ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами игр- драматизаций 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Анализ психолого-педагогической практики по проблеме
формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3 Характеристика игр-драматизаций как средства формирования
эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр-драматизаций 24
2.1 Выявление уровня сформированности эмоциональной лексики
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и методы формирования эмоциональной лексики
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр- драматизаций 35
2.3 Выявление динамики уровня сформированности эмоциональной
лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 58
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами игр- драматизаций 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Анализ психолого-педагогической практики по проблеме
формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3 Характеристика игр-драматизаций как средства формирования
эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр-драматизаций 24
2.1 Выявление уровня сформированности эмоциональной лексики
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и методы формирования эмоциональной лексики
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр- драматизаций 35
2.3 Выявление динамики уровня сформированности эмоциональной
лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 58
Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи, является практическое усвоение лексических средств языка. Исследования, посвященные развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристиках лексического запаса (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Дети с общим недоразвитием речи используют в активной речи общеизвестные, наиболее часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом свидетельствуют о несформированности целостной системы лексических значений.
Исследования эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями показали, что данный вид лексики используется дошкольниками фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности (И.Ю. Кондратенко).
Спонтанное развитие эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи не может привести к удовлетворительным результатам. Целенаправленное формирование данного пласта лексики у детей с общим недоразвитием речи может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы.
Включение в коррекционно-образовательный процесс дошкольных образовательных организаций направления формирования эмоциональной лексики будет способствовать расширению словарного запаса, установлению семантических связей в системе детского лексикона, что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению общего недоразвития речи дошкольников.
К настоящему времени разработаны и представлены в методической литературе практические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф.Гаркуша, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова).
Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени специфика развития эмоциональной лексики представлена недостаточно. Не исследованы в полном объеме особенности ее понимания и употребления детьми с общим недоразвитием речи, недостаточно представлены методы и приемы коррекционной работы, направленные на ее формирование и обогащение.
В поиске решения проблемы формирования эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи мы решили использовать средства игр- драматизаций. В процессе игры происходит знакомство с новыми словами, их понимание, различение и употребление, уточняются их лексические, грамматические и фонетические оттенки. Игра-драматизация несет в себе огромный потенциал для развития речи ребенка, а также для формирования эмоциональной лексики.
Системные исследования особенностей использования средств игр- драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи отсутствуют, имеются лишь отдельные рекомендации по включению данного вида игр в коррекционную работу с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова).
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эмоциональной лексики и недостаточным использованием средств игр-драматизаций для решения данной задачи в коррекционно-образовательном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности средств игр-
драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств игр-драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной
лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр- драматизаций.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективным, если:
— работа осуществляется поэтапно в соответствии с направлениями формирования эмоциональной лексики;
— определены средства игр-драматизаций, направленные на формирование показателей эмоциональной лексики;
— средства игр-драматизаций интегрированы в коррекционную работу с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) выявить уровень сформированности эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3) определить и апробировать содержание и методы формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр-драматизаций.
Теоретическую основу составили:
- психолингвистический подход к изучению лексической системы детей с речевой патологией (Ж.В. Антипова, В.А. Гончарова, Е.В. Назарова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова);
- подход к выделению критериев и этапов формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (И.Ю. Кондратенко);
- положения исследований о роли игр-драматизаций для разностороннего развития детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерицкая, Б.М. Теплов, Л.Г. Стрелкова).
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта); эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования: определены возможности использования средств игр-драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: доказана эффективность применения средств игр-драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты исследования позволят расширить методику логопедической работы, направленную на совершенствование лексической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что апробированные содержание и методы формирования эмоциональной лексики средствами игр-драматизаций могут дополнить содержание коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: МБУ Школа № 18
структурное подразделение детский сад «Альтаир» г.о. Тольятти. Участвовало в эксперименте 6 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Исследования эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями показали, что данный вид лексики используется дошкольниками фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности (И.Ю. Кондратенко).
Спонтанное развитие эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи не может привести к удовлетворительным результатам. Целенаправленное формирование данного пласта лексики у детей с общим недоразвитием речи может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы.
Включение в коррекционно-образовательный процесс дошкольных образовательных организаций направления формирования эмоциональной лексики будет способствовать расширению словарного запаса, установлению семантических связей в системе детского лексикона, что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению общего недоразвития речи дошкольников.
К настоящему времени разработаны и представлены в методической литературе практические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф.Гаркуша, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова).
Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени специфика развития эмоциональной лексики представлена недостаточно. Не исследованы в полном объеме особенности ее понимания и употребления детьми с общим недоразвитием речи, недостаточно представлены методы и приемы коррекционной работы, направленные на ее формирование и обогащение.
В поиске решения проблемы формирования эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи мы решили использовать средства игр- драматизаций. В процессе игры происходит знакомство с новыми словами, их понимание, различение и употребление, уточняются их лексические, грамматические и фонетические оттенки. Игра-драматизация несет в себе огромный потенциал для развития речи ребенка, а также для формирования эмоциональной лексики.
Системные исследования особенностей использования средств игр- драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи отсутствуют, имеются лишь отдельные рекомендации по включению данного вида игр в коррекционную работу с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова).
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эмоциональной лексики и недостаточным использованием средств игр-драматизаций для решения данной задачи в коррекционно-образовательном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности средств игр-
драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств игр-драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной
лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр- драматизаций.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективным, если:
— работа осуществляется поэтапно в соответствии с направлениями формирования эмоциональной лексики;
— определены средства игр-драматизаций, направленные на формирование показателей эмоциональной лексики;
— средства игр-драматизаций интегрированы в коррекционную работу с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) выявить уровень сформированности эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3) определить и апробировать содержание и методы формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня средствами игр-драматизаций.
Теоретическую основу составили:
- психолингвистический подход к изучению лексической системы детей с речевой патологией (Ж.В. Антипова, В.А. Гончарова, Е.В. Назарова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова);
- подход к выделению критериев и этапов формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (И.Ю. Кондратенко);
- положения исследований о роли игр-драматизаций для разностороннего развития детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерицкая, Б.М. Теплов, Л.Г. Стрелкова).
В своем исследовании мы использовали следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта); эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования: определены возможности использования средств игр-драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: доказана эффективность применения средств игр-драматизаций в формировании эмоциональной лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты исследования позволят расширить методику логопедической работы, направленную на совершенствование лексической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что апробированные содержание и методы формирования эмоциональной лексики средствами игр-драматизаций могут дополнить содержание коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: МБУ Школа № 18
структурное подразделение детский сад «Альтаир» г.о. Тольятти. Участвовало в эксперименте 6 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В результате проведения исследования были сделаны следующие выводы.
Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи является практическое усвоение лексических средств языка. Спонтанное развитие эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи не может привести к положительным результатам. Целенаправленное формирование данного пласта лексики у детей с общим недоразвитием речи может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы.
На основе теоретического анализа проблемы мы предположили, что процесс формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня будет эффективным, если:
— работа осуществляется поэтапно в соответствии с направлениями формирования эмоциональной лексики;
— определены средства игр-драматизаций, направленные на формирование показателей эмоциональной лексики;
— средства игр-драматизаций интегрированы в коррекционную работу с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня.
Данные положения гипотезы были проверены в ходе экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для выявления уровней сформированности эмоциональной лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня на основе подхода И.Ю. Кондратенко были выделены следующие показатели: способность распознавать эмоциональные состояния, объём словарного запаса, использование мимики, использование жестов, использование интонации.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании у детей 5-6 лет с ОНР III уровня низкого и среднего уровней сформированности эмоциональной лексики.
Формирование эмоционального лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня средствами игр-драматизаций осуществлялось по направлениям,
выделенным на основе подхода И.Ю. Кондратенко: развитие
паралингвистических средств общения, формирование интонационной стороны речи, обогащение эмоциональной лексики, развитие выразительной связной речи и речевой коммуникации в целом.
Данные направления были реализованы в процессе двух этапов: подготовительного и основного. Цель подготовительного этапа заключалась в подготовке детей 5-6 лет с ОНР III уровня к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний доступных возрасту для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Цель основного этапа - обеспечение постепенного усвоения, закрепления и введение в связную речь детей 5-6 лет с ОНР III уровня эмоциональной лексики.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает, что на контрольном этапе эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности эмоциональной лексики увеличилось на 17%, со средним уровнем - уменьшилось на 2%, количество детей с низким уровнем сформированности эмоциональной лексики уменьшилось на 15%.
На основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что апробированные содержание и методы формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня средствами игр- драматизаций обеспечили положительную динамику.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи является практическое усвоение лексических средств языка. Спонтанное развитие эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи не может привести к положительным результатам. Целенаправленное формирование данного пласта лексики у детей с общим недоразвитием речи может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы.
На основе теоретического анализа проблемы мы предположили, что процесс формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня будет эффективным, если:
— работа осуществляется поэтапно в соответствии с направлениями формирования эмоциональной лексики;
— определены средства игр-драматизаций, направленные на формирование показателей эмоциональной лексики;
— средства игр-драматизаций интегрированы в коррекционную работу с детьми 5-6 лет с ОНР III уровня.
Данные положения гипотезы были проверены в ходе экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для выявления уровней сформированности эмоциональной лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня на основе подхода И.Ю. Кондратенко были выделены следующие показатели: способность распознавать эмоциональные состояния, объём словарного запаса, использование мимики, использование жестов, использование интонации.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании у детей 5-6 лет с ОНР III уровня низкого и среднего уровней сформированности эмоциональной лексики.
Формирование эмоционального лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня средствами игр-драматизаций осуществлялось по направлениям,
выделенным на основе подхода И.Ю. Кондратенко: развитие
паралингвистических средств общения, формирование интонационной стороны речи, обогащение эмоциональной лексики, развитие выразительной связной речи и речевой коммуникации в целом.
Данные направления были реализованы в процессе двух этапов: подготовительного и основного. Цель подготовительного этапа заключалась в подготовке детей 5-6 лет с ОНР III уровня к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний доступных возрасту для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Цель основного этапа - обеспечение постепенного усвоения, закрепления и введение в связную речь детей 5-6 лет с ОНР III уровня эмоциональной лексики.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает, что на контрольном этапе эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности эмоциональной лексики увеличилось на 17%, со средним уровнем - уменьшилось на 2%, количество детей с низким уровнем сформированности эмоциональной лексики уменьшилось на 15%.
На основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что апробированные содержание и методы формирования эмоциональной лексики детей 5-6 лет с ОНР III уровня средствами игр- драматизаций обеспечили положительную динамику.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие речи в процессе формирования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие речи в процессе формирования игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



