Введение 3
1 Теоретические основы взаимодействия региональной власти и бизнес -
структур 8
1.1 Сущность и специфика государственно -частного партнерства на
региональном уровне 8
1.2 Задачи и принципы государственно-частного партнерства 17
1.3 Формы и модели государственно-частного партнерства в современной
экономике 23
2 Анализ государственно-частного партнерства в Самарской области 30
2.1 Тенденции развития государственно-частного партнерства в экономике
Самарской области 30
2.2 Анализ взаимодействия региональной власти и бизнес-структур Самарской
области 49
2.3 Реализация форм государственно-частного партнерства в Самарской
области 58
3 Совершенствование организации государственно-частного партнерства в
Самарской области 67
3.1 Формирование модели взаимодействия региональной власти и бизнес-
структур 67
3.2 Использование инструментов государственно-частного партнерства при реализации социальных программ (на примере здравоохранения Самарской
области) 71
3.3 Определение социально-экономической эффективности предложенного
мероприятия 77
Заключение 82
Список использованной литературы
Актуальность исследования. В условиях глобализации и развития процессов интеграции в экономике особую важность приобретают инструменты перехода к наиболее эффективным формам хозяйствования, позволяющим ускорить темпы инновационного и социально -экономического развития регионов. В данных условиях приоритетным инструментом выступает стимулирование частных бизнес-структур к повышению их инвестиционной активности в процессе реализации социально-значимых инновационных проектов, направленных на региональное развитие. В качестве активизирующего механизма выступает государственно-частное партнерство, которое основывается на партнерских отношениях органов власти и частного сектора, формируя экономически взаимовыгодные отношения государственно¬частного партнерства инновационной направленности.
Государственно-частное партнерство представляет собой новую форму экономических отношений, основанную на сочетании различных форм собственности, совокупности потенциалов, на комбинации интересов сторон партнерства, на установлении сбалансированности и динамического равновесия горизонтально-вертикальных и межструктурных взаимодействий и может быть реализовано в различных отраслях экономики Российской Федерации.
Наиболее актуально использование государственно -частных партнерств на региональном уровне вследствие возможности привлечения инвестиций для реализации дорогостоящих стратегически-значимых инновационных проектов, что позволяет развиваться экономически отсталым и депрессивным регионам. На современном этапе экономического развития государственно-частное партнерство на территории Российской Федерации носит экспериментальный характер на основе использования успешного опыта реализации таких проектов в зарубежных странах. Однако, специфические условия экономики Российской Федерации и ряд внутренних и внешних противоречий сдерживают развитие данного вида взаимоотношений государства и бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Исследование вопросов, связанных с теорией и практикой государственно-частного партнерства, содержатся в трудах таких ученых, как В.В. Авеков, Е.М. Алешин, А.М. Беляев, И.Ю.
Беляева, М.В. Валитов, В.Г. Варнавский, А.П. Вихрян, М.В. Вилисов, Г.Г.
Генералов, Н.Г. Доронина, И.Л. Заика, Ю.В. Зворыкина, А.А. Коноплянник, В.Н. Косторниченко, В.Э. Манжиков, В.А. Михеев, В.Н. Носков, Т.А. Санников, Р. Скидельский, Н.И. Свистунов, С.А. Смоляк, С.А. Сосна, М.А.Субботин, Л.С. Черный и др. Научные разработки, связанные с развитием инновационной системы региона представлены такими учеными как И.В. Бережная, О.Г. Голиченко, В.В. Гузырь, О.Н. Владимирова, В.Иванов, Э.А. Диваева, Н.В. Лисовская, А.М., Мухамедьяров, М.В. Палкина, Л.И. Федулова, А.Н. Шичков, Л.А. Яременко и так далее.
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение данной проблематики, в недостаточной степени изучены вопросы формирования государственно-частного партнерства в экономике региона и особенности его применения в условиях реализации инновационных проектов.
Актуальность темы, недостаточная степень разработанности и научно-практическая значимость обусловили выбор темы, объект и предмет исследования, его цель, задачи и перечень рассматриваемых вопросов.
Цель диссертационной работы состоит в совершенствовании теоретических и практических подходов к формированию государственно-частного партнерства в экономике региона.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, отражающие логику этапов исследования и структуру работы:
1) исследовать теоретические основы взаимодействий региональной власти и бизнес-структур;
2) изучить отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства в региональной экономике;
3) разработать модель взаимодействия региональной власти и бизнес - структур;
4) предложить мероприятия по совершенствованию государственно - частного партнерства на уровне региона;
5) определить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий государственно-частного партнерства в региональной экономике.
Объектом исследования является государственно-частное партнерство Самарской области.
Предмет исследования - совокупность экономических и организационно - управленческих отношений, возникающих в процессе взаимодействий государства и бизнес-структур на уровне региона.
Исследование базируется на использовании категорий, принципов и методов основных методических подходов, среди которых выделены следующие: системный, структурно-целевой, институциональный,
инновационный, территориально-отраслевой, программно-целевой,
интеграционный, синергетический, бихевиоральный, ситуационный и др., позволяющих выделить важные и особенные параметры объекта и предмета исследования [43].
Общетеоретической основой диссертационного исследования являются фундаментальные положения теории государственно-частного партнерства, теории инноваций и теории динамического равновесия, работы отечественных и зарубежных ученых в области формирования условий и выбора факторов формирования механизмов государственно-частного партнерства,
инновационного развития регионов, а также в области обоснования направлений и методов эффективного взаимодействия государства и бизнеса, управления взаимодействиями, построения модели государственно-частного партнерства на основе ортогенетического подхода.
Информационную основу исследования сформировали данные федеральных и региональных статистических органов о показателях социального, экономического, инновационного развития Самарской области, сведения аналитических отчетных материалов в области реализации проектов государственно-частного партнерства, монографии и статьи по всему комплексу проблем, справочная, периодическая и специализированная литература по государственно-частному партнерству.
Научная новизна работы заключается в разработке механизма государственно-частного партнерства в экономике региона,
конкретизированного в теоретико-методологических подходах и системно-логическом инструментарии его формирования и реализации в современных условиях.
В число важнейших результатов, полученных автором и определяющих научную новизну и значимость проведенного исследования, входят следующие:
1) уточнен понятийный аппарат государственно-частного партнерства в части выявления его экономической сущности и определения преимущественной роли в инновационном развитии экономики региона в условиях глобализации и активизации интеграционных процессов;
2) предложена модель рыночного взаимодействия региональной власти и бизнес-структур в рамках инновационного развития экономики Самарской области;
3) разработана методика качественной оценки целесообразности использования механизмов ГЧП для создания или реконструкции объекта инфраструктуры здравоохранения.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования предложенного методического подхода и конкретных практических рекомендаций в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства в инновационном и социально-экономическом развитии регионов, при совершенствовании механизма и инструментов взаимодействий власти и бизнеса, при оценке эффективности осуществления проектов государственно-частного партнерства.
Практическая ценность полученных научных результатов заключается в возможности использования разработанных в рамках диссертационной работы методических подходов к совершенствованию государственно-частного партнерства в экономике регионов. Предложенные модели государственно¬частного партнерства позволят регионам реализовать инновационные проекты и программы перспективного регионального развития, обеспечить их конкурентоспособность, сформировать благоприятный инвестиционный климат, а также повысить качество жизни в современных условиях.
Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, используются в учебном процессе, а также в процессе реализации проектов инновационного и социально-экономического региона в рамках Самарской области с целью оптимизации взаимодействий региональной власти и бизнес- структур.
Точность и аргументированность исследования подтверждается использованием в диссертационной работе законодательных и нормативно-правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, собственных экономических исследований автора, а также статистических и фактических данных, опубликованных в официальной статистике, в отечественных и зарубежных монографиях и периодических изданиях.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации получили апробацию на различных международных, всероссийских, региональных, вузовских конференциях и семинарах.
В результате проведенного исследования установлено, что теоретико- методические вопросы совершенствования организации и развития государственно-частного партнерства в экономике региона представляют собой проблему национального значения, разрешение которой, в условиях глобализации и расширяющейся интеграции, является фактором повышения конкурентоспособности региона в результате реализации инновационных проектов, что обуславливает актуальность выбранной темы диссертационной работы. Реализация поставленных задач позволила сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1) уточнено понятие «государственно-частное партнерство», что позволяет исключить разнородность толкования их сущностных характеристик, а также понимания их значения в процессе развития региона;
2) в рамках исследования выявлено, что эффективность реализации
подходов к совершенствованию государственно-частного партнерства обеспечивается применением совокупности принципов и задач его
формирования, позволяющих строить модели горизонтальных, вертикальных и межструктурных взаимодействий сложных интегрированных структур в процессе реализации инновационной деятельности и определить основные направления их развития;
3) на основе использования ортогенетического подхода разработаны модели государственно-частного партнерства, позволяющие определить состав, структуру и порядок взаимодействия государства и частного бизнеса, обеспечивающих инновационное и социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;
4) в целях повышения конкурентоспособности региона и качества жизни было предложено разработать проект создания онкорадиологического центра в г. Тольятти.
Таким образом, результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют реализовать наиболее эффективные модели и механизмы государственно-частного партнерства в экономике региона и выявить их теоретико-методическую основу и практическое значение.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. : офиц. текст. - М. : Маркетинг № 51-ФЗ, 1994.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. : офиц. текст. - М. : Норма, 1993.
3. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», 2010.
4. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 «О
государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», 2010.
5. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», 2010 .
6. Проект Федерального закона от 17.09.2009 г. «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций», 2009.
7. Проект Федерального закона от 13.03.2013 г. «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», 2013.
8. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», 1999.
9. Федеральный закон от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», 1999.
10. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», 1999.
11. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», 2005.
12. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации», 2005.
13. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции», 2006.
14. Федеральный закон от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития», 2007.
15. Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке
осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», 2008.
16. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 2011.
17. Авеков В.В. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности / В.В. Авеков, Т.В. Баранова, Б. А. Райзберг. — М. : МАМАР- МЕН, 2013. 125 с.
18. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А.А. Алпатов, А.В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе. - М. : Альбина Паблишерс, 2015. 123 с.
19. Амунц Д.М. Государственно -частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов // Справочник руководителя учреждений культуры.
2015. №12. С.16-19.
20. Антонова К.А. Государственно-частное партнерство: современные подходы // Экономика и управление. 2014. №3. С. 49-51.
21. Бек М.А. Маркетинговые аспекты развития государственно-частных партнерств / М.А. Бек, Н.Н. Бек. - М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ,
2016. С. 142-160.
22. Бережная И.В., Смирнова Е.А. Структурная модель региональной инновационной системы // Экономика и управление. 2017. № 2. С. 56-58.
23. Авен П.О. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / П.О.Авен, С.Р.Борисов, А.Н.Шохин // Нац. исслед. ун-т — Высш. шк. экономики. — М., 2015. 347 с.
24. Богачев Ю.С., Октябрьский А.М. Государственно-частное партнерство в инновационных системах // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2014. №3. С. 47-51.
25. Бондаренко Е.Ю. Региональная стратегия государственно-частного партнерства: мировой опыт и российская практика / Е.Ю. Бондаренко. - М. : Научная книга, 2016. 204 с.
26. Бородин А.И., Кочугуева М.Н. Стратегия развития кластеров предприятий в межотраслевой региональной интеграции. Известия Томского политехнического университета // Экономика. Философия, социология и культурология. История. 2014. № 6. С. 51-56.
27. Бочков С.О. Развитие государственно-частного партнерства в инвестиционных проектах в сфере капитального строительства в городе Самара [Электронный ресурс]. URL: http://dpr.ru/journal/journal_33_19.htm. (дата обращения: 25.03.2016).
28. Бруссер П., Рожкова С. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2015. № 2. С. 74-76.
29. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство : соч. в 2 т. М. : ИМЭМО РАН, 2013. 398 с.
30. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. - М. : Наука РАН, 2015. 174 с.
31. Виленский П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: 4-е изд., испр. и доп. / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - М. : Дело, 2016. 287 с.
32. Владимирова О.Н. Формирование региональных инновационных систем как фактор устойчивого развития региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. № 4. С. 67-69.
33. Гассий В.В. Региональные аспекты формирования механизмов обеспечения социальной ответственности бизнеса / В.В. Гассий. - М. : Экономика, 2014. 130 с.
34. Голиченко О. Г. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. 2014. №12. С. 58-63.
35. Государственно-частное партнерство : теория и практика / В. Г. Варнавский [и др.]. - М. : Изд-во дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики,
2013. 287 с.
36. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под ред. А.К. Казанцева. - М. : Инфра-М, 2015. 185 с.
37. Гусев И. ГЧП в условиях экономического кризиса: новые
тенденции развития // Юрист. 2015. № 1. С. 69-74.
38. Дадеркина Е.А. Эволюция инновационного процесса: парадигма открытых инноваций // Инновационная деятельность. 2014. № 4. С. 14-22.
39. Делмон Дж. Государственно-частное партнёрство в
инфраструктуре: практическое руководство для органов государственной власти / Дж. Делмон. - М. : Наука, 2013. 175 с.
40. Дерябина М.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2016. № 8. С. 74.