительного образования.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивающего реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, особую актуальность приобретает вопрос развития дополнительного образования детей в условиях сельской местности. В отдельно взятом поселении сельского типа просто невозможно разрешить проблему развития дополнительного образования детей: она предполагает использование ресурсов всего муниципального района.
Недостатки в системе дополнительного образования детей:
.- скудность ресурсов: недостаточный уровень материально¬
технической базы учреждений образования детей и их финансирования; ограниченность в выборе кружков и секций; недостаточно развитая сеть иных учреждений дополнительного образования;
- отсутствие инфраструктуры: низкая концентрация учреждений дополнительного образования детей на относительно большой территории и их слабая транспортная доступность;
- нехватка кадров: отсутствие или недостаток подготовленных кадров.
Выявленные недостатки усложняют работу с детьми, не позволяют адекватно учитывать их интересы. Школа становится единственным источником развития творчества и художественной культуры селян. Разумеется, одной школе не разрешить все кризисные ситуации, поэтому возникает потребность в дополнительных центрах музыкально-творческого образования [4].
На сегодняшний день определены периоды становления и обоснованы системообразующие принципы развития центра дополнительного образования; определены вариативные формы и методы его обогащения; социальные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие системы; выявлены этапы становления и развития педагогического коллектива школы-комплекса, формы и методы объединения педагогов различных профессиональных ориентаций в единый коллектив; определены способы оценки деятельности школ-комплексов на основе системного мониторинга [43].
Однако внимание было обращено в основном к центрам дополнительного образования, функционирующим в индустриально развитых городах. Между тем ни в педагогической практике, ни тем более в науке нет сколько-нибудь заметного опыта или научного обоснования разработки и функционирования сельского образовательного комплекса.
Анализ актуальности дал возможность выявить противоречия между:
- известностью и распространенностью музыкально-творческих центров образования детей в городе и их отсутствием на селе;
- особой необходимостью создания и функционирования подобного типа образовательного заведения в условиях сельского социума и не разработанностью организационно-педагогических условий, позволяющих это осуществить.
Вопросы проектирования, выбора оптимальной структуры сельского образовательного центра, отработки механизма управления им, построения педагогического процесса и многие другие, без решения которых функционирование сельского образовательного комплекса невозможно, до сих пор остаются неразработанными [6].
Проблема исследования: какими должны быть организационно-педагогические условия, которые позволят спроектировать центр музыкально-творческого развития детей в системе дополнительного образования.
Цель исследования: определить и научно обосновать организационно¬педагогические условия проектирования центра музыкально-творческого развития детей в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс проектирования центра музыкально-творческого развития детей в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
проектирования центра музыкально-творческого развития детей в условиях сельской местности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: проектирование центра музыкально-творческого развития детей в условиях сельской местности будет эффективным, если при его создании будут учитываться следующие организационно- педагогические условия:
- будут проведены маркетинговые исследования рынка внутренней и внешней среды;
- будут разработаны критерии и показатели центра музыкально-творческого развития детей в условиях сельской местности;
- будет предоставлен бизнес-план центра музыкально-творческого развития детей.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
- провести маркетинговые исследования рынка центров творческого образования, выявить и раскрыть особенности деятельности данных центров;
- разработать организационно-педагогические условия проектирования центра музыкально-творческого развития детей;
- разработать бизнес-план центра музыкально-творческого развития детей;
- выявить возможные риски при реализации центра и мероприятия по их устранению.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
- эмпирические: наблюдение, опросы (анкетирование,
интервьюирование, беседы), изучение результатов учебной и внеучебной деятельности (продуктов деятельности) учащихся, педагогов и других участников исследования, социально-педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения теории развития музыкальной культуры обучающихся на основе разнообразных видов музыкально-творческой деятельности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, И.В. Арановская, Л.Г. Арчажникова, Л.В. Горюнова, Л.Н. Гродзенская, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский и другие ученые);
- процессный подход, как ключевая концепция управления
(П. Лоуренс, Р. Майер, С.В. Маклаков, А. Шматалюк);
- личностно-ориентированный подход в ходе исследования
обеспечивает процесс развития личности будущих обучающихся и сотрудников центра (Е.В. Бондаревская, М.И. Лукьянова,
A. А. Плигин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие ученые).
- теория развития школы-комплекса в условиях инноваций и педагогического мониторинга (Д.З. Ахметова);
- гуманистические идеи воспитания ребёнка (Ж.Ж. Руссо, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Г.В. Мухаметзянова, Л.А. Волович,
B. А. Сухомлинский и другие ученые);
- о строении культуры как отражении структуры человеческой деятельности в целом (М.С. Каган);
Основные этапы исследования:
Исследование проходило с сентября 2019 г. по июнь 2021 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап (сентябрь 2019 гг.) - поисково-аналитический: определение темы исследования; определение актуальности исследования, разработка методологического аппарата; подбор психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение степени разработанности проблемы, поиск новых подходов к ее решению; оформление результатов теоретических изысканий.
Второй этап (2019-2020 гг.) - экспериментальный: в ходе дальнейшего научного исследования будет осуществляться экспериментальная работа по реализации организационно-педагогических условий создания центра музыкально-творческого образования детей, разработка бизнес-плана центра музыкально-творческого образования детей, а также будет произведена статистическая обработка полученных данных.
Третий этап (2020-2021 гг.) - заключительно-обобщающий: корректировка модели, обобщение полученных результатов, формулировка выводов, оформление материала диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключаются:
- в постановке и решении на теоретическом и методическом уровнях проблемы проектирования центра музыкально-творческого развития детей в сельской местности;
- в анализе рынка центров творческого образования детей в г.о. Тольятти;
- в уточнении содержания понятия «организационно-педагогические условия»;
- в разработке диагностического инструментария для проведения стратегического анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на работу центра;
- в разработке бизнес-плана центра музыкально-творческого развития, выявлении возможных рисков при его реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены теоретические основы проектировании центра музыкально-творческого развития детей в сельской местности, выявлены организационно-педагогические условия создания центра музыкально-творческого развития детей в условиях сельской местности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в разработке и реализации организационно-педагогических условий по проектированию центра музыкально-творческого образования детей. Подобранные и разработанные диагностические инструменты могут быть использованы начинающими предпринимателями для открытия бизнеса, а также руководителями уже действующих музыкальных центров и школ для проведения стратегического анализа, и составления или корректировки бизнес-плана.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска.
Апробация и внедрение результатов исследования велось на протяжении всего исследования. Его результаты докладывались на Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБЩЕСТВО» (Тольятти, 2019); Всероссийской научно-практической конференции (Тольятти, 2019 года); Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные
практики» (Тольятти, 2019). Издавались в Международном научно-практическом периодическом сетевом издании «Форум молодых ученых» (ноябрь, 2020). По итогам исследования опубликовано 5 научных статей.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического состояния проблемы, определении особенностей творческого развития детей, разработанном бизнес-плане музыкально-творческого центра в сельской местности.
На защиту выносятся положения:
- Маркетинговый анализ рынка центров творческого образования детей выявил, что нехватка учреждений дополнительного образования обуславливает актуальность внедрения частных организаций по предоставлению услуг творческого образования детей в сельской местности. Разработанные организационно-педагогические условия проектирования центра музыкально-творческого образования детей в условиях сельской местности позволили доказать необходимость создания подобных центров.
- Организационно-педагогические условия представляют собой два самостоятельных смысловых понятия - «организационные условия» и «педагогические условия». К ключевым организационным условиям для создания музыкально-творческого центра относятся: проверка
реализуемости бизнес-идеи; удобное расположение и подходящее
помещение; необходимое ресурсное обеспечение, а именно -
нормативно-правовое обеспечение, финансовое обеспечение,
материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение;
выстраивание организационной структуры и создание системы управления организацией; продвижение центра на рынке. К педагогическим условиям для создания музыкально-творческого центра относятся: организация содержания занятий с учетом
музыкально-творческих потребностей детей и специфики определенного вида музыкально-творческой деятельности.
- К возможным рискам при реализации центра относятся уменьшение финансирования и снижение спроса, развитие технологий . Мероприятия по их устранению охватывают, как корректировку внутренней деятельности центра (открытие новых программ, создание платформы для онлайн-обучения, организация пространства в связи с эпидемиологической ситуацией), так и мероприятия, направленные на привлечение инвесторов и новых клиентов. Кроме того, к положительным рискам, выявленным на данном этапе, мы отнесли возможность смещения центра города в сторону сельской местности и быстрое развитие инфраструктуры, что при благоприятном исходе приведет к притоку клиентов и дальнейшему росту бизнеса - расширению преподавательского состава, закупка инструментов, создание филиалов.
Структура и объем диссертации. Структура и объем диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 75 источников, 3-х приложений. Основной текст работы изложен на 93 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в развитии системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей, в свою очередь развитие творческих способностей у детей является одним из главных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание самостоятельности, активности и творческого восприятия окружающего мира, которые в последующем помогут в преодолении проблем в обществе и жизни в целом.
В результате проведения маркетингового анализа рынка центров творческого образования детей, было выявлено что нехватка учреждений дополнительного образования обуславливает актуальность внедрения частных организаций по предоставлению услуг творческого образования детей в сельской местности.
Проблема исследования заключалась в том, чтобы узнать, какими должны быть организационно-педагогические условия, которые позволят спроектировать центр музыкально-творческого образования детей в условиях сельской местности. Данная проблема была решена с помощью проведенной экспериментальной работы
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа было проведено маркетинговое исследование рынка центров творческого образования, а также выявлены и раскрыты их особенности; выявлены организационно-педагогические условия, позволяющие разработать модель проектирования центра музыкально-творческого образования детей; был разработан бизнес-план центра музыкально-творческого образования детей.
Для проведения констатирующего этапа эксперимента были использованы диагностические методики, включающие в себя два разработанных нами анкетирования и такие инструменты менеджмента, как SWOT-анализ, PEST-анализ, а также методику сегментирования потребителей 5W. В результате чего был проведен стратегический анализ, результаты которого стали базой для составления бизнес-плана музыкально¬творческого центра, который был разработан на формирующем этапе эксперимента. На контрольном этапе эксперимента были выявлены возможные риски при реализации проекта.
Гипотеза исследования, базирующаяся на том, что проектирование центра музыкально-творческого образования детей в условиях сельской местности будет эффективны, если будут осуществлены проверенные в работе факторы. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
Однако необходимо отметить, что решение проблемы не исчерпывается данным исследованием. В дальнейшем при успешной реализации центра необходимо проводить дополнительные исследования рынка, а также стратегический анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на его работу с применением расширенного комплекса инструментов и методик.



1. Абдуллаев А. Р., Мыльников Л. А., Васильева Е. Е. Риски в инновационных проектах: причины появления, интегральные риски, экспертиза проектов с учетом рисков // Экономический анализ: Теория и практика, 2012. №40(295). С. 41-49
2. Аверкина С. Г., Воротникова Д. В. Оценка рисков проекта // International scientific review. 2019. №67 С.34-37
3. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/10/25 (дата обращения: 26.11.2019).
4. Асафова Т. Ф. Модели повышения доступности дополнительного
образования детей в сельском социуме // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика, 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7modeli-
povysheniya-dostupnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-selskom-sotsiume (дата обращения: 21.03.2021).
5. Ахметова Д. З. Школа-комплекс как социально-педагогическая система. Казань : Экоцентр, 2016. 187 с.
6. Байбородова Л. В., Лушникова Т. В. Обеспечение доступности
дополнительного образования сельских школьников как проблема педагогической науки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7obespechenie-dostupnosti-dopolnitelnogo-
obrazovaniya-selskih-shkolnikov-kak-problema-pedagogicheskoy-nauki (дата
обращения: 09.10.2019).
7. Бахромкин А. С. Развитие методологии оценки рисков инвестиционных проектов: Учет временных характеристик рисков проекта // Современные тенденции развития в области экономики и управления.
Материалы Международной научно-практической конференции, 2018. С. 16- 20
8. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебное пособие. М. : Диалог культур, 2007. 512 с.
9. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Теория организации и организационное поведение (теория и практика): учебное пособие. М. : КНО- РУС, 2016. 284 с.
10. Борисов В. О., Борисова Н. И. Проблема реализации
дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в сельской местности (на примере программ в области музыкального искусства) [Электронный ресурс] // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. №3 (7). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problema-realizatsii-dopolnitelnyh-
predprofessionalnyh-obscheobrazovatelnyh-programm-v-selskoy-mestnosti-na- primere-programm-v (дата обращения: 19.05.2021).
11. Брутова М. А. Дополнительное образование в расширении
образовательных возможностей сельской школы [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZconf.ipps.institute.sfu-kras.ru/node/641 (дата обращения:
26.04.2020).
12. Бунтовский С. Ю., Гайдо О. В. Бизнес-план как элемент стратегического планирования ZZ Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы, 2017. С. 138-140
13. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия
«Организационно-педагогические условия» [Электронный ресурс] ZZ Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZanaliz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno- pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 19.05.2021).
14. Голованов В. П. Развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях на основе акмеологического подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2012. № 3. С. 68-70.
15. Гурьянова М. П. Инновационные идеи экспериментальной работы по формированию жизнеспособной личности в условиях сельского социума // Молодежь и общество. 2009. №92. С. 4-15.
16. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности : материалы III Международной научно-практической конференции / Челябинск - Москва, 26-27 октября 2017 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2017 . - 532 с.
17. Дополнительное образование детей: Психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Л. В. Байбо-родовой. М. : Издательство Юрайт, 2017. 413 с.
... Всего источников – 75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ